Попытка исследовательской работы. Цель исследования:анализируя стихотворения А.С.Пушкина, выявить,как автор понимал дружбу, что ценил в людях, как долго может длиться школьная дружба, насколько современна лирика поэта. Объектом исследования стал лирический герой стихотворений, его интересы, жизненные ценности, проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_3.docx | 36.91 КБ |
«Бог помочь Вам, друзья мои…»
Тема данной работы «Лицейская дружба в лирике А.С.Пушкина». Мы любим уроки литературы в школе, любим читать книги. На уроках литературы в школе мы больше изучаем классическую литературу. Читаем о людях, живших в прошлых веках, узнаем, чем жили наши предшественники, что любили, о чем думали, мечтали, что ценили превыше всего. Мы анализируем их поступки, даем им оценки.
Классическая литература поднимает вопросы актуальные и в 21 веке: Что представляют собой вечные ценности? Какую роль играет дружба в жизни человека? Что значит «быть хорошим другом»? Как ведут себя друзья? Нужна ли человеку дружба? Эти вопросы волновали писателей 19 века, они волнуют и нас, читателей 21 века, сегодняшних школьников. Нам захотелось узнать, как поэты и писатели прошлого отвечали на эти вопросы. Свое исследование начали с творчества А.С.Пушкина. Именно в его творчестве мы нашли ответы на свои вопросы.
Актуальность нашей работы связана с тем, что в 21 веке темп жизни очень высок, общение близких людей сведено до минимума, подростки часто предоставлены сами себе. Не всегда они самостоятельно могут отличить добро от зла, хорошего человека от плохого, выбрать правильные ориентиры в жизни, найти настоящего друга.
Цель исследования: выявить, как А.С.Пушкин понимал дружбу, какие были у него взаимоотношения с одноклассниками, как он ценил дружбу. Нам захотелось узнать, как долго может длиться школьная дружба, что значит «быть настоящим другом», отличаемся ли мы от героев художественной литературы прошлых веков? Каковы взаимоотношения людей сегодня? Почему в 21 веке так остро стоит вопрос выбора истинных ценностей: дружбы, любви? Может ли лирика А.С.Пушкина помочь нам разобраться в этих вопросах? Все это стало предметом нашего исследования.
Объектом исследования является лирический герой А.С.Пушкина, его интересы, жизненные ценности, проблемы, его отношение к дружбе, ее понимание.
Метод исследования - это анализ художественных произведений
Материалом исследования мы выбрали стихотворения А.С.Пушкина, посвященные его лицейским друзьям, дружбе.
Практическая ценность нашей работы заключается в популяризации творчества А.С.Пушкина среди школьников, в определении нравственных ценностей, поиске решения проблем, возникающих у современных подростков.
Заветная область лирической поэзии Пушкина - дружеская и любовная лирика. В многочисленных стихотворениях , посвящённым друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей.
Личность А.С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для «выбора» Пушкиным друзей были, прежде всего, глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.
Дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.
Двенадцатилетнего Сашу отдали в закрытое учебное заведение - Царскосельский лицей. Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 г. В присутствии царской семьи с государем был прочитан Манифест об учреждении Лицея, а также Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены. Это было совершенно необычно по тем временам.
Лицей создавался как место для воспитания будущих сановников государственной службы. Пушкин, сын небогатого дворянина, должен бы был себя чувствовать там не совсем по себе. Но товарищество юных лет скрывало неравенство происхождения. Чувство равенства создавалось в Лицее той общей свободой, которой учащиеся пользовались со стороны преподавателей.
В Лицее Пушкин познакомился с И.И. Пущиным, ставшим его ближайшим другом. По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешёл на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Вспоминая свою первую встречу с А.С. Пушкиным, И.И. Пущин в своём письме к Е. И. Якушкину писал: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. – Я слышу: Ал. Пушкин! – выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. По сходству фамилий или по чему другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда. Между тем, когда я достоверно узнал, что и Пушкин вступает в Лицей, то на другой же день отправился к нему, как к ближайшему соседу. С этой поры установилась и постепенно росла наша дружба, основанная на чувстве какой-то безотчётной симпатии».
Подружился Пушкин в Лицее и с А.А. Дельвигом, ставшим впоследствии издателем альманахов «Северные цветы» (1825-1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), и с В.К. Кюхельбекером, преподававшим в послелицейские годы российскую словесность в Главном педагогическом институте. Пушкин познакомился и с А.М. Горчаковым, который по окончании Лицея был определён в Коллегию иностранных дел, а позднее стал министром иностранных дел и государственным канцлером. Горчаков последним из живых лицеистов будет праздновать годовщину открытия этого учебного заведения.
В Лицее у Пушкина начал крепнуть поэтический талант: «Являться муза стала мне…» - напишет он позже. В стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) есть особая группа произведений – послания друзьям, обращения к конкретным лицам: «Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие. Жанр дружеского послания – один из типично “пушкинских”.
Какой жанр мы называем посланием?
ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. “Дружеское послание” было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.
Кому же А. С. Пушкин адресует свои послания?
Многие стихотворения написаны поэтом, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания самым близким по духу людям: лицеистам - «первому другу» И.И. Пущину, «парнасскому брату» А.А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В. Кюхельбекеру, «неизменному другу» П.Я. Чаадаеву , поэтам П. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому.
Слова «друзья» и «товарищи» часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям» («Богами вам ещё даны…»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам». В поэзии Пушкина почти нет воспоминаний о детстве, зато множество стихов посвящено друзьям-лицеистам. Наверное, можно сказать, что лицей заменил поэту семью, а лирика дружбы открыла собой многоплановое поэтическое творчество Пушкина и до конца его жизни оставалась важнейшей для гениального художника слова. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям.
В стихотворении «Друзьям» («Богами вам ещё даны…») всего 8 строчек, но за ними – личность поэта, по сути, ещё мальчика, для которого высшей ценностью является радость и благополучие друзей.
Играйте, пойте, о, друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слёзы улыбнуся я.
Вот эта удивительная способность сопереживать, радоваться радости друзей останется у Пушкина на всю жизнь. А друзья будут платить ему той же данью любви, уважения, благоговения перед его восхитительным поэтическим даром.
В 1814 году Пушкин написал стихотворение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру. В нем он предостерегал лицейского друга от тяжелой доли пиита:
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет…
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным хорошо, спокойным – лучше вдвое.
Стихотворение было подписано: «Александр Н. к. ш. п.», т.е. Пушкин в обратном порядке. Это стихотворение настолько было необычно, настолько зрело (хотя поэту было всего 15 лет), что его друг Дельвиг тайком решил отправить рукопись в журнал «Вестник Европы». Стихотворение было напечатано в № 13 за 1814 год. Хотя имя автора было зашифровано, Пушкин сначала очень разозлился, что его не спросили, а потом, услышав восторженные отзывы, успокоился. Это было первое стихотворение Пушкина, появившееся в печати. Так Дельвиг открыл для широкого читателя имя нового поэта.
И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:
...но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку. Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба. Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю. Он подшучивает над собой и над друзьями, Галича он объявляет президентом застолья, Дельвига называет «ленивцем сонным», которого приходится будить и для пира, и для стихотворства:
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный, -
Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью. «Товарищ милый, друг прямой», - с такими словами поэт обращается к соседу по комнатам - Пущину. Несмотря на беззлобную шутливость Пушкина при обращении к друзьям, долго считал себя оскорбленным Кюхельбекер, которому посвящен финал стихотворения:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, в котором изначально планировалось обучать детей государя Александра I.
Судьба разведет лицеистов в разные стороны. Прощанию с безмятежными годами, с ясными лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…
В общем и главном облик Пушкина сложился уже в Лицее. Недаром он сохранит на всю жизнь верность преданиям Лицея и своим лицейским товарищам. До конца жизни не может он пройти мимо студента в лицейской форме, не остановив его и не поговорив в дружеской беседе. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию Лицея, Пушкин напишет:
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я …
Новым содержанием наполняется лирика дружбы Пушкина в послелицейский период. После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Поэт в это время живет в Петербурге, активно участвует в литературной и общественной жизни столицы.
Лучшие представители дворянства мечтают об ограничении монархической власти, вчерашние лицеисты Пущин и Кюхельбекер вступают в тайное общество, во многом случайность помешала Пушкину
стать будущим декабристом. Поэт создает вольнолюбивые стихи, в которых выступает против царской тирании, крепостного гнета.
Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании "К Чаадаеву", написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его "товарищем", то есть соратником, единомышленником. "Юные забавы" исчезли, "как сон", а стремление к освобождению от "уз" учебы к безудержному веселью сменяется призывом "Отчизне посвятить души прекрасные порывы". В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на "верное" наступление "минуты вольности святой". Друзья близки по духу, по убеждениям. (С Чаадаевым, тогда офицером, Пушкин познакомился и подружилсяв 1812 году, когда еще учился в Лицее).
Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея - девятнадцатому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. На 19 октября – день лицейской годовщины, когда собираются за чашей уцелевшие друзья, - Пушкин обычно пишет стихотворные приветствия. Сопоставив их, можно проследить перемены в его собственной судьбе и смену его настроения.
Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье...
Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, - о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:
В первом из них (1825 г.) возвышенные, торжественные строки:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен…
Манифестом дружбы можно назвать седьмую строфу этого стихотворения:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир – чужбина;
Отечество нам – Царское Село.
Поэт подчёркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.
В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях сопровождаются галереей образов, в основе которых - представления поэта о судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. В этом стихотворении Пушкиным создан романтический портрет умершего в Италии Н. А. Корсакова, бывшего лицеиста. Безвременной кончине друга в стихотворении посвящена одна из строф:
Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит.
Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество, вдохновение:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И. Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни. Он вспоминает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова:
.здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Так, обращаясь к Пущину, который в январе 1825 г. посетил опального поэта в Михайловском и вспоминал позднее, что Пушкин, как дитя, был рад их свиданию, Пушкин пишет:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил!
К А.М. Горчакову Пушкин обращается так:
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Обратился Пушкин в своём стихотворении и к своему другу А. А. Дельвигу:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”. В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы.
Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому - стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
«В мрачных пропастях земли» - так Пушкин обозначал место ссылки декабристов, где было много его друзей, среди которых – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.
Каждый из лицеистов воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их тревогами. Разбросанные по свету друзья как бы соединились в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто наслаждался жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив «и в бурях, и в житейском море» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других. Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ним в заточенье дошёл и луч «лицейских ясных дней».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними. Ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения – такова главная мысль поэта.
Через год Пушкин напишет всего 4 строчки, посвященные лицейской годовщине(«19 октября 1828»):
Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
В этом четверостишии – момент грусти, некоего «распадения» союза друзей, «прощания» с ними.
Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
В стихотворении позднего периода «Чем чаще празднует Лицей…» (1831) настроение поэта сменяется на минорное:
Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняются едину…
Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья...
Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле...
Многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых. Говорят, что гениальные люди гениальны и в своих предсказаниях.
И мнится, очередь за мной, зовет меня
Мой Дельвиг милый, товарищ юности живой…,
- писал Пушкин.
(Действительно, Пушкин погибнет следующим после Дельвига).
Именно в дружбе поэт находит опору в противостоянии «рока самовластью». В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) поэт написал:
Недаром – нет! – промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон:
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он?
Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, -говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:
...некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.
Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, — “Была пора: наш праздник молодой...” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России - периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром — нет! - промчалась четверть века!
Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Постоянно повторяя слова “Вы помните...”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Таким образом, дружба в этом стихотворении - это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили радости и горести, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.
После смерти Пушкина Кюхельбекер писал:
И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет,
Не принесет он новых песней вам,
И с них не затрепещут перси ваши;
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям.
Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам
судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению.
Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.
Бог помочь Вам, друзья мои…
Два плуга
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Цветущая сакура
Кто должен измениться?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев