Студентка 1 курса, выпускница сельской школы им.С.А. Рачинского Оленинского района Тверской области, Соколова Любовь в своей работе останавливается на проблемах современной сельской школы, рассказывает о том, как великий педагог сумел решить все эти проблемы в XIX веке,представляет личность С.А. Рачинского -создателя авторской школы, раскрывает педагогическую концепцию С.А.Рачинского, его воспитательную систему, рассказывает о первых обществах трезвости в селе Татево, созданных Рачинским, представляет его лучших воспитанников.
К работе прилагается презентация на тему "Педагогическая концепция С.А. Рачинского"
Вложение | Размер |
---|---|
Pedagogicheskie_idei_S.A._Rachinskogo.pdf | 1.57 МБ |
rabota_Sokolovoy_L.doc | 340 КБ |
17
ГОУ СПО «Старицкое педагогическое училище»
Направление: Образование
Название работы:
«Педагогические идеи С.А. Рачинского
и их значение для современной сельской школы»
Автор работы: студентка Соколова Любовь Петровна
Место выполнения работы:
Старицкое педагогическое училище (техникум),
1 курс, г.Старица Тверской области
Научный руководитель: Троицкая Лариса Петровна, Заслуженный учитель Р.Ф.
2011г. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.А. РАЧИНСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Заключение. Предложения по законодательному урегулированию проблем сельской школы
ВВЕДЕНИЕ
Я родилась и выросла в селе Татево Оленинского района Тверской области, училась в школе С.А. Рачинского, возглавляла школьный краеведческий музей, бывала в его доме, ходила по старинному парку, беседовала с современными жителями села, поэтому хорошо знаю проблемы села и сельской школы. Село Татево расположено в красивой местности. Даже сейчас, спустя многие годы, видно, что село было хорошо обустроено. В селе Татеве есть не только средняя школа, но и Дом культуры, краеведческий музей, которым руководит учитель истории В.М. Марченкова, есть библиотека и почта. Однако остатки прекрасной усадьбы второй половины XVIII -- начала XIX века, регулярный парк с редкими породами деревьев, Троицкая церковь требуют восстановления.
И по сей день в родном селе чтут его память и традиции великого труженика. Опыт Рачинского по созданию первой в России сельской школы «с правильным общежитием» (интернатом) сегодня может стать одним из важнейших в деле преобразования Центральной России, где в современной школе забыты педагогические идеи С.А. Рачинского (если его имя упоминается, то чаще всего рядом с именем его знаменитого ученика, художника Н.П. Богданова – Бельского), где сейчас, словно градом, повыбивало людей, где с лица земли снесло цветущие некогда деревни, сельские школы.
Вспоминания о Рачинском, Ксения Николаевна Баратынская писала: «Не слишком ли скоро забываются имена выдающихся людей? Не полезно ли говорить и говорить о них как можно больше, чтобы не давать паутине времени затягивать их светлый образ».
Хочется надеяться, что светлое имя Сергея Александровича Рачинского, его идеи и принципы будут востребованы и в педагогической науке, и в нравственном воспитании, и в борьбе за общественное здоровье, поэтому тема моего исследования является актуальной в период обсуждения нового «Закона об образовании».
Тема исследования: Педагогические идеи С.А. Рачинского и их значение для современной сельской школы.
Актуальность исследования: именно эту проблему нужно изучать в настоящее время, потому что закрыты многие сельские школы, а проблему обучения и воспитания сельских школьников пытаются решить за счет создания базовых школ и школьных автобусов.
Объект исследования: педагогические идеи обучения и воспитания школьников.
Предмет исследования: рассмотреть педагогические идеи С.А. Рачинского в создании русской школы, особенности духовно-нравственного воспитания в этой школе, особенности учебного процесса в школе с постоянным проживание учеников и проанализировать проблемы современной сельской школы.
Цель исследования: познакомиться с личностью С.А. Рачинского, его педагогической концепцией, наметить пути использования педагогических идей С.А. Рачинского в современной сельской школе, в качестве моей законотворческой инициативы внести свои предложения в укрепление и совершенствование сельской школы.
Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по данной теме, проанализировать материалы краеведческого музея Татевской средней школы, познакомиться с деятельностью современной сельской школы, с документами правительства РФ об образовании.
Гипотеза и защищаемые положения: Смогу ли я убедить в необходимости принятия моей законотворческой инициативы в области образования на основе педагогической концепции С.А. Рачинского.
Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст - проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиций доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными.
Сегодня мы знаем, сколь губительными были последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых неперспективных деревень и т.п.). Трудности, переживаемые ныне селом, помимо других причин, в значительной мере связаны с последствиями названных преобразований.
Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам сельской школы, в особенности на фоне новых попыток форсировать реформирование образования, надо помнить, что всякое необдуманное хирургическое вмешательство в нее может повлечь за собой целую сеть необратимых потерь. Сегодня мы можем утверждать: сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будут существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические, существенные черты национальной культуры. Поэтому проблемы сельской школы - это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. И потому программа сохранения и развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в разрабатываемой ныне национальной инициативе образования.
Национальная программа не отменяет, а, напротив, даже предполагает разработку программ регионального характера. Опыт разработки региональной программы имеется и в нашей области.
По школьной образовательной сети наша область типична для Центрального региона России. Проблемы сельской школы для области столь же актуальны, как и для других регионов и России в целом, поэтому в рамках региональной программы «Социальное развитие села до 2012» предусмотрены мероприятия в поддержку сельских школ.
Все множество проблем, определяющих развитие сельской школы, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально-поселенческие, управленческие, организационные и т.д.), педагогические.
Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей.
Важным фактором, определяющим перспективу сельской школы, являются демографические процессы. Наблюдающаяся в последние годы тенденция сокращения числа учащихся в наибольшей степени проявилась в начальном образовании. За последние четыре года число учащихся начальных классов в сельских школах сократилось на 30%.
Сельская общеобразовательная сеть дореволюционной России формировалась вокруг выделявшихся духовно-культурных центров (церкви, помещичьи усадьбы), которые играли роль системообразующего начала. В советское время, когда значение этих центров было утрачено, возобладал производственный принцип в развитии системы расселения. Появилось понятие "центральная усадьба", место расположения органа управления совхозом или колхозом. По этому же принципу шло строительство новых школьных зданий, то есть происходили изменения сельской образовательной сети.
В постсоветское время, когда центральные усадьбы перестали играть прежнюю роль, обострились миграционные процессы, хотя по-прежнему идет исчезновение деревень, появляются на их месте дачные поселения сезонного характера, в этих условиях сеть сельских образовательных учреждений не может оставаться неизменной. Вместе с тем крайне важно избегать поспешности, субъективизма в подходах к решению этой проблемы. С учетом этих факторов возможна оптимизация (что отнюдь не равнозначно сокращению) сельской образовательной сети.
Сельские школы стремятся по возможности использовать местные условия: вводят курсы и предметы по выбору, факультативы, отражающие специфику села: огородничество, фермерское хозяйство, культура земледелия, ремонтные работы в быту, технология механизированных работ, проблемы рыночных отношений и т.п. В большинстве школ предметы по выбору вводятся с учетом интересов и склонностей учащихся. Действительно на селе школа - центр воспитательной работы. Школьная библиотека, школьный музей, спортивный зал являются притягательными центрами для всей молодежи села. Краеведческое направление - одно из главных в воспитательной работе. Важнейшая проблема – проблема кадров для сельской школы. В последние годы кадры сельских школ пополнились в основном за счет выпускников Старицкого и Торжокского педучилищ. Все эти вопросы были успешно разработаны и реализованы еще в XIX веке создателем авторской школы в моем родном селе Татево Оленинского района великим педагогом С.А. Рачинским. Его педагогическая концепция актуальна сегодня.
Сергей Александрович Рачинский был одним из самых ярких представителей национально мыслящих педагогов-практиков и теоретиков второй половины XIX века, который пытался возродить в лучшем, обновленном качестве русские национальные школы допетровского образца. Он решительно заявил, что школу в России необходимо строить «на почве народной психологии и истории, согласовать ее с общественными потребностями, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экономические, климатические и всякие другие условия народной жизни, чтобы русская школа руководилась русскими, а не иностранцами».
Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 г. в родовом поместье Татево Бельского уезда Смоленской области (сейчас село Татьево Оленинского района Тверской области). Здесь, в окружении прекрасных лесов и полей, в стародворянской русской усадьбе, в центре которой находился большой дом с колоннами, проходило детство будущего ученого и великого педагога. Семья была религиозной, и также воспитывали детей. Всего в семье Рачинских росли четыре брата и две сестры: Владимир(1831-1888) ,Сергей(1833-1902) , Ольга(1834-1917),Варвара(1836-1910),Константин(1838-1909),Александр(1839-1906). В доме царила атмосфера добра , внимания, благотворительности. В семье ценилось всякое проявление таланта , будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение. Здесь бывали известные поэты, художники, музыканты. В семейных альбомах хранились стихи К.Ф. Рылеева, А. Мицкевича в переводе старшей дочери Ольги. Владимир и Сергей прекрасно рисовали. Дети Рачинских получили прекрасное домашнее образование. Кроме занятий естественными и гуманитарными дисциплинами старшие братья и сёстры много времени проводили с младшими, учили их ухаживать за цветами, разыгрывали кукольные представления, ставили спектакли.
В 1844г. семья переехала в университетский город Дерпт( ныне Тарту) , чтобы дети имели возможность подготовиться к поступлению в Московский университет. В 1849 году С.А. Рачинский поступает на медицинский факультет университета , но, так как его интересовали больше естественные науки, он переходит на естественный и блестяще его заканчивает. К этому времени он прекрасно владел как родным русским, так и немецким , английским, французским, греческим, латинским, старославянским языками.
Атмосфера дома была наполнена музыкой, поэзией, высоким искусством. В усадьбу часто съезжались известные поэты, музыканты и художники. Так притягателен и мил был семейный дом. Сергей Александрович с детства полюбил природу, простоту и искренность деревенской жизни. В ее размеренном покое он всегда находил силы для творческого вдохновения, осознания себя человеком, близким к природе и людям.
Может быть, именно любовь к природе и человеку привела 16-летнего Сергея на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, он перевелся на естественный факультет, который блестяще закончил в 1853 г. Но этого ему показалось мало. Рачинский уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. С.А. Рачинский был на редкость общительный человек, обладавший талантом привлекать к себе людей. Где бы он ни жил — в Веймаре, Йене, Берлине, — он везде делался желанным членом лучшего интеллигентного общества этих городов. Его любили веселые немецкие студенты, охотно распевавшие песни, им сочиняемые. В Веймаре он был принят при Дворе, хранившем лучшие традиции эпохи Шиллера и Гете, близко сошелся с великим композитором и пианистом Ференцем Листом, писавшим музыку на его духовные стихи. Другой его друг — известный историк философии Куно Фишер, профессор Йенского университета — уговаривал его посвятить себя философии, к которой видел в нем особые способности. Живя в Германии, С.А. Рачинский перевел на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы — «Семейную хронику» С. Т. Аксакова. Перевод этот напечатан в 1858 году в Лейпциге.
Возвратившись из-за границы, он защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. Его деятельность в университете не ограничивалась научными занятиями и преподаванием. Постоянные заботы о благосостоянии как всего студенчества, так и отдельных студентов, о благосостоянии материальном и нравственном — вот что делало С.А. Рачинского популярным профессором.
Позже за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.
У Сергея Александровича было чрезвычайное умение распределять свое время, способность быстро переходить от одного занятия к другому, овладевать новым делом, будучи в каждом из них весьма продуктивным. Вставал он в шесть часов, утро посвящал кабинетным и лабораторным занятиям, затем шли лекции, обед, отдых. А вечер отдавал обществу.
Начало 60-х годов XIX века в России — пора расцвета литературных салонов. В них собирались драматурги, поэты, композиторы. Творческая интеллигенция России обсуждала здесь не только новые достижения в искусстве, но и вопросы народного просвещения. В литературном салоне на Малой Дмитровке, в доме Рачинских, собирались многие известные люди того времени, бывал здесь и Лев Толстой. Именно тут завязалась крепкая дружба великого писателя и великого народного педагога. Так же, как и Толстого, Рачинского волновали проблемы организации деревенских школ, вопросы методики обучения, положение простых крестьянских детей.
В 1872 г. Сергей Александрович на пике своей научной карьеры, окруженный уважением студентов и ученых, неожиданно покидает Московский университет и окончательно переезжает в свое поместье, где становится простым сельским учителем в своем родовом имении с Татево. В российской общественной жизни произошли важные перемены. В области народного образования перемены привели к тому, что инициатива и руководящая роль этим процессом перешли в руки самого общества. Правительство вынуждено провести реформу во многих сферах общественной жизни, в том числе и университетской. Однако при выборах на должность профессоров В.Н. Лешкова и А.И. Меньшикова, не пользовавшихся авторитетом, был нарушен новый Устав. Начались репрессии против молодых профессоров, что привело к коллективной отставке лучших преподавателей университета, в том числе и С.А.Рачинского. Через некоторое время по просьбе АлександраII они вернулись в университет, кроме Рачинского. Около четырёх лет он прожил в Москве без службы, наездами бывая в имении сестры в Татеве , а в 1872г. принял решение поселиться там окончательно, определив себе стезю школьного учителя и целиком отдавшись главному делу своей жизни - созданию народной сельской школы, основанной на семейных и национальных традициях русского народа.
В Татеве была сельская школа самого обыкновенного типа. Сергей Александрович зашел раз туда случайно, попал на урок арифметики, показавшийся ему необыкновенно скучным, попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, — и этим определилась вся его дальнейшая судьба.
Что привело его к детям? Неудовлетворенность научной карьерой? Но ведь она была довольно успешной. Стремление быть ближе к природе? Или, может быть, еще какие-то внутренние, никому не известные причины? Трудно сказать. Однако если бы Сергей Александрович не принял такого решения, Россия потеряла бы в его лице великого педагога. А судьба многих воспитанников Рачинского сложилась бы для них куда хуже.
Итак, в жизни Рачинского начинается новый этап, не менее плодотворный, чем период научной деятельности. Бывший ученый окунается в педагогику. Когда-то, посещая свое поместье, он наблюдал за ходом обучения в школах, видел многие недостатки школьного образования: бедность, плохие методики, равнодушие к личностным особенностям ребенка. Вот теперь, как ему казалось, у него есть возможность все изменить, улучшить, организовать. Но сразу приступить к обучению детей он не смог. Местное училищное начальство не разрешило Рачинскому преподавать. Известная чиновничья волокита. Прежде чем начать работать в школе, профессору Рачинскому пришлось ехать в уездный город для того, чтобы держать экзамен на должность учителя.[1] Когда все формальности были соблюдены, С.А. Рачинский приступил к созданию своей авторской школы.
Есть много свидетельств, рассказов, воспоминаний о Рачинском людей разных возрастов, профессий. Среди них священник с Бобровки отец Алексей Никольский. Нам, современникам, интересно узнать о том, каким был Рачинский, актуальны, полезны и современны ли его мысли о школе, о трезвом образе жизни и так далее.
Современники о Рачинском рассказывали: «Спросишь, бывало, какого-нибудь мужичка, так, при случае, к слову: «А ты разве знаешь, дядя, Сергея Александровича из Татева?»- «Да кто ж его не знает, батюшка? - ответит мужичок. - Этакие люди у всех на виду, их немного, - продолжает мужик. - И то сказать, что за барин! О себе ему некогда и подумать: целый день в школе с ребятами, а то и больших поучает разуму. Да, - закончил мужик, - этого барина послушать - настоящим человеком будешь».
Необыкновенная доброта во взгляде, простота, мягкость и сердечность в обращении производили обаятельное действие на собеседников, которые чувствовали благоговение и уважение к его личности. Людям этот человек служил самоотверженно и бескорыстно. Недаром князь А.Н. Мещерский в своих воспоминаниях о Сергее Александровиче эпиграфом поставил отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
Беседуя с ним, современники испытывали от его беседы какое-то душевное спокойствие, внутреннюю теплоту, подъем, как будто в тебя невидимо вливается новая живительная сила. Будучи сам глубоко верующим человеком, Сергей Александрович и в других зажигал чистый светильник искренней веры и любви к Богу и к ближнему.
Каждое лето в Татеве собиралось много гостей, почитателей и бывших учеников Сергея Александровича, а среди них и такие выдающиеся личности, как историк князь С.Д. Шереметев, философ В.В. Розанов и даже сам владыка Николай Японский (Касаткин), глава миссии Русской православной церкви в Японии, основатель множества православных училищ и братств среди островного населения.
Все эти гости жили с Сергеем Александровичем в его школе, лишь только по праздникам собирались в барском доме. Многие из современников и учеников С.А. Рачинского приезжали к нему после опубликования в 1881 году знаменитых «Заметок о сельской школе». Все они хотели трудиться «на ниве народной». Кстати, за свою жизнь С.А. Рачинский построил около 30 школ, из которых сейчас сохранилась лишь самая первая - Татевская.
Педагогической деятельности он отдает все свои знания и силы до 1896 года, когда, сломленный болезнью, был вынужден прекратить уроки. Скончался С. А. Рачинский 2 мая 1902 года, на 69-ю годовщину дня своего рождения. Ещё 5 июля 1901 года, в день своего ангела, Сергей Александрович Рачинский предложил своим собеседникам приискать к следующему году (то есть 1902-му) эпитафию на его могильную плиту и сам же разрешил затруднение, назначив для надписи слова Господа: «Не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4.4.). Замечательно! Предугадал год своей смерти.
В Татево Рачинский занимается просветительской и образовательной деятельностью среди смоленского крестьянства. На свои средства в 1875 году он построил в имении новое школьное здание. Здесь же, в Татево, создается и применяется на практике национально-религиозная педагогическая концепция Рачинского. В 1883 году К.П. Победоносцев писал Алексадру III о С.А. Рачинском: «Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян, сидевших во тьме кромешной, стал поистине благодетелем целой местности, основал и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь ценность для всей земли.»1[2]
Самый известный и популярный труд С.А. Рачинского «Заметки о сельских школах» появился в печати в 1883 году, т.е. накануне опубликования правил о церковно-приходских школах. В 1891 году сборник статей «Сельская школа» был дополнен автором и переиздан вновь. В этой работе Рачинский обобщил почти 30-летний опыт работы в сельской школе.
В «Сельской школе» С.А. Рачинского совершенно четко прослеживается мысль о необходимости создания национальной русской школы. Задачей такой школы должно быть расширение не только «умственного горизонта», но и «духовного кругозора» российской сельской молодежи.
Как уже отмечалось, по мнению С.А. Рачинского, Православием достигается нравственный идеал, который делает русский народ народом христианским. Важно, что С.А. Рачинский понимал задачу нравственного и духовного самосовершенствования предельно лично. В письме к К.П. Победоносцеву в 1880 году он говорит о том, что «нужно завоевать себе право читать Евангелие детям, не краснея»[3]. Эта мысль о духовно-нравственном самосовершенствовании личности нашла прямое выражение в практике школьного дела самого С.А. Рачинского.
На протяжении своей деятельности он построил около 30 начальных школ, 4 из которых содержал полностью сам. Обучение в этих школах проходило целый год. Занятия в школе С.А. Рачинского начинались с молитвы, затем дети проходили в учебные классы. В образовательную программу С.А. Рачинского входило изучение церковнославянского языка, на его базе шло и обучение современному русскому языку. Крестьянские дети в сельской школе Рачинского получали и музыкальное образование. Из общегуманитарных и технических дисциплин изучались история, география, геометрия, черчение.
Такой предельный минимум школьного курса объяснялся теми задачами, которые, по мнению Рачинского, народ ставит перед школой.
На уроках литературы дети изучали Гомера, Шекспира, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, семейную хронику Аксакова, произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого. На вопрос о том, что давало образование и воспитание в такой школе ребенку, С.А. Рачинский отвечает следующее:
«1. Прежде всего, он отличается от своих безграмотных односельчан более правильной русской речью. Отличие это немаловажное...
2. Во-вторых, он приобрел способность писать письма и при должном указании те деловые бумаги, которые бывает нужно писать в крестьянском быту...
3. В целом, в результате учения у крестьянского юноши формируется “духовная жажда”».[4]
Уважение к народным традициям и к русской культуре — базовая установка, общая и для К.П. Победоносцева, и для С.А. Рачинского. Ни в коем случае нельзя, говорит С.А. Рачинский, «порывать связь с прошлым», которое есть основа национальной памяти, позволяющая нам «плодотворно работать для будущего».[5]
Из выпускников сельских церковно-приходских школ, получивших национально-религиозное умственное, духовное и нравственное воспитание, будут, по мнению С.А. Рачинского, формировать кадры для российского учительства и духовенства. Сельские учителя и священники, получившие образование в церковно-приходской школе, знающие крестьянскую жизнь и среду не понаслышке, сформировавшиеся в этой среде духовно и нравственно, смогут преодолеть «роковой разрыв» в русском обществе. «Роковой разрыв», который составляет «суть нашей внутренней жизни нового времени»(7), может и должен быть преодолен в России именно таким путем. Так продолжает С.А. Рачинский мысли Ф.М. Достоевского о разрыве интеллигенции с народом (с «почвой»). Как видно, идея «почвенничества» Достоевского находит конкретное решение в педагогической концепции Рачинского.
В России два источника формирования духовности и нравственности в народе: Церковь и книга. Слово, прежде всего слово Священного Писания,— могучий источник воспитания народа. В сфере выбора методики для преподавания в сельской школе С.А. Рачинский отдает предпочтение идеям К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. О «Родном слове» К.Д. Ушинского С.А. Рачинский отзывается так: «Книга замечательная и единственная в своем роде в нашей литературе». Ее единственный недостаток: «Родное слово» сориентировано, в первую очередь, на детей городских, тогда как в церковно-приходской школе обучаются дети деревенские.
Таким образом, описания сельской природы, данные в книге К.Д. Ушинского, вряд ли уместны для детей, знающих воочию эту природу. Однако обучение родному языку в церковно-приходской школе С.А. Рачинского строилось в русле педагогической концепции К.Д. Ушинского: первый год дети изучали части речи: существительные, глаголы, предлоги; второй год — остальные части речи русского языка; третий год — этимология (история и происхождение слов); четвертый — синтаксис и пунктуация. Выдающимся вкладом в русскую педагогическую мысль С.А. Рачинский называет произведения Л.Н. Толстого: «Книга для чтения» и «Новая азбука». С.А. Рачинский и Л.Н. Толстой состояли в активной переписке. Разделяя многие взгляды татевского педагога, Л.Н. Толстой писал ему: «Главное условие, по-моему, необходимое для сельского учителя, это уважение к той среде, из которой вышли его ученики, другое условие — сознание всей важности ответственности, которую берет на себя воспитатель»,— писал Л.Н. Толстой С.А. Рачинскому[6].
Соглашаясь с этим высказыванием Л. Н. Толстого, С.А. Рачинский полагал: «То, что совершается в Татеве, в сущности, совершается некоем четвертом измерении нравственного мира...». Великий педагог подчеркивает, что «без этого четвертого измерения мир неполон, и возможность человеческих отношений между нами с вами — и разными Митями и Ванями — такое сокровище, которым стоило бы поделиться с другими...». Высшие сферы духовной жизни, по мнению С. Рачинского,— религия, искусство, нравственное, соглашаясь с этим высказыванием Л. Н. Толстого, С.А. Рачинский полагал: «То, что совершается в Татеве, в сущности, совершается в самосовершенствование человека».[7]
Духовно-нравственные ориентиры педагогической концепции С.А. Рачинского можно определить так: все три ипостаси воспитания (гуманизм, народность, нравственность) он объединяет в единую систему, в которой приоритет на первой ступени образования отдавал вере, поскольку духовно-нравственные основы русских заложены в Православии.
Рачинский полагал, что нравственному поведению человека нельзя научить. Этому человеку можно только научиться. Ведь добрые нравы в человеке и в обществе являются результатом окружения человека, среды, воспитания, и потому «этим вещам учат не классные уроки и школьные книги, а люди и жизнь». С.А. Рачинский выступает против самой идеи равенства умственных и духовно-нравственных качеств человеческой личности. Каждый человек индивидуален и неповторим в педагогической концепции татевского педагога. Эту же мысль мы находим и в переписке Л.Н. Толстого с С.А. Рачинским. Л.Н. Толстой тревожится, «как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского» за школьной скамьей и «как бы узнать, кому что нужно» из русских детей.[8]
Нет и не должно быть равенства между учениками в духовной, нравственной и умственной сферах их развития — таково убеждение С.А. Рачинского. «Жажда равенства», распространившаяся в русском обществе в последнее время, в том числе и в сфере образования, приведет впоследствии к торжеству посредственности и «серости» в России, предупреждает русский педагог.[9] «Тысячи бездарностей будут вправе почитать себя равными более даровитым, более сведущим своим сверстникам»,— пишет С.А. Рачинский. Не упрощать систему образования и воспитания, не стремиться свести ее к некому «среднему» знаменателю, но нужно стремиться к дифференциации педагогического процесса. Личность человека и личность ребенка всегда индивидуальна. Значит, образование и воспитание должно стремиться к раскрытию личностных, индивидуальных способностей в ребенке.
Вера, молитва и труд — на этих «сваях» должно строиться образование и воспитание российской молодежи в понимании С.А Рачинского. Это базовые принципы педагогического процесса, в результате которого происходит становление православного человека. Этот педагогический процесс предполагает изучение фундаментальных основ русской истории культуры, понимание специфики социокультурных, экономических, географических, религиозных составляющих русского национального характера.
К.П. Победоносцев и С.А. Рачинский объединяют в своих педагогических воззрениях два понятия: Русская Церковь и русская школа. Но не будем забывать и того, что школа С.А. Рачинского возникла и строилась с опорой на быт и жизнь русского села. Поэтому С.А. Рачинский большое значение придавал религиозной культуре, народным традициям. Понимая всю важность светского образования, С.А. Рачинский на первое место ставил образование религиозно-национальное: только путем бережного отношения к базовым компонентам народной педагогики можно создать в России национальную школу.
Большое значение в педагогической концепции С.А. Рачинского занимает проблема воспитания у ребенка любви к природе. Об этом он пишет, например, в статье «Школьное цветоводство»: «Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого».[10] Из этой мысли у С.А. Рачинского вытекает другая, более глобальная: необходимо естественное, природное, «натуральное» формирование личности ребенка.
Природа и религия рассматриваются С.А. Рачинским как важнейшие факторы формирования духовного мира ребенка. Совершив поход в Нилову пустынь в 1879 и в 1887 годах, воспитанники сельской школы С. Рачинского на себе ощутили духовное влияние православных подвижников, осознали воочию подвиг монастырского послушания. Биолог по образованию, С.А. Рачинский во время паломничества в Нилову пустынь обращал внимание своих учеников на местный ландшафт, на местную флору. Тем самым паломничества в сельской школе С.А. Рачинского носили не только религиозный характер, но и являлись своеобразными «открытыми уроками» биологии и географии, местной истории и краеведения. Расширение духовного, нравственного и умственного кругозора — вот что давали ученикам школы С.А. Рачинского такие походы по святым местам.
Сторонник развития женского образования С.А. Рачинский одним из первых в губернии стал обучать совместно девочек и мальчиков, добился открытия в Глуховской волости двух школ для крестьянских девочек – Шоптовской и Тарховской. В ТАрховскую школу, славившуюся своими мастерицами, поступали даже девушки, окончившие Бельскую прогимназию. Отстаивая свои идеи, СА Рачинский писал: «При первом взгляде на нашу сельскую школу в ней поражает отсутствие или малое количество девочек… между тем министерством народного просвещения строго воспрещено обучать вместе с мальчиками девочек старше 12 лет. Это запрещение равняется безусловному исключению из сельской школы… Появление девочек в сельской школе- это наш первый успех, наше первое, дорого купленное завоевание, это- залог всего будущего развития нашей сельской школы». Он был уверен в огромной пользе совместного обучения мальчиков и девочек. Мальчикам полезно было с раннего детства убедиться в том, что их сёстры , будущие жёны не уступают им в умственном развитии. Вскоре школа для девочек открыта и в селе Знаменском.
Подводя итог сказанному, выделим основные педагогические идеи С.А. Рачинского:
1. Только церковно-приходская школа может образовать умственно, нравственно и духовно молодого человека из крестьянской среды в России.
2. «То, что может быть сообщено в наших школах путем устным и книжным», мало эффективно.»[11] Необходимо формирование практических знаний, умений, навыков у крестьянского подростка.
3. Природа и труд — могучие факторы в духовном и нравственном воспитании ребенка.
4. В образовании и воспитании подрастающего поколения необходимо ориентироваться на традиционные ценности данного народа. У русского народа это: православная религия и Церковь; официальный язык этой Церкви — церковнославянский — и современный русский литературный язык. Таким образом, С.А. Рачинский отстаивает духовную и нравственную самобытность русского образования. Эту же идею находим и у русского философа второй половины XIX века К.Н. Леонтьева, призывавшего «дорожить этим своеобразием и не обращаться с ним торопливо, дабы не погубить своей исторической физиономии, не утратить исторических прав на жизнь и духовный перевес над другими».[12]
5. Можно сказать, что во второй половине XIX века в России С.А. Рачинский предпринял попытку создать своеобразную «семейную» школу, где бы каждый ребенок сохранял и развивал свою индивидуальность, не забывая, что живет и учится в коллективе сверстников. Как отмечает дореволюционный исследователь педагогической деятельности С.А. Рачинского, целью церковно-приходской школы татевского учителя было «стремление развить в детях религиозно-нравственное чувство и всей школе сообщить характер трудовой и честной семьи».[13] Нам видится в этом стремление С.А. Рачинского использовать категорию соборности в своей педагогической практике. Привнесение в церковно-приходскую школу и творческое развитие в рамках такой школы категории соборности С.А. Рачинским несомненно свидетельствует о новаторстве татевского педагога.
6. Духовно-нравственную ориентацию молодежи С.А. Рачинский видел сквозь призму воспитания и образования. Это особенно актуально в наше время, когда, как отмечает исследователь, «именно образование и только образование способно и обязано не допустить духовной, а вслед за ней физической катастрофы человечества, упредить ее, дать миру новые ценности».[14]
Сергей Александрович Рачинский был одним из самых ярких представителей национально мыслящих педагогов-практиков и теоретиков второй половины XIX века, который пытался возродить в лучшем, обновленном качестве русские национальные школы допетровского образца. Он решительно заявил, что школу в России необходимо строить на почве народной психологии и истории, согласовать ее с общественными потребностями, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экономические, климатические и всякие другие условия народной жизни, чтобы русская школа руководилась русскими, а не иностранцами.
Сегодня имя Рачинского много значит не только для Церкви, но и для светского образования. Истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. Именно такой тип школы, отвечающий глубинным духовным и материальным потребностям крестьян, пытался создать в своем родовом имении Татево С.А. Рачинский.
Педагогический опыт Рачинского, как ни странно, до сих пор мало известен. Еще при жизни Сергея Александровича в Императорскую библиотеку было передано 60 томов его переписки, которые исследователям только предстоит изучить. В последнее время многие педагоги, деятели Церкви обращаются к опыту С.А. Рачинского, изучают его педагогическое наследие.
За последние годы ученые и преподаватели все чаще собираются для того, чтобы обсудить значение для современной школьной жизни педагогической системы Сергея Александровича Рачинского. В Славянском культурном центре Международного фонда славянской письменности и культуры регулярно проходят научно-практические конференции «Педагогические чтения имени С.А. Рачинского». В январе 2004 года в рамках XII Рождественских чтений проводилась научно-практическая конференция: «Педагогическое наследие Сергея Александровича Рачинского и современная школа: личность учителя».
О педагогической системе С.А. Рачинского ходят легенды. Например, крестьянские дети в считанные секунды производили в уме сложные вычисления. Прежде чем учить русский язык, Рачинский предлагал своим ученикам церковнославянский. В то время светских книг в деревнях почти не было. А потому, зная церковнославянский язык, простые люди могли читать и Священное Писание, и жития святых, что давало «постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде грамотного крестьянина», считал Рачинский.
Рачинский жил и работал в сложное время, когда в посткрепостнической России начался процесс разложения патриархальной деревни, который сопровождался сложнейшим духовным кризисом в обществе. Именно по этой причине, как отмечают ученые, Рачинский строил свою педагогическую систему в тесной связи с Православием.
Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению Рачинского, состоит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сель ской общинности. Его школу можно назвать школой "добрых нравов». Ее учебная программа имела художественно-эстетическую направленность основывалась на творческом труде, большую роль выполняли игра и праздники. В школе Рачинского все было необычно: уроки родной природы, работа на школьном огороде или пасеке, разведение цветов, столярное и переплетное мастерство. Все свои средства он тратил на школу, неотлучно находясь в ней, Сергей Александрович изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент. С особым вниманием относился к одаренным детям и старался создавать все условия для развития их таланта.
Школы С.А. Рачинского - учреждения своего време ни. Организация учебно-воспитательного процесса в них. учитывала интересы родителей и особенности крестьян ского быта. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам. Основной дидактической задачей было привитие учени кам умений. При этом использовался такой методиче ский прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности.
«Если применить современные представления теории воспитательных систем, то воспитательную систему Рачинского, реализованную им в Татевской школе и ряде других сельских школ Тверской и Смоленской губерний, можно охарактеризовать через совокупность компонентов.
Первый компонент воспитательной системы - цели воспитания и вытекающие из них задачи школы. Цели воспитания, по Рачинскому:
• развитие умственных сил ребенка;
• развитие его воли;
• гармоническое развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований;
• создание нравственно-цельного характера.
Школы Рачинского ставили себе такие задачи:
• учить детей для последующей жизни;
• воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности;
• развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы.»[15]
В школах Рачинского культивировался индивидуальный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный наставник.
Характер взаимоотношений в школе Рачинского был семейный. Первым условием успешного воспитания считались дружеские отношения с учениками. Учителю в школах Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга. Профессиональные требования к учителю складывались из любви к делу воспитания и знания учебного предмета. Школы сами для себя готовили учителей из наиболее одаренных своих учеников.
Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как
Школа Рачинского активно осваивала окружающую среду. Это выражалось в ее участии во всех сельских со бытиях. Признавалась необходимым пользоваться всеми силами, готовыми прийти на помощь воспитанию и обучению детей.
Педагоги школ Рачинского выступали в роли сооб щества, в котором происходил обмен опытом и шла учёба. Такие встречи проходили в Татеве и притягивали к себе учителей, многих образованных людей не только из школ округи, но и из других мест России.
В отдельных школах Рачинского было введено само управление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председа тель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средства ми и реально определяли состояние и развитие школ.
Таким образом, "во главу угла" в сельской школе Ра чинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух. -
Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.
Исследователи того времени оставили нам свое по нимание педагогических взглядов С.А. Рачинского и уст ройства его школы.
Жизнь в Татевской школе строилась в согласии с на родным характером и народным бытом. С.А. Рачинский глубоко обдумывал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий, в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой.
Школа поражала своей чистотой и убранством. С.А. Ра чинский сумел придать школе красивый и художе ственный вид силами почти исключительно самих учеников. Школа приучала детей к труду и воспитывала любовь к крестьянским работам и ремеслам. Ученики по хозяйству делали все: топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу, помогали кухарке, сто рожили.
Обычный школьный строй жизни украшался целым рядом школьных торжеств. Гениальный педагог устранил один важный недостаток нашей школы - невнимание к детям со стороны школы в праздничные дни. Он говорил, что школа должна запомниться не буднями, а праздниками.
Рачинский впервые в педагогической практика при менил народный способ воспитания патриотизма - путе шествуя по русским святым местам. Многие из современников и учеников С.А. Рачинского вспоминают знаменитые «школьные походы» со школьниками за 120 верст в Нилову Пустынь. Шли туда и обратно только пешком. Участвовали в этих походах до 60 человек, в том числе ученики и учителя. Рачинский был среди них.
Ему удалось впервые полнее, ярче, нагляднее и убедительнее всех показать, чего ищет народ в школе и что должна дать русскому народу сельская начальная школа.
Дополняют наши знания о школе Рачинского педа гогические статьи В.Лясковского, который 20 лет перепи сывался с Сергеем Александровичем и неоднократно посещал Татево. Из первого же своего посещения он вынес много интересных суждений об увиденном и услышанном. Одно из них: "Руководитель этих школ путем долго го опыта пришел к убеждению, что прочно прививаются детям не знания, а умения". Второе наблюдение: "Требования, предъявляемые к учению родителями учени ков... носят по существу своему чисто практический ха рактер. Не образования или развития вообще... ищет кре стьянин для своего сына, отдавая его в школу, а тех же простых и немногосложных умений...". С.А. Рачинский "первый решился прямо сказать, что школа должна согласоваться с требованиями, предъявляемыми к ней родителями учеников, хотя бы и неграмотными". Между тем повсеместно "начальная школа в России велась по образцу школ иностранных; это была, во-первых, школа совершенно светская и, во-вторых, ее программа не со образовалась нисколько с запросами русской народной жизни".
Важная особенность - "почти все учителя, преподающие в школах Cepгeя Александровича, суть воспитанники этих самых школ" (Рачинский подготовил более 50 преподавателей).
В деревне Глухово, в 12 верстах от Татева, учительствовал с 43 учениками кандидат словесности Н.М. Горбов. Свою теорию воспитания он изложил в работе "0 внешних приемах воспитания в народной школе", где использовал и взгляды С.А. Рачинского. Н.М. Горбов определяет воспитание следующим образом: "Оно есть забота о развитии в учениках хороших навыков, умственных, нравственных, физических". Н.М. Горбов считал, что "сила воспитания" должна быть прежде всего силой внутренней. К "внешним приемам воспитания" он отно сит меры понуждения: поощрения и наказания. Им признается практический смысл наград за учебные успе хи; награды за хорошее поведение, по его мнению, вред ны, а на наказаниях строить систему воспитания нельзя.
Современная теория воспитательных систем может включить в свой арсенал страстный призыв Н.М. Горбо ва, обращенный им к учителям начала XX века: "О учи тель! Сойди с твоей неприступной кафедры, оставь на ней твое жалкое, смешное величие, подойди к ученикам твоим как друг и скажи им: "Давайте вместе работать"[16].
Это и другие высказывания ученого, сельского учи теля и ученика СА. Рачинского, как нельзя лучше отра жают суть представлений о построении отношений в сельской школе, бытовавших в школах Рачинского: "Бодрый самостоятельный труд учеников при помощи и под руководством близкого друга учителя, вот картина, которую... должна представлять школа... Помните, что вам надо не обуздывать ваших учеников и не бороться с ними, а жить с ними в любовном общении истины и добра".
Отдавая должное роли школы в воспитании детей, тем не менее Н.М. Горбов утверждал, что "естественное место воспитания - в ceмьe. Школа - помощница семьи".
Татевская школа была "умственным центром" свыше 17 лет. Здесь сформировались особые взгляды на про грамму школы и приемы преподавания. Рачинский тре бовал от учителей прежде всего знания предмета, целей обучения и полагал, что "чем проще они будут учить, тем лучше - лишь бы учили усердно. Важное место отводилось словесности и математике. Рачинский утверждал, что сама грамотность есть "средство в жизненной борь бе". Научные знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. Но, как уже под черкивалось, отличительная черта его программы - или устройства Татевской школы - была ее воспитательная сторона.
Ярко охарактеризована и раскрыта теория воспита ния Рачинского и в дневнике учителя Дровнинской шко лы, ученика Сергея Александровича, В.Лебедева. В этой школе, находившейся в с. Дровнино Гжатского уезда Смоленской губернии (соседний район с Бельским), процветало обучение ремеслам. Школа с двухгодичным курсом обучения была от крыта в 1886 году, учеников было 40. Через 7 лет в ней обучалось 200 детей. Курс обучения стал шестилетним. Он был расширенным и носил и общеобразовательный характер. По окончании курса воспитанников разделяли на следующие группы: на покидающих школу, на ремес ленников и на стремящихся к учительству.
Основываясь на своих наблюдениях, учителя Дровнинской школы посчитали необходимым заведование каждой школой вверить совету, состоящему из председа теля-священника, учителей, попечителя и из выборных представителей от прихода. Совет мог "сокращать и расширять программу, переносить из одного года в другой положенное по программе, составлять и изменять распи сание уроков, устанавливать порядок дня в школе, назна чать сроки приема учеников, начало и конец учебного года, переводить из одного отделения в другое без экзаменов, увольнять ученика, излагать условия приема учеников в общежитие, выбирать учебники и пособия,... приискивать учителей...".
Наблюдение за повседневным ходом школьной жизни проходило через дежурство всех учителей.
Большое внимание уделялось правильной постановке мастерских. Учителя Дровнинской школы считали, что в условиях сельской школы "ремеслу нельзя обучиться, можно разве ознакомиться с ним". Чтобы "провести в крестьянскую среду ремесленные знания, особенно при менимые к сельскому хозяйству, и задержать побольше учеников при школе, и ослабить вредное влияние сто личных мастерских", обучение ремеслу при школе строилось следующим образом: учеников мастерству обучал мастер; учитель наблюдал и руководил мастером; учитель, заведующий мастерской, должен был обладать специаль ными знаниями в достаточной степени доверяться од ному мастеру никогда не следует; главная цель для уче ников в мастерских - изучение ремесла; науки и ремесла одновременно и в равной степени в школе существовать не могут.
В школах Рачинского сельхозтруд, приобщение к культуре земледелия "становится предметом почти общеобразовательным".
Ясно осознавая, что "воспитание, рассчитанное ис ключительно на узкую сферу местных временных потребностей, заглушает врожденную человеку способность развития", С.А. Рачинский ищет ответы на им же самим поставленные вопросы. Где же средний путь между та кими крайностями как развитие личности ребенка и кон кретные потребности общества? До какой степени воспи тание должно быть национально и современно, до какой степени должен быть развит в нем элемент общечеловеческий, вечный? Не менее затруднительна, считал Рачинский, другая вечная проблема воспитания. Это противо речие между правом индивидуальности на самобытное развитие и "нестерпимым насилием" над личностью, ког да мы подводим ее под стандартный уровень. С другой стороны, индивидуализм может развиться до опасного для общества уровня. Есть ли и где она, "истинная, законная граница этому стремлению, где средства удержать его развитие в должных пределах, не насилуя природы ребенка"? ,
В.В. Розанов, который хорошо знал Сергея Алексан дровича, так высказывался о Рачинском: "Он никогда не был только специалистом... Круг умственных и сердеч ных его интересов был бесконечно и неопределенно раз нообразен. Он был философ по жизненному труду свое му, особенно - по практической философии, выразившейся в делах".
Свои педагогические идеи С.А, Рачинский изложил в сборнике статей "Сельская школа". Книга издавалась в 1891, 1892, 1898, 1899. 1902 и 1991 годах. В свое время она была настольной книгой учительства России и поис тине может быть названа школьным заветом для русской народной школы.
Многие ученые отмечают значительный вклад Сергея Александровича в борьбу с нетрезвым образом жизни. «С самого начала моей школьной работы, — пишет Рачинский, — я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде… Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общества трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков».[17]
Как педагог по призванию, Рачинский досконально изучил все особенности жизни своих учеников. К тому времени в сёлах распространялось пьянство. По современным меркам и беспокоиться-то вроде бы не было нужды. Сейчас в нашей стране пьют гораздо больше, чем в конце ХIХ века, но мало кого из педагогов по-настоящему волнует эта трагедия. А в чём же опасность увидел Рачинский? В том, что пагубная страсть к спиртному могла погубить близких для него людей - его учеников. И прежде всего в духовном отношении пьянство неизбежно привело бы к гибели душ его питомцев. Тогда о каком самобытном развитии духовных, нравственных, умственных и художественных даров крестьянских детей могла бы идти речь?
Однажды Рачинский стал свидетелем случая, который потряс его до глубины души: “Между моими первыми учениками был мальчик, который постоянно радовал меня своим прекрасным характером, своими способностями и успехами… Лет семь тому назад, вскоре после одного из наших храмовых праздников, в аллее, проходящей поблизости от школы, встретился мне мой питомец. Сидел он в телеге, как-то странно покачиваясь, и на оклик мой окинул меня мутным, бессмысленным взглядом. Он был совершенно пьян”. Затем Сергей Александрович описывает своё состояние, в котором ярко раскрывается его пастырское отношение к происходящему: “У меня захватило дух от раскаяния и стыда. Оказалось вдруг несомненно, неопровержимо, что для этого юноши, столь счастливо одарённого; о коем я так много думал, так много старался, я не сделал ровно ничего, или, точнее, упустил сделать то, без чего всё прочее не имеет ни малейшей цены, - не закалил его волю против самого обыденного, самого опасного из искушений.
Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи”.
“Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков”.Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, нами был произнесён в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. С тех пор этот обет ежегодно 5 июля обновлялся почти теми же лицами, с небольшим ежегодным численным приростом…Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70. Состояло общество почти исключительно из бывших учеников Татевской школы”. Имена членов общества трезвости после того, как они принимали обет воздержания от употребления спиртных напитков, заносились в “Книгу трезвости”, хранящуюся в церкви. Здесь эти имена упоминались за богослужением…”
Сергей Александрович Рачинский впервые чётко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он повторял до самой смерти. Обет трезвости принимался на разные сроки. Рачинский считал, что для людей, особенно страждущих от алкоголизма, обет трезвости должен сначала даваться на небольшой срок: полгода или год. Учитель пояснял: “За человеком, чтобы окрепла его воля, должна быть оставлена разумная мера свободы”.
Немногочисленно было поначалу Татевское общество. Но это ничуть не смущало Сергея Александровича. Он верил, что не только для 50-70 членов трезвенников стоит потрудиться, но даже и для одного.
Спустя 9 лет со дня основания Татевского общества трезвости, 10 июня 1901 года, Рачинский напишет о том священнику Александру Волынскому, который пытался распространить трезвенный опыт в Рязанской губернии: “Многие из моих корреспондентов-священников прекращают свою деятельность в области трезвости ввиду незначительности на первых порах её успехов. Никогда не мог я понять этого явления. По крайнему моему разумению, всякий из нас, спасший от гибельного порока хоть одного из своих ближних, недаром прожил на свете”.
Сергей Александрович так и трудился бы до конца своей жизни ради узкого круга своих учеников, но предназначено ему было большее. Через 6 лет, как повествует он сам, “внезапно наступила перемена”. И число учеников общества возросло до 383.
С этого времени священники окрестных сёл стали перенимать Татевский почин. Хоть поначалу сельским батюшкам дело православной трезвости представлялось “преждевременным” и даже “едва ли позволительным”, но “движение, возникшее в Татеве, победило их сомнения. Вокруг Татева стало вырастать целое “ожерелье” обществ трезвости. Их иногда называли “Татевским согласием трезвости”. Татевское “ожерелье” находилось в основном на территории нынешних Ржевского, Бельского районов Тверской области и в ряде районов Смоленской области.
Рачинский сразу почувствовал, за счёт чего он “победил сомнения”: главным доводом в пользу необходимости трезвого образа жизни был личный пример абсолютной трезвости, освящённой Церковью. Так, в письме, адресованном 21 декабря 1890 года студентам 4 курса Казанской Духовной академии, Рачинский пишет: “Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи”.
В статье “Из записок сельского учителя” Сергей Александрович утверждает ту же истину: “А между тем это ничтожное самоограничение (т.е. полный отказ от спиртного) оказался самым мощным рычагом моего личного участия, так как поучать и проповедовать я решительно не умею. Мало того, я убедился, что и люди, одарённые красноречием, проникнутые наилучшими намерениями, остаются совершенно бессильными в борьбе с пьянством, пока лично не устранят от себя всякую его возможность”.
С.А. Рачинский публиковал статьи о трезвости в “Церковных ведомостях”. Особо нужно отметить его письма к студентам Казанской Духовной академии под заглавием “Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости”. В этих письмах мы встречаем, в частности, глубокое богословское осмысление проблем трезвости.
Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 года стали приходить крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева деревень, с просьбами принять их в общество. По инициативе молодых священников (нередко учеников С. А. Рачинского), общества трезвости, подобные татевскому стали появляться в других, соседних с Татевом, селах. Позднее такие же общества стали возникать по всей стране.
В 1889 году С. А. Рачинский опубликовал 2-ой отрывок «Из записок сельского учителя» с описанием опыта «Татевского общества трезвости» в 8-ом номере «Русского Вестника». В том же году статья была перепечатана в прибавлениях к «Церковным ведомостям»№ 34. На нее отозвались очень многие. Началась обширная переписка. «Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens» — писал он в следующей своей печатной работе о народной трезвости под заглавием «Открытое письмо», опубликованное в приложении к №50 «Церковных ведомостей» за 1889 год. В этом письме Сергей Александрович давал практические советы по организации общества трезвости, обязанностях членов такого общества, приводил даже форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других важных вопросов, с которыми к нему обращались в переписке.
К 1890 году Татевское общество трезвости разрослось до 1018 человек. С.А. Рачинский продолжал публиковать статьи о трезвости в «Церковных ведомостях»-«Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии» в №3 за1890 год ; «По поводу обществ трезвости» в №22 за тот же год.. Особо нужно отметить издание в 1898 и 1899 годах его письма к студентам Казанской духовной академии под заглавием «Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости» В этих письмах мы встречаем, в частности, глубокое богословское осмысление проблем трезвости.
Вот, например, одно из писем: «Никому из разумных проповедников трезвости никогда не приходило на ум считать за грех умеренное употребление легких виноградных вин, не производящего никакого опьянения. Грех заключается именно в приведении себя в это состояние какими бы то ни было средствами: вином ли, водкою, опием или гашишем… Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенную трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения…Итак, да поможет вам Бог примкнуть к нашему союзу»[18]
Сохранились письма С.А. Рачинского священнику села Бобровка А. Никольскому, где Сергей Александрович рассказывает о своей работе по созданию в округе общества трезвости.
«Татево, 7 марта 1901 года
Многоуважаемый отец Алексей!
Не унывайте. Всякое начало трудно. Могу только повторить мой совет. Начинайте не с закоренелых пьяниц, а с людей твердых и трезвых, коих надлежит привлекать в общество, одушевляя их желанием принести пользу более слабым братьям… Опаздываю ответом, ибо неожиданно отлучился недели на две в Петербург. Там мне удалось открыть маленькое общество трезвости в среде студентов Духовной академии. На меня продолжают сыпаться письма из всех уголков России и Сибири. Повсюду возникают новые общества трезвости, иные с великим успехом. Опять посылаю вам кое-что печатное. Поручая себя молитвам вашим, остаюсь преданный вам С. Рачинский.
P.S. Прилагаю устав, весьма простой и дельный, одного из наших обществ трезвости (в земле войска Донского). Простите краткость и спешность этого письма. К почте приходится написать их более тридцати».
В уставе общества трезвости, который прикладывает Рачинский к письму, в одном из пунктов написано: «Член общества трезвости не должен ни под каким видом дозволять своим несовершеннолетним детям употреблять спиртные напитки».
Множество ценных мыслей, советов, указаний по вопросу о борьбе с народным пьянством рассыпано С.А. Рачинским в его обширнейшей переписке со всеми углами России. «Уже при жизни своей он отдал 60 переплетенных томов этих писем в Императорскую Публичную Библиотеку» .
Деятельность С.А. Рачинского не прошла незамеченной. О ней знал Государь Александр III — «его заслуги перед русским просвещением были признаны совершенно исключительным образом, в известном Высочайшем рескрипте, от 14 мая 1899г. … Вслед за тем ему была Высочайше назначена пожизненная пенсия, которую он употребил на постройку новых школ!» Академия Наук в 1891 году избрала автора «Сельской школы» своим членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности.
Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви.
В 1889 году появляется циркулярный указ Святейшего Синода от 10 августа, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чём обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население». После этого указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек.
За короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя:
Отдельно обсуждалась проблема школьного алкоголизма и обсуждались меры отрезвления через воспитательную работу в школе. В церковно-приходских школах вводились специальные «уроки трезвости», создавались учебные пособия, написанные, в основном, священниками. Обсуждалась возможность проведения идеи трезвости в школьных курсах Закона Божия, русской и зарубежной словесности, отечественной и мировой истории, географии и даже математики. Предлагались соответствующие программы. Кадры для проведения этой работы готовились в духовных и учительских семинариях по всей стране. Таковы плоды трудов скромного учителя в селе Татево.
Крестьянский ребенок, по утверждению Рачинского, — рожденный педагог. Едва малыш в деревне начинает твердо держаться на ногах, как ему уже поручают младшего брата или сестру, то есть на пороге сознательной жизни на него возлагается огромная ответственность за жизнь беспомощного и дорогого существа. Этот «педагогический опыт» крестьянского ребенка вполне может использовать и учитель, поручая более толковым ученикам простые упражнения с маленькими. Дети приносят с собой в школу уже приобретенное в семье чувство ответственности за свои поступки, и учитель должен поддержать и не дать заглохнуть этим драгоценным задаткам.
Уровень природных данных у крестьянских детей, по наблюдению Рачинского, довольно высок. Способности русских детей разнообразны, но заметно преобладают математические. Посетителей татевской школы (среди которых были историк С. Д. Шереметев, писатель Н. Энгельгардт, публицист В. В. Розанов, профессор Московского университета В. Н. Лясковский, глава Православной миссии в Японии епископ Николай) более всего поражали у детей их быстрый счет «в уме» и легкость произведения умножений и делений. Даже после уроков ученики постоянно приставали к учителю, выпрашивая себе задачи на разные действия. Человек по 30—40 накидывались на него с дощечками: «Мне деленьице!», «Мне на сотни!», «Мне на тысячи!» и с восторгом решали задачи.
Отмечались также и художественные наклонности. В одной из своих работ Рачинский писал: «…Количество дремлющих художественных сил, таящихся в русском народе, громадно. Все крестьянские ребята, как только в руки им попадут аспидная доска и грифель, начинают чертить рисунки, более или менее безобразные. Но посмотрите сотни этих аспидных досок, и вам попадутся рисунки, свидетельствующие о несомненных способностях. Повторяйте этот обзор в течение многих лет, и вам попадутся изумительные вещи».Итак, он целиком посвящает себя школе. Школа становится его домом, а дети — семьей. Он внимательно следит за каждым воспитанником, за развитием способностей, за их успехами и неудачами. Сколько замечательных педагогов, продолжателей его дела, воспитал С.А Рачинский. Остановимся на двух выдающихся личностях, выпускников Татевской школы.
Воспитанник Рачинского – Николой Богданов -Бельский
Так, в своем ученике Коле Богданове педагог заметил прекрасные способности к рисованию. Благодаря неустанной заботе учителя Коля впоследствии стал известным художником Богдановым-Бельским. Позже, став академиком живописи, Богданов-Бельский говорил о себе: «Я ведь от земли, отца не видал; я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда, где я был пастушонком». Окончив Петербургскую академию художеств, Богданов-Бельский выставил несколько очень интересных картин, одна из которых — «Воскресное чтение в школе» — находилась в музее императора Александра III. Среди художников-передвижников имя Богданова-Бельского привлекало к себе особое внимание. Его картины «Последние распоряжения», «Нищий у дверей школы», «Устный счет», «Будущий инок» реалистично и понятно изображали крестьянский быт, обнажая его самые сокровенные стороны. Н.П. Богданов-Бельский создал художественную летопись школы Рачинского.( Приложение 1 ) Большую помощь в продолжении образования оказывал Рачинский талантливым ученикам.
Воспитанник Рачинского – Александр Петрович Васильев
Последним духовником Царской Семьи и одним из виднейших пастырей-трезвенников суждено было стать протоиерею Александру Петровичу Васильеву. Он родился 6 августа 1868 года в деревне Шопотове Смоленской губернии (ныне Тверская область) в семье простого крестьянина-землепашца. В детском возрасте Александр лишился родителей, но без попечения не остался. Отрока Александра Васильева принял в школу соседнего села Татево известный народный учитель Сергей Александрович Рачинский. В татевской школе профессор-педагог заметил в богобоязненном мальчике большую любовь к церковности и стремление к духовным наукам. По окончании учебы в татевской школе Александр Васильев был направлен С.А.Рачинским на дальнейшее обучение в Бельское Духовное училище, а затем в Московскую Вифанскую Духовную семинарию. В 1889 году Александр Васильев блестяще окончил курс обучения в Вифанской Духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. 19 июля 1892 года Александр Васильев был рукоположен в иерейский сан. Педагогические и пастырские заслуги батюшки заметил и высоко оценил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. С 9 января 1910 года протоиерей Александр Васильев по приглашению Императрицы Александры Феодоровны состоял законоучителем Царских Детей. Вскоре батюшка стал духовником Цесаревича Алексея, а с 7 января 1912 года - преподавателем Закона Божия для Наследника. Со 2 февраля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал духовником Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны. Проповеди батюшки Александра Васильева производили глубокое впечатление на слушателей. С отъездом Царской Семьи в Тобольск здоровье батюшки стало заметно ухудшаться, появились сильнейшие боли в сердце. Будучи больным он все-таки служил напутственный молебен. 29 августа 1918 батюшку арестовали, в вскоре Совет Народных Комиссаров принял печально знаменитое постановление "О красном терроре" и 5 сентября 1918 года тяжело больной протоиерей Александр был расстрелян в Петрограде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С.А. Рачинский утверждал, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. Ему удалось создать такую школу в селе Татево Смоленской губернии, в деятельности которой были реализованы сформулированные им цели и задачи.
Народный педагог и русский просветитель С.А.Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян. Он создал сельскую школу, отвечающую интересам народа, «школу благочестия и добрых нравов», школу духовности.
Гениальность С.А. Рачинского проявилась в том, что он не просто почувствовал и понял потребность народа в такой школе, он создал ее практически, показал ее возможность.
Рачинскому удалось осуществить часть своих планов — в 1898 году по его инициативе в России было открыто 25500 церковноприходских школ[19], а в 1905 году таких школ было уже 42 696, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране.[20] Также и Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. Таковы плоды трудов скромного учителя в селе Татево.
Созидательный опыт «учителя века» С.А. Рачинского остается актуальным и своевременным.
Введение в современных школах новой учебной дисциплины «Основы православной культуры», новых образовательных стандартов, которые представляют Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся это новое обращение современной школы к педагогической концепции С.А.Рачинского. Программа духовно-нравственного развития, разработанная в рамках новых ФГОС, утверждает, что духовно-нравственное развитие обучающихся должно находиться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. В основе и этой Программы должны быть ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. Ведь все это было основой воспитательной системы школы С.А. Рачинского. Значит, педагогически идеи С.А. Рачинского живут и, надеюсь, будут реализованы в наше время.
Исходя из педагогической концепции С.А. Рачинского и ее значения для современной сельской школы, предлагаю в качестве моей законодательной инициативы вынести на обсуждение Государственной Думы и Правительства РФ следующие вопросы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Горбов Н. М. С. А. Рачинский. СПб., 1903..
2. Водовозов В. И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Записки о сельских школах» С. А. Рачинского // Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. Леонтьев К. Н. Грамотность и народность // Страницы истории отечественной педагогики. Вып. 1. М., 1996.
3. Каптерев П. Ф. Педагогика и политика // Свободная мысль. М., 1992. № 8.
4. Леонтьев К. Н. Грамотность и народность // Страницы истории отечественной педагогики. Вып. 1. М., 1996.
5. Марченкова В.М Сергей Рачинский –Учитель века. Татево, 2009.
6. Очерки по истории педагогики / Под ред. А.И. Анастасиева. Вып. 3. Казань, 1903.
7. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М., 1991.
8. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М., 1991.
9. Рачинский С. А. Absit omen. М., 1901.
10. Рачинский С.А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М.1899
11. Стеклов М. Е. Школьный апостол (С. А. Рачинский) // Педагогика. М., 1998. № 2.
12. Семёнов В.И.Идеи С.А.Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ / Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И.Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л.Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
13. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 17.
14. http://www.eduhmao.ru - Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы развития.
[1] Курсивом выделены самые важные мысли
[2] Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 356–357.
[3] Стеклов М. Е. Школьный апостол (С. А. Рачинский) // Педагогика. М., 1998. № 2. С. 65.
[4] Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М., 1991. С. 14.
[5] Рачинский С. А. Absit omen. М., 1901. С. 31.
[6] Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 17. С. 251.
[7] См.: Горбов Н. М. С. А. Рачинский. СПб., 1903. С. 21.
[8] См.: Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 17. С. 447–448.
[9] См.: Рачинский С. А. Absit omen. С. 36.
[10] Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М., 1991. С. 41.
[11] Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М., 1991. С.70.
[12] Леонтьев К. Н. Грамотность и народность // Страницы истории отечественной педагогики. Вып. 1. М., 1996. С. 33.
[13] Очерки по истории педагогики / Под ред. А.И. Анастасиева. Вып. 3. Казань, 1903. С. 22.
[14] Очерки по истории педагогики / Под ред. А.И. Анастасиева. Вып. 3. Казань, 1903. С. 22.
[15] Семёнов В.И.Идеи С.А.Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ / Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И.Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л.Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - с 26-33.
[16] Н.М.Горбов. С.А. Рачинский. СПб, 1903 , с.9
[17] С.А. Рачинский .Сельская школа. М., 1991, с.109-111
[18] Рачинский С.А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М.1899, с.55-57
[19] Советская педагогика, 1981, №9
[20] М.Е. Стеклов «Четыре портрета: С.А. Рачинский, В.П. Вахтеров, Х.Д. Алчевская, К.Н. Вентцель». М.; Смоленск, 1995, с.11-13
Как зима кончилась
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуют дети водопад
Финист - Ясный сокол
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Комментарии
Рачинский С.А., педагогические идеи и их значение.
Спасибо за проделанную работу. Статья и презентация стали подмогой при подготовке недели математики, а так же - в воспитательной работе.