В работе рассказывается о первом учителе, учителе начальных классов -Борисовой Вере Тихоновне.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pervyy_uchitel.doc | 999 КБ |
Автор работы: Сахаровский
Александр Александрович-10 класс
МОУ «Водоватовская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Борисова Наталья Викторовна
Адрес: с.Водоватово
пл. Кирова, д.43 кв.11
Телефон: 8 83147 54 487
Цели и задачи:
Изучение образа современного учителя.
Привлечение внимание к значимой и нужной профессии учителя.
Воспитание чувства гордости за свою первую учительницу.
Методы:
Учитель,
верный спутник детства,
Он как мать, как старший брат.
И добротой большого сердца
Он согревает всех ребят!
К.Ибряев
(слайд 3)
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель.
Кто же такой учитель? В толковом словаре В. И. Даля оно расшифровывается как «наставник, преподаватель». Можно дать множество определений этому понятию, но мне кажется, что учитель – это, в первую очередь, именно наставник. То есть человек, который не просто передает нам знания своего предмета, а учит жить, жить в этом многоликом сегодняшнем мире.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.
Именно от учителя зависит, что порастет и созреет из того маленького зернышка, которое он когда-то посеял. Нелегкое дело – учить детей. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего, как правило, самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. С ним дети отважно открывают дорогу в мир знаний, который начинается с азбуки или букваря.
Ребенок – это "чистый лист", на котором можно создать всё что угодно, и первые "строки" на этом "листе" принадлежат учителю начальных классов.
Борисова Вера Тихоновна, учитель начальных классов (Слайд 4) родилась в 1950 году на ст.Балахониха, Арзамасского района, Горьковской области. Училась в Балахонихинской восьмилетней школе.
Окончив школу, Вера Тихоновна поступила в Дивеевское педагогическое училище, а затем (в связи с его закрытием) перевелась в Лукояновское.
С 1970 г. она начинает свою педагогическую деятельность учителем начальных классов в Водоватовской средней школе Арзамасского района. С 1972г.по 1979г. заочно учится в Арзамасском государственнои педагогическом институте им.А.П.Гайдара и продолжает работать в школе до 2008года.
Любой из нас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ, первые школьные праздники, свой первый выпускной бал. И все это связано с именем первого учителя.
В 2001 я впервые перешагнул порог своей родной школы в качестве УЧЕНИКА (слайд 5).
Я помню тот звонок весёлый,
Что прозвенел мне в первый раз
Когда вошёл с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
Борисова Вера Тихоновна – мой первый учитель. Четыре года учила Вера Тихоновна нас. Четыре года мы вместе с ней поднимались по первым, самым трудным ступенькам Лестницы знаний. Учились читать, писать, считать, дружить, учились жить по правилам нашего родного школьного дома. Четыре года исправляла она наши каракули в тетрадках и всегда находила ответы на наши, порой совсем глупые, вопросы.
(слайд 6)
Учиться у неё было очень интересно, на уроках забываешь про время. Кажется, что в своей школе, в своём селе знаешь каждый уголок, а она находила
в них что-то новое, интересное и непременно об этом рассказывала нам. Её помощниками становились полевые цветы, мелодия какой - нибудь песни, строчки любимых стихов. Ведь, действительно, куда интереснее пересчитывать ромашки, чем счётные палочки.
У Веры Тихоновны глаза добрые, излучают свет, такой непонятный, но очень добрый, притягательный. Она кажется сильной, волевой женщиной.
Учительница всегда ждала нас с улыбкой и добрыми словами. Все эти годы она вела нас за руку сквозь сказочный мир «Аладдинов», «Василис Прекрасных» и «Иванов-Дураков». Она всегда придумывала различные идеи по развитию детей : постановка спектаклей, литературные праздники и уроки для более
глубокого понимания творчества писателей и появления интереса к чтению, проведение всевозможных конкурсов и олимпиад в которых мы стремились участвовать.
Формы занятий у Веры Тихоновны были самыми разнообразными: урок-игра, урок-путешествие, уроки под открытым небом, экскурсии, походы, встречи с выпускниками, ветеранами войны и труда. Каждый раз мы составляли альбом, в котором рассказывали о проведённом мероприятии, писали сочинения, сочиняли стихи. Зарядка под музыку, минуты отдыха, подвижные игры- запомнились мне на всю жизнь. Вера Тихоновна – не только превосходный учитель, а также и замечательный, чуткий, внимательный и добрый человек. Психолог – вот кто наш первый учитель!
Учительница делала для нас только самое лучшее. Приятно было слышать её добрые, ласковые слова. Ещё я любил слушать, когда она рассказывала случаи из жизни. Хоть Вера Тихоновна и была строгая, но всё равно она оставалось такой же доброй. Она переживала вместе с нами за плохие оценки и радовалась, как ребёнок, за хорошие. Так что от наших знаний зависело её настроение.
Когда кто-то из нас дрался, Вера Тихоновна всегда говорила нам, что мы должны помириться. А если кто-то плакал, она всегда находила самые лучшие утешения, от которых становилось легче. Она учила нас быть добрыми по отношению к людям, учила терпеть, прощать. Если у нас случались неприятности, Вера Тихоновна сразу помогала нам справиться и решить проблему.
Перед праздниками она давала нам задания по труду сделать подарки родителям. Но ей подарки мы дарили не часто, мы были маленькими – нас это не интересовало, меня это стало интересовать только сейчас.
До сих пор я помню первую пятерку за диктант. Она была выведена очень красиво с идеальным нажимом и завитушкой. Я всегда любовался ее пятерками. Они были все немножко разные, наполненные каким-то таинственным смыслом, как будто несли в себе больше того, что фактически обозначали. Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в начальной школе, и я уверен, что детям, которые учились у Веры Тихоновны, повезло больше.
Вера Тихоновна привила мне любовь к русскому языку. Я участвовал в районной олимпиаде по русскому языку (слайд 7) и во всех предметных неделях, проходивших в школе. Она устраивала для нас своего рода конкурсы: кто красивее всех напишет заглавную букву. И мы с азартом старались выводить их как можно красивее. А еще она предлагала нам писать слова в предложении цветными фломастерами: кто в каком цвете видит то или иное слово. Было очень забавно. Однажды учительница предложила для расцветки известную стихотворную строку: “Зима! Крестьянин, торжествуя...” Когда она собрала этот мини-диктант и просмотрела, как мы справились с заданием, то подошла к окну, долго смотрела на улицу и потом, повернувшись к нам, сказала: “Дети, я поняла, что вы любите не только поэзию, но и то, что составляет ее главную суть — человека и природу. Вы совершенно верно угадали цвет слов. Крестьянин — желтый, потому что выращивает хлеб, лошадка — коричневая, снег — голубой. Я запомнил это на всю жизнь.
Первая учительница воспитала в нас доброту, почтение к взрослым. Она была первым человеком в школе, которая понимала нас и любила, несмотря на наши проказы. Нам до сих пор вспоминаются её улыбка, её голос и подход к детям, её похвалы, которые было очень приятно услышать.
Благодаря её преподаванию я был все 4 года отличником, и всегда принимал активное участие во всех спортивных соревнованиях, за что получал похвальные листы и грамоты (слайд 8)
Вера Тихоновна научила меня учиться! Привитая ей любовь к книгам, к учёбе до сих пор живёт во мне.
А сколько прожито памятных часов общения со своим учителем? Бесконечно много. Их не счесть.
Праздники проходили всегда весело. Мы всем классом ходили куда-нибудь или праздновали в классе с учителем. Вера Тихоновна устраивала весёлые, интересные и развлекательные конкурсы, на которых мы выигрывали призы. У нас постоянно проходили различные мероприятия: походы на природу, праздничные чаепития, дискотеки.
Четыре года пролетели быстро, как - будто только вчера мы поступили в первый класс, но расставаться всё равно пришлось. Позади праздник « Прощание с «Азбукой»», «Зимушка –зима», «Русские посиделки» и ,конечно, «Прощание с начальной школой», который запомнился на всю жизнь. (Слайд 9)
Мы долго готовились к нему, и все вышло на славу. Ребята показали себя хорошими певцами, актерами. А в заключении нам выдавали дипломы об окончании начальной школы. Это был самый трогательный момент – мы почувствовали, что стали уже взрослыми и выходим на новый уровень жизни. Вера Тихоновна не хотела с нами расставаться, ведь мы стали очень близкими людьми. Она расплакалась, но очень старалась держаться, я тогда не понимал, почему, а сейчас знаю.
Ушли мы не расстроившись, ведь всё равно мы видели её каждый день, разговаривали, радовали своими успехами, интересовались её здоровьем.
Вера Тихоновна для меня не только первая учительница, она - моя любимая, добрая, заботливая бабушка. Я её очень люблю, ценю и уважаю. В классе я всегда общался с ней как ученик с учителем, а в неформальной обстановке она родной человек, с которым можно поговорить «по душам» (слайд 10)
В голове просто не укладывается – как столько свежих мыслей, грандиозных идей и всевозможных интересов может умещаться всего в одном человеке! Но это действительно так, я это точно знаю. Ведь именно этот педагог научил меня столь важным вещам. Будто бы полностью собрали мозаику моей души, и получился целый, законченный, и главное, красивый рисунок. Неожиданно было прийти к выводу, что учитель самостоятельно способен заглянуть в самый центр того, что из себя представляет личность, и сумел исправить то, что требует качественной корректировки.
Маяком для неё служат идеи Януша Корчака: «Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».
По её стопам пошла и дочь – Борисова Наталья Викторовна (моя мама), которая работает в нашей школе учителем начальных классов 16 год. (Слайд 11)
Она часто говорит мне : «Мне очень повезло с учителями в школе и преподавателями Арзамасского государственного педагогического института: Востокова Елена Васильевна, Сулейманова Фаина Аркадьевна, Широкова Ольга Васильевна и др. Как богаты знаниями были они! Как эрудированны, воспитаны! Я многое взяла от них. Большое им спасибо! И то же богатство знаний я стараюсь передать своим ученикам».
Некоторые ученики Веры Тихоновны (слайд 12) выбрали профессию учителя и работают в нашей школе: Макарова Т.В.- учитель биологии, Ратина Н.Н.- учитель немецкого языка, Матвеева Е.Н. – учитель начальных классов (слайд 13)
Из первых уст.
- Что вы можете сказать о своем первом учителе?
Ратина Н.Н. (учитель немецкого языка, мой кл.руководитель)
Вера Тихоновна принимала и любила каждого ребёнка таким, какой он есть. Она тесно связывала умственное развитие с развитием чувств. Считала, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования Человека. «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков души уже отдано за эти 38 лет?
Для моей дочери Кати – она также является первой и любимой учительни-
цей.
Макарова Т.В. (учитель географии)
Наша первая учительница смогла привить сотрадание к другим, собственным примером она научила детей быть скромными, тактичными, открытыми. Ведь не даром уже в старших классах учителя хвалили нас.
Она располагает к себе детей и их родителей своим обаянием, теплотой, искренней, неподдельной любовью к ним, отдавая всю себя своей работе. Думаю, у нее есть, чему поучиться.
Для меня Вера Тихоновна – Учитель с большой буквы! И хочется сказать ей ОГРОМНОЕ СПАСИБО за ее нелегкий труд.
Матвеева Е.Н. (учитель 3 класса)
Вера Тихоновна – не первый мой учитель, т.к. я пришла учиться в Водоватовскую школу уже в 3 класс(перевелась из школы №3 г.Арзамаса), но я могу сказать о ней только самые лучшие и теплые слова. Это человек, влюбленный в свою профессию. М.Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны: если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Эти струны умеет находить Вера Тихоновна в каждом ребенке. Честная, добросовестная, доброжелательная, инициативная, ищущая. Свою дочь Марину поэтому с удовольствием доверила ей.
Отзывы родителей
Морозова Н.В. (мама Морозова Максима, ученика 10 кл.) (слайд 14)
Скажу, нам просто повезло!!! Желание ходить в школу, получать новые знания, просто увидеть и пообщаться с любимым учителем и со своими друзьями, поделится новостями - все это в наших детях росло с каждым днем!
Вера Тихоновна - уникальный и талантливый педагог, учитель от Бога. Она - профессионал своего дела!
До сих пор мы всей семьей смотрим видеокассеты начальных классов. Это и Новый год, и 8 Марта и много, много других праздников. Стараясь раскрыть способности каждого ученика, она не обделяла ролью ни одного
из них.
Наша первая учительница смогла привить любовь и сострадание к другим, собственным примером она научила детей быть скромными, тактичными, открытыми. Ведь недаром уже в старших классах учителя хвалят наших детей, отмечают их не испорченность, такт, культуру поведения. В этом, конечно же, заслуга Веры Тихоновны.
Она располагает к себе детей и их родителей своим обаянием, теплотой, искренней, неподдельной любовью к ним, отдавая всю себя своей работе. Думаю, у нее есть, чему поучиться.
Маркеева Т.А. ( мама Маркеева С. ученика 10 кл.)
Приношу свою глубокую благодарность учительнице начальных классов Борисовой Вере Тихоновне. Она была первой учительницей моего сына Серёжи, и я, как и многие родители, благодарна судьбе за то, что мой ребенок попал в ее класс. Профессионализм, терпение, выдержка, невероятное трудолюбие - вот неполный перечень качеств нашей учительницы.
Всю свою жизнь я буду помнить свою первую учительницу – Борисову Веру Тихоновну. Именно она привела мне любовь к родной природе, к людям, которые окружают нас, и к тому прекрасному уголку земли, на котором мы родились и впервые произнесли нежное, мягкое и так дорогое каждому человеку слово »МАМА».
.
Заключение.
Я считаю профессию учителя одной из тяжелейших профессий, требующей огромного уважения и почета. Я бы хотел, чтобы многие из нас научились понимать и ценить то, что делается во благо самих же нас и от чистого сердца поблагодарить всех учителей за нелегкий труд и собственные пожертвования.
Я очень благодарен Вере Тихоновне, ведь она сыграла большую роль в моей жизни. Именно она дала мне понять, что нельзя опускать руки, потому что не решаемых проблем нет, что никогда нельзя отчаиваться. Жизнь – это не черное или белое, жизнь – это буйство красок, и нельзя забывать, что наш мир – прекрасен.
Я горжусь тем, что у меня такая замечательная бабушка, которая является для меня первой учительницей. Очень рад тому, что принадлежу к педагогической династии, общий педагогический стаж которой составляет 150 лет. Я воспитываюсь в общении с людьми, влюбленными в свою работу, преданными своей профессии, и это определило мой выбор. В 2011 году буду поступать в Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара.
Пройдет еще немного времени, и я покину стены школы, которые стали мне родными. Но в моём сердце навсегда останется память о любимом первом учителе. Чутком, отзывчивом, одновременно строгом и справедливом, который заботился о нас, как о собственных детях, который является для меня наставником по жизни. И именно таким человеком я считаю Борисову Веру Тихоновну.
Литература
1.Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа
Москва «Первое сентября» 2000.
2.Беседы с учителем. Москва «Вента-Граф» 2001
3. Праздник - ожидаемое чудо! Москва «Вако» 2006
Самый богатый воробей на свете
На берегу Байкала
Знакомимся с плотностью жидкостей
Хитрость Дидоны
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое