Проект подготовлен на научно-практическую конференцию младших школьников "Эврика". В проекте рассказывается об истории появления театральной куклы, их современных разновидностей, а также представлен мастер-класс по созданию театральной куклы Петушок.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 362.93 КБ |
![]() | 1.73 МБ |
Нижегородская область
Вознесенский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Криушинская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно–практическая конференция младших школьников «Эврика»
Проект социальной направленности:
«Театральная кукла»
Автор работы:
Кузнецова Александра (10 лет),
Руководитель:
Ляпина Елена Викторовна,
учитель начальных классов
с. Криуша, 2023г.
Оглавление
Стр.
Введение
Игра – это неотъемлемая составляющая развития ребенка. Играя, мы учимся общаться и дружить, фантазировать и творить. Каждый ребенок мечтает, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, стали живыми и заговорили. Известный факт, что дети очень любят перевоплощаться. Разыгрывая сценки, мы можем выразить все то, что тревожит и волнует, говоря от лица мишки или куклы. Подобное одушевление игрушек – это первые детские театральные представления. Это не что иное, как детский кукольный театр. Как же первые игровые забавы превратились в настоящее творческое ремесло?
Кукольный театр - это необыкновенный вид творчества. Все дети любят смотреть спектакли. Нам нравится не только смотреть, но и самим участвовать в их постановке.
Выдвигаем гипотезу: театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, он современен, актуален и интересен. Проводя исследование, мы хотели призвать всех с почтением относиться к такому древнему искусству, как театр.
Цель проекта: Создание тряпичной театральной куклы, которая впоследствии будет использована в постановке кукольного спектакля «Заюшкина избушка».
Задачи:
Методы исследования: наблюдение, беседа, поиск информации в сети Интернет, моделирование, конструирование, сравнение, обобщение.
Основная часть
Из истории кукольного театра
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молится этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, кости, глины или дерева. Вокруг таких кукол плясали, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол двигаться. Постепенно такие зрелища стали все больше походить на театральные представления. С помощью кукол разыгрывали легенды о богах, показывали сотворение мира, Адама и Еву, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.
Театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позже в Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его стал веселый неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любителем зрителей стал Полишинель, в Англии - Панч, а в России - Петрушка. В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно, один из них крутил ручку музыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям для подати.
Какие бывают театральные куклы?
В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение. Одна из самых простых кукол называется перчаточной, потому что она надевается на руку, как перчатка. Одни из самых простых кукол – пальчиковые. Еще проще устроены куклы на палочках: ножки и ручки такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны. Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Кукол на нитках иногда называют марионетками, но это не совсем правильно, так как всякая театральная кукла называется марионеткой.
А есть куклы, которые не похожи на другие. Они плоские, вырезанные из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина может появиться дракон - огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. А в Италии или в Южной Америке во время карнавала можно увидеть огромные, до 10 м в высоту надувные резиновые куклы.
Анкетирование учащихся
Нам стало интересно, а знают ли наши сверстники о театральных куклах? Мы вместе с классным руководителем составили анкету и провели опрос учащихся начальных классов.
На вопрос «Знаешь ли ты историю появления куклы?» 51 человек (из 56 учащихся) ответили отрицательно.
На вопрос «Знаешь ли ты, как и когда появился кукольный театр?» ответы были такими же.
На вопрос «Хотел бы ты сам сконструировать куклу для театра?», 35 человек ответили «Да».
На вопрос «Желаешь ли ты стать участником театрального представления, играя собственной куклой?» все ответили утвердительно.
Проанализировав полученную информацию, мы решили сшить куклу для театральной постановки и рассказать учащимся о работе.
Мастер класс по изготовлению театральной куклы
При выборе куклы для изготовления мы рассмотрели несколько вариантов: 1) Кукла на палочке 2) Пальчиковая кукла, 3) Перчаточная кукла 4) Марионетка.
1) 2) 3) 4)
Для своего проекта мы решили выбрать перчаточную куклу, чтобы использовать ее в дальнейшем в постановке сказки «Заюшкина избушка». Мы остановились на персонаже петушка. Эта кукла показалась нам очень интересной и оригинальной.
Что нам понадобиться для ее изготовления?
Последовательность изготовления изделия
На фетре бордового цвета положить выкройки тела куклы, ее головы, прикрепить их английскими булавками и обвести мелом. Вырезать части изделий с припуском на швы. Сложить наизнанку обе части тела, прошить бока швом «назад иголку», вывернуть. Раскроить красный гребешок, вырезать его, прошить тем же швом и вывернуть. Вложить гребешок в верхнюю часть выкройки головы, прошить и вывернуть. Низ головы красиво подрезать. Наклеить на голову глазки и клюв. Вырезать из клеевого фетра части грудки и хвоста, склеить их. Хвост пришить на место. Пришить по бокам голову к телу петушка. Из цветной бумаги сделать косу и прикрепить ее к лапке петушка. Кукла готова!
Заключение
Мы считаем, что не ошиблись с выбором вида театральной куклы, т.к. ее изготовление не стало очень трудоемким. Также параллельно мы стали раскраивать и шить кукол других персонажей сказки «Заюшкина избушка». Само производство перчаточных кукол оказалось увлекательным занятием. Мы часто примеряли их и разыгрывали сценки. Нам не терпелось закончить пошив кукол и приступить к изготовлению домиков для постановки.
В результате проделанной работы по знакомству с историей появления театральных представлений с куклами мы узнали, что для многих европейских стран были характерны подобные представления с участием различных кукол. В кукольных постановках часто разыгрывались божественные и злободневные сюжеты. В непосредственной игре с театральными куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить. Они проявляют актерское мастерство и тренируют память. Куклы развлекают, поучают, воспитывают и не дают скучать. Очень приятно играть куклой, сделанной своими руками, в которую мы вложили частичку своей души.
В перспективе нашего проекта: организовать постановку сказки «Заюшкина избушка» и продемонстрировать ее в детском садике.
Список используемой литературы
1 .Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981.
2. Андреев К., Осипов Л.Москва Театральная.- М.: Московский рабочий, 1971.
3. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
5. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.
6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: Кристалл, 1997.
7. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.
Сказка "Морозко"
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Музыка космоса
И тут появился изобретатель