В творческом проекте дети узнают историю создания красок и сами создают рисунки на основе природных красок
Вложение | Размер |
---|---|
в проекте рассматривается история появления красок и способы ее создания в современное время | 44.24 КБ |
МОАУ СОШ № 2 г. Нефтекамск
Исследовательская работа
по изобразительному искусству
«Невероятные краски»
\Авторы: Зарипов Ислам, Юсупова Диляра.
3 «В» класс, МОАУ СОШ №2
Научный руководитель:
Сабирова Алсу Дамировна
учитель начальных классов
МОАУ СОШ № 2.
Нефтекамск , 2021
Оглавление.
1.Введение………………………………………………………………..…..3
Основная часть………………………………………………………………..5
2.Теоретическая часть………………………………………………………….5
2.1.История возникновения красок…………………………………………..5
2.2.Процесс приготовления красок …………………………………………6
2.3.Какие бывают краски………………………………………………………6
2.4. Выводы…………………………………………………………………….7
3. Практическая часть…………………………………………………………..8
3.1. Описание экспериментов ……………………………………………......8
3.2. Результаты экспериментов………………………………………………9
3.3. Выводы …………………………………………………………………….10
4. Заключение……………………………………………………………….....10
5.Список используемой литературы………………………………………….11
6 .Приложения…………………………………………………………………..12
1. Введение
Когда все вместе плыли мы на корабле
И потерпели кораблекрушенье,
То догребли мы на одном весле
Вдвоем до острова спасенья!
И, остров тот необитаем был-
Чудесный остров в Средиземном море,
Он нас там кипарисами укрыл,
Вдвоем мы там остались поневоле.
Пусть долго не спасает нас никто,
Нам было всем там, чем заняться:
Нам было рисовать легко,
Творить, чудить и улыбаться.
Конечно, мы все любим рисовать… Но наш корабль потерпел кораблекрушение и мы потеряли почти всё свое имущество. На берегу очутился только один сундук, в котором находились: книги и бумаги, клей и кисточки, мел, глина, на дне сундука лежала чашечка, активированный уголь, были рассыпаны ягоды, немного мёда, подсолнечное масло и уцелело несколько яиц. Я расстроился, так как красок в сундуке не было, а мне так хотелось нарисовать всю красоту природы. Что же делать??? Смогу ли я сам изобрести краски из подручного материала? Поможет ли мне моя одноклассница? И мы решили искать ответы в книгах…
«Рисовать люди начали с глубокой древности. Первые рисунки были начерчены палкой на песке, угольком на стене пещеры. Потом кто-то нечаянно смешал глину с яйцом или мёдом. Попробовал нарисовать - понравилось, и краски начали свое увлекательное шествие по планете». Так говорится в детской энциклопедии Ликума Аркадия « Всё обо всем».
Краски в нашей жизни занимают огромное место. Мы красим стены и полы в наших домах , на стенах висят картины, выполненные масляными красками; фасад дома украшен фасадной краской и даже заборы расписаны аэрозольными баллончиками. Мы считаем тему нашей работы актуальной, поскольку в нашей стране производство различных красок с каждым годом увеличивается, т.к. нужна их необходимость в различных сферах жизнедеятельности: в строительстве, в быту, в химической промышленности, в эстетическом направлении. Появились чисто экологические краски для детей, они совершенно безвредны. В свободное время мы любим рисовать, поэтому данная работа нам особенно интересна.
Я умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Сейчас любые краски можно приобрести в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но откуда же появлялись краски в древние времена, когда не было магазинов, когда краски не производили на фабриках ? Я задумался, можно ли изготовить краски самим?
Объект нашего исследования - краски.
Предмет исследования: изготовление красок
Цель исследования – выяснить состав красок, определить все «плюсы « и «минусы» "самодельных" красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–познавательной литературой по теме исследования.
2. Изучить состав красок , рецепты их изготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
5. Нарисовать рисунки из полученных красок.
Для выполнении данной работы мы будем использовать следующие методы исследования:
- метод эксперимента;
- метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности.
Гипотеза исследования: краски мы можем изготовить сами в домашних условиях, но они будут не похожи на магазинные.
Структура нашего исследования:
- Изучение истории возникновения и изготовления красок, видов красок
- Процесс изготовления красок в домашних условиях
- Описание экспериментов
- Результат экспериментов
2. Теоретическая часть
2.1.История возникновения красок
Я узнал, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали где только могли: внутри пещер, на скалах, на собственной коже… Обычай раскрашивать лицо, тело существует до сих пор у многих племён в тропических странах даже в наше время. Рисунки использовали и в колдовстве: охотники-художники рисовали огромных бизонов, мохнатых мамонтов, испуганных оленей и быстрых лошадей и верили, что теперь то уж они точно станут добычей охотников. А чтобы чтобы рисунок не исчез, художники острыми камнями высекали на стенах контуры рисунка, а потом втирали туда глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу. В знаменитой «Истории искусств» Пётр Гнедич пишет о Древнем Египте: «Всюду, на всех памятниках мы видим превосходно подготовленный голубоватый или сероватый фон и писанные по нему фигуры в 7 цветов: синий, зелёный, красный, коричневый, жёлтый, белый и чёрный».
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Которыми разрисовывали щиты, выделанную кожу, раскрашивали головные уборы , оружие, ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Мы узнали из статьи Блинчевой И. Б. « Из чего в древности делали краски» о том, что в средние века художники готовили краски сами, смешивая различные порошки и жиры. Такие краски не хранились больше одного дня, при контакте с воздухом они окислялись и твердели.
В России историю красок изучали по иконам. Самыми ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи .
Краски из природных пигментов были разнообразными и прочными. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, но она и сейчас находится в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
Таким образом, у каждой из красок, которыми в наше время пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и загадочная история.
2.2. Процесс приготовления красок
Я прочитал, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Второе – связующее вещество – это вязкое вещество, которое сделает порошок жидким, удобным для нанесения на любую поверхность.
Сухой краситель не держится на листе бумаги, поэтому используют связующее вещество, которое склеивает частички сухого красителя в единую краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, я узнал, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
2.3. Какие бывают краски.
Мы уже несколько лет занимаемся в художественной школе и используем разные краски, поэтому нам стало интересно, чем отличаются те краски, которыми мы рисуем.
Разные связующие вещества дают краски с разными названиями. Различают водяные и масляные краски. В водяных красках связующим веществом является вода с небольшим количеством клея. К водяным краскам относятся: темпера, акварель, гуашь. Эти краски разводятся водой.
Акварельные краски смешивают на основе растительных смол, с добавлением меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Темпера также принадлежит к водяным краскам, но между этими видами красок есть разница: в состав связующего вещества акварели входит клей растительного происхождения, в состав темперы – клей животного происхождения. Гуашь по своему составу очень похожа на акварельные краски, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, это придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.
Но самой большой любовью у живописцев пользуются масляные краски. При их изготовлении используют масла, алкидные смолы и растворитель, позволяющий краске быстрее высыхать.
Водяными красками чаще всего пишут на бумаге (акварель, гуашь), водяные клеевые краски служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (темпера). Масляными красками пишут на холсте, дереве, металле.
2.4. Выводы
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы пришли к следующим выводам:
* История красок началась вместе с появлением человека.
* Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения.
* Чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину и т. д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, воск, клей, и пр.). Такая краска образует красочный слой и в основном используется для живописи.
* В зависимости от связующих веществ, краски делятся на водяные (акварель, гуашь, темперные краски) и масляные.
3. Практическая часть
3.1.Описание экспериментов
У нас были как раз в сундуке некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составил план четырёх экспериментов. Моя подруга решила мне помочь, и мы вместе стали экспериментировать.
1) Сначала мы решили создать акварельные краски
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
План эксперимента № 1
2. Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком.
3. Просеяла порошок.
4. Смешала уголь с клеем ПВА
Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда я уголь смешала с клеем, то получила красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели. Также я попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок.
Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.
План эксперимента № 2
А я попробовал создать акварельные краски других цветов.
2. Выдавил в разные стаканчики сок.
3. Смешал сок с мёдом.
4. Нарисовал красивые и нежные цветы.
Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
2) Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем. Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.
План эксперимента 3
2. Смешал глину с подсолнечным маслом.
Глина с маслом смешалась однородно, дала коричневый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Создать масленую краску ближе к натуральному мне не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.
3) Создание темперных красок
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.
План эксперимента 4
2. Смешал мел с яйцом.
Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.
2.2. Результаты экспериментов
Теперь мы знаем, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд). Полученные краски отличаются по качествам и по консистенции, они имеют свои преимущества и недостатки.
2.3. Выводы
Натуральные растительные краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители. Преимущество натуральных красок - они экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета. Недостатки натуральных красок - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Наша увлекательная, волшебная жизнь на необитаемом острове заканчивается, так как на горизонте показался корабль, который плывёт за нами и увезёт нас всех в реальность школьной жизни школы № 2.
4. Заключение
В заключении мы хотим сказать, что нам было очень интересно работать по этой теме. Теперь мы знаем, что история красок началась с появлением человека. В результате проделанной работы мы узнали, что краски состоят из пигмента и связующего вещества , познакомилась с технологией их изготовления нашими предками. Изучив различные источники, мы опробовали четыре способа приготовления красок в домашних условиях. Используя растительное сырье и связующее вещество, нам удалось получить краски разного цвета и использовать их в разукрашивании рисунков. Таким образом, наша гипотеза о возможности приготовления красок в домашних условиях подтвердилась.
Её можно использовать не только в рисовании, но и в быту. Иногда и нам необходимо выкрасить нитки или заплатку, которыми мы чиним одежду, а может быть, захочется восстановить цвет выгоревшей на солнце рубашки.
Увлечение натуральными красками охватило мир совсем недавно. Вот и мы не смогли устоять, и нарисовали несколько рисунков, которые, надеемся, натолкнут вас на мысль, что мир прекрасен, что есть над, чем задуматься, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать!
Используемая литература:
Интернет- ресурсы:
1. bestreferat.ru/Пасха.Традиции
2. dissland.com
3. ekolog.com
4. nsportal.ru
Страница | ||
"Разделите так, как делили работу..."
Муравьиная кухня
Одеяльце
Карты планет и спутников Солнечной системы
Нас с братом в деревню отправили к деду...