Победитель областного конкурса сочинений.
Вложение | Размер |
---|---|
Vsya_zhizn_v_poiske_Abdulhalikova_Viktoriya_9_klass.doc | 48.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 38
с углубленным изучением иностранного языка
Красноармейского района
Городской конкурс творческих работ «Чистое слово»
ВСЯ ЖИЗНЬ В ПОИСКЕ
Публицистическое эссе
Работу выполнила: Абдулхаликова Виктория
ученица 10а класса
Руководитель: Чевтаева Ирина Борисовна,
учитель русского языка и литературы,
контактный телефон (89613173913)
Волгоград – 2009 г.
- Вот тебе, Славка, шах, а вот тебе и мат. Ты сегодня и десяти минут не продержался. Заболел что ли, или думы тяжкие одолели?
- Да какие там думы, Александр Евгеньевич, просто сегодня не мой день.
- Ну, вот что. Сейчас ты пойдешь в столовую, пообедаешь, тетя Валя тебе накрыла, а потом вернешься и расскажешь мне об инциденте на химии.
- Не нужен мне ваш обед, и рассказывать я ничего не буду. Вам уже обо всем доложили.
- Я, Славик, хочу твою версию послушать. И сохраняй, пожалуйста, самообладание. Твои предки, славяне, были людьми отважными и стойкими. Воевать умели отменно. Так что ты пращуров не позорь. Жду тебя через полчаса.
Александр Евгеньевич знал, что Славка придет раньше. С обедом он расправлялся минут за пять. Сопротивляется он только для вида (своеобразный способ самоутверждения). На самом деле, мальчишке самому не терпится поделиться переживаниями. Рассказывать о своих проблемах ему некому: мать уже третью неделю в запое, отца он никогда не видел. Бабушка после инсульта прикована к постели. Друзей у парня тоже нет и быть не может: у него эпилепсия. Кроме того, в своих поступках он совершенно непредсказуем. Может на ровном месте впасть в уныние или в агрессию. Несколько раз по ходатайству учителей поднимался вопрос о переводе Славы в специализированный интернат, но Александр Евгеньевич взял мальчика под свою опеку. Сложный он, конечно, дерзкий, болезненно вспыльчивый. Но душа у мальчишки есть. В этом Александр Евгеньевич был уверен.
Как и предполагалось, Славка пришел через десять минут.
- Вкусный обед-то был?
- Ничего, есть можно.
- А теперь объясни, что заставило тебя нагрубить Людмиле Ивановне? По-моему, мы с тобой условились, что учительница в первую очередь женщина. А хамить женщине - последнее дело.
- Она меня сорняком назвала. Ты, говорит, Сергеев, как сорняк среди культурных растений. Вырвать бы тебя с корнем, чтобы других не портил.
- А почему она так сказала, ты не задумывался? Может быть, была причина?
- Домашнюю не сделал. Вас же вчера не было.
- Стоило мне один раз на совещание уехать, и ты уже на конфликт нарвался. Сам не мог попытаться задание выполнить?
- Это культурным розам и тюльпанам непростительно домашку не делать. Придут домой, им мамки и бабульки под нос горячий обед суют. Стол у них есть для занятий с лампой, книжек всяких полно. А я прихожу – мамка поперек кухни лежит, пьяная вдрызг, а в комнате бабка стонет: «Слава, больно, больно». Я в холодильник, а там один лед. Собрал остатки с пьяного стола, в духовке пропек, смешал с кипяченой водой и бабку покормил.
- Иди, Слава, домой. Возьми банку – тут бульон куриный. Бабушку покормишь, и приходи. Будем учиться уравнения реакции составлять. Историю, кстати, тоже повтори. Завтра тебя обязательно спрошу. Банку верни. Буду в ней тебе бульон приносить для бабушки, пока мама в себя не придет. Когда очнется, пригласишь ее ко мне. С учителями не конфликтуй, если до конца месяца без замечаний протянешь, возьму тебя в экспедицию.
Глаза у Славки загорелись.
- Правда, возьмете? Рот себе лейкопластырем залеплю. Пусть называют хоть сорняком, хоть лопухом. Мне в экспедицию край как надо! Может быть, останки деда отыщу, пока бабуля жива. Хоть перед смертью старушка порадуется.
- Попробуем, Славик, разыскать твоего деда. А пока иди домой, корми бабушку. Жду тебя в четыре часа с учебниками. За маму не переживай. Скоро она в себя придет, а ты уж ей помоги подольше продержаться. Больше внимания и заботы, меньше огорчений, глядишь – мама справится со своим недугом.
Славка ушел, а Александр Евгеньевич стал подбирать материал для школьного радиоузла. Надо поздравить Кочеткова Максима за победу в викторине «Сталинградская битва», а Ивановой Ольге объявить благодарность за перевыполненный план по сдаче макулатуры. Шестьдесят килограммов за месяц. Надо выбить для девчонки путевку в «Орленок». Александр Евгеньевич считал необходимым сообщать по школьному радио о любых, даже самых незначительных, достижениях учащихся: перевыполнил ли план по сдаче металлолома или макулатуры, одержал ли победу в школьном конкурсе, организовал ли экскурсию для учащихся младших классов или просто исправил тройки за четверть. А еще надо музыку подобрать для перемены. Некоторые учителя не считают звонок началом отдыха между занятиями и полперемены используют для продолжения урока. А когда сразу после звонка по радио звучат песни из кинофильма «Мэри Поппинс», приходится поневоле отпускать учеников в коридор.
Александр Евгеньевич Розов. Мамин учитель истории и классный руководитель. Преподает больше тридцати лет. Сейчас у него учится моя лучшая подруга и говорит, что уроки истории весь их класс согласился бы посещать даже во время летних каникул. Отличник народного просвещения, учитель Сороса, победитель областного тура конкурса «Самый классный классный».
Когда я обнаруживаю невежество на историческую тему, мама с горечью восклицает: «Нет на тебя Александра Евгеньевича!» А после выдает мне столько информации, что я успеваю воспринять в лучшем случае половину.
- Здорово же он вас гонял! Боялись, наверное, с невыученным уроком приходить?
- Нет, дочка, слово гонял совсем не подходит к нашему Македонскому. Это прозвище, кстати, до сих пор у него сохранилось. Методы воздействия на нерадивых учеников у Александра Евгеньевича были самые что ни на есть традиционные: те же пресловутые двойки. Но сам урок проходил так, что каждый ученик, даже самый неуспешный, чувствовал себя свободно и уверенно: можно было смело излагать свою точку зрения на исторические события, даже если она не совпадала с общепринятой, можно было спорить и отстаивать свои убеждения. И это в начале восьмидесятых! В те времена люди, позволявшие себе сомневаться в государственной политике, могли многим поплатиться: карьерой, репутацией, положением в обществе, а иногда и свободой. А вот ученик, не знавший материал, выглядел в глазах класса нелепо. На него смотрели с таким недоумением, что он не знал, куда деться от стыда: чувствовал себя папуасом с острова Новой Гвинеи, случайно попавшим в цивилизованный мир. Бывало, Македонский так озадачит нас проблемой, такой вопрос задаст, что для того, чтобы ответить, необходимо было обратиться к дополнительной литературе. Про Интернет в то время еще никто даже не слышал, вот и просиживали часами в читальном зале. Порой приходилось горы справочников и энциклопедий перевернуть, прежде чем что-то прояснится. Зато какая радость была, когда ответ находился! Как будто сам совершил великое научное открытие.
В этом Александр Евгеньевич и сейчас не изменился. Я помню, как мы с подругой Соней решили сходить в боулинг. Накануне она мне звонит и заявляет, что мероприятие отменяется.
- Представляешь, Македонский на все выходные озадачил. Мы сейчас Гражданскую войну изучаем, и мне надо ответить на вопрос: «Как повернулось бы развитие России в случае победы Белого движения?» В учебнике об этом ничего не написано, в Интернете все сайты перелопатила, тоже мало что обнаружила. Пойду сейчас в читальный зал. Источники Александр Евгеньевич мне подсказал. Дело за малым: найти их, изучить, сделать выводы.
- Ну, тогда и я с тобой. Вместе поищем.
Жизненное кредо Александра Евгеньевича: «Мысль, пропущенная через чувства, есть убеждение». Сколько таких убеждений зародил он в душах ребят!
Мама вспоминает, как Александр Евгеньевич вместе с ватагой учеников всюду искали экспонаты к урокам истории прямо в своем героическом городе. Д ля сохранения бесценного материала администрация школы выделила отдельный кабинет, который силами действующих членов исторического кружка очень скоро превратился в настоящий музей, но где все можно было трогать руками.
Некоторые уроки по школьной программе и внеклассные мероприятия по истории родного края Александр Евгеньевич проводил прямо в этом музее.
В 1983 году учитель организовал отряд «Поиск». Со своими учениками он объездил почти всю Волгоградскую область. Поисковики были еще в Калужской, Тверской, Ростовской и Ленинградской областях – там, где в ожесточенных боях сражались и гибли защитники русской земли.
До сих пор отряд «Поиск» несет вахту в экспедициях по местам ожесточенных боев Великой Отечественной войны. Здесь ведут раскопки, занимаются перезахоронением останков погибших солдат, восстанавливают имена, фамилии погибших, без вести пропавших. Все участники экспедиций, несмотря на тяжелый, кропотливый, опасный труд, и лишения походной жизни, знают, что все делается не зря. Это все - ради того, чтобы поднять и перезахоронить по-христиански и с честью бойцов, а если очень повезет, то найти и прочитать солдатский медальон.
Мама вспоминает, как они, десятиклассники восьмидесятых годов, комсомольцы-, поисковики, перелопатившие кубометры земли, находили останки бойцов, чей прах десятки лет пролежал в присыпанных временем окопчиках, как невольно испытывали чувство вины перед павшими воинами, как чувствовали свою причастность к Родине, ее прошлому и будущему.
Экспедиции организовывались два раза в год: на осенних и весенних каникулах, но поисковая работа этим не ограничивалась. Она продолжалась в архивах военкоматов, в семьях фронтовиков, в вахтах памяти на Посту №1.
Главным итогом двадцатипятилетней поисковой работы, - считает Александр Евгеньевич, - являются не только найденные и перезахороненные останки бойцов. Важным является, то, что поисковики вернули честные имена погибшим солдатам, а их потомкам – гордость за своих павших родственников. В своих письмах внуки и дети погибших солдат благодарят Александра Евгеньевича за его гражданский подвиг.
Многие ребята- поисковики впоследствии стали отличными офицерами. Среди них - Родинко Вадим – подполковник военно-морского флота, служит в Североморске; Товкес Андрей - командир атомной силовой установки на подводной лодке, Александр Чуркин, старший лейтенант, награжден орденом за службу Родине III степени.
Слава Сергеев, мамин одноклассник и сосед по парте, стал хорошим токарем. У него подрастают двое сыновей. А в школе, кроме Александра Евгеньевича, в него никто не верил.
Идея сохранения традиций, памяти и нравственных ценностей пронизывает всю педагогическую и поисковую деятельность А.Е. Розова, весь его жизненный путь. Как истинный патриот и интеллигент, он свои лучшие чувства и моральные принципы превращает в деятельную часть жизни, изменяет не только мировоззрение окружающих его соотечественников, но и, хочется верить, приближает светлое будущее России.
Наше время- это эпоха расцвета информационных технологий и духовного упадка.
Герои, подобные Александру Евгеньевичу, способны освободить нашу цивилизацию от засилья безнравственности, тем самым предотвратив гибель отчизны.
Главные черты моего героя- это патриотизм, духовность и вера в своих учеников.
10 осенних мастер-классов для детей
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Н. Гумилёв. Жираф
Как нарисовать черёмуху
Мороз и заяц