Для реализации цели проектной работы "Искусство бумагопластики" были решены следующие задачи: изучена история развития бумагопластики; рассмотрены различные виды бумагопластики; выполнена поделка на тему «Голубь мира».
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Искусство бумагопластики" | 1.13 МБ |
Проект "Искусство бумагопластики" | 625.74 КБ |
Слайд 1
Проектная работа «Искусство бумагопластики» Школа МКОУ СОШ №10 г. Бирюсинска Класс 4 «Б» Руководитель Малинина Ольга Владимировна Ученица Груздева ОлесяСлайд 2
Цель работы - знакомство с искусством бумагопластики и создание поделки на тему «Голубь мира». Задачи: изучить историю развития бумагопластики; рассмотреть различные виды бумагопластики; выполнить оригинальную поделку на тему «Голубь мира».
Слайд 3
История развития бумагопластики: История развития бумагопластики тесно связана с историей развития производства бумаги. Первым видом бумагопластики стало оригами. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Но одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан ( период в истории Японии с 794 по 1185 год) . Самураи обменивались подарками, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту. Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около 8-го века н. э., мавры принесли бумагу в Испанию около 9 века. С этого времени в Испании и с 15 века в Германии начало развиваться складывание бумаги. Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в 17—18 веках. К 17 веку в Европе существовал целый ряд традиционных моделей: Испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики. В начале 19 века Фридрих Фрёбель ( немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад») сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики. В 1960-х с введением в обиход системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами и другие виды бумагопластики.
Слайд 4
Виды бумагопластики: Аппликация; Торцевание; Папье-маше; Оригами; Модульное оригами; Катагами (Киригами); Квиллинг; Айрис фолдинг.
Слайд 5
Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Слайд 6
Торцевание - это вид бумажного конструирования при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек - торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т. д.
Слайд 7
Папье-маше - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.
Слайд 8
Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Слайд 9
Модульное оригами - это техника складывания бумаги, при которой используются два или более листа бумаги для создания более крупной и сложной структуры, чем это было бы возможно при использовании техники оригами из отдельных частей.
Слайд 10
Катагами (Киригами) - японское искусство вырезания из бумаги.
Слайд 11
Квиллинг - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Слайд 12
Айрис фолдинг - особый метод складывания цветной бумаги. В переводе на русский название переводится как «радужное складывание».
Слайд 13
Изготовление поделки «Голубь мира» Для выполнения данной работы мне понадобилось: - белые листы офисной бумаги формата А4 – для изготовления крыльев и хвостов голубей; - картон – для фона; - ножницы – для разрезания; - линейка – для проведения ровных линий и для оптимизации сгибов; - карандаш и ластик – для разметки; - клей ПВА; - карандаши и фломастеры. Фон в виде земного шара и фигурок двух голубей выполнены из картона в технике аппликация. Крылья и хвосты голубей - в технике модульное оригами.
Слайд 14
Схема изготовления модулей
Слайд 15
Заключение В ходе проведения работы по выбранной мною теме я ближе познакомилась с искусством бумагопластики и сделала практическую работу в этой технике. Для реализации цели проектной работы были решены следующие задачи: изучена история развития бумагопластики; рассмотрены различные виды бумагопластики; выполнена оригинальная поделка на тему «Голубь мира».
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ИСКУССТВО БУМАГОПЛАСТИКИ
Выполнил:
ученица 4 «Б» класса
Груздева Олеся
Руководитель:
учитель начальных классов
Малинина Ольга Владимировна
Бирюсинск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы искусства бумагопластики 4
1.1 История развития бумагопластики 4
2.1 Изготовление поделки на тему «Голубь мира» 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в нашем современном мире технических новинок бумага стала популярным материалом в декоративно-прикладном искусстве благодаря своей доступности и такому количеству разнообразных техник, в которых ее можно применить.
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные композиции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы обычной бумаги, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Все остальное – уникальное авторское мастерство, талант, вдыхающий в материал жизнь.
Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумажная пластика. Бумагопластика более трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
Цель работы – знакомство с искусством бумагопластики и создание поделки на тему «Голубь мира».
Задачи:
- изучить историю развития бумагопластики;
- рассмотреть различные виды бумагопластики;
- выполнить оригинальную поделку на тему «Голубь мира».
История развития бумагопластики тесно связана с историей развития производства бумаги. Первая в мире система конструирования в бумагопластике является оригами.
Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. В Древнем Китае, в 105 г. н.э. появились первые предпосылки для возникновения этой техники – искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги.
Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Фигурки из бумаги становились участниками религиозных церемоний. Ими украшали стены храмов, статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги – коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан (период в истории Японии с 794 по 1185 год). Самураи обменивались подарками, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту.
В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. Считалось признаком хорошего образования, воспитания и изысканных манер умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.
Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около 8-го века н. э., мавры принесли бумагу в Испанию около 9 века. С этого времени в Испании и с 15 века в Германии начало развиваться складывание бумаги. Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в 17—18 веках. К 17 веку в Европе существовал целый ряд традиционных моделей: Испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики. В начале 19 века Фридрих Фрёбель (немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад») сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики.
В 1960-х с введением в обиход системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами и другие виды бумагопластики.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера – оригамиста Акиры Йошизавы.
В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей.
Бумагопластика – это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Аппликация. Кажется, с ней все знакомы с детсадовских времен и знают особенности и специфику этого творчества. Но сегодня аппликация куда сложнее и интереснее тех поделок, которые каждый делал в детском саду. Например, очень популярна объемная аппликация, где изображение предстает в нескольких слоях. Есть задний план и передний – и еще несколько между ними. Самый простой способ сделать такое изображение – использовать двухсторонний скотч.
Есть аппликация, создаваемая методом коллажа, когда совершенно из разных фрагментов бумажного информационного носителя (от журнала до упаковки от чая) составляется единое изображение.
Скрапбукинг и вовсе сделал аппликацию чем-то еще более изящным, тонким, особенно ценным. Это не значит, что данная техника под силу мастерам и тем, кто готов к филигранной работе. Из листов в клеточку, линейки и красивой концепции тоже может получиться трогательная, создающая нужные эмоции работа.
Аппликация – это не просто искусство складывания изображения из правильно подобранных бумажных фрагментов, это идея, которая подается таким путем.
Торцевание. Это тоже очень интересный вид бумажного рукоделия. Изображения и предметы создаются с помощью объемных бумажных элементов. Контурное торцевание, например, отличается обрамлением контура рисунка бумажными скрутками. А при торцевании по плоскости торцовки (так называются элементы техники) размещают вертикально, плотно укладывают друг к другу. При объемном торцевании выходит еще интереснее: торцовки скручивают с разным уровнем плотности, крепят к поверхности под разными углами наклона, получаются очень красивые сюжетные композиции.
Сама торцовка – это объемный элемент, сжатый в виде конуса или воронки. Торцовку можно сравнить с кистевым мазком: из множества мазков получается живописная картина, из множества торцовок – работа в этой уникальной технике. Конечно, это занятие подойдет терпеливым и очень целеустремленным.
Папье-маше также не нова как техника, она была популярна и в Советском союзе, а сегодня творцы очень интересно ее переосмысливают. Кстати, переводится это французское слово как «жеваная бумага». И бумажная масса действительно становится главным «ингредиентом» будущей поделки, хоть и не единственным. Бумага, создающая объемную фигуру, должна быть мокрой: так она становится пластичной, податливой. И только высушенное изделие готово для росписи, преображения.
Как – в двух словах – работать в этой технике: сначала газеты, тонкую писчую бумагу или салфетки (можно даже тетрадные листы брать) рвут на мелкие кусочки. Кусочков должно получиться много. Затем потребуется форма, с которой предстоит сделать слепок. В школьные годы наверняка многие брали обычную стеклянную баночку, которая потом превращалась в вазу. Сейчас в качестве формы используют и специальные детали, созданные именно для папье-маше, и подручные предметы, и даже воздушные шарики. А потом с помощью ПВА кусочками бумаги в несколько слоев облепляют форму. Самое интересное начинается, когда эти слои хорошенечко просохнут, конструкция приобретет твердость, и ее можно будет разрезать для изъятия формы. А потом покрыть еще слоем, дать просушиться и расписать. Так делают декоративные маски, игрушки, всевозможных животных, сувениры, вазы и тарелки.
Оригами. Японское искусство складывания фигурок из бумаги, которое полюбили практически во всем мире: изящное, лаконичное, очень интересное творчество способно увлечь людей разных возрастов. Сначала оригами использовали исключительно в религиозных обрядах, теперь оно украшает дома, салоны, творческие пространства и не только. В основе творчества – квадрат обычной бумаги, а вместе с ним ловкость рук и никакого мошенничества.
С помощью этой техники можно сделать маленького котика (в пяток шагов) или сложного оленя либо медведя (над таким и час провозиться мало). Существует множество приемов, которыми можно овладеть, углубившись в азиатское искусство. И оно, даже в самых простых своих вариациях, очень органично смотрится в интерьере: например, несколько бумажных корабликов на подоконнике радуют глаз, создают весеннее настроение, дарят какую-то труднообъяснимую легкость.
Модульное оригами. Это одно из популярных разновидностей оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).
Катагами (Киригами). Это целая архитектура, и такой перевод слова как «разрезанная бумага» и близко не передает всей сложности и изящества направления. Оно сравнительно молодо: ему примерно 40 лет. Сначала мастер выбирает шаблон, затем вырезает детали, а чтобы фрагмент стал объемным, лист нужно будет развернуть.
Киригами нередко встречается в раскладках детских книжек. И когда ребенок листает такое издание, герои произведения буквально встают перед ним, что создает особую динамику повествования. С киригами нужно обращаться деликатно: и в сложенном виде, и в развернутом. И это того стоит – есть в нем особенная магия, когда из плоской бумаги получается объемное сюжетное изображение. Не зря людей, занимающихся этим творчеством, называют не только бумажными архитекторами, но и бумажными фокусниками.
Квиллинг. Это искусство появилось более пяти веков назад, но русскоязычные люди знают его пару-тройку десятков лет. Долгое время им увлекались только европейцы. Переводится термин как «птичье перо». Собственно, иногда именно квиллинг и называют бумагопластикой, хотя последний термин более содержательный и не исчерпывается только искусством складывания фигур из полосок.
С помощью равных полос действительно можно создавать простые фигуры: кубы, круги, ромбы. Можно также делать из них цветы, различные элементы, составляющие сложные сюжетные картины. Например, в технике квиллинг можно сделать елочную игрушку – и не просто обычную снежинку, а Снежную Королеву. Можно изготовить панно на тему сказочного леса, подводного мира, космоса и т. д. Необязательно наклеивать фигурки из полос на поверхность – это только одна из вариаций использования техники.
Айрис фолдинг - можно перевести как «радужное складывание». Айрис фолдинг, это техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Техника зародилась в Голландии (Нидерланды). В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты, ткань и многое другое. Эта техника рукоделия пока малоизвестна в России. Она не такая сложная, как кажется на первый взгляд, главное быть внимательным и аккуратным.
9 мая вся страна будет отмечать самый главный праздник — День Победы! Мир на Земле – это самое важное и хрупкое, что может быть, и его так легко разрушить. Мы не имеем права забывать о том, какой ценой досталась Великая Победа. Сколько бы лет ни прошло, память об этой войне и о Великой Победе должна жить в сердце каждого человека, чтобы не прерывалась связь времён. Ежегодно по всей стране проходит акция «Голубь Мира».
Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.
Существует традиция в память о погибших солдатах выпускать в небо белых голубей, выражая свою благодарность ветеранам, которые защитили Родину в трудные годы войны.
В рамках акции «Голубь мира» предлагается смастерить белоснежного голубя мира из подручных материалов, с пожеланиями мира и добра, с верой в мирное будущее и желанием, чтобы страшная война, никогда не повторилась, разместить их на окнах и выложить фотографии в сети интернет. Белые голуби - это послание всем людям - жить в мире, дружбе и взаимопонимании.
Передо мной возникла задача поучаствовать в этой акции и смастерить из бумаги голубя мира.
Для выполнения данной работы мне понадобилось:
- обычные белые листы офисной бумаги формата А4 – для изготовления крыльев и хвостов голубей;
- картон – для фона;
- ножницы – для разрезания;
- линейка – нужна не только для проведения ровных линий, но и для оптимизации сгибов;
- карандаш и ластик – для разметки;
- клей – самым ходовым является ПВА;
- средства рисования – подрисовать бумажной птичке глазки.
Фон в виде земного шара и фигурок двух голубей выполнены в технике аппликация, крылья и хвосты голубей - в технике модульное оригами.
Для модульного оригами наиболее подходит офисная бумага, так как она не слишком гладкая и достаточно плотная, модули хорошо держатся между собой, и нет скольжения при соединении.
Изготовление модулей:
1) Возьмем лист А4 и складываем его каждый раз пополам, как на картинке.
2) После чего разогнем лист и нарежем на маленькие части, которые получатся после сгибания. И после этого приступаем к изготовлению самого модуля. Сгибаем получившийся прямоугольник пополам.
3) Дальше сгибаем и разгибаем листочек, это нужно для того, чтобы наметить середину. Поворачиваем изгибом к себе.
4) А теперь сгибаем края заготовки к середине листа.
5) Переворачиваем модуль на другую сторону.
6) И поднимаем края листочка наверх.
7) Теперь загибаем уголки модуля, перегибая их через большой треугольник.
8) И разгибаем обратно.
9) Снова складываем маленькие треугольники по намеченным линиям и поднимаем края будущего модуля вверх.
10) И, наконец, сгибаем листок пополам.
11) Вот мы и сделали модуль, который подойдет для данной техники.
12) После того как мы сделаем необходимое количество модулей, нам нужно соединить их между собой.
В ходе проведения работы по выбранной мною теме я ближе познакомилась с искусством бумагопластики и сделала практическую работу в технике бумагопластики.
Для реализации цели проектной работы были решены следующие задачи: изучена история развития бумагопластики; рассмотрены различные виды бумагопластики; выполнена поделка на тему «Голубь мира».
В результате проведенной работы я сделала вывод, что бумага, как материал для творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Поделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Многообразие уроков, мастер классов и видео инструкций позволяют по возможности, уровню подготовки и наличию свободного времени творить настоящие шедевры. Наиболее интересные работы получаются при комбинировании самых разных приемов творческой работы с бумагой.
Мне удалось выполнить поделку в техниках аппликация и модульное оригами на тему «Голубь мира». Я буду в дальнейшем продолжать знакомство с различными техниками бумагопластики и применять их для изготовления сувениров, подарков, открыток к праздникам для своих близких.
Надеюсь, что данная работа разовьёт больший интерес к творчеству бумагопластики у моих одноклассников.
Как я избавился от обидчивости
Разлука
Рисуют дети водопад
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Два морехода