В "Слове..." Дейнекина Ксения выразила свое отношение к личности и творчеству А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_pushkine.doc | 64 КБ |
Слово об А.С. Пушкине.
Автор:: Дейнекина Ксения, ученица 9 класса, МОУ «СОШ «пос. Уральский» Свердловской области..
На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина.
Почему имя Пушкина не кануло в лету, а вызывает все больше и больше интереса у его потомков?
«Пушкин – наше все»,- писал Александр Григорьев. «У нас все от Пушкина», - говорил Достоевский. «Пушкин писал о России для России»,- считал В.Г. Белинский. И в годы сталинских репрессий, и в годы Великой Отечественной войны, и в годы перестройки, и в настояшее время Пушкин был и является для россиян высшей святыней, помогая сберечь живую душу.
«Пушкин – это Россия, выраженная в слове», - писал Валентин Непомнящий, известный пушкинист нашего времени. Как понять эти слова?
А.С. Пушкин создавал подлинно народные произведения о России для своих современников и для нас, сегодняшнего поколения россиян. Это и историческое прошлое России. Народность. Философия жизни. Русская природа. Осмысление времени, когда жил Пушкин, и его взгляд в будущее поражает разнообразие тем в творчестве А.С. Пушкина. Он создавал произведения на основе русского фольклора и русской истории, впечатлений о современном ему времени, воспевал русскую природу, размышлял о будущем России.
Истоками народности А.С. Пушкина являются устная поэзия русского народа, впитанная им с детства от Арины Родионовны Яковлевой, русская литература от «Слова о полку Игореве» и творений русских писателей 18 века до произведений современников поэта, писателей начала 19 века, интерес поэта ко всей русской истории.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
Всем известны эти строки Пушкина.
Сказочное лукоморье, могучий дуб с котом–баюном – это не только Пушкин. Это весь мир устной поэзии русского народа, впитанный им с детства от Арины Родионовны Яковлевой – «мамушки моей», как называл ее Александр Сергеевич, «простой русской крестьянки, владевшей даром сказительницы и песенницы и оказавшей главнейшее влияние на формирование Пушкина как русского национального поэта».
О ней, своей первой народной учительнице, о пробуждении поэтического воображения, взволнованного устной поэзией русского народа, говорит Пушкин в стихотворении 1815 года «Сон»:
Ах! Умолчу ль о матушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Интерес Пушкина к устной народной поэзии был так глубок и всеобъемлющ, что он в своем творчестве охватил все жанры русского фольклора: сказки и песни, пословицы и поговорки, предания и легенды, раешные стихи и лубки… «В своем отношении к фольклору Пушкин проявил необыкновенное чувство народности»,- пишет Н.Н. Зуев.
Помимо народного влияния было другое главнейшее влияние на Пушкина – это русская литература, лучшие представители которой жили в доме Пушкиных в прямом и переносном смысле.
Карамзин и Жуковский, Дмитриев и Василий Львович Пушкин, дядя поэта,- вот постоянные гости Пушкиных. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич сохранит глубочайшее уважение к Карамзину, будет дружен со всей семьей великого русского писателя и историка, посвятит его памяти «Бориса Годунова».
Прямым продолжением поисков в области русской народности стала работа над поэмой «Руслан и Людмила», которая завершила первую эпоху творчества Пушкина. Поэме «Руслан и Людмила» посвящена третья глава моего реферата. Задуманная еще в Лицее, она была закончена в начале 1820 года, незадолго до южной ссылки, и в день ее окончания Жуковский дарит Пушкину свой портрет с памятной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Поэма « Руслан и Людмила» была воспринята критиками и писателями того времени как подлинно народное произведение.
«Руслан и Людмила» - первая национальная русская поэма, содержащая народно-сказочные мотивы и исторически достоверные картины древней Руси. В «Руслане и Людмиле» впервые в творчестве Пушкина появляется «былинно – сказочная Русь» с её князем Владимиром Красное Солнышко, с полулегендарным Бояном, героем «Слова о полку Игореве», с многотрудными битвами русичей за свою независимость, с русским богатырём, сразившимся не только с иноземной, но и с бесовской силой и победившей её.
Таким образом, « в поэме Пушкина многое так или иначе соотносилось с русской историей, а образы поэмы – это первая попытка выразить русские национальные характеры» .
Работа над поэмой стала важнейшей вехой на пути к народности и историзму. «И гридница, и Родгай, и Фарлаф прямо пришли из реальной исторической жизни, как она запечатлелась в «Истории государства Российского…». Пушкин работал над «Русланом и Людмилой», когда у него перед глазами была «История» Карамзина, и снова обратится к «Руслану» в середине 20-х годов, когда будет работать над «Борисом Годуновым» и когда у него снова будет «История» Карамзина», - пишет Скатов Н.Н..
Тон, живость повествования, красота и изящество стиля вызвали восторженные отклики читателей и критиков. Правда, недоброжелатели, воспитанные на переводных поэмах и балладах, были шокированы «простым» языком и даже сравнивали поэму с «мужиком, ворвавшимся в Благородное собрание».
Говоря об историзме и народности творчества Пушкина, нельзя не сказать о романе «Евгений Онегин». О данном произведении речь идет в четвертой главе реферата. Историзм и народность романа хорошо поняли друзья Пушкина – Жуковский, Дмитрий Веневитинов, Баратынский. Последний, например, задолго до Белинского определяет роман как энциклопедию русской жизни того времени: «Старая и новая Россия, с жизнью во всех ее измерениях проходит перед…глазами», - пишет Баратынский Пушкину .
С «Онегиным» в поэзию Пушкина приходят русская жизнь, русская природа, русские люди. Пушкин становится выразителем национального самосознания – об этом говорят уже первые главы романа.
Уже вторая глава, написанная в 1824 году в Одессе, открывается эпиграфом «О Русь!» и «представляет нам русскую жизнь и идеальное сознание поэта, его любимую героиню, пришедшую из самых сокровенных глубин этой жизни, - «русскую душою» Татьяну – тип твердый, стоящий твердо на своей почве…апофеозу русской женщины... Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святыней».
Роман «Евгений Онегин» наполнен до краев бытовыми деталями, чертами эпохи в ее каждодневности. Он дает картину России 1820-х годов, ее нравственности, уклада жизни, культуры, привычек с невиданным до тех пор ни в стихах, ни в прозе изобилием.
По охвату жизненного, бытового, исторического материала «Евгений Онегин» предстает перед читателем как энциклопедия русской жизни начала 19 века. Однако принципиальность поэзии Пушкина в этом вопросе измеряется далеко не только количественным показателем, широтой охвата материала и его разнообразием. Пушкин нимало не бытописатель. Для него быт – не суть темы, проблемы, идеи произведения, а лишь форма бытия, лишь проявление сущности. Поэтому у него быт – лишь фон, среда, а суть его романа - движение и соотношение его немногочисленных героев.
«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную сторону», - писал В. Белинский. Анализируя роман «Евгений Онегин», я подрбно рассматриваю такие темы, как: «Москва и Петербург в романе «Евгений Онегин», «Изображение поместного дворянства», «Образы представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны Лариной», «Природа в романе «Евгений Онегин» и делаю вывод, что роман «Евгений Онегин» - произведение нового типа творчества – реалистического. В нем дается широчайшая картина жизни России начала 19 века.
Как же отражается историческое прошлое России в творчестве А.С. Пушкина?
Обращаясь к истории своего народа, мы обращаемся к «прошедшему, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло на будущее» - писал Белинский. Пушкин с особым вниманием относится к эпохам широких народных движений. Ещё с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.) Его привлекают к себе исторические личности.
В 1824 году творческое воображение Пушкина захватывают события конца 16 – начала 17 века, период больших социальных потрясений.
Так возникла у Пушкина мысль написать произведение на тему о власти и народе. Замысел «Бориса Годунова» был двоякий: во-первых, создать произведение, которое на материале истории решало бы важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении самодержавия и народа, о роли народа в истории, и, во-вторых, создать реалистическую, подлинно народную трагедию. Пушкин блестяще осуществил и то, и другое.
Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: «Весь дух народа направлен к одной цели - освобождению».
Эти события ставили в центре творчества Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе «Дубровский», в поэме «Медный всадник», в труде «История Пугачёва», в повести «Капитанская дочка».
В творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и всё шире развёртывается тема крестьянской революции. Черновой набросок «Истории села Горюхина» кончается словом «бунт». Шире касается Пушкин крестьянской революции в романе «Дубровский», где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В «Капитанской дочке» тема крестьянской революции становится центральной.
Созданию повести предшествовала большая работа, проведённая Пушкиным по изучению Пугачёвского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал «Историю Пугачёва», переименованную царём в «Историю Пугачёвского бунта». Одним из знаменитых и одним из самых «беспокойных» моментов истории России является крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.
Поэт еще со времен Михайловской ссылки постоянно интересовался образом Е. Пугачева. Непосредственно над изучением истории Крестьянской войны под руководством Пугачева А.С. Пушкин начал работать с середины 1832 года. Вначале были планы исторической повести о Шванвиче, дворянине, который, попав в плен к пугачевцам, изменил своей присяге императрице и служил в штабе повстанцев переводчиком. Далее планы изменились, Пушкин начинает изучать материалы об участии А.В. Суворова в подавлении крестьянского восстания 1773-1775 годов. В дальнейшем он полностью переключился на исследование материалов, касающихся истории Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. В феврале 1833 года он обращается к военному министру А.И. Чернышеву с просьбой разрешить ему ознакомиться со «Следственным делом Пугачева». Но к этим документам он не был допущен, они могли быть выданы лишь по личному указанию царя.
Началась подготовительная работа. Перечитано немало книг на русском и иностранном языках, собранно огромное количество документов, изучены архивные материалы. Летом 1833 года Пушкин решил посетить те места Поволжья и Приуралья, где происходили события Пугачевского восстания, и встретиться с людьми, которые были участниками и свидетелями народного возмущения, записать их рассказы и предания.
17 августа 1833 года Пушкин выезжает из Петербурга. Прибыв 5 сентября в Казань, он осматривает место главной ставки Пугачева, пункты важнейших сражений, записывает рассказы старожилов о взятии Казани, о расправе карателей над восставшими. Затем изучает места боев, встречается с очевидцами восстания, изучает архивные материалы.
«История Пугачева» была завершена Пушкиным в ноябре 1833 года и была опубликована в 1834 году.
В «Истории Пугачева» автор выступает истинным историком, он строго соблюдает фактические данные и с научной достоверностью сообщает их. Он впервые в исторической литературе сумел создать правдивую картину Крестьянской войны 1773-1775 годов и дать верную оценку деятельности Емельяна Пугачева.
А.С. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны, создал целый ряд произведений, посвященных истории России. Он, как сказал А.Н. Островский, «дал смелость русскому писателю быть русским».
А.С. Пушкин очень любил Россию. Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. Стихотворениям поэта о русской природе посвящена шестая глава.С детских лет любовь к природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин».
К реалистическому изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».
В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: «Зимний вечер» 1825, «Зимнее утро» 1829, «Зимняя дорога» 1826, «Туча» 1835 и другие.
Лексика, синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20-х и 30-х годах более простой, предельно реалистический и народный характер.
Стихотворение «Осень» - один из первых образцов нового лирического метода Пушкина. Поэт восторгается видом русской природы, её «осенней пышностью и красотой, вечного обновления жизни».
Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение Пушкина, придаёт ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание.
Это великолепная картина русской осени, созданная художником-реалистом, проникновенно чувствующим краски родной природы, умиротворяющую прелесть сельского хозяйства.
Пушкин не только рисует картину осени, но и рассказывает о деревенской жизни, о себе самом. Перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катанье на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогали люди, и т.п.
С переходом поэта к реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы. В стихотворении «Осень» Пушкин описывает и природу в осеннюю пору, и разнообразные картины жизни, и процесс своего поэтического творчества, и судьбу передового поэта в условиях царско – крепостнической России 30-х годов 19 века.
Итак, «погружение» в мир Пушкина состоялось.
Произведения Пушкина удивительно верны русской действительности, изображают ли они русскую природу, или русские характеры, или русскую историю. Н.В. Гоголь писал : «Пушкин есть явление чрезвычайное, и , может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…»
Подарок
Флейта и Ветер
Два петушка
Мать-и-мачеха
Что такое музыка?