Работа посвящена памяти Ксении Петербургской - самой почитаемой святой г.Санкт-Петербурга. В ней автор размышляет о семейных ценностях.
Вложение | Размер |
---|---|
Razgovor_o_Ksenii_Peterburgskoy.docx | 28.85 КБ |
Сочинение-эссе
обучающегося 1курса АМПЛ
Зенченко Михаила
Разговор о Ксении Петербургской
Когда-то нам говорили, что в жизни всегда есть место подвигу. Набившая в былые времена оскомину фраза. А часто ли мы задумываемся над значением непонятных нам слов? « Подвиг» для современного человека - это синоним героического поступка, но никак не тяжелый и медленный труд над собой, объясняемый однокоренным словом «двигать». Подвиг- это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи силы воли. Объяснить «подвиг» можно на примере спорта. Пусть он, спорт, крайне комерциализировался. Все равно он не возможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, обязательно присутствует пот и даже кровь.
Или другой пример – наука. Истинный ученый часто бывает человеком не от мира сего. Он знает одну цель, одну работу и ведет себя нередко, как затворник. О Канте говорили, что он, живя в Кенигсберге, лишь по слуху знал о том, что его город стоит на берегу моря, поскольку почти не покидал жилища из-за ученых занятий. Это – подвиг. Все эти подвиги не ведут к спасению души, но вскрывают механизм кропотливого и плодотворного труда; механизм, согласно которому великие цели не достигаются без самоотдачи и сознательного насилия над собой.
Но есть еще и христианский подвиг. « Смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни». Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.
Хочется рассмотреть не совсем обычный подвиг, когда человек отказывается от ума. Такое подвижничество называется юродством Христа ради.
Юродивые (их еще называют блаженными) ведут себя как сумасшедшие, будучи при этом совершенно здоровыми психически людьми. Они ходят в лохмотьях, босиком по морозу, ночуют на улице и за это нередко терпят «досаду и укорение, и биение, и пхание». Вот такая реакция нам как раз понятна. Но для чего они это делают? Чтобы побороть гордость, корень зла. И в себе, и в окружающих. Понять современному человеку блаженных трудно. Хотя, если приглядеться юродствующих и сейчас много.
Вспомним свое детство, школу, свой класс. Наверное, у каждого всплывет в памяти одноклассник, который исполнял роль шута или клоуна. Всех смешил, срывал уроки. Его считали чокнутым или чем-то в этом роде. А потом, повзрослев, он стал «нормальным», завел семью, чего-то достиг, «поумнел». Да нет, не поумнел он, а просто перестал юродствовать. Это, конечно, не тот религиозный подвиг, о котором идет речь, но что-то похожее. Таким образом этот школьный шут либо закрывался, прятался под маской от других, либо хотел как-то самоутвердиться. Т.е. причины у него были личные. Христа ради юродивые тем и отличаются, что делают это не для себя, а ради других, во имя Христово и чтобы спасти людей.
Были, конечно, и настоящие сумасшедшие, и мнимые юродивые, которые, чтобы свою гордыню потешить, делали это. И очень трудно было подвижника отличить от больного или ханжи-афериста. Но только юродивые Христа ради получали за свой нелегкий подвиг дар чудотворения и пророчества.
Юродство как религиозный подвиг почти не знакомо Западной церкви.
Возникло оно в Византии и вместе с христианством пришло на Русь, где и расцвело пышным цветом. Прокопий Устюжский, Лавренитий Калужский, Никола Салос из Пскова, Василий Блаженный и Максим Московский, Ксения Петербургская – эти имена знакомы даже тем, кто не интересуется историей нашей Церкви. О единственной в этом коротком списке женщине, но не единственной среди подвижниц, мы сегодня и поговорим. Ведь 6 февраля (24 января по старому стилю) 6 июня - дни ее памяти.
Блаженная Ксения – одна из самых любимых святых Петербурга. Даже в советские годы к часовенке на Смоленском кладбище приходили люди и тайком, чтоб никто не увидел оставляли блаженной Ксении записки с просьбами: матери о детях, студенты об экзаменах. Верили, что она поможет. И она помогала.
Сведений о жизни Ксении до начала ее подвига никаких нет. Даже точной даты рождения. Родилась между 1719 и 1730 годами. Можно только предполагать, что она была не простого рода – муж ее, Андрей Федорович Петров, полковник, придворный певчий. Когда Ксении было 26 лет, он скоропостижно умер.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение его грехов.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради.
Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников мужа Ксении уберечь ее от такого поступка. Те обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.
Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле — и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.
Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на их выходки она просто не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную.
Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню она также избегала брать. Принимала только «царя на коне» — медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.
В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви (эта малоприятная процедура всегда отнимала много времени и сил). А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!».
Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил беременную женщину, которая успела перед кончиной родить мальчика. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день является одной из самых чтимых святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
6 февраля и 6 июня – дни памяти покровительницы Петербурга.
Рассказав своим однокурсникам о подвиге Ксении Блаженной, я задумался: « А возможно ли сегодня совершить подвиг ради любимого человека?»
Что и говорить, земли открыты, горы и полюса – покорены, всему географическому присвоены имена (если не собственные, то…другие). Космос хоть и бескраен, но попадают туда избранные, впрочем, зачем и какие такие подвиги космонавты там совершают, не всем понятно. К новым галактикам, они ведь не летают и войны космические, вроде не ведутся…Спасать человечество! - От чего? От злых духов?… чумы?… наводнений?… неверных (которые кому-то верны)?… Неактуально, неромантично и достаточно хлопотно. Можно героически сражаться с сами собой! То есть побеждать и преодолевать не только детские страхи, но и приобретенные негативные привычки.
Можно наоборот вырабатывать в себе «героические» качества: мужество, правдивость, верность слову, силу воли. Но борьба с самим собой обычно принимает затяжной характер и напоминает вялотекущую шизофрению. Не все её выдерживают, но и не многие её начинают! Правда, есть такие ГЕРОИ, которые говорят, что победили в себе детский страх или совершили один-два героических поступка. Рассказы об их «подвигах» передаются из поколения в поколение и остаются в мужском эпосе нетленным примером для юных искателей славы и наивных блондинок.
Ещё есть политика и война. Но тут, подвиги не всегда выглядят подвигами и победы очень спорны. Сегодня тебе кричат «ура!», а завтра глядишь, на щите понесут… Правда, в тот самый короткий миг «ура» можно насладиться свершением мечты, но обычно никто не успевал. И потом, денег на такие «крутые» шалости нужно не меряно. А где их взять? Ты же не арабский шейх, не английская королева, не Садам Хусейн, не Джордж Буш и даже не Джеймс Бонд. Твой мир не «матрица» и всё мастерство Джеки Чана в купе со вторым Терминатором и Стиивеном Сигалом –никому не нужно. Потому… потому что, в утренней реальности, чаще приходиться бороться с собственной ленью, колючей щетиной и сладким искушением послать всё подальше.
Ты вырос и стал сам решать, что носить и что есть. Как, с кем и сколько спать.… Став взрослым, свободным и независимым, в один прекрасный день, когда ты уже гордо расправил свои крепкие крылья и оглянулся , размышляя в какой же стороне твой главный подвиг, в этот самый момент, да, да, да именно в тот самый момент (ну может чуть позже) на тебя обрушивается прозрение: «Всё, что ты делаешь или собираешься сделать – это не подвиг, и героизма для этого не нужно…». Ты выучился, научился профессии, закалил волю, научился выдержке, ты умеешь много нужного и полезного. Ты готов для ЭТОГО ну того самого, для ПОДВИГА, но… Не «но», а «и»! Ты, собравшись с духом, ТАКИ совершаешь свой самый главный поступок. То для чего ты так долго готовился, для чего ТЫ родился на свет, ради чего терпел манную кашу, колючий шарфик до бровей, десять лет мирился с ненавистной фразой «вставай, в школу опоздаешь», потом еще пять лет зачетов и экзаменов или два года армейского дурдома (кому как повезло). ТЫ – делаешь… предложение руки и сердца… женщине. Женщине, ради которой будешь бороться с ненужными привычками, и вырабатывать в себе положительные качества. Женщине, которая поймет все твои слабости, простит малодушие, тщеславие и даже преступление. Женщине, для которой и ради которой ТЫ собственно и собираешься, совершишь все свои «главные милые глупости». Потому, что только ЖЕНЩИНА с восторгом оценит любые твои старания (даже если ОНА их и не поймет).
Вот некоторые выдержки из сочинений моих однокурсников, размышляющие о подвиге Ксении Блаженной:
-«Подвиг – это когда готов отдать за Любимую жизнь, когда противны мысли об измене. Чтобы увидеть ее улыбку, ты покупаешь большой букет и приезжаешь к ней на пять минут».
-«Жизнь Ксении Блаженной я не считаю подвигом. Это лишь подтверждение сильной любви. Ради любимого человека можно всю жизнь нести свой крест».
-«Постараться сделать любимого человека счастливым - это, наверное, подвиг».
-« В любой момент жизни, несмотря на обстоятельства готов быть рядом с любимой».
Хорошо, конечно, что и сегодня есть молодые люди, понимающие истинное свое назначение в этом мире. Миром правит любовь, а там где есть любовь обязательно будет подвиг. Многих история жизни Блаженной Ксении не оставила равнодушными. Создавая свою любовь, а в будущем и семью важно помнить, что в любой ситуации нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. И еще …твои слова и твои поступки должны быть примером для будущих детей. Для меня это важно.
1
Загадка Бабы-Яги
Самый главный и трудный вопрос
Кто грамотней?
Разлука
Сочные помидорки