Данный исследовательский проект посвящен образам Зла и Сатаны в русском и мировом искусстве.
Вложение | Размер |
---|---|
po_demonu1.pptx | 1.52 МБ |
Слайд 1
Образы зла и Сатаны в европейской и русской литературе и культуре (по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)Слайд 2
Проект выполнила Учащаяся 10 «Б» класса МОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» Котельникова Ирина, 16 лет Руководитель : Мамаева О.Р. учитель русского языка и литературы
Слайд 3
Основополагающий вопрос В чем заключается притягательная сила образов зла?
Слайд 4
Цели проекта: Исследовать образы зла, Демона, Сатаны в мировой литературе Определить художественное своеобразие и идейную проблематику образа Демона Выявить отличия образа Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова от образов Сатаны в европейской культуре Определить черты демонической личности с помощью образа Демона в поэме М.Ю. Лермонтова Выявить притягательность данных образов для читателей разных эпох и времён
Слайд 5
Задачи проекта: Собрать литературоведческий материал по данной теме, используя культурологическую, литературоведческую, публицистическую литературу , а также интернет-источники . Исследовать и кратко охарактеризовать каждый образ зла в мировой культуре. Доказать вред сатанистской идеологии, используя результаты соцопроса. Ответить на основополагающий вопрос.
Слайд 6
Актуальность проекта: Данная тема привлекла меня тем, что в современном обществе создаются группы людей, которые все больше пропагандируют тоталитарные секты. Человек постоянно находится внутри некоего нравственного пространства с двумя духовно противоположными полюсами, между которыми ему приходится выбирать. Иными словами, перед человеком постоянно стоит проблема свободного духовного выбора. В этом выборе сталкиваются два начала, два чувства человека, которые при поверхностном взгляде могут даже показаться сходными: чувство собственного достоинства и гордость. Однако, если первое идет от осознания себя созданным по образу и подобию Божию, то вторая - главный соблазн, посредством которого сатана воздействует на людей. Мне необходимо доказать, что гордость приобретает в человеке самые разнообразные формы, носит характер как скрытый, так и явный, но цель ее всегда - удовлетворить чувство собственного превосходства: над другими людьми, природой, и даже - над Богом.
Слайд 7
Гипотеза исследования Образы зла, Демона, Сатаны и демонической личности в творчестве разных писателей и художников всегда были притягательны для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством, однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей. .
Слайд 8
Литературоведческий и культуроведческий анализ текстов произведений Анкетирование среди учащихся 9-10 классов Работа с публицистической литературой и Интернет-источниками Методы исследования
Слайд 9
Люцифе́р (лат. Lucifer —светоносный», греч. φωσφορος — «Светоносец», русск. Денница) — одно из имён Дьявола в позднем христианстве. У отцов церкви Люцифер является обозначением Дьявола. Характеристики этого образа: свобода,восстание , гордость, познание, принадлежность к небольшому списку высших Дьяволов. Люцифер Он — Дьявол Водолея, стихии Воздуха, Сатурна и Урана. Список Дьяволов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».
Слайд 10
Вельзевул Согласно «Истинному гримуару» Вельзевул является в различных монструозных формах: безобразно уродливого теленка (или огромной коровы), отвратительного козла с длинным хвостом, белой мухи невероятного размера или огромного крылатого существа (великан, змея, женщина - по мнению демонологов, также формы его проявления). Символ Вельзевула - навозный жук. В XVI веке немецкий инквизитор П. Бинсфельд составил классификацию демонов по семи смертным грехам. В ней Вельзевул олицетворял чревоугодие, обжорство. В действительности Вельзевул - вторая фигура в Аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны.
Слайд 11
Мефистофель ( Mephistopheles ) — наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Обычно выступает как спутник доктора Фауста. Имя появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам сатана или дьявол. Мефистофель — чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фауст») — воплощение морального нигилизма. У Мефистофеля резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. Мефистофель
Слайд 12
Имя «Воланд» — ссылка на бога англо-саксонского языческого пантеона Велунда, который после распространения в Европе христианства приобрёл демонические черты. Воланд - персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней». Воланд Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования —Булгаков пародирует представления«Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством.
Слайд 13
Сатана́ (от ивр . сатан — «противник», «обвинитель») — во всех религиозно-мифологических представлениях главный противник Бога и небесных сил, высшее олицетворение зла. В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В Новом Завете выступает как «князь мира сего». Наиболее распространенные символы сатанизма: перевернутый крест, пентаграмма Сатаны (два луча направлены вверх), печать Бафомета, три шестерки (666), рога козла, козёл. В «Божественной комедии» Данте Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-желтое и «как у пришедших с водопадов Нила». Сатана
Слайд 14
Де́мон в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность Господа. Христианская традиция считает демонов злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души. Демон
Слайд 16
Демон Лермонтова совмещает мефистофельское и человеческое, это скиталец, отвергнутый небом и землёй, и в то же время внутреннее сознание человека. Демон Лермонтова отличается многосторонностью, совмещает в своей природе человеческое, ангельское, сатанинское. Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. Лермонтовский Демон
Слайд 17
Основные характеристики Демона: противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей . Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.
Слайд 18
1) Слышали ли вы о существовании сатанизма? 2) Хотели бы вы узнать больше о сатанинских сектах и обрядах? 3) Как вы думаете, существуют ли в вашем городе такого рода секты и организации? 4) Считаете ли вы, что знания о такого рода организациях необходимы подросткам? 5) Есть ли среди вашего окружения приверженцы сатанизма? 6) Если бы вас пригласили присутствовать при обряде сатанистов, то вы бы дали согласие? Анкетирование, проведённое среди учащихся 9-10 классов МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина г. Камызяк»
Слайд 19
Слышали ли вы о существовании сатанизма?( да- 89,5 %, нет -11.5%) Хотели бы вы узнать больше о сатанинских сектах и обрядах? ( да – 23%, нет - 72%, затруднялись ответить – 7%)
Слайд 20
Как вы думаете, существуют ли в вашем городе такого рода секты и организации? Нет – 63% Да – 30% Не знаю -7% Считаете ли вы, что знания о такого рода организациях необходимы подросткам? Да – 35% Нет – 65%
Слайд 21
Есть ли среди вашего окружения приверженцы сатанизма? Нет – 72% Да -12% Затрудняюсь ответить -16% Если бы вас пригласили присутствовать при обряде сатанистов , то вы бы дали согласие? Да -7% Нет -86% Затрудняюсь ответить – 7%
Слайд 22
Результаты показывают, что несмотря на то, что многие подростки отрицательно относятся к деятельности сатанистских сект и течений, у многих существует определённый интерес и стремление узнать больше о них 12% заявили, что среди их окружения есть люди, интересующиеся сатанизмом 30% респондентов заявили, что в их городе существуют такого рода организации. 35% опрошенных заявили, что они хотят узнать больше о такого рода течениях и организациях Результаты соцопроса
Слайд 23
Сатанизм - идеология зла, противопоставленная духовности любви и добра."Сатанинская библия" - последовательная, со своеобразной логикой, работа, рисующая систему верований, которая вызывает огромный интерес у молодых людей. Сатанизм является религией бесчеловечных искателей счастья, несет утрату этой чувствительности, потерю связей с миром добра и любви. Она пропагандирует неистовую независимость, анархию, бунт и радикальную самодостаточность, отрицание любого авторитета - религиозного, общественного или родительского. Результаты усвоения обществом сатанистских установок ("ты сам себе бог", "если хочется, делай это сейчас и здесь, запретов нет") в реальной жизни сказались незамедлительно: резкий рост наркомании, венерических болезней, особенно СПИДа , беспрецедентное количество разводов (и соответственно, социальных сирот - детей родителей в разводе) и самоубийств, небывалый рост преступности, особенно подростковой. все это - результат снижения нравственной чувствительности, дегуманизации общества, в особенности – молодежи. Сатанизм как реальность и его последствия
Слайд 24
Религия как фундамент человеческой психики и общества утрачивает свое традиционное значение. Выхолащивание религиозных нравственных ценностей создало духовный вакуум, которой легко стал заполняться сатанизмом, претендующим на право предложить современному обществу свои "основополагающие ценности" в качестве нового учения. Сатанистская идеология крайне привлекательна для подростков, которые успели встретиться с трудностями, связанными с определенными ограничениями. Выводы
Слайд 25
Таким образом, современный сатанизм отнюдь не является некой эксцентричной религией, не имеющей своей внутренней логики. Напротив, это достаточно стройное, логически обоснованное, обладающее мощной психологической мотивацией учение. И одна из наиболее характерных его черт - явная и целенаправленная противопоставленность духовности и нравственности истинного христианства. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей
Слайд 26
Использованные источники http://www.bigpi.biysk.ru/hram/sects/viewpage.php?page_id=143 http://lermontov.info/referats/analiz_poem6.shtml://ru.wikisource.org/wiki http://www.lermontovtalk.info/lermontov/kritika/kovalevskaya-teatr-demon.htm http://www.literature-xix.ru/lermontov/poema-demon/
Сторож
Акварель + трафарет = ?
Денис-изобретатель (отрывок)
Весенняя гроза
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"