Мусорное искусство
Вложение | Размер |
---|---|
musornoe_iskusstvo_zhmyhova_2024.odt | 29.16 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 города Магнитогорска»
Индивидуальный проект
Тип проекта: «Мусорное искусство»
Тип проекта: Творческий
Выполнила: Жмыхова Виктория
ученица 7а класса
Наставник: Арькова Н.А.,
учитель химии и биологии
Магнитогорск, 2024 год
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………….…….3
2.Теоретическая часть: чуть-чуть о мусорном искусстве…………………………………….….4
2.1.История возникновения мусорного искусства…………………………………………….…5
2.2.Основные направления мусорного искусства………………………………………….….…7
2.3.Яркие представители современного мусорного искусства…………………………….……9
3.Практическая часть……………………………………………………………………………...12
4.Заключение…………………………………………………………………………………….....13
5.Список используемой литературы……………………………………………………...………14
Введение
В наше время большая проблема заключается в том, что человечество выбрасывает слишком много мусора в окружающую среду, тем самым, загрязняя её. Мусор накапливается, и из-за него могут пострадать растения, животные, люди.
Чтобы не загрязнить окружающую среду, можно использовать мусор, который никому не пригодится, и использовать его в художественной деятельности. Ведь из мусора можно сделать много всего интересного и полезного! Например, различные элементы декора, картины, необычные скульптуры. Главное, чтобы было воображение.
Да, это не поможет убрать весь мусор на нашей планете, но кого-то это может вдохновить. Мусорное искусство может дать понять, как важно беречь окружающую среду. Но и конечно же мусорное искусство, как и любой другой вид искусства, поможет людям проявить свою фантазию и сделать что-нибудь необычайное и интересное.
Цель проекта: Превращение ненужного мусора в материальное произведение искусства.
Задачи проекта:
1.Изучить, что такое мусорное искусство
2. Изучить, как оно появилось
3. Изучить некоторых художников мусорного искусства
4. Создать продукт проекта
2.Теоретическая часть: чуть-чуть о мусорном искусстве
Трэш-арт, или джанк-арт (Trash art и junk art переводе с англ. - «мусорное искусство») - направление в современном искусстве, которое связано с включением мусора в арт-объект, либо с созданием творчества исключительно из мусора.
Впервые этот термин был использован в 1961 году английским критиком Лоуренсом Аллоузем для описания городского искусства, использующего найденные объекты или механический мусор. Из которых впоследствии создавались картины, скульптуры, коллажи и проч.
В наше время Трэш-арт — это «альтернативное искусство», протест против шаблонов и правил. Художники этого стиля создают непредсказуемые арт-объекты, используя материал, найденный в куче отходов бумажного, синтетического и т.п. производства и собранный на свалке мусора.
За последние сто лет джанк-арт (от англ. junk — мусор) стал самостоятельным жанром, а произведения творцов этого направления можно встретить как в самых известных музеях мира, так и на улице. В XXI веке трэш-арт (от англ. trash — мусор) перестал быть причудой эпатажных художников: с его помощью внимание публики привлекают и к существующим проблемам общества.
2.1.История возникновения мусорного искусства
На протяжении столетий художники относились к мусору так же, как их далекие от искусства современники — выбрасывали из окон на головы прохожим, сваливали в кучи прямо на улицах, позже — закапывали в землю и вывозили за черту города. Но когда, как и почему мусор проник в искусство?
В ХХ веке, устав от красок природного происхождения и холстов, они стали экспериментировать. А что если приклеить к холсту газету или обои? А что если сколотить ассамбляж (техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости подобно картине) из старых досок и железяк? Коллажи из трамвайных билетиков, фантиков и газетных обрывков, ассамбляжи и инсталляции из мусора, в том числе художественного — например, из тюбиков с красками и кистей — это уже классика.
Мусорное искусство зародилось в Голландии в далеком XVII веке. Тогда страна стала крупнейшим коммерческим центром Северной Европы. Отходы как самостоятельный предмет для создания шедевров стали использовать намного позже — только в ХХ веке. Впервые этот термин был использован в 1961 году английским критиком Лоуренсом Аллоуэем для описания городского искусства, использующего найденные объекты или механический мусор, из которых впоследствии создавались картины, скульптуры, коллажи и проч.
На протяжении всего 20-го века, в рамках модернистского восстания против использования традиционных материалов в изобразительном искусстве и последующего желания продемонстрировать, что «искусство» может быть сделано из чего угодно, художники создавали скульптуры, ассамбляжи, комбинированные картины/скульптуры и инсталляции из постоянно расширяющегося спектра необычных предметов и материалов. Примером может служить работа 1950-х годов художника-экспериментатора Ричарда Раушенберга, родившегося в Техасе.
Постепенно в «мусорном искусстве» сформировались свои особенности. Например, это направление легко может синтезировать различные стили и жанры, использует множество техник исполнения и форм выражения. При этом в большинстве случаев содержит элемент провокационности и сконцентрировано на отражении тем рационального потребления ресурсов и грамотной переработки отходов.
Название мусорного искуства произошло от фразы «мусорная культура», которая использовалась в конце 1950-х и начале 1960-х годов, особенно в Великобритании и США, такими авторами, как Хилтон Крамер, для описания вульгарных качеств предметов со встроенным устареванием, произведенным в индустриальных странах после Второй мировой войны. Одним из первых экспериментаторов в трэш-арте также является Курт Швиттерс, включавший в свои коллажи пустые спичечные коробки, верёвки, пустые консервные банки. Новое направление было названо мерц-живописью.
Одним из самых влиятельных фигур в искусстве XX века является Анри Робер Дюшан. В 1913 году художник Марсель Дюшан создал свой первый «реди-мейд» (от англ. ready-made — готовый) — инсталляция «Велосипедное колесо» (переднее колесо, установленное в верхней частью велосипедной вилки в сиденье деревянной табуретки), а в 1917-м — представил на суд публики скульптуру под названием «Фонтан». Обыкновенный фарфоровый писсуар, скрывавшийся под этим звучным названием, вызвал немало споров в Обществе независимых художников и на его выставку не попал — что, однако, не помешало творению француза в 2004 году получить звание величайшего произведения своей эпохи. Вскоре после появления первых работ с использованием мусора, трэш-арт начал приобретать мировую популярность.
2.2.Основные направления мусорного искусства
Художники, скульпторы из бытовых отходов создают различные произведения искусства: пейзажи, портреты, натюрморты, инсталляции, скульптуры, коллажи... Так что не всегда роющийся в мусоре человек голоден, беден и бездомен. Возможно, он просто скульптор или художник, собирающий материалы для очередного шедевра.
Участники фестиваля KinAct в Конго в 2019 году своими костюмами из мусора наглядно отобразили проблемы утилизации мусора, поддельных лекарств, утраты национальной идентичности и даже отсутствие доступа к электричеству, которое до сих пор получают лишь 19% населения страны.
Британец Птолемей Элрингтон собрал целый зверинец из автомобильных запчастей, найденных им на обочине. Рыбы, птицы, насекомые и млекопитающие нередко щеголяют логотипами брендов и царапинами, которые скульптор намеренно не скрывает — по его мнению, эти «шрамы из прошлой жизни» спиц и ступичных колпаков добавляют его произведениям шарма.
Его соотечественники, Тимоти Нобл и Сьюзен Вебстер, пошли иным путем. Их работы можно понять лишь при правильном освещении. Инсталляция «Грязный белый мусор (и чайки)», материалы для которой художники скрупулезно копили в течение шести месяцев, на первый взгляд ничем не отличается от того, что вы можете увидеть, перевернув мусорный бак. Однако при верном освещении тень от кучи упаковок и пакетов отображает реалистичные силуэты Тима и Сью, сидящих друг к другу спиной. Художники создали целую серию подобных произведений, используя всевозможные материалы, начиная от сломанных солнечных очков и заканчивая старыми чучелами животных из коллекции отца Нобла.
Американец Ноа Деледда стал известен благодаря своей методике превращения выброшенных алюминиевых банок в произведения искусства. Дело в том, что единственный инструмент художника — его ловкие пальцы и бесконечное терпение. С их помощью он создает уникальные скульптуры, которые успешно продаются за тысячи долларов.
А вот уроженку Японии Саяку Ганц к созданию трэш-арта подтолкнули более возвышенные причины. Синтоисты с древних времен заботятся о природе: по их мнению, у всех предметов есть духи, которые страдают, если их выбрасывают раньше времени. В руках Саяки скачут в новую жизнь пластиковые ложки, расправляет орлиные крылья кухонная утварь и даже старым проводам от аккумуляторов находится место в этом круге жизни.
Но скульптурами и инсталляциями этот жанр не ограничен: в частности, всемирно известный португальский художник Артур Бордало II прославился, совместив мусорное и уличное искусство. Его муралы, один из которых находится в Москве, издалека кажутся обычными творениями стрит-арта. Однако, подойдя ближе, можно разглядеть, из чего на самом деле состоят объемные картины. Чаще всего это выброшенные детали машин, но, например, зеленый хамелеон на территории завода «Флакон» состоит из садовых инструментов. Изображая животных при помощи мусора, который становится причиной их гибели в природе, Бордало, как и многие другие создатели трэш-арта, привлекает внимание к необходимости рациональной переработки и утилизации отходов.
Вне зависимости от того, вызвало у вас мусорное искусство восторг или отвращение, художники добились своего. Ведь сочетание неприглядной стороны антропогенного воздействия на планету и эстетической составляющей реалистичных и фантастических работ, создаваемых в жанре трэш-арт, продолжает шокировать и провоцировать размышлять о вечном даже спустя сто лет.
Треш-арт есть также и в России. Например, в 1980-е годы Илья Кабаков представил работу «Веревки», представляющие собой нанизанный на 16 веревках мелкий мусор с несвязными надписями на нем – некий «языковой мусор».
Художественный МУзей Мусора «МУ МУ», который находится в Калужской области. Это грандиозная экспозиция трэш-арта, в которой представлено более 500 работ от художников из 25 стран.
Люди посетившие этот музей, делятся тем, что им в душу запал автопортрет итальянского художника Дарио Тирони, сложенный из деталей детских игрушек, техники и других отходов. Других впечатляют нежные птички из крошечных обрезков ткани, выполненные английской художницей Абигейл Браун. Кому-то хочется отметить панно «Крик Севера» от Кристины Овсянкиной и Веры Сидоровой из Республики Коми: художницы сделали коллаж из пакетов, спанбонда и другой упаковки. Получился ремейк знаменитой картины Эдварда Мунка — он был создан в поддержку экологических протестов на станции Шиес в Архангельской области.
В Художественном МУзее МУсора можно не только посмотреть на произведения экологичного современного искусства. Здесь посетителям много рассказывают об осознанном потреблении и предлагают создать что-то новое из отходов самостоятельно. Пространство организовывает экскурсии и квесты для взрослых и детей, проводит самые разнообразные мастер-классы, во время которых гости учатся делать значки из пластиковых крышечек, свечи из вощины, броши из кожи и многое другое. В МУзее МУсора можно даже отметить праздник — день рождения, выпускной, свадьбу или любое другое важное событие. День, проведённый в таком необыкновенном месте, вы точно никогда не забудете
2.3.Яркие представители современного мусорного искусства
В ранние годы Марсель Дюшан занимался традиционной живописью, однако в современных стилях. Однако вскоре после переезда в США он представил публике работу, которая изменила ход истории искусства – фарфоровый писсуар, подписанный именем несуществующего человека. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства.
До этого публика уже познакомилась с «Велосипедным колесом» (Bicycle Wheel) и «Сушилкой для бутылок» (Bottle dryer). Ничего нового – простое велосипедное колесо и обычная сушилка для бутылок. Эти вещи уже существовали, поэтому Марсель Дюшан ввёл абсурдно простой новый термин - реди-мейд (ready-made), то есть, дословно - «сделанные готовыми».
Помимо известного всем арт-объекта "Фонтан", другим не менее известным и ярким художественных высказываний Дюшана считается «Велосипедное колесо» — обычное колесо, закрепленное на табуретке. Он хотел показать, чтотолько факт присутствия на выставке и выбор художника делает предмет произведением искусства. Он считал, что никакой рисунок не может показать предмет лучше, чем сам предмет, поэтому лучше выставить его в оригинале, а не пытаться его изображать.
Другим известным представителем был марсельский художник Сезар Бальдаччини, который сделал свою художественную репутацию благодаря скульптурам, построенным из деталей автомобилей .
В начале творческой карьеры (с 1953) Сезар Бальдаччини создавал скульптуру из металлолома, соединяя куски при помощи сварочного аппарата. В этих произведениях можно проследить влияние Пикассо и Ришье. Эти скульптуры отличались разнообразием форм и фактур, свойства металлолома не маскировались, а наоборот, активно использовались.
В 1965 он представил на выставке в галерее свой знаменитый Pouce — увеличенную копию большого пальца (1,85 метра в высоту). Во время Олимпийских игр в Сеуле (1988) Сезар отлил эту скульптуру из бронзы (на этот раз палец был высотой 6 метров). В дальнейшем были отлиты ещё два шестиметровых пальца из бронзы. Одна из таких скульптур была установлена в виде монумента в парижском районе Ля Дефанс (1984), в 2007 она была продана на аукционе за 1219000 евро. Третий «Палец» находится в Марселе, родном городе художника.
Скульптор и режиссёр Брюс Коннер прославился своими жуткими конструкциями из сломанных кукол и старых чулок.
Основоположником трэш-арта считают немецкого художника Курта Швиттерса. Ещё в 1918 году, когда о трэш-арте и речи быть не могло, он начал эксперименты в области абстрактного искусства. По сути, художник занимался «детским творчеством» —аппликацией, наклеивая на поверхность картины обертки от папирос, обрывки билетов и прочий хлам. К большому удивлению окружающих, в его руках мусор вдруг становился произведением искусства. Так трэш-арт начинал завоевывать своих первых приверженцев и обожателей.
Также нужно отметить творчество австралийца Джона Дальсена (John Dahlsen), которое достаточно разнообразно. Он создает скульптуры, картины и инталяции. Неизменным остается лишь материал — мусор, найденный на пляжах родной Автралии!
Гигантские зайцы, уточки и еноты португальского уличного художника Артура Бордало II расселились по всему миру: от его родного Лиссабона до Таити. Замысловатый состав объемных муралов (обычно это электрические кабели, старые шины и автомобильные запчасти) разглядеть можно только вблизи: на большом расстоянии все выглядит как яркий стрит-арт. В Москве скульптура Бордало, зеленый хамелеон из старых садовых инструментов, стоит на территории дизайн-завода «Флакон».
«Концепция затмевает уникальность» – творческий девиз Вика Муниса. Прославили его копии картин Ван Гога, Пикассо, Малевича, Климта и Матисса, которые он нарисовал из пыли, сахара, шоколада, детских игрушек и, конечно же, мусора. А десять лет назад фантазия и забота об окружающей среде привели его на самую большую свалку на планете в Рио-де-Жанейро. Здесь он фотографировал местных мусорщиков, а затем превратил снимки в монументальные полотна, вместо красок – отходы. Заработанные от продажи картин деньги (одну из них продали за 50 тысяч долларов) ушли натурщикам.
Чаще всего в руках итальянца Дарио Тирони оказываются сломанные запчасти компьютеров, калькуляторов, ноутбуков и смартфонов. Из них получаются человекоподобные скульптуры по лучшим образцам античного искусства. По задумке автора, его объекты представляют собой синтез биологической эволюции и результата будущей экологической катастрофы.
Ха Шульт первым в Европе сделал экологию центральной темой творчества. Знаковый проект Шульта – армия эковоинов из консервных банок, компьютерных комплектующих и бутылок под названием Trash People. Сотни человеческих фигур из мусора переезжают из одного города в другой: стояли в парке Ариэля Шарона под Тель-Авивом, на центральной площади в Брюсселе и даже перед египетскими пирамидами. Миссия у них простая: напомнить каждому, как много лишнего производит человек.
Чтобы создавать свои анималистичные скульптуры, корсиканцу Жилю Сеназандотти далеко ходить не надо. Необходимые материалы волны Средиземного моря каждый день выносят на берег. Чаще всего он собирает из них представителей исчезающих видов фауны: белых медведей, морских черепах. В этом есть своя трагическая ирония: необычные существа состоят из продуктов на основе нефти и пластика, которые и уничтожают их среду обитания.
Полностью безотходное производство в родной Гане устроил Эд Франклин Гавуа. Вот уже 20 лет он создает традиционные африканские маски из найденного на улице хлама. Чтобы приклеить одну сломанную деталь к другой, он использует клей из местных растений. Его работы украшают стены частных домов, офисов, отелей и галерей в Африке, Европе и Америке.
Британский арт-дуэт специализируется на световых проекциях и инсталляциях. Из бытовых предметов и мусора художники конструируют объемные фигуры, на первый взгляд совершенно не примечательные. Интересными их делает правильно направленный свет – там, где была просто куча мусора, человек начинает видеть какие-то сюжеты: мужчину и женщину, сидящих спиной друг к другу, или очертания города.
В фигурах Роберта Брэдфорда из солдатиков, машинок и мебели из домика Барби продолжается детство. В прошлом англичанин много лет работал психиатром, так что свои объекты воспринимает как способ арт-терапии: они полны цвета и позитивной энергии. Материалы для первой коллекции Брэдфорд нашел дома на антресолях 15 лет назад. С тех пор свои детские игрушки ему отправляют люди со всего мира. Чтобы получилась одна такса или заяц, автору требуется до нескольких тысяч маленьких предметов.
Канадка Тесс Феликс не создает ничего абстрактного. Герои ее картин из пластика – реальные активисты, которые работают над решением проблем Мирового океана. Лица и тела на полотнах собраны из того, что Феликс находит на Атлантическом побережье: клавиатура от компьютера, расчески, пуговицы. Иногда пляжи настолько грязные, что песка под ногами не видно. Превращение уродливого в прекрасное стало для нее метафорой силы, которой обладает человек, способный видоизменять реальность.
Ученый, активист и только потом художник, Макс Либойрон соединяет китч с суровой реальностью. В 2013 году он сотворил своеобразную сувенирную коллекцию – прозрачные шары с необычным наполнением. За стеклом оказался пластик из Гудзона и камни из битумного угля с закрытой свалки в Бруклине. Такая миниатюрная версия загрязненной набережной Нью-Йорка.
3.Практическая часть
Более века назад художники, отринув принцип «не выноси сор из избы», начали использовать в качестве материалов для своих произведений выброшенные на помойку вещи. Первыми к этому пришли, разумеется, авангардисты, стремившиеся перевернуть представление людей об искусстве.
Просматривая просторы интернета, собирая информацию для письменной части и презентации, меня заинтересовали работы многих художников, они поражали своей уникальностью и красотой. Многие из них мне захотелось повторить, но в моем распоряжении отсутствовало такое количество мусора. И у всех этих работ, высокий уровень сложности. Мусор и искусство оказались на одной территории.Возможно многие художники прямо сейчас собирают хлам для будущих музейных экспонатов. В ходе работы над проектом было принято решение о создании продукта в виде мозаики, с изображением совы. Мозаика может выкладываться как хаотично по цвету, так и методом подбора разных оттенков. Не обязательно иметь миллионы, чтобы создать шедевр, а главное – видеть цель и иметь желание.
Заключение
Более века назад художники, отринув принцип «не выноси сор из избы», начали использовать в качестве материалов для своих произведений выброшенные на помойку вещи. Первыми к этому пришли, разумеется, авангардисты, стремившиеся перевернуть представление людей об искусстве.
Данное направление часто выделяют в энвайронментальном искусстве, в котором творчество художников призвано привлечь внимание к защите окружающей среды. Однако трэш-арт также связан с креативным и эстетическим отношением к обыденной среде, так как художники создают из мусора произведение искусства.
Работая над проектом, я задумалась о проблемах загрязнении окружающей среды. Проблема складирования и переработки мусора сейчас актуальна по всему миру. И поняла, что каждый человек может решить эти проблемы. Для этого надо проявить фантазию и из мусора, который ты хотел выкинуть, сделать что-то невероятно полезное и красивое. Главная идея трэш-арта - это экологическое сознание. Художники, работающие в этом направлении, призывают нас задуматься о нашем потребительском обществе, о том, как мы относимся к ресурсам нашей планеты и о том, как мы можем использовать отходы и мусор для создания новых вещей. Многие люди видят в мусоре именно мусор, но есть и такие, которые видят в них материал для будущего треш-арта. Во время работы над проектом, я могу сказать, что я чуть-чуть приблизилась к таким людям.
Вне зависимости от того, вызвало у вас мусорное искусство восторг или отвращение, художники добились своего. Ведь сочетание неприглядной стороны антропогенного воздействия на планету и эстетической составляющей реалистичных и фантастических работ, создаваемых в жанре трэш-арт, продолжает шокировать и провоцировать размышлять о вечном даже спустя сто лет
Мусор? Нет. Это ресурс который в умелых, заботливых руках может стать искусством
Список используемой литературы
1)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%8D%D1%88-%D0%B0%D1%80%D1%82
2)https://vc.ru/u/non-critical/549495-chto-takoe-musornoe-iskusstvo
3)https://www.livemaster.ru/topic/565237-tresh-art-musornoe-iskusstvo
4)https://magazineart.art/exhibition/musor-v-iskusstve-i-iskusstvo-v-musore/
5)https://www.rbc.ru/life/news/62ebefb59a7947d81405cca5
6)https://artchive.ru/marcelduchamp
8)https://dzen.ru/a/ZFfH36flLiKt0gsU
9)https://kulturologia.ru/blogs/230909/11522/
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Компас своими руками
Почта
Лиса и волк