Холодный фарфор - это необычный материал для творчества. Благодаря своим свойствам он даёт возможность сделать самые разные элементы декора: от массивных и грубых, до мельчайших и изысканных.
Лепка из холодного фарфора намного проще, чем работа с солёным тестом и конечно же дешевле, чем изготовление декора из полимерной глины. С холодным фарфором люди познакомились в начале прошлого века. Его придумали в Аргентине, используя пластичную смесь вместо глины для создания статуэток. Но вскоре выяснилось, что материал прекрасно подходит для изящных украшений, предметов интерьерного декора, искусственных растений. С тех пор лепка из холодного фарфора с каждым днём становилась все более популярной, постепенно превращаясь в самостоятельное ответвление декоративно - прикладного искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 519.61 КБ |
МКОУ «Нижнеграйворонская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
«Первые шаги в науку»
Творческий проект
«Холодный фарфор. Подарок»
Выполнила: ученица 7 класса
Ботовалкина Елена
Руководитель:
Ишкова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
с. Нижняя Грайворонка, 2024
Содержание
Введение.
Каждый раз, когда приближаются праздники, возникает вопрос: «Что подарить?». Ведь удивить людей подарками очень сложно. Дарить конфеты уже не так интересно, а цветы быстро вянут. Сейчас очень модно украшать свой дом яркими и интересными вещами, которые сразу сделают помещение более нарядным, уютным и нестандартным. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам и рынкам, в надежде отыскать что-то подходящее к интерьеру своего дома. Гораздо приятнее провести эти часы дома в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт. Ведь предметы, сделанные своими руками, всегда восхитительны! Так как каждый «мастер» вкладывает свою фантазию, творчество и, конечно же, частичку своей души.
У моей сестренки скоро день рождение. Передо мной стояла задача, что подарить… Я, недолго думая, решила сделать для неё куклу из холодного фарфора, так как она любит их коллекционировать.
Цель проекта: сделать куклу в технике «холодный фарфор».
Задачи проекта:
Объект исследования: фарфор.
Гипотеза: можно ли сделать холодный фарфор в домашних условиях.
Актуальность проекта:
Данная работа актуальна, поскольку открывает детям новые горизонты воплощения своих творческих идей в декоративном оформлении предметов быта и жилища. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами лепки, работе с материалом и инструментами, позволяет заботиться о своем здоровье, поскольку лепка способствует снижению накопленного напряжения.
Новизна работы заключается в том, что я в своей жизни много занималась лепкой из пластилина и соленого теста. Я решила попробовать заняться лепкой из холодного фарфора и, честно признаюсь, мне это очень понравилось.
Ожидаемый результат: Мой подарок украсит интерьер комнаты и сделает её более уютной
История появления керамики
Керамика (от греческого слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками.
Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина. Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было.
История керaмики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду.
В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировaли с сортaми глин и примесей, с приемами формовки и обжига. Мастера использовали самые рaзные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Секрет изготовления фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н.э., позже был снова изобретен в 3-4 веках в Китае.
Высокого уровня гончарное мастерство достигло и в Киевской Руси – изготовлялась разнообразная бытовая посуда и архитектурная керамика. Узнать многое об истории развития русской керамики помогли археологические раскопки в Москве. Среди найденных предметов большое количество разных видов керамики: красные терракотовые (непокрытые глазурью) и глазурованные рельефные изразцы для облицовки печей, кувшины, миски, игрушки, аптекарская посуда.
Большой интерес представляла чернолощеная посуда — чернильницы, кувшины, кубышки, фляги. Способ изготовления такой посуды состоял в следующем: высушенные глиняные предметы перед обжигом натирали (лощили) куском дерева, костью или камнем, и затем обжигали в коптящем пламени, в конце операции прекращали доступ воздуха в топку. Готовые черные изделия с красивой блестящей поверхностью в местах лощения отличались особенно прочным черепком.
В XVIII в. получила распространение майоликовая посуда. Это были довольно толстостенные изделия из цветных глин, покрываемые преимущественно белой эмалью и расписываемые окислами металлов. Майолика выпускалась в Москве, Петербурге, но особенно ею славилась Гжель.
Гжель — старинный гончарный район в 60 км от Москвы, объединявший более 20 деревень, в которых крестьяне испокон веков делали гончарную посуду, игрушки, изразцы. С середины XVIII в. гжельские мастерские и небольшие заводики выпускали из майолики чайные и столовые сервизы, блюда, миски, кувшины, квасники, игрушки, цветочные горшки и многое другое.
Майолика Гжели пользовалась необычайной популярностью среди самых широких слоев населения тогдашней России; ее потребителями, по словам историка XVIII в. А. Болотова, кроме дворян и помещиков были «недостаточные люди, раскупавшие ее во множестве и по дешевизне».
С конца XVIII - начала XIX в. Гжель постепенно перешла на производство полуфаянса.
Полуфаянс - керамическая масса, близкая по составу фаянсу; изделия из нее, покрытые прозрачной глазурью, реже белой эмалью, имеют серый, более пористый и толстый, и менее прочный, чем у изделий из фаянса.
В XIX в. в Гжели освоено производство изделий из фаянса и фарфора. Их выпускали как мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых гжельских купцов Кузнецовых, Тереховых и др. Изготовляли чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, чайницы, солонки, чернильницы, блюда и т. п. Формы гжельского фарфора пластичны, выразительны по силуэту и всегда отвечают назначению вещи. Роспись, многоцветная и нарядная, наносилась от руки уверенным и быстрым мазком кисти.
С Гжелью мы вправе связывать зарождение и развитие отечественной керамики, в XIX в. район Гжели объединял почти половину всех керамических предприятий России. Гжельцами самостоятельно были освоены все основные виды керамики: гончарство, майолика, фаянс, фарфор.
Со второй половины XIX в. начался постепенный упадок Гжели. Многие мелкие и даже средние заведения разорялись и закрывались. Одной из причин этого явился общий экономический кризис в стране. Перед революцией в Гжели оставалось всего несколько предприятий, которые были национализированы в 1918г.
За годы Советской власти гжельский гончарный промысел преобразился, выросли благоустроенные поселки с новыми жилыми домами, школами, магазинами. В Гжели находятся крупнейший в стране завод электроизоляторов, комбинат стройматериалов, завод фарфоровой химической аппаратуры, кирпичный завод и, конечно, предприятия художественной керамики, из которых наиболее крупным является производственное объединение «Гжель».
После Великой Отечественной войны под руководством известного специалиста и исследователя русской керамики А. Б. Салтыкова в Гжели была проведена серьезная исследовательская работа. В результате на промысле было выработано новое художественно-стилевое направление, основанное на богатейших традициях гжельского полуфаянса и фарфора XIX в. Кроме Гжели, имевшей особое значение в развитии отечественной керамики и сохранившей до наших дней традиционное искусство народных мастеров, в различных районах России существовало множество других керамических промыслов.
В г. Скопине Рязанской обл. издавна гончары занимались изготовлением бытовой посуды и игрушек. Простые крынки, кувшины, миски, кружки, выполненные из местной светлой пластичной глины, покрывались частично или полностью яркими цветными глазурями желтого, зеленого, коричневого цветов. Формы сосудов отличались добротностью, простотой, декоративностью. Пластические свойства глины способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров. Бытовую посуду украшали лепными оборками, «косичками», несложными скульптурными деталями, выполняли отдельно от посуды глиняные глазурованные игрушки и свистульки: коней (коников), всадников, баранчиков, птичек и т. д.
В середине XIX в. в Скопине сложился оригинальный промысел глиняной фигурной посуды. По преданию, основателями нового промысла были скопинские братья Оводовы. Эти потомственные мастера лепили сложной формы глиняные сосуды в виде всевозможных зверей и птиц. Их искусство пришлось по душе местным гончарам, которые исстари тяготели к скульптурным формам. Над выполнением многодельных, скульптурно вылепленных сосудов мастера трудились по нескольку дней. За такие «мудреные» кувшины они просили дороже, чем за обычные горшки, и покупателями их были местные зажиточные люди, а также любители и собиратели народной керамики - жители Москвы, Петербурга и других городов.
Краткая история развития фарфора
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
Состав твердого фарфора приблизительно в VII веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому, как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство" (приложение 1).
Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари". Черепок японского фарфора уступает по качеству китайскому, но декор его гораздо богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.
Спорадически попадая в Европу начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.
Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре 1. По его заданию Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Мейсене, но неудачно. В 1724 году русский купец Гребенщиков основал фаянсовую фабрику, на ней велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.
В 1744 году, когда была основана Петербургская мануфактура, впоследствии переименованная в «Императорский фарфоровый завод» (приложение 2). Сюда императрица Елизавета пригласила из Швеции И.-Кр. Гунгера, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Он 5 лет впустую "исследовал" и уехал. Управителем после него был назначен Дмитрий Иванович Виноградов, который организовал поисковую систематическую научно-техническую работу, которая должна была привести к разработке технологического производства фарфора (приложение 3)
В 1736 году Д.И. Виноградов, М.В. Ломоносов, Р. Райзер - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан в "немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии, и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Обучался он в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Д.И. Виноградов пробыл за границей до 1744 года и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию.
Перед Виноградовым стояло несколько сложнейших задач: самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; разработка рецепта глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.
В 1746-1750 годах велись поиски "рецепта" фарфоровой массы. Виноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.
С 1747 года Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления (1749 и более поздние годы). В 1752 заканчивает первый этап работ Виноградова по созданию первого русского фарфора и организации технологического процесса производства.
Составляя рецепт, Виноградов старался зашифровать его. Он применял итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Это объясняется тем, что ему давались указания засекречивать работу, насколько это возможно. Через два года после начала работ Виноградов презентовал первую фарфоровую чашку русского производства — маленькую, без ручки, зато из фарфора. Эта чашка сохранилась и до наших дней. Сейчас она находится в Российском музее в Петербурге, где ее может увидеть любой желающий (приложение 4).
Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.
Помимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.
В результате был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Императорский завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский уже при Виноградове занял подобающее ему место.
Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода.
Холодный фарфор: особенности
и способы изготовления
Сразу стоит сказать, что не стоит искать аналогий этой массы с керамикой или классическим фарфором. Вы их не найдёте. Ничего общего холодный фарфор с классическим не имеет. Единственное сходство-это внешний вид. В застывшем состоянии по цвету он напоминает настоящий фарфор, претерпевший обжиг в печи при температуре 1300°. Но изделия из холодного фарфора не подвергаются обжигу. Они высыхают самостоятельно, на воздухе становясь твёрдыми и прочными.
Холодный фарфор – это изумительный материал для творчества. Благодаря своим свойствам он дает возможность сделать самые разные элементы декора: от массивных и грубых до мельчайших и изысканных.
Выражаясь научным языком, холодный фарфор представляет собой полимерную массу для лепки и моделирования. Полимерной ее называют потому, что она объединяет в себе как природные, так и синтетические компоненты. Первоначальный состав материала включал в себя кукурузный крахмал, из-за чего еще его называют Pasta di mais – кукурузное тесто или паста, а также клей, растительное масло и глицерин. Но современные умельцы не перестают дополнять его другими ингредиентами, чтобы повысить качество и расширить возможности массы.
Готовый продукт можно приобрести в магазине, но все-таки лучше изготовить его самому. Так вы сможете регулировать его плотность, подгоняя под ваше изделие, и всегда сможете приготовить необходимое количество материала.
Холодный фарфор – это доступное средство для воплощения творческих идей как в материальном, так и практическом плане. Стоимость готовой массы невелика. А если замесить ее самостоятельно, то и эти минимальные расходы удастся сократить.
По своей консистенции холодный фарфор напоминает пластилин. Но работать с кукурузным тестом намного приятнее: оно не пачкает руки и более удобно в лепке. Из него очень любят творить дети. Мамам при этом не стоит беспокоиться за чистоту рабочего места малыша.
История материала начинается в XIX веке. Родиной его считается Аргентина. Хотя существуют и другие данные, согласно которым этот вид фарфора разработал русский мастер Петр Ульянович Иванов (приложение 5). Установлено, что трудясь на Петербургском императорском фарфоровом заводе, он еще в начале XIX века создавал цветочные композиции в белых тонах из холодного фарфора. Их использовали в парфюмерной отрасли, украшая ими флаконы для духов. Декорировали ими и камины, зеркала, вазы.
До наших дней сохранилось всего около 10 его работ, отличающихся оригинальностью и неповторимостью. Рецепт уникального состава фарфоровой смеси был утрачен после смерти художника, а секрет неповторимой пластичности и гибкости ивановского фарфора так и не был разгадан. До сих пор так никто и не может возродить тонкость и изящество техники Петра Иванова (приложение 6).
Однако в 2002 году художественный мастер Евгений Андреев изобрел свой рецепт изготовления фарфоровой массы. Она отличается хорошей пластичностью и довольно послушна в лепке. Работы его можно увидеть в Государственном Русском музее и салоне-магазине Государственного Эрмитажа (приложение 7).
По структуре холодный фарфор сравнивают с пластилином. Он такой же мягкий, пластичный, гибкий, но не пристает к рукам и не оставляет жирного налета. Когда фигура из холодного фарфора сформирована, через некоторое время она застывает. Для этого ей потребуется от 1 до 5 дней. Все зависит от толщины материала. Это придает ей прочность, устойчивость и долговечность. С другой стороны, достаточно длительный период затвердевания дает возможность подкорректировать недостатки.
Холодный фарфор – очень податливый материал, он позволяет лепить самые витиеватые изделия. Он абсолютно безопасен для здоровья и взрослых, и детей, а в обращении не требует специфических навыков.
Он очень удобен в применении, работать с ним легко и увлекательно. По стандартному рецепту изделие из фарфоровой массы получается прозрачным, с серым или желтоватым оттенком. Но даже в домашних условиях массу можно сделать цветной. Для этого во время приготовления в нее добавляют жидкий пищевой краситель. Однако порой получается слишком яркий неестественный оттенок. Чтобы придать изделию желаемый цвет, лучше раскрасить его в готовом виде. К тому же на холодный фарфор прекрасно ложатся все краски. Хотя рекомендуется использовать акрил или маслянные. Этот материал, конечно, не лишен недостатков, но придерживаясь всех рекомендаций в работе и сохранении ваших шедевров, они вам станут нипочем.
Первое, на что стоит обратить внимание, – холодный фарфор боится воды. Он быстро впитывает влагу и размягчается, а само изделие может деформироваться. Поэтому не рекомендуется хранить его в помещении с высокой влажностью. Желательно беречь его и от воздействия прямых солнечных лучей. А приготовленную массу не рекомендуется перед лепкой класть в холодильник, иначе на ней образуются трещины. Чтобы продлить срок годности фигурки из холодного фарфора, ее покрывают лаком. Это защищает ее от влаги и солнца и добавляет эстетики во внешнем виде, придавая блеск.
Из чего можно сделать холодный фарфор?
Первоисточником состава холодного фарфора является рецепт с содержанием кукурузного крахмала, клея, глицерина и растительного масла. Такую формулу подарили нам древние аргентинцы. Современные мастера отступают от этого стандарта, внося свои коррективы, чтобы усовершенствовать свойства массы.
Современный классический рецепт приготовления этого материала включает крахмал, клей, глицерин и крем. Применяется 2 методики его приготовления: варение и вымешивание.
Технология изготовления работы
Итак, мы уже узнали, что холодный фарфор для лепки, как правило, готовят двумя способами: путём заваривания и путём смешивания всех составляющих. Так как я сталкиваюсь с этим процессом впервые, лучше обойдусь без варки и использую один из таких рецептов.
Ингредиенты для моей работы:
1 стакан кукурузного крахмала;
¾ стакана строительного клея ПВА;
1 чайная ложка глицерина;
сода на кончике чайной ложки;
2 чайные ложки растительного масла;
детский крем.
Порядок приготовления:
1 этап. Насыпаю в миску среднего размера крахмал. Небольшими порциями добавляю в него клей и очень тщательно перемешиваю. В процессе вымешивания в массу добавляю глицерин, соду и растительное масло. Получившуюся массу вымешиваю до тех пор, пока все ингредиенты не превратятся в однородную эластичную массу.
При этом ладони периодически смазываю небольшим количеством детского крема, чтобы смесь не прилипала к рукам и было комфортнее работать.
.
Холодный фарфор готов. Для лепки можно использовать фарфор различных цветов, добавляя в процессе замешивания в массу немного масляной краски для рисования. Но я буду окрашивать уже готовое изделие акриловыми красками, хотя для этого подойдут практически любые краски.
Готовую массу (по совету рецепта из интернета) буду хранить завернув в пищевую пленку (для предотвращения высыхания).
2 этап. Работа над изделием. Еще для работы мне необходимо:
- клей ПВА;
- стек,
- фольга;
- проволока;
-скалка;
- деревянные палочки;
- плоскогубцы.
Начинаю создавать будущую куклу с каркаса — своеобразного скелета. Мне понадобится фольга, проволока и плоскогубцы. Каркас делаю из проволоки и аккуратно оборачиваю фольгой. Важно заготовку максимально приблизить по форме к человеческому телу.
Процесс лепки начинаю с изготовления туловища и рук. Каркас постепенно покрываю слоем готовой фарфоровой массы.
Юбку решила слепить перьями. Чтобы сделать их, воспользуюсь маленькими колбасками. Пальцами превращаю колбаски в плоские капельки. Делаю стекой эффект перьев. Обратной стороной фломастера – вмятину.
Подготовила все перышки идентичным способом. Начинаю клеить перышки с подола юбки, сначала по кругу – постепенно переходя к основанию и уменьшая размер перышек.
.
Итак, основная работа практически завершена, осталось только вылепить мелкие детали.
Теперь леплю голову с помощью силиконового молда. Вкладываю в него небольшой кусочек готовой массы. Голова готова.
Аккуратно при помощи стеков формирую пальцы на руках, леплю пояс, рукава, декор. Моя кукла готова!
Сушу изделие при комнатной температуре.
После чего приступаю к росписи, для этого лучше использовать акриловые краски (они очень яркие, после высыхания не смываются водой и не теряют насыщенность цвета).
Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели.
При изготовлении куклы возникали различные трудности, но я справилась. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, изготовленная мною кукла в разы дешевле, чем в магазине.
Такая кукла у меня получилась.
Экономическое обоснование проекта
Материал | Цена | Расход материала | Затраты в рублях |
Кукурузный крахмал | 45рублей | 1 упаковка | 45рублей |
Сода | 25 рублей | 1 упаковка | 25 рублей |
Растительное масло | 25рублей | 1 стакан | 25рублей |
Детский крем | 45рублей | 1 флакон | 45рублей |
Акриловые краски | 100рублей | 1 упаковка | 100рублей |
Глицерин | 15рублей | 1 флакон | 15рублей |
Клей ПВА | 35рублей | 1флакон | 35рублей |
ИТОГО | 290рублей |
Мой подарок получился экономически выгодный. Себестоимость составила 290 рублей. На мой взгляд, это не высокая цена за такую поделку.
Экологическая оценка изделия
Для любого изделия, сделанного своими руками необходима экологическая оценка. Изготавливая свой проект, я не нарушила экологию природы и свое здоровье. Экологичность материала данного изделия высокая. Используемый материал не токсичен. Композиция изготовлена из натуральных продуктов, не влияют на экологическую обстановку, не наносят вреда окружающей среде.
Заключение
Моя работа готова. Удалось ли мне решить проблему? Да. Подарок получился красивый и оригинальный. Очень понравится моей сестренке.
В итоге я научилась работать с холодным фарфором и создавать из него красивейший элемент декора. Меня очень привлекла эта техника и вам я тоже советую заинтересоваться ею.
Если хотите подарить своим близким или подругам эксклюзивный подарок, затратив при этом минимум средств, изготовьте оригинальную работу в технике холодного фарфора – и восхищение вам обеспечено. Ведь подарок, сделанный своими руками – бесценен! Если и вы любите необычные вещи, то создавайте смелые и оригинальные идеи своими руками. Не бойтесь воплощать фантазии в жизнь. Вот увидите, они будут приносить окружающим радость. А посвятив досуг этому увлечению, вы не только обогатите свою жизнь новыми идеями, но и вызовите удивление близких и друзей.
Гипотеза подтвердилась. Холодный фарфор легко приготовить в домашних условиях. По качеству он не уступает заводскому и не требует больших затрат.
А ещё я хочу сказать, что рукоделие – это увлекательный мир, который приносит радость. Этой работой могут увлекаться и взрослые и дети. При выполнении работы вырабатываются такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность. Работа с фарфором доставляет удовольствие, снимает утомляемость, усталость. Декоративная лепка позволяет изготовить неповторимые, уникальные изделия. С помощью, которых можно украсить посуду, оформить интерьер, сделать своё жилище неповторимым.
Хризантема и Луковица
Сорняки
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Пичугин мост
3 загадки Солнечной системы