Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.ppt | 1.98 МБ |
dlya_konkursa.doc | 118.5 КБ |
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»
413859, Саратовская область, г. Балаково,
ул.Саратовское шоссе, 33
тел.8(8453)64-13-22
Исследовательская работа
М.В.ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ
Потоцкая Татьяна
группа 21ПК (профессия «Повар, кондитер»)
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Балаковский автомобильно-электромеханический техникум»
Научный руководитель:
преподаватель
физики
ГОУ СПО «БАЭмТ»
Головина Л.П.
Балаково 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Ранние годы жизни
2. Знаменательные даты
3. Деятельность М.В. Ломоносова
3.1 Естествознание
3.2 Гуманитарные науки
4. М.В.Ломоносов о науке и языке
5. Слово о Ломоносове
6. Заключение
7. Библиогрфический список
Приложения
Введение
Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям.
«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А.Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм.
Человек, который придал России это стремительное ускорение, сам был весь порыв, весь движение. Уверовав в то, что страна уже не может жить прежними идеалами, в прежнем ритме, он торопил время. Его «революционная голова» (как писал Пушкин) работала над скорейшим, по возможности немедленным, претворением в жизнь всех замыслов, которые проносились в ней сумасшедшей вереницей.
Многих в ту головокружительную пору позвала Россия, но избранником в полном смысле этого слова стал лишь Михайло Васильевич Ломоносов, сын черносошного крестьянина, великий человек, познавший Русь «от темной клети до светлых княжеских палат» Лебедев Е.Н. Ломоносов. - М: Молодая гвардия, 1990., первым из деятелей новой русской культуры завоевавший мировую славу.
В данном исследовании я постаралась изложить основные жизненные достижения Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей страны XVIII века.
1. Ранние годы жизни
В 1711 году, в эпоху когда Пётр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, - «наше русское воскресение», по выражению Петра, - уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства, родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. - М.: Университетская типография (Катков и К°) на Страстном бульваре, 1872. - произошло это 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича (1681-1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась злой и завистливой мачехой.
Лучшими моментами в детстве М.В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М.В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет.
Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С.Н. Сабельников.
В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.
Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.
2. Знаменательные даты
1711, 8 ноября[1]. У крестьянина из деревни близ Холмогор Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой) родился сын Михайло; приблизительно через 8-9 лет Елена Ивановна умирает.
1722-1723. Михайло Ломоносов начинает учиться грамоте.
1731, 15 января. Зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.
1735, 23 декабря. Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников направлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.
1736, 1 января. Прибывает в Петербург, зачислен студентом «на академическом коште».
1736, 5 марта. Внесен в список отъезжающих за границу вместе с Д.И. Виноградовым и Г.У. Райзером.
1736, 23 сентября. Отплывает из Кронштадта с Д.И. Виноградовым и Г.У.Райзером для изучения химии и горного дела.
1736, ноябрь-1741, май. Обучение в Германии.
1739, осень. Ломоносов пишет «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».
1741, 8 июня. Возвращается в Петербург, где вскоре узнает о смерти отца, последовавшей весной того же года.
1742, 8 января. Ломоносова зачисляют в штат Петербургской Академии наук адъюнктом.
1743-1744, январь. Ломоносов заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к Риторике».
1745, 25 января. Заканчивает диссертацию «О причине теплоты и холода», в которой формулирует молекулярно-кинетическую теорию теплоты. 25 июля. Утвержден профессором химии Петербургской Академии наук.
1747, январь. Заканчивает работу над расширенным вариантом книги по ораторскому искусству (напечатана в 1748 году под названием «Краткое руководство к красноречию»).
1748, 5 июля. Ломоносов формулирует «всеобщий закон природы» – закон сохранения материи и движения. Октябрь. После длительных хлопот Ломоносовым создана первая в России Химическая лаборатория.
1750. Написана трагедия «Тамира и Селим» (1 декабря представлена при дворе).
1751. Выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
1752, 4 сентября. Закончена первая мозаичная картина Ломоносова. Сентябрь. Написана трагедия «Демофонт». Декабрь. Сочинено «Письмо о пользе Стекла».
1753, 26 июля. Убит молнией профессор Рихман, вместе с Ломоносовым проводивший опыты по изучению атмосферного электричества. 26 ноября. Ломоносов произносит в Академическом собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».
1754, июнь-июль. Ломоносов составляет проект создания Московского университета.
1755, 26 июля. В Москве торжественно открывается университет; в тот же день в Петербурге Ломоносов произносит «Слово похвальное Петру Великому». Сентябрь. Завершает работу над «Российской грамматикой».
1756. Ломоносов строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы». 1 июля - произносит «Слово о происхождении света».
1757, 1 марта. Ломоносов утвержден членом Академической канцелярии высшего административного органа Академии. 6 сентября - произнесено «Слово о рождении металлов от трясения земли». Написано стихотворение «Гимн бороде».
1757 - начало 1758. Ломоносов работает над «Предисловием о пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трех штилей».
1758, 8 марта. Ломоносов назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук.
1759. Ломоносов создает ряд навигационных приборов, сочиняет «Рассуждение о большей точности морского пути».
1760. Закончена историческая работа «Краткий российский летописец с родословием». 19 января. Ломоносов становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Апрель. Ломоносова избирают почетным членом Королевской Шведской Академии наук.
1760, декабрь - 1761, июль. Вышли в свет первые две части поэмы «Петр Великий» (осталась незавершенной).
1761, 26 мая. Открывает атмосферу на Венере. Июнь. Посылает в Шведскую Академию свою работу «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях». 1 ноября. Направляет И.И. Шувалову записку «О сохранении и размножении российского народа».
1763, 10 октября. Ломоносова избирают почетным членом Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Выходит в свет книга «Первые основания металлургии или рудных дел», сочинено «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
1764, 24 января. Ломоносов направляет в Академию художеств «Идеи живописных картин из российской истории». 17 марта. Избирается членом Болонской Академии наук. Закончена мозаичная картина «Полтавская баталия».
1765, 28 января. Ломоносов в последний раз присутствует на заседании Академической канцелярии. 4 апреля. Смерть Ломоносова, через три дня погребение на кладбище Александро-Невской лавры «при огромном стечении народа».
3. Деятельность М.В. Ломоносова
3.1 Естествознание
Михаил Васильевич Ломоносов сумел объять в своём творчестве все главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самоё сущность непонятых в его время явлений, настолько идти впереди своего времени, что и сейчас лишёнными даже малого преувеличения звучат слова В.И. Вернадского, сказанные более чем сто лет назад о М.В. Ломоносове, как о предстающем «нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию».
Основной областью своей деятельности М.В. Ломоносов считал химию, но как показывает его наследие, эта дисциплина, вступая на разных этапах его творчества во взаимодействие с другими разделами естествознания, оставалась в неразрывной связи с ними в контексте всего разнообразия его исследований, которые, в свою очередь, пребывали во взаимосвязи между собой.
Молекулярно-кинетическая теория тепла
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
М. В. Ломоносов обращает внимание научного сообщества на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает М.В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется?
М.В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул - молекул, которые являются «собраниями» элементов - атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу».
Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи.
Физическая химия
М.В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Леонард Эйлер говорит о М.В. Ломоносове не только и не столько как о сформировавшем новую научную методику, сколько как о первенствующем в основоположении новой науки - физической химии вообще.
Важной особенностью той науки, основу которой заложил М. В. Ломоносов, явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений. Постоянно занимаясь практической наукой, он находит подтверждение в ней своим теоретическим воззрениям, но не только тому служит эксперимент - учёный применяет его для развития практики как таковой, опирающейся на понимание закономерностей тех или иных процессов.
Наука о стекле
В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752-1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий - это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.
Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов. Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» - смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.
Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову.
В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа:
· Расширение ассортимента исходных материалов.
· Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей - посредством химической обработки природных и искусственных соединений.
· Изучение действия красителей на стекло
Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне, для каждого из вышеозначенных факторов производилась большая самостоятельная серия опытов, когда количественное участие его систематически изменялось в очень широких пределах.
Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности.
Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М.В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность (ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время) - очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ.
Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.
Астрономия
Работы настоящего раздела находятся в очевидной связи с ломоносовской наукой о стекле, но соприкасаются одновременно с другими дисциплинами: физикой, принципиально иным приборостроением и оптикой.
26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.
Интересен и другой эффект, наблюдавшийся астрономами с приближением диска Венеры к внешнему краю диска Солнца или при удалении от него. Данное явление, открытое М. В. Ломоносовым, не было удовлетворительно истолковано, и его, по всей видимости, следует расценивать как зеркальное отражение Солнца атмосферой планеты - особенно велико оно при незначительных углах скольжения, при нахождении Венеры вблизи Солнца.
Опто-механика и приборостроение
Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М.В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время.
М.В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Коль сие в человеческой полезно, всяк удобно рассудить может». Большой интерес представляет созданная учёным конструкция «горизонтоскопа» - большого перископа с механизмом для горизонтального обзора местности. М. В. Ломоносов - талантливый изобретатель и приборостроитель, в то же время стоит у истоков русской теоретической оптики.
Теория электричества и метеорология
В 1752-1753 годах, занимаясь изучением атмосферного электричества, М.В. Ломоносов ставит задачу написания труда, посвящённого общей теории электричества. К работе над латинской рукописью учёный приступил только в апреле 1756 года, но уже в мае переключившись на «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», - оставляет первую, не завершив.
В работах М.В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей - формированию основ теории электричества. Занимаясь независимо этими исследованиями, он с Г.В. Рихманом и Б. Франклин добились наиболее убедительных результатов.
В ходе этих совместных с М.В. Ломоносовым исследований в 1745 году Г.В. Рихманом разработан первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения - «электрический указатель», который, в отличие от уже использовавшегося электроскопа, был снабжён деревянным квадрантом со градусной шкалой для измерения «степени электричества» (Г. В. Рихман). «Громовая машина», созданная ими, имела принципиальные различия с приборами других учённых, в том числе и с «электрическим змеем» Б. Франклина, давала возможность стабильного наблюдения при любом изменением электричества, содержащегося в атмосфере при любой погоде.
26 ноября 1753 года им был сделан большой доклад - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и, что немаловажно - на русском. М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам, данных явлений касающихся. В обстоятельном «Изъяснениях, надлежащих к Слову об электрических явлениях» (неотъемлемой части «Слова», сопровождаемой описание наблюдений, опытов и пояснением чертежей и рисунков) учёный убедительно показывает, что результаты его самостоятельных иссследований и, сделанные на их основе выводы, существенно отличаясь от найденного и показанного Б. Франклином, началом имеют предшествующие тому изыскания, относящиеся к значительно более раннему времени, - «сие слово было уже почти готово, когда я о Франклиновой догадке уведал» - отмечает он; в частности ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743), напечатанная в 1747 году в «Риторике», со всей очевидностью указывает на выявленную им природу северного сияния.
Очень важно в рассмотрении М.В. Ломоносовым света и электричества, в контексте его корпускулярно-кинетической теории тепла, единое толкование их волновой природы.
3.2 Гуманитарные науки
С пятидесятых годов учёный облекает плоды размышлений и исследований в живую форму своих речей, произносимых на собраниях Академии и в качестве представителя науки перед общественностью - когда он свободно высказывает свои теоретические взгляды, не стесняясь требований полноты и строгости академического мемуара - и здесь объединив в своём лице оратора, естествоиспытателя, популяризатора научного знания и литератора - он «даёт указания, выражает надежды, вырабатывает планы новых снарядов и опытов, приводит …результаты собственных изысканий в лаборатории и кабинете» Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. - М.: Университетская типография (Катков и К°) на Страстном бульваре, 1872..
Развитие риторики
Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде он выделяет собственно риторику - учение о красноречии вообще; ораторию - наставление к сочинению речей в прозе; поэзию - наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики - событие большого исторического значения. На основе «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.
Грамматика и теория стиля
«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается» Евтюхин В. Б. «Российская Грамматика» М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/lomonos/add02.htm. Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.
Разработал стилистическую систему русского языка - теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных»)
Поэтическая теория и практика
М.В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.
История
М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. - М.: Наука 1984. в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории. Считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Чёрного моря. Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманнскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», - скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова - это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.
Основной труд по истории - «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян. Множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
4. М.В.Ломоносолв о науке и языке
1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.
2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.
3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.
4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.
7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.
8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.
9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.
5. Слово о Ломоносове
1. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).
2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С. Пушкин).
3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).
4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).
5. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).
6. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).
7. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И. Герцен).
8. Славься, славься, великий муж!
Ты насадитель наук на Руси!
Доброе семя посеял ты в ней!
Жатва все зреет - что год, то пышней!
Мы уж дети его -
Пожинаем плоды;
Лет немного пройдет,
И вся Русь их пожнет;
Весь народ возгласит:
Память вовек Ломоносову!
(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)
9. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).
6. Заключение
Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества.
Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит т.ж. и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…”
Несмотря на то, что со времени , когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизнь и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.
Проекты и открытия в различных отраслях научных знаний, разработанные М.В.Ломоносовым не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Библиографический список
[1] Даты даны по старому стилю.
Мороз и заяц
Тупое - острое
Фокус-покус! Раз, два,три!
Никто меня не любит
Рисуем весеннюю вербу гуашью