Каждый рассказ Шукшина заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.Одним из самых любимых мною произведений В. Шукшина является рассказ «Мастер».
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimyy_rasskaz_Shukshina.doc | 64.5 КБ |
lyubimyy_rasskaz_Shukshina_V.M.vystuplenie.doc | 51 КБ |
Shukshin_Master.ppt | 1.19 МБ |
МОУ Долганская средняя общеобразовательная школа
Мой взгляд на любимый рассказ Шукшина «Мастер»
Работу выполнила:
Горащенко Евгения – ученица 10 класса
Руководитель:
Ушакова Ольга Александровна – учитель русского языка и литературы
Мой взгляд на любимое произведение
В.М. Шукшина «Мастер»
Василий Макарович Шукшин – явление уникальное.
Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель
Он прожил только сорок пять лет, но то, что успел сделать, хватило бы на многие жизни, одних рассказов у него более ста двадцати.
Каждый рассказ Шукшина заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит?
Главное в поле зрения В.Шукшина – человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои Шукшина, по словам писателя, - это «люди простые, но всегда неравнодушные…».
Шукшин не дает ответов в своих произведениях. Его рассказы – это только повод для размышлений. За внешней простотой его произведений почти неисчерпаемые глубины смысла.
Одним из самых любимых мною произведений В. Шукшина является рассказ «Мастер».
Я не претендую на полноту исследования текста, но попытаюсь обобщить свои наблюдения и открытия.
Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер, кого имеет ввиду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.
Начинается рассказ сказочно: « Жил-был…
Уже первая фраза открывает нам судьбу героя.
Она настраивает нас на необычную историю Семки.
Почему его зовут Семка, а не Семен?
Полное имя Семен, в переводе с древнееврейского – услышанный.
Мужчины с этим именем очень талантливы.
Несомненно, такой прием является средством выделения героя из числа других действующих лиц. А выделение – это, как правило, обособление. Автор как будто хочет подчеркнуть “непохожесть” своих героев, их чудаковатость.
Выбор имен в произведениях Шукшина и форма их подачи неслучайны.
По определению Ожегова имя – личное название человека,
даваемое при рождении.
Уже в первом предложении рассказа мы узнаем настоящее имя героя – Семка Рысь, а должно быть Семен. Так сразу происходит трансформация имени.
Портрет его довольно непригляден: длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке… и тогда-то, он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках. Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до лапы, толстые, словно литые. Красивые руки.
Да и авторская характеристика героя построена на антитезе: забулдыга, но непревзойденный мастер. Она выявляет всю его суть человеческую.
Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочного положения в жизни.
- «У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил – то.
- А я не хочу как сыр в масле. Склиско.»
А почему Семка пьет?
Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей.
«Я вот нарежусь, так? И неделю хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас…Тьфу!»
Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.
И вдруг жизнь Семки переменилась, обрела смысл, он даже пить перестал. Почему?
Его внимание привлекла к себе талицкая церковь. Она показалась Семке необыкновенно красивой - той подлинной красоты, бесполезной и неброской, над которой не властно время.
«Небольшая она открылась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорогу в Талицу. По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышении, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора вздрогнешь,- внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей.»
Сравним описание двух церквей. В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже была давно закрыта и дала в стене трещину. Чебровскую видно было за пять километров – на то и рассчитывали строители… Казалось бы, - две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, - какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно…
Чебровскую видно за пять километров – на то и рассчитывали строители. Талицкую как-будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.»
Поэтому кажется она Семке особенно человечной, задушевной. О чем же думал Семка, глядя на церковь?
Мастер не может ничего сделать, и чувствует обиду, досаду, вину и боль за эту "красавицу": "С тех пот он про Талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал". Боль от бессилия, разочарования, от невозможности спасти ее оказалась очень сильной, она останется в душе Семки на всю жизнь. Черствость, равнодушие. Безверие и бездуховность несут в человеческую жизнь опустошение и страдание
В рассказе Шукшина создатель Талицкой церкви нигде не назван архитектором. Он строитель, мастер, зодчий. Этот нюанс помогает понять и самого Семку, который наверняка, работает «по вдохновению», как дано от Бога.
А о чем же думал Семка, глядя на церковь?
Сам Шукшин очень любит ее и ее создателя; громадная благодарность звучит в строках: "О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к другим дорогам или вовсе - на людную городскую площадь - там заметят. Этого заботило что-то другое - красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе - туда, в твою черную жуткую тьму небытия - не услышишь". В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям, за удивительную доброту - источник красоты.
Близко к этому ощущению – ощущение праздника, этого всплеска души, необходимость которого в жизни человека остро осознавалась Шукшиным.
Душе нужны моменты взлета, радости. Чистый звук души – как колокол. Колокол – голос собора, звучащий в праздник и в годину бедствий, созывающий на молитву и соединяющий людей.)
Колокольный звон – музыкальное произведение. У него есть автор, исполнители и название.
А каково же влияние колокольного звона на человека?
Ученые утверждают, что живут дольше те люди, которые слушают звон колокола. Он положительно влияет на эмоциональную сферу человека, нормализуется кровяное давление, способствует поддержанию веры в свои духовные потенциальные возможности.
А что же мы видим у Шукшина?
Чем же вызвано решение Семки отреставрировать церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?
Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. И захотел доделать задуманное им. И он представил, как это может быть красиво. Эти два мотива подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: «обеспокоенный красотой и тайной».
К кому обращается Семка за помощью? Результат каков?
Как борется Семка за свое?
Для Шукшина принципиально важно, что герой обращается именно к этим людям – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь все они – своего рода пастыри народа. И они оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ибо в небрежении находится храм – это душа народа, опера его нравственности.
Почему же рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер?
В рассказе их двое: Семка и неизвестный создатель Талицкой церкви.
Возникает вопрос: А почему же слово стоит в единственном числе? К кому оно относится?
Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ, Семки и безымянным зодчим, общности их идеалов, нравственных и этических;
Во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер», как сознательного начала в человеке.
Что же произошло с человеком потом? Почему?
- Шукшин не делает выводов, не поучает. Он говорил: «Меня поучения в искусстве очень настораживают, я их боюсь и никогда не верю». Он просто поведал нам историю Семки, но какая трагедия души открывается за этим! Талицкая церковь, ее гибнущая красота, тайна потрясла душу Семки. Ведь он мастер, «непревзойденный мастер-столяр». Идея возрождения красоты его «выпрямила», а что же «сломало»? Почему душа его кровоточит и болит, почему он не может больше смотреть на церковь, почему отворачивается, молчит и курит? В чем причина Семкиной боли?
Л.Н. Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти.
А для Семки? Можем ли мы вообразить, какова будет его дальнейшая судьба?
Вероятнее всего, он скоро сопьется, потеряет мастерство… А он ведь мастер творец…
И здесь мне хотелось бы провести параллель с «Левшой» Лескова.
Перекликаются судьбы этих героев талантливых мастеров из народа, которых течение жизни неизбежно несет к гибельной бутылке: перекликаются их характеры; перекликаются и жанровые особенности произведений, их сказовый характер.
Но умерло ли в Семке чувство красоты?
Нет. Уже по тому, как зло реагирует Семка, как обходит он стороной Талицкую церковь, можно понять, что прежнее чувство живет в нем, только теперь он попытается спрятать его от людей…
А как же складываются взаимоотношения Семки с людьми?
Он одинок. У Семки есть чувство красоты…
Можно его назвать «Чудик», «Чудак»?
Наверное, да ведь он всегда добрый, ищущий.
Казалось бы, только посочувствовать Семке, пожалеть его жизнь. Но возникает другая мысль. Почему только Семке хотелось возродить красоту? Намерение героя отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит, его способность ради большого интересного дела забыть и “зеленого змия”, и другие “удовольствия” уже само по себе очень дорога и обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Приоткрывая душу и сердце героя, автор показывает нерастраченное добро и теплоту, которые мастер готов вылить в работу, только никому это не нужно. Вот и бунтует, дебоширит он, протестуя против людского равнодушия и черствости. “Ну и что же, что талицкая церковь — копия. Красоты-то от этого не убавилось”. И мы совершенно соглашаемся с Семкой. Ведь творение древнего мастера радовало многие поколения людей! Почему на нас все должно закончиться?
Рассказы Шукшина, «населенные» очень разными героями, - не просто сборники рассказов.
Это книги о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни.
Использованная литература:
Мой взгляд на любимое произведение
В.М. Шукшина «Мастер»
Слайд 1 титульный лист
Слайд 2 – в/фрагмент
Василий Макарович Шукшин – наш земляк, уроженец Алтайского края.
Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель
Он прожил только сорок пять лет, но то, что успел сделать, хватило бы на многие жизни, одних рассказов у него более ста двадцати.
Каждый рассказ Шукшина заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.
Одним из самых любимых мною произведений В. Шукшина является рассказ «Мастер».
Я не претендую на полноту исследования текста, но попытаюсь обобщить свои наблюдения и открытия.
Слайд 3
Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего? Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.
Начинается рассказ сказочно: « Жил-был… и уже эта первая фраза настраивает на необычную историю Семки.
Слайд 4
Почему его зовут Семка, а не Семен?
Полное имя Семен, в переводе с древнееврейского – услышанный.
Мужчины с этим именем очень талантливы.
Несомненно, такой прием является средством выделения героя из числа других действующих лиц. А выделение – это, как правило, обособление. Автор как будто хочет подчеркнуть “непохожесть” своих героев, их чудаковатость.
Выбор имен в произведениях Шукшина и форма их подачи неслучайны.
По определению Ожегова имя – личное название человека,
даваемое при рождении.
Уже в первом предложении рассказа мы узнаем настоящее имя героя – Семка Рысь, а ведь должно было быть Семен. Так сразу происходит трансформация имени.
Слайд 5
Портрет его тоже довольно непригляден: длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке… и тогда-то, он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках. Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до лапы, толстые, словно литые. Красивые руки.
Слайд 6
Да и авторская характеристика героя построена на антитезе: забулдыга, но непревзойденный мастер. Она выявляет всю его суть человеческую.
Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочного положения в жизни.
- «У тебя же золотые руки! Ты бы мог, знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил – то.
- А я не хочу как сыр в масле. Склиско.»
А ведь понятно, что душа героя ищет добра и красоты, но ищет неумело.
И вдруг жизнь Семки переменилась, обрела смысл, он даже пить перестал. Почему?
Его внимание привлекла к себе талицкая церковь. Она показалась Семке необыкновенно красивой - той подлинной красоты, бесполезной и неброской, над которой не властно время.
Слайд 7
«Небольшая она открылась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорогу в Талицу. По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышении, как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора вздрогнешь,- внезапно увидишь церковь изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей.»
Слайд 8
А ведь и в Чебровке была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже была давно закрыта и дала в стене трещину. Чебровскую видно было за пять километров – на то и рассчитывали строители…
Сравним описание двух церквей
Казалось бы, - две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, - какая должна выиграть, если сравнить? А выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно…
Слайд 9
Чебровскую видно за пять километров – на то и рассчитывали строители. Талицкую как-будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.»
Поэтому кажется она Семке особенно человечной, задушевной.
О чем же думал Семка, глядя на церковь?
Слайд 10
Слайд 11
Душе нужны моменты взлета, радости. Чистый звук души – как колокол. Колокол – голос собора, звучащий в праздник и в годину бедствий, созывающий на молитву и соединяющий людей.
Ученые утверждают, что живут дольше те люди, которые слушают звон колокола. Он положительно влияет на эмоциональную сферу человека, способствует поддержанию веры в свои духовные потенциальные возможности.
А что же мы видим у Шукшина?
Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. И захотел доделать задуманное им. И он представил, как это может быть красиво. Эти два мотива подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: «обеспокоенный красотой и тайной».
Шукшин просто поведал нам историю Семки, но какая трагедия души открывается за этим! Талицкая церковь, ее гибнущая красота, тайна потрясла душу Семки. Ведь он мастер, «непревзойденный мастер-столяр».
Идея возрождения красоты его «выпрямила», а что же «сломало»? Почему душа его кровоточит и болит, почему он не может больше смотреть на церковь, почему отворачивается, молчит и курит? В чем причина Семкиной боли?
Еще Л.Н. Толстой заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти.
А что же Семка? Какова будет его дальнейшая судьба?
Вероятнее всего, он скоро сопьется, потеряет мастерство… А он ведь мастер творец…
И здесь мне хотелось бы провести параллель с «Левшой» Лескова.
Перекликаются судьбы этих героев талантливых мастеров из народа, которых течение жизни неизбежно несет к гибельной бутылке: перекликаются их характеры; перекликаются и жанровые особенности произведений, их сказовый характер.
Но умерло ли в Семке чувство красоты?
Нет. Уже по тому, как зло реагирует Семка, как обходит он стороной Талицкую церковь, можно понять, что прежнее чувство живет в нем, только теперь он попытается спрятать его от людей…
Казалось бы, только посочувствовать Семке, пожалеть его жизнь. Но возникает другая мысль. Почему только Семке хотелось возродить красоту? Намерение героя отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит, его способность ради большого интересного дела забыть и “зеленого змия”, и другие “удовольствия” уже само по себе очень дорого и обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Приоткрывая душу и сердце героя, автор показывает нерастраченное добро и теплоту, которые мастер готов вылить в работу, только никому это не нужно. Вот и бунтует, дебоширит он, протестуя против людского равнодушия и черствости. “Ну и что же, что талицкая церковь — копия. Красоты-то от этого не убавилось”. И я согласна с Семкой. Ведь творение древнего мастера радовало многие поколения людей! Почему на нас все должно закончиться?
Рассказы Шукшина, «населенные» очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни.
Иван Васильевич меняет профессию
Сладость для сердца
Четыре художника. Осень
Сказочные цветы за 15 минут
Рисуем осень: поле после сбора урожая