В работе я рассказываю о педагогической династии нашей семьи, общий педагогический стаж которой составляет 150 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
ped_dinastii_arz_kraya.doc | 710.5 КБ |
Автор работы: Сахаровский Александр-10 класс
МОУ «Водоватовская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Борисова Наталья Викторовна
Адрес: с.Водоватово
пл.Кирова,22
МОУ»Водоватовская СОШ»
Телефон: 8 83147 54 431
с.Водоватово, 2010
Цели и задачи:
Привлечение внимания к значимой и нужной профессии учителя.
Изучить педагогическое древо наших родственников и восстановить семейную династию.
Формирование ответственности перед собой, окружающими, обществом.
Воспитание любви и интереса к истории своей семьи.
Методы:
Сбор материала.
Творческая работа
Вступление.
Каждый культурный человек обязан знать прошлое своей семьи.
«Уважение к минувшему прошлому – вот черта, отделяющая образованность от дикости». (А.С.Пушкин)
Возврат к прошлому (изучение) важен и потому, что наши предки были людьми изобретательными, практичными, нравственными и поэтому горячо любили свою Родину.
«Врач лечит тело,
Учитель лечит душу».
Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель- это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. На мой взгляд, это лучшая в мире профессия и самая главная, особенно для нас, детей, ведь учителя проводят с нами большую часть нашей жизни – всё наше детство и юность.
Поэтому мне захотелось рассказать, как в нашем роду появилась профессия – учитель.
Среди моих родственников много педагогов. Я решил восстановить свою семейную династию учителей. Династии учителей это не что иное, как сама история нашего государства.
Это и стало целью моей работы.
Исследования доказывают, что в каждой третьей школе трудятся представители больших педагогических династий.
Общий педагогический стаж династии 150 лет.
Основателем династии является мой прадедушка Митрофанов Тихон Васильевич. Он родился в 1923 году в селе Липовка Ардатовского района Горьковской области. Время было тяжёлое, голодное. В семье четверо маленьких детей. Когда ему исполнилось 5 лет, скоропостижно умерла мать.
Детей воспитывал один отец.
Несмотря на все тяготы жизни Тихон Васильевич, успешно закончив школу, поступил в Белохолуницкое педагогическое училище Кировской области и получив в 1942 году аттестат (Приложение1) восемнадцатилетним юношей попросился на фронт. Прошёл всю войну. Домой возвратился инвалидом. Особенно его беспокоили осколки, находившиеся около сердца и поэтому опасные для жизни.
Свою трудовую педагогическую деятельность начал в 1945 году в с.Липилеи
Ардатовского района (Приложение 2 ФОТО).
В 1947 г. Поступил в Арзамасский государственный учительский институт (заочно) и в 1951г. Окончил полный курс института по специальности физики и математики (Приложение 2) В 1950 г. Его переводят в Балахонихинскую восьмилетнюю школу Арзамасского района учителем физики и математики. (ФОТО)
С утра и до позднего вечера находился Тихон Васильевич в школе. Работал с энтузиазмом и большим интересом. Ходил с детьми в походы и на экскурсии. Вёл различные кружки: математическтий, фотографический, кинокружок.(ФОТО)
Коллектив учителей был очень дружный и сплочённый. В то время директором школы был Тихонов Николай Петрович ( позднее – директор Арзамасской школы), завучем – Кутяева Лидия Денисовна ( в последствии работала учителем в Арзамасской школе). Они были самыми близкими друзьями семьи. В свободное от работы время все учителя с удовольствием посещали драматический кружок. Выступали перед жителями станции Балахониха со спектаклями и концертами, на которые приходили даже жители окрестных школ (Волчиха, Белозерье, Селякино). Так, например, в главной роли пьесы К.А.Тренева «Любовь Яровая» Тихон Васильевич играл главную роль (комиссар Кошкин).
В выходные дни он любил ходить на охоту со своей собакой Альмой, с удовольствием собирал грибы, увлекался шахматами, играл в волейбол, а вечером брал в руки баян или гитару.
Вся его жизнь была подчинена одной цели - воспитать духовно-нравственного человека, любознательного, умного и умелого, настоящего гражданина своей страны.
Стаж его педагогической работы составляет 32 года (с 1945г. по 1977г)
В семье моего прадедушки воспитывалось четверо детей: Валентина, Вера, Владимир и Тамара. Две дочери – Валентина и Вера пошли по стопам отца, а два внука (Валентин и Сергей – дети Владимира) и внучка Наташа (дочь Веры), закончив педагогический институт продолжили династию учителей.
Крайнева Валентина Тихоновна (Митрофанова) - старшая дочь прадедушки родилась в с.Липовка Ардатовского района Горьковской области 1947 года.
В 1962г. окончила 8 классов, в 1966г. – Лукояновское педагогическое училище, а в 1977г. – Красноярский педагогический институт ( русский язык и литература). Работала 12 лет в Сибири и 32г. В Кулебакском районе Нижегородской области. Стаж пед.работы – 44года, из них 10 лет – на руководящей должности. В 1983году ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда» (Приложение 3 ), а в 2009г. – «Ветеран труда».
Валентина Тихоновна участвовала в районных и областных педагогических чтениях «Ученик – учитель – родитель: проблемы и перспективы взаимодействия» (Приложение 4 ), во Всероссийской научно – практической конференции г.Арзамаса « Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы».Её статья напечатана в сборнике «Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы» Арзамас, АГПИ, 2007. (Приложение 5 )
Она ведёт большую работу и как классный руководитель: поездки с детьми по историческим местам (Муром, Н.Новгород, Москва, Дивеево, Б.Болдино, Владимир,Суздаль и т.д.),
классные часы, праздники старины (Пасха, Масленица, Русские посиделки)
СЛАЙД
Учащиеся ее класса занимаются литературной деятельностью: пишут стихи, фентези, (Приложение6 ) за что получали призы и диплом за лучшую экологическую сказку (Н.Новгород), напечатанную в газете « Зелёный парус». Ученица 10 класса Соколова Галя заняла II место в области за работу «Пушкин в Нижегородском крае». Класс Валентины Тихоновны по итогом года многократно выходил в лидеры со званием «Лучший класс года».
ФОТО
Педагог умело работает и с родителями, привлекая их к участию в мероприятиях, которые готовит очень тщательно, эстетично оформляет их и проводит на высоком уровне.
ФОТО
Она ведёт большую общественную работу: председатель Совета школы, Председатель профсоюзной организации, (Приложение Грамота) руководитель методических объединений. Дважды избиралась депутатом райсовета (Приложение )и была делегатом XY съезда Профсоюзов (Приложение ).
Творческий человек, квалифицированный педагог, умелый организатор. Валентина Тихоновна Крайнева пользуется авторитетом и уважением коллег, родителей и учащихся. За свой труд она награждена районными, областной и Министерской грамотами и дипломом Московского Патриарха Нижегородской Епархии Кулебакского благочиния. (Приложение) У неё есть хобби: вышивает бисером и пайетками. Очень любит гостей. Летом на даче
выращивает цветы. В 2000г. в семье появился ещё один педагог – это сноха Ирина Николаевна (Середенина). Окончив с красным дипломом АГПИ им.А.П.Гайдара, она пришла в школу и преподаёт химию.
Вторая дочь прадедушки – моя бабушка-Борисова Вера Тихоновна
(СЛАЙД) родилась в 1950 году на ст.Балахониха, Арзамасского района, Горьковской области. Училась в Балахонихинской восьмилетней школе. Свою первую учительницу, Александру Георгиевну Яковлеву, классного руководителя, Нину Степановну Игонину и других вспоминает с теплотой, любовью и благодарностью.
Окончив школу, Вера Тихоновна поступила в Дивеевское педагогическое училище, а затем ( в связи с его закрытием) перевелась в Лукояновское, директором которого был Куманев А.А. Это были прекрасные студенческие годы, о которых она говорит: « Мне повезло с педагогами, дружелюбными, чистосердечными, настоящими энтузиастами».
С 1970 г. она начинает свою педагогическую деятельность учителем начальных классов в Водоватовской средней школе Арзамасского района. Её встречает дружный сплочённый коллектив. Она находила поддержку в трудную минуту в лице директора школы Морозова А.Ф. и завуча Птицыной З.Г. Они были её первыми наставниками.
С 1972г.по 1979г. заочно учится в АГПИ им.А.П.Гайдара на биофаке и продолжает работать в школе.(Приложение )
Уроки проводит интересно, используя современные методы и приёмы, ТСО и наглядность. Каждый ее урок – это урок-игра, урок – путешествие, урок – диспут, урок – сказка. Она часто давала открытые уроки и внеклассные мероприятия на район, привлекая к их подготовке и участию родителей. Ведет большую воспитательную работу с детьми во время экскурсий и прогулок, после посещения театров, музеев и выставок. Очень интересно проходят и другие внеклассные мероприятия, на которых всегда присутствует много гостей, т.к. Вера Тихоновна охотно делится своим опытом.
Очень интересно проходят и другие внеклассные мероприятия, на которых всегда присутствует много гостей, т.к. Вера Тихоновна охотно делится своим опытом. (Слайд)
Именно поэтому несколько лет подряд была завучем начальных классов, руководителем методического объединения, неоднократно выступала на районных МО учителей начальных классов. Постоянно повышала свой педагогический уровень в г.Арзамасе и Н.Новгороде. Вела и общественную работу: избиралась депутатом сельского Совета, состояла в месткоме, участвовала в художественной самодеятельности.
Вера Тихоновна пользуется авторитетом и уважением коллег, родителей и учащихся. За свой труд она награждена грамотами и благодарственным письмом (Приложение). В 2008г. Ей присвоили звание «Ветеран труда». Некоторые ее ученики пошли по стопам своей учительницы и работают в нашей школе: Макарова Т.В.- учитель биологии, Ратина Н.Н.- учитель немецкого языка, Матвеева Е.Н. – учитель начальных классов , Клыкова Н.И. учитель истории в школе г.Арзамаса.
Маяком для неё служат идеи Януша Корчака: «Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».
(СЛАЙД)
Вера Тихоновна – моя бабушка и первая учительница.
В свободное время она любит шить, вышивать, читать, печь очень вкусные пироги, а летом с удовольствием ездит в лес за ягодами и грибами.
Педагогический стаж составляет 38 лет.
Педагогическую династию продолжила моя мама – Борисова Наталья Викторовна. Она окончила в 1995 г. Арзамасский педагогический институт им.А.П.Гайдара по квалификации учитель начальных классов, но работать начала с 1994г. В нашей школе тогда освободилось место учителя начальных классов, и директор школы Макаров В.Н. предложил его ей. До сих пор она вспоминает Владимира Николаевича с теплотой и благодарностью.
Из первых уст
- Вопрос, кем быть, передо мной никогда не стоял. Я знала, что буду только учителем.
Когда меня спрашивают, почему я выбрала такую специальность, я отвечаю : «С момента рождения я была обречена на эту профессию».
Выбор моего жизненного пути был связан с именем первой учительницы Тузовой Агриппины Михайловны. Она была очень добрая, чуткая и хорошо понимала нас и наши проблемы. Её уроки всегда были интересными и запоминающимися.
Мне также повезло с учителями в школе и преподавателями Арзамасского государственного педагогического института: Востокова Елена Васильевна, Сулейманова Фаина Аркадьевна, Широкова Ольга Васильевна и др. Как богаты знаниями были они! Как эрудированны, воспитаны! Я многое взяла от них. Большое им спасибо! И то же богатство знаний я стараюсь передать своим ученикам.
Желание становилось осознанной целью еще и потому, что каждый день и ночь дома был пример мамы – замечательного учителя начальных классов Борисовой Веры Тихоновны, которая трудилась в школе тридцать восемь лет ( в настоящее время она на заслуженном отдыхе).
В то время не было никаких пособий, и я помогала маме их делать. Вместе иногда ходили на педсоветы, ездили на совещания в Департамент образования. Помню, как одна пожилая учительница на августовской педагогической конференции сказала: «В наших рядах растет будущий педагог». Я тогда уже подтвердила ее слова. Будучи ребёнком, очень любила играть "в школу". Это и проверка тетрадей, и заполнение журнала, и первые попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам: куклам, зайчикам и мишуткам, а затем и подружкам по двору). Без любви к профессии в школе работать нельзя. Я любила изображать учителей с детства. Другой профессии, кроме учительской, я для себя не представляла.
В нашей семье любовь к профессии педагога передается из поколения в поколение.
Наталья Викторовна – учитель I квалификационной категории. В 2004г она участвовала в районном конкурсе «Самый классный классный» и заняла там III место. Она также награждена Благодарственным письмом и Почётной грамотой за успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.(см.Приложение )
А как прошла в школе предметная неделя по окружающему миру! Дети запомнят её на всю жизнь! Они до сих пор каждое утро насыпают в кормушку корм, куда слетаются стаи птиц. Перед школой всегда слышно птичье пение.
Наталья Викторовна воспитала много детей, которые стали хорошими людьми. Ее любят, ценят и уважают за ее ум, знания, опыт, профессионализм и высокие человеческие качества. Среди них студенты АГПИ им.А.П.Гайдара : Ширкина Анастасия (филфак), Юматова Татьяна (истфак), Птицына Елена (истфак), Сорокина Катя (заочно физмат), Низовцева Наталья (физмат), Ширкина Мария (психолого-пед.факультет) и др.
Педагогический стаж её составляет – 16 лет.
Продолжили династию педагогов ещё два внука Митрофанова Тихона Васильевича – это Митрофанов Сергей Владимирович и Митрофанов Валентин Владимирович. Они родились в 1980г. на ст.Балахониха Арзамасского района Нижегородской области. После окончания Балахонихинской средней общеобразовательной школы в 1988г. поступили в Арзамасский педагогический институт им.А.П.Гайдара. После успешного его окончания 14июня 2003года им была присвоено квалификация учитель математики и физике по специальности « Математика». Затем, пришли на работу в свою родную школу. (см.Приложение )
Сергей Владимирович работал учителем математики, трудового обучения, физической культуры, вел спортивные кружки.
Активно участвовал в соревнованиях по хоккею, футболу, ездил с учениками на туристические слёты. Имеет грамоты за спортивные достижения (см.Приложение ). Ученики привязаны к нему, его уважают и любят. Добрый, отзывчивый, в любую минуту готов прийти на помощь. Своим личным примером воспитывает подрастающее поколение.
Стаж его работы- 5 лет.
Митрофанов Валентин Тихонович работать пришёл в школу также после окончания института и вёл там большую спортивную работу.
Оба брата увлекаются не только спортом, но и охотой, рыбалкой, любят животных, не пропускают ни одной выставке собак, на которых всегда занимают призовые места, грамоты, подарки.
Стаж его работы- 5 лет.
Мой прадед - Митрофанов Тихон Васильевич, наверное, даже не подозревал, какую стезю предопределил потомкам: всегда и везде быть верными выбранной цели, делать больше, чем от них ожидают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, до конца пед.династию наших родственников я не изучил, т.к. племянники прадеда живут и трудятся от нас далеко, и к сожалению с ними связь потеряна. Но я точно знаю, что одна из них - Окишева Галина Михайловна, закончив Кировское музыкальное училище работает (или работала) преподавателем музыки в г.Кирове, а её брат - Окишев Евгений Михайлович работал преподавателем в Московском институте. Я постараюсь эту связь восстановить и не останавливаться на достигнутом.
Педагогическую династию я также хочу продолжить. На следующий год я буду поступать в Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара на физико – математический факультет.
Я думаю, что Россию ждёт прекрасное будущее – мощь и процветание, и этого мы сможем добиться, если в нашей стране будут жить такие замечательные люди, такие учителя и такие педагогические династии как наша.
Литература
1.Книга М.Б. Петриченко. Компьютер в генеалогических исследованиях – (М.: РОИА,, 2005)
2. www.vgd.ru – «Всероссийское генеалогическое древо».
3. www.vgd.ru – «Всероссийское генеалогическое древо».
4..Наша родословная (методическое пособие)
5.www.mtu-net/rrr/Russian.htm - «Поиск пропавших предков».
6. Материал из газеты «Арзамасская правда».
Сказка об осеннем ветре
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Сказка про Серого Зайку
Ручей и камень
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)