В работе рассказывается об истории села Водоватова Арзамасского района Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
История родного края | 396 КБ |
МОУ «Водоватовская средняя общеобразовательная школа».
Автор работы: Алексеев Иван
Руководитель: Борисова Наталья Викторовна
Адрес: с.Водоватово
пл.Кирова,22
Телефон: 8 83147 54 431
с.Водоватово, 2010
Цели и задачи:
-привлечение к активной творческой работе над историческими памятниками и литературой;
-формирование ответственности перед собой, окружающими, обществом;
-воспитание любви и интереса к родной земле, своей Родине, ее прошлому.
Методы:
Сбор материала.
Творческая работа
«… В наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении». Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из самых замечательных наших современников, подчеркивают необычайную актуальность, которую приобретают сегодня проблемы истории, культуры, духовного наследия нашего края.
Я живу в старинном Нижегородском селе Водоватове. Оно имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Я считаю, что узнать прошлое своего края, того места, где ты родился и вырос – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа. Я хочу познакомить вас с теми страницами истории моего родного Водоватова, к которым я прикоснулась, изучая различные документы, собирая по крупицам отдельные факты, которые я встречала в различных источниках.
Если ты не будешь знать прошлое,
То будешь лишён будущего.
А.Ф.Макаров
(житель с. Водоватова)
Россия … В этом коротком слове – необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин. Они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековой простор полей, приметы сегодняшнего индустриального дня…
Каждый человек, своего рода, первооткрыватель. Он идёт к старым, как мир, истинам своим путём. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово – Родина. Но в начале пути у нас у каждого есть своя
малая Родина, та, с которой начинается любовь. Это малая Родина со своим особым обликом.
ВОДОВАТОВО – удивительно емкое слово. В нем и малая, милая родина, любимая навсегда. Она излучает добро и свет, которые исходят не только от родительского дома – приюта моего счастливого детства, но и от звенящих березовых рощ, от голубого бесконечного неба.
У села Водоватова, моей малой родины, давняя и богатая история.
Воспоминание
«Здесь хотим мы вспомнить лесные опушки,
Как у нас соломой крылись избушки.
И как шли над ними тучи в перегонку,
Из родного края в дальнюю сторонку.
Про белые березы и жидкие осины
Про пашни и овраги, и грустные картины.
Не пройдешь без думы, без тяжелой мимо
К сердцу все манило так неодолимо».
А.Ф.Макаров.
Поселение водоватовцев.
Согласно архивным источникам, Водоватово упоминается впервые в 1585 году.
Место под поселение было выбрано в лесу (слайд 4)
В тот период наша местность была богата лесами, болотами и кустарниковыми зарослями. В лесах было множество диких животных и птиц.
Наш край привлекал охотников и рыбаков того времени, ни одна группа не уходила с наших мест без богатой добычи.
В низменностях всюду прорастали непроходимые камыши, сама речка Теша была полноводной, а ее притоки Иржа и Телемей также блестели своей гладью круглый год. А весной вода с этих притоков заполняла все низменности.
Переселившиеся группы в основном занимались охотой и рыбной ловлей.
Происхождение названия села.
Недалеко от поселенцев проходил ручей, качество воды они определили очень хорошим, вода выходила из родника и была в изобилии.
Этот ручей до того времени был безымянный, название его произошло от слова – вода. Один из поселенцев не мог произносить букву «Д», а вместо ее он говорил букву «Т» и у него получалось не вода, а вота.
Первое время над ним шутили и называли его Вода – вотой, потом постепенно этот ручей стали называть «Водоватовкой», позднее то место, где расположились поселенцы, стали называть – Водоватовом.
Этот ручей течет и по сегодняшний день (слайд 5)
Существует и другое предположение.
Первое поселение у этого безымянного ручья основал мордвин, имя и фамилия его остались неизвестны.
Когда он заболел и скончался, оставил свою жену вдовой.
Она с сыновьями по-прежнему осталась жить на том месте и вести промысловую охоту.
К ней часто наезжали охотники. В ее адрес шла добрая молва. Охотники говорили так: «Мы были у вдове», «Поехали к вдове-то». На основании этого поселение стали называть Водоватовом.
С 1585 г. до 1615 г. Водоватово было как дворцовое село, т.е. никому не передавалось в вотчину, и как раз в этот период оно подверглось жестокому насилию и разорению. Царские власти не так достоверно осведомлялись о жизни крестьян, а местной защиты у них не было, потому что оно было в непосредственном подчинении царя Михаила Федоровича. В этот период его грабили русские воры, черемисы, марийцы, татары.
Некоторые крестьяне, отчаявшись от ужасных условий, бросали свое родное село и уходили в неизвестном направлении.
Когда царь подарил нашу деревню Чемоданову, то она была опустошена и разграблена. Ему была жалована наша деревня для ее восстановления и чтобы, потом получить от нее доходы. Существовавшие первые фамилии водоватовцев были другие, но одна сохранилась по настоящее время – это Тарасовы.
После четырех лет управления Водоватовом у Чемоданова назревал вопрос о переселении деревни на новое место. Таким подходящим участком он выбрал то место, где сейчас находится наше село.
Прежде чем начать переселение были проделаны подготовительные работы: расчищали территорию от лесных и кустарниковых зарослей, начинался план застройки деревни.
Некоторые крестьяне не желали покидать свои места, но противиться Чемоданову никто не смел.
Это было в 1620 году.Первые хижины были построены в первом участке села на улице 1 Мая. Крестьяне стали изыскивать изреженные лесом земельные участки, и снова началась борьба с лесом за расширение своих земельных угодий.
Позднее Чемоданов продал Водоватово Мессингу, Ящурову и Даниловскому. Ходили слухи, что они выиграли у него в карты. В памяти наших дедов хорошо сохранились имена и жизнь последних помещиков.
(слайд)
Весь 1-й участок нашего села принадлежал Мессингу, а во 2 – участке было два барина – Ящуров и Даниловский. Они имели земли не только в распоряжении с. Водоватова, а также земли расположенные севернее речки Теши, где находолись Костылиха, Лидовка, Майна.
У Мессинга был огромный сад, примерно в 8-10 гектаров. Расположение сада было от ул. Трудовой до Школьной, это с востока на запад и от пл. Кирова до ул. Победы с севера на юг / в этот период этих улиц еще не было/. Чистота и исключительная культура его содержания привлекала гостей для отдыха, он загадочно очаровывал проходящих мимо его прохожих. Они не могли налюбоваться столетними кедрами и красавицами липами. В саду так же были культурно рядами посажены плодовые деревья и кустарниковые растения, дорожки были усыпаны крупным желтым песком. По аллеям около дорожек прорастали разные цветы, от которых приятный запах распространялся по всему саду.
В центре сада были построены трехэтажные барские хоромы, архитек-
турная отделка здания была на немецкий вкус, над хоромами возвыша –
лась наблюдательная вышка. Окрашено было здание в красный цвет.
В саду было оборудовано не один десяток беседок с удобными креслами для отдыха. Конечно, барские гости, а не крестьяне проводили отдых в этом чудесном уголке.
Были случаи, когда вечерами крестьянские дети забирались за плодами в сад, и если они были пойманы, то родителей ждала жестокая расправа.
Рядом с садом Мессинга находился сад помещика Даниловского. Он похож был своим убранством на сад Мессинга. Его хоромы были на том месте, где сейчас находится наша школа. У Ящурова сада не было, он был беднее. А спустя некоторое время Ящуров продал свое имение в Водоватове вдове княгине Шахматовой.
В Водоватове помещики обогащались за счет крестьян, а крестьяне жили в ветких лачугах, дома были крыты соломой, дворы огораживали плетнем из
хвороста, полов в избах не было, дети ходили босиком в крестьянской избе по земле.
Керосиновых ламп не было, сидели с лучинкой, укрепленной в железные развилки, тем самым, создавая свет в комнате.
В печах дымоходов не было, печь топилась по- черному, т.е. дым шел из печки прямо в комнату. Для выхода дыма над дверью в стене прорубали окно.
Железных ведер не было, воду носили из колодца деревянными бадьями.
Для удобства носить на коромысле к бадьям привязывали веревки, свитые из лыка. Мебель крестьянина составляла: семейный стол, за которым обедала вся
семья, лавка и конник (задняя часть лавки, ее делали шире для того, что бы можно на ней было спать). Кроватей, одеял, подушек не было, матрацем служил связанный из соломы или из камыша щит. Около печки стоял большой ушат, над которым все члены семьи умывались. Спали на печи, полатях, на коннике и на полу. Водоватовцы жили в таких лачугах, прозябая от нищеты и бесправия (слайд)
Недалеко от села протекает река Тёша, богатая рыбой. Название реки произошло от первого поселенца Арзамаса – купца Тёш, который был по национальности мордвин. Проживал он с двумя сыновьями на берегу реки, которые занимались рыбным и пушным промыслом. Его часто посещали охотники, которые говорили: »Поеду к Тёшу», «Еду от Тёши». С того времени речку стали называть Тёшей. Её длина реки равна 280 км.
Известный арзамасский поэт Александр Плотников написал стихотворение, которое называется «Тёша».
На карте Тёша, ниточка тонкая,
Совсем не знаменитая река,
Но может это тоненькая нить
С делами предков нас соединить.
Река водою медленно качнёт,
И оживать история начнёт.
На травах росы блещут, как алмаз,
Стоит над Тёшей город Арзамас.
Здесь Горький, начиная новый век,
Тебя восславил, гордый человек.
Течёт река, природы светлый дар,
Здесь черпал вдохновение Гайдар.
На карте Тёша-ниточка тонка,
Совсем не знаменитая река,
Друг, посмотри попристальней окрест:
В России нет не знаменитых мест.
На востоке от села Водоватова расположено огромное озеро. Позднее народ назвал его «Большим озером». Это название сохранилось и по сегодняшний день.
Охотники называли его проклятым местом т.к. вокруг него стояли плавучие острова, и подход к нему был невозможен.
Если бы случайный путник пожелал посмотреть на это озеро, то при полном желании сделать этого бы не смог потому, что в любую минуту мог завязнуть и погибнуть.
С южной стороны местность была сухая. Часть низменностей, которые имели вид небольших озер, служили хорошим водопоем для животных, потому что их берега имели подход к воде и тем самым не приносили опасности для животных. На этой части прорастал хвойный лес. Это место и по сей день называют «еловое круглое».
В нашем селе расположены пруды, названия которых сохранились с былых времён. Например: небольшой пруд «Маковка» - это название произошло потому, что на этом участке росли замечательные маки; «Попов
пруд» располагался рядом с домом попа, и в нём водились лини - «поповская «рыба».
Первая небольшая деревянная церковь была построена в Водоватове в 1652 году. В 1742 году водоватовцы купили в Арзамасе старинную церковь Воскресения Христова 1642 года постройки, срубленную из дуба. Она простояла в селе до 1800 года, а затем была продана в село Костылиху.
Эта церковь сохранилась до сих пор, и является сейчас памятником архитектуры (слайд8)
Прошло 73 года с тех пор, как были закрыты церкви, а в большинстве своём разрушены. В с.Водоватове их было две. Первая зимняя церковь была построена в Водоватове в 1772 году, а дострой колокольни, был завершен в 1861 году (слайд)
Служили в одной летом, в другой зимой. При зимнем храме - высокая колокольня, на которой было 10 колоколов. Самый большой весил 212 пудов (3392 кг). Звон колоколов в праздничные дни разносился далеко окрест. В 1937 году сбросили все колокольни. Большой колокол разбился на несколько частей. А язык (било) ушёл на полметра в землю.
Потом разрушили и колокольню. Несколько добровольцев - водоватовцев вручную долбили кирками стены и подставляли стойки. Потом зажгли огонь,
стойки подгорели, и колокольня под крик и слёзы наблюдавших за этим местных жителей рухнула. Оставшееся здание зимней церкви переоборудовали для торговли. Стоит оно и по сей день. А летний храм – собор Воскресения – использовался под зерновой склад.
Но наступили другие времена, и по разрешению властей водоватовцы усердно принялись за восстановление разрушенных церкви. Благодаря строительной бригаде под руководством А.Ф.Шуштанова на средства водоватовцев, жителей окрестных сёл, арзамасцев, местной, районной и областной администрации, церковь имеет сейчас такой вид, какой и подобает иметь (слайд 10).
Рядом с великолепным храмом из красного кирпича вознеслась новая звонница. В храм был проведён газ, и сейчас в нём очень тепло. Водоватовцы
передали сюда старинные иконы, которые они долго хранили дома, а новый иконостас выполнен московскими художниками.
С открытием церкви большая радость пришла в наше старинное село.
До 1885 года у нас в Водоватове царила сплошная безграмотность. Примерно в 1885 г. дьякон Дертов впервые начал обучать детей в своей богадельне. Класс составлял из 5 – 8 человек. Позднее, в 1893 году была построена церковно – приходская школа, и в 1894 году в ней начались занятия (слайд 11)
Построено это здание было недалеко от летней церкви, на том месте, где сейчас стоит правление колхоза. А наша школа, в которой мы сейчас учимся,
была начата в 1924 году. Был построен сначала нижний этаж задней части здания. Строительство шло три года.
Второй этаж школы достраивался уже после войны в 1952 году. В настоящее время в ней обучаются 130 человек (слайд 12).
Водоватовцы уверены, что именно из нашего села была родом легендарная Алена Арзамасская , которая во времена восстания Степана Разина стала
предводительницей отряда мужиков, успешно сражавшегося с царскими войсками.
После отмены в 1861 году крепостного права крепкие крестьяне стали обзаводиться своими предприятиями. Появились мельницы (первая водяная
мельница была построена на реке Тёше) (слайд13), маслозаводы, лавки, молотилки и т.д.
В 1956 году в домах Водоватова зажглись электрические лампочки, появились ламповые радиоприёмники.
В 1963 году построен Дом торговли, в 1965-м отделение связи, в 1967-м – Дом культуры, детский сад (9 мая 1968 года открыт памятник погибшим односельчанам).
В настоящее время неузнаваемо изменился облик села Водоватова. На месте старых построек появились новые, один красивее другого (слайд 14).
Дома украшены великолепной резьбой, выполненной нашими земляками. Ремесло передаётся из поколения в поколение. Одним из мастеров является Зубрилин Николай Викторович (1968 года рождения)
Многому он научился от своего отца - Зубрилина Виктора Викторовича, от деда – Зубрилина Николая Алексеевича. В настоящее время у Николая есть бригада , в которую входят его друзья :Дунаев Александр Николаевич, Уланов Алексей Алексеевич, перенявшие своё мастерство от старших. Они украшают дома так, что можно долго стоять и любоваться ими. «Это труд, который требует терпения, умения и, конечно, аккуратности. «Вот, например, чтобы вырезать тот или иной рисунок из дерева, надо сначала нарисовать его на бумаге, затем вырезать, и на приготовленную доску нанести этот шаблон. Потом при помощи лобзика вырезать изделие», - рассказывает Николай.
Мастера выполняют и другую работу: украшают двери, подсобные постройки, изгороди и многое-многое другое. Не только жители, но и гости нашего села фотографируют красоту мастеров. Фотографию дома Юматова И.Ф. по улице Советской 94 возили на выставку в Нижний Новгород. Я надеюсь, что мастерство наших умельцев не останется не замеченным и в других населённых пунктах нашей области. Земляки и дальше будут прославляться своим ремеслом по всей стране.
Заключение.
Свою работу я хочу закончить песней, которую написали жители с.Водоватова (слайд 15)
«Ах, село ты моё, Водоватово».
Я сегодня проснусь на рассвете,
Зорьку встречу на нашем лугу,
Полюбуюсь на солнышко раннее,
По холодной росе пробегу.
Расчесал ветер косы таловкам,
Дождик вымыл реснички цветов,
Просыпаются наши хозяюшки,
Как и прежде, на зов пастухов.
ПРИПЕВ:
Ах, село ты моё, Водоватово,
Луком славятся наши края.
Ты живи, процветай, сердце радуя,
Дорогая сторонка моя.
На полянке, заросшей ромашками,
С васильками в руках посижу.
Повзрослевшим дубку и черемухе
Все секреты свои расскажу.
Я скажу, что любовь свою первою
Не забуду, хоть век проживу,
И что лучше села Водоватова
Всё равно я нигде не найду.
Я горжусь тем, что живу именно в этом селе. В дальнейшем буду стараться изучать историю родного края – моей малой Родины.
Литература.
2. «Летопись села Водоватова»/А.Ф.Макаров.-Саров: СГТ, 2009.
3. Ресурсы Интернета ( музыка, рамки для слайдов)
Снежная сказка
Сказка про Серого Зайку
Домик зимней ночью
Любили тебя без особых причин...
Рисуем крокусы акварелью