Помпон (фр. pompe — великолепие, торжественность) — шарообразное украшение из каких-либо ниток. Хотя изготовление помпонов – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Помпон – это очень интересный элемент для декора. Его можно использовать для оформления шапочки, шарфа или варежек, тапочек и дамских сумочек, шнуров для волос, абажуров и штор, придавая изделию своеобразный вид. Также помпоны используются для создания таких прелестных и милых сердцу безделушек, как мягкая игрушка.
Вложение | Размер |
---|---|
mk_suvenir_iz_pompona.docx | 794.49 КБ |
Управление образования администрации городского округа города Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
Мастер-класс
«Сувенир из помпона «Мишка»»
Для детей 7-9 лет
Подготовил:
Кирова Анна 11 лет,
Балобанова Полина 11 лет
объединение «Волшебная петелька»
МБУ ДО «ДЮЦ ТЕМП»»
Руководитель: Серухова
Наталья Валентиновна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Выкса
2024 г.
Тема: «Сувенир из помпона «Мишка»»
Форма: Мастер-класс
Цель: Обучение изготовлению помпона из остатков пряжи
Задачи:
1. Знакомство детей с историей появления помпонов, расширение познаний в области дизайна одежды, интерьера.
2. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
3.Формирование навыков изготовления помпонов, способом на картоне
Участники: дети в возрасте 7-9 лет
Оборудование: столы, стулья
Методическое обеспечение: Технологическая карта изготовления «Сувенир из помпона «Мишка»», образец изделия, техника безопасности работы с ножницами.
Инструменты и материалы: Шаблон из картона, пряжа коричневого и желтого цветов, ножницы, клей- карандаш.
Содержание мастер-класса:
1. Вступительная часть
2. Основная часть
3.Заключительная часть
1. Вступительная часть
Организационный момент, приветствие, тема.
Ход занятия:
Анна, Полина: Добрый день, меня зовут Кирова Анна. Балобанова Полина
Обратите ваше внимание, на столах лежат бумажные пирамидки, на которых напишите свое имя, фамилию, поставьте на столы так, чтобы я видела ваши имена. Спасибо.
Дети: Выполняют просьбу. (Если дети писать не могут ведущий МК помогает в написании имени)
Анна, Полина: Я уже 4 года занимаюсь в творческом объединении «Волшебная петелька», где учат вязать крючком. Вяжу не только на занятиях, но и дома. На мой взгляд, это интересное, увлекательное занятие. С помощью крючка и нитки я могу связать ажурную салфетку, любую игрушку и многое, многое другое. Однако если вы любите вязать, то существует проблема: куда девать остатки пряжи? Со временем излишков пряжи становится все больше.
Анна, Полина: Как вы думаете, что можно сделать из остатков пряжи
Ответы детей:
Анна, Полина: Я считаю, что, пряжа самый универсальный материал, из неё можно не только вязать, но и делать множество разных поделок, сувениров.
Анна, Полина: Какая разница между подарками, сделанными своими руками и подарками, приобретёнными в магазине?
Ответы детей:
Анна, Полина: Какие подарки и из каких материалов дарите вы ребята?
Ответы детей
Анна, Полина: Я предлагаю сделать из пряжи сувенир своими руками, а вот какой, вы мне скажете, отгадав загадку:
Мне шапку бабушка связала,
Сама её я украшала:
Привязан сверху будет он,
Пушистый сделала …!
Ответ детей: помпон
Анна, Полина: Совершенно верно. Помпон. Помпон, или как его иногда называют, болобон, - казалось бы банальный и привычный предмет. Всем хорошо знаком, и делать его очень просто. Но сколько на его основе можно создать интересного и неординарного!
На мастер-классе покажу вам, как можно сделать замечательный сувенир из помпона «Медвежонок», и мы вместе его сделаем, выполняя требования по технике безопасности работы с инструментами, и в помощь нам будут наглядные материалы, расположенные на стенде, но прежде давайте немного шагнем в историю.
Анна, Полина: Как вы думаете? Когда и при каких условиях был сделан первый помпон?
Ответы детей:
2. Основная часть
Информационная справка:
Анна, Полина: Сначала я вам расскажу, что такое помпон.
Помпон (фр. pompe — великолепие, торжественность) — шарообразное украшение из каких-либо ниток. Хотя изготовление помпонов – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Помпон – это очень интересный элемент для декора. Его можно использовать для оформления шапочки, шарфа или варежек, тапочек и дамских сумочек, шнуров для волос, абажуров и штор, придавая изделию своеобразный вид. Также помпоны используются для создания таких прелестных и милых сердцу безделушек, как мягкая игрушка. (Картинка 1)
В далекие времена, когда еще не было ни заводов, ни фабрик, все, что нужно для жизни, делали собственными руками. Русские женщины всегда славились своим рукоделием. Ткали, были искусны и в вязании. Из остатков пряжи делали украшения для одежды.В истории России можно найти свидетельства тому, что помпоны были очень популярным элементом декора как мужской, так и женской одежды. В музеях сохранились женские народные костюмы, в которых пояса и головные уборы украшены помпонами. По сравнению с кистями и украшенными драгоценными камнями безделушками, помпон был экономически выгодным украшением: его можно было легко изготовить. (Картинка 2)
Так же помпоны были очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии 18 века, помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата: у солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров двуцветные. (Картинка 3)
А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. Раньше на кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от ударов об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор. (Картинка 4)
В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не
только одежды, но и интерьера. (Картинка5)
Практическая работа:
Анна, Полина: Есть несколько способов изготовления помпонов, но мы будем пользоваться только одним так как при этом способе мы будем использовать только подручные материалы, для этого нам понадобится:
Анна, Полина: Но нельзя вязать, работать инструментами, не зная о правилах безопасности работы с ними, и вы ребята поможете мне озвучить эти правила.
(На доске вывешивается правило в стихах дети его зачитывают поочередно) Если дети читать не могут ТБ озвучивает ведущий МК
1 ребенок: Подружились с инструментом - удивительным на вид.
Два конца и два колечка, ну а в центре гвоздь сидит.
2 ребенок: Не играйте с ним - опасно, он не любит баловства,
Но зато трудиться может весь урок, а то и два.
3 ребенок: От него свои мы пальцы, глазки, вещи бережём.
Инструментом этим режем, надрезаем и стрижём.
4 ребенок: Если нужно, то соседу за концы передаём.
Закрываем осторожно, с ним не ходим, не встаём.
5 ребенок: А закончилась работа - с правой стороны кладём.
Анна, Полина: Для изготовления сувенира «Мишка» пряжу какого цвета мы можем использовать?
Ответы детей:
Анна, Полина: Каждый из вас может выбрать свой цветовой вариант
Приступим к изготовлению: Для того что бы вы поняли все этапы изготовления сувенира, вначале я озвучу вам последовательность изготовления помпонов, затем, используя технологическую карту, приступим к практической работе:
1.Изготовление помпона:
2.Сбор сувенира:
Сувенир готов. (см. пункт 9 технологической карты).
3.Заключительная часть
Анна, Полина: У нас получился простой и очень милый сувенир из помпонов, который мы сделали своими руками.
Анна, Полина: Давайте вспомним, о чем мы говорили в течении мастер- класса.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Спасибо вам за посещение и участие в мастер-классе! Вы ответили на все вопросы, изготовили сувенир из помпона. Надеюсь, что вы сможете порадовать подобными сувенирами своих близких. Если МК вам понравился возьмите помпон и положите в вазу с веселым смайликом. А если вы остались недовольны выполненной работой, то положите помпон в вазу с печальным смайликом. Приведите в порядок свои рабочие места. Мастер-класс закончен.
До свидания.
Список литературы
1 Колесников С. В. Азбука мастерства. 3 класс – Саратов: Лицей 2005. – 64с.
2. http://www.modistka.net/pompon.php - Как делать помпоны.
3. http://vse-sama.ru/voprosy-po-vjazaniju/kak-delat-pompony.html
5. http://happy-with-kids.ru/news/vyazhem-detyam-kak-sdelat-pompon-sharf-s-pomponami
Приложение 1
Технологическая карта изготовления сувенира из помпона «Мишка»
№ п\п | Этапы работы | Графическое изображение. Инструменты и принадлежности | Рекомендации или комментарии |
Для работы необходимо:
| |||
Изготовление помпона | |||
1. | Прямоугольник из картона надрезать, с одной стороны. В разрез протянуть нить. | Надрез сделать посредине картона. | |
2. | На картонный квадрат намотать большое количество пряжи (не менее 100 витков). После чего отрезать нить. | Необходимо оставить свободные концы | |
3. | Туго затянуть помпон заранее оставленными свободными концами пряжи. | Необходимо сделать 2-3 узелка | |
4. | Разрезать при помощи ножниц петли и аккуратно подровнять готовый помпон |
| Пользуйтесь острыми ножницами, помпон будет выглядеть ровнее |
5. | Делаем два помпона. Один(большой) из коричневой или белой пряжи, другой (маленький) из пряжи бежевого цвета | Нити для завязывания помпона не делайте короткими | |
Сбор сувенира | |||
6. | Соединить помпоны, связав нити для связывания помпонов между собой на два узелка. | Необходимо сделать 2-3 узелка | |
7. | Подровнять помпоны до нужных размеров. | Пользуйтесь острыми ножницами, помпон будет выглядеть ровнее | |
8. | С помощью клея-карандаша приклеить глаза и носики. | ||
9 | С помощью крючка протянуть через помпон петельку Сувенир готов |
|
На берегу Байкала
Калитка в сад
Марши для детей в классической музыке
Заповеди детства и юности
Рисуем лошадь акварелью