Югра в творчестве Г.С.Райшева.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_slobodenyuk_aleksandry_g.s.rayshev.docx | 993.64 КБ |
Приложение 4
к Положению о проведении
II Открытой региональной детско-юношеской
научно-практической онлайн конференции
«Югра в творчестве художников»,
рамках Югорской недели
художественных музеев
Форма титульного листа реферата
II Открытая региональная детско-юношеская научно-практическая онлайн конференция «Югра в творчестве художников», в рамках Югорской недели художественных музеев
РЕФЕРАТ
Тема: «Югра в творчестве Г.С. Райшева»
Автор реферата:
Слободенюк Александра Витальевна
8 класс НРМБУ ДО «ДШИ им. Г.С.Райшева»
Научный руководитель:
Канакова Елена Викторовна,
преподаватель Истории искусств НРМБУ ДО «ДШИ им. Г.С. Райшева»
с.п. Салым, Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра.
Оглавление.
Введение.
1. Жизнь и творчество художника.
2. Интересные работы, иллюстрирующие Югру.
2.1.Глухари.
2.2.Вид на деревню Сивохрап.
2.3.Дятел над бором.
2.4.Богатырь Салыма.
2.5.Югорская легенда.
Заключение.
Список источников и литературы.
Введение
Через произведения искусства мы узнаем чьи-то чувства и мысли, выражение чьей-то творческой индивидуальности, особого мироощущения и восприятия окружающей его реальности, переведённой порой в абстрактные силуэты и образы или напротив максимально достоверно передающие действительность. Но не всегда произведения искусства бывают понятны по своему замыслу и поэтому не находят отклик в душе зрителя, читателя или же слушателя. Так было с творчеством хантыйского художника Геннадия Степановича Райшева. Это трудный мастер, ведь зрелища, которые он нам предлагает, непривычны не подготовленному зрителю, но по-своему завораживающие.
Мне стало интересно разобрать творчество этого художника и посмотреть на то, как он изображает Югру.
Цель реферата: получше познакомится с самим художником, узнать его творчество, его жизнь.
1. Жизнь и творчество художника.
Райшев Геннадий Степанович- член-корреспондент Российской академии художеств (2007), заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа (с 1996), заслуженный художник России (с 2006). Почётный академик Академии искусств и художественных ремёсел им. Демидовых (1998). Удостоен премии «Звезда утренней зари» депутатской Ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993). Награжден Золотой медалью (2005) и орденом «За служение искусству» (2011), медалью «Шувалов» (2014) Российской академии художеств, Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» (2014) Союза художников России. Почётный гражданин города Карпинска (1997), почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2004)..
Родился 18 ноября 1934 года в поселении Сивохрап Самаровского района Остяко-Вогульского национального округа (ныне — Ханты-Мансийский район Ханты-Мансийского автономного округа), жил и работал в Ханты-Мансийске.
В своих работах Г. Райшев осваивает пространство мировой культуры от фольклора до современности. Интуитивное и осознанное – два начала, которые всегда рядом у Райшева и выступают как основа развития его творчества.
Его основные работы: линогравюры — серии «Рыбаки большой Оби» (1967), «Лоси» (1968), «Плач гагар» (1969); гравюры — «Мать земли», «Селезень-береза», триптих «Шайтан-озорник»; живописные произведения — «Мужички салымские» (1973-76), «Шайтан вечерний» и «Шайтан утренний» (1973); произведения, связанные с темой Великой Отечественной войны: «Груняха, мать поэта», «Пароход „Пономарёв“» (оба — 1972), «И. С. Райшев с веселком» (1973); полотна, посвящённые судьбе хантымансийского народа: «Сломанные нарты» (1971), «На праздник» (1980), триптих «Перекличка богатырей» (1980), серия «Варовая пора» (1985), «Югорская легенда» (1985-87). Серия «Движение времени», «Сибирские бывальщицы» (оба — 2003), «Три косатых богатыря», «Воспоминания детства» (оба — 2004), «Люди полей», серия «Баня по-чёрному»; «Память горы», «Тройка» (все — 2005), «Образ женщины», «Образ мужчины» (оба — 2006), серия «Деревенские мотивы» (2006), серия «Мистическая черёмуха» (2007).
Специально для Г.С.Райшева в Ханты-Мансийске была построена монографическая Галерея. Уникальность ее заключается в том, что это первый в Сибири культурный объект музейного типа, включающий в себя не только музейное хранение и экспозицию его произведений, но и действующую мастерскую художника.
Неординарный архитектурный облик здания вдохновлен творчеством художника. В пространство города включено монументальное полотно, связанное с природным ландшафтом Югры, увиденной, словно, из стратосферы. Внутреннее пространство Галереи с дизайном в стиле хайтек позволяет ощутить себя в беспредельном космическом мире, наполненном художественными образами.
До 2020 года художник ежедневно работал в своей «творческой лаборатории», создавая новые произведения. Геннадий Степанович ушел из жизни 9 ноября 2020 года. Сейчас Галерея стала мемориальной мастерской «Человек Вселенной», где сохраняется атмосфера живого творчества: мыслей и чувств художника. Гости могут не только прикоснуться к творческому наследию художника, увидеть живописный инструментарий, но и услышать голос Мастера.
2. Интересные работы, иллюстрирующие Югру.
2.1.Глухари. (смотреть приложение 1).
Эта картина воспринимается нами легко, без каких-либо усилий. В самом её центре её главные герои – два глухаря, остановившиеся, быть может, после долгого полёта над обширными, необъятными лесными просторами, расстилающимися ещё очень далеко, занимая почти весь задний план полотна.
2.2.Вид на деревню Сивохрап. (смотреть приложение 2)
Родной дом Геннадия Степановича – деревушка Сивохрап, а эта картина, которая её и изображает прекрасно передаёт все её былые виды, коих, к сожалению, уже не найти ни на картах ни вживую, остались лишь воспоминания её бывших жителей и эта картина, на которой мы можем видеть широкие, просторные поля, полосу частокола различных хвойных деревьев и, стоящую на высоком подступе близкие к нам мелкие, частные дома, а над всем этим высится красивое голубое небо, прикрытое одеялом пышных белых облаков. Непонятно почему, но мне кажется, что от этой картины веет чем-то родным и знакомым.
2.3.Дятел над бором. (смотреть приложение 3)
Это уже более сложная для восприятия картина, с самого начала кажется, что в ней нет ничего особенного, но если приглядеться, то смысл работы будет отчётливо виднеться.
На этой картине изображён, исходя из названия, лесной бор, над которым пролетает немного непонятная фигура, являющаяся дятлом, летящая казалось бы сразу в обоих направлениях, быть может этот дятел герой давно позабытой хантыйской легенды, а может и напротив он – аллегория на непостоянность человеческой мысли, образа его действий или разность его слов и действий, возможно же его направление полёта видится с самого начала каждому по разному – одним вправо, «плывущим по течению», другим же влево, справляющимися с какими либо жизненными трудностями, точно мы этого уже не узнаем. Сам бор окружён водной гладью, в которой мы видим чуть искажённое отражение ближайших к нам, чуть покосившихся, деревьев. Пейзаж, изображённый художником многим Югорчанам покажется знакомым.
2.4.Богатырь Салыма. (смотреть приложение 4)
Эта картина повествует нам о герое большинства легенд Малого Салыма посвящённых жизнеописаниям малосалымского князя. В молодости носившего имя Нум-тэ-тыгы-тэ-тагэ-тэ-ай-ега-палек-ики — «Летящий по небу хранитель маленькой реки стороны мужик». В зрелые годы его звали Кутэм-ега-тагэтытын-ай-орт-ики - «три реки охраняющий маленький богатырь мужик». Эти имена как бы замещают титулы, знаки отличия, и в то же время указывают на величину территориальных владений. Первоначально, как видим, владения ограничивались территорией бассейна небольшого правого притока реки Малый Салым — реки Ай-ега. А в зрелые годы под властью князя оказались еще две реки - Малый Салым и Камчинская. Очевидно, в разных ситуациях князя называли разными именами, но в быту именовали сокращенными от основных имен - Ай- ега-ики — «Маленькой речки мужик» или Ай-орт-ики - «Маленький богатырь мужик».
2.5.Югорская легенда. (смотреть приложение 5)
Эта же картина рассказывает нам о истории наших предков, их деятельность, досуг и прочее. Это заставляет зрителя задуматься над прошлым и жизнью в целом.
На самой же картине, а точнее в самом её центре полукруг оранжево-желтого цвета. В нем шесть горизонтальных ярусов – стилизованных изображений детских, мужских и женских фигурок. Все фигуры выстроены сомкнутыми рядами. За границей полукруга очертания леса.
Заключение
Г.С. Райшев изображал в своём творчестве Югру многогранной и интересной, с разных её сторон – её легенд, действительности, в собственном виде его родины, а также разными способами – абстрактными фигурами или во всей её живописной красоте.
Феномен творчества Геннадия Райшева все более притягивает внимание специалистов и зрителя. Находясь в стороне от столичных центров, избегая суетности, пять десятилетий мастер непристрастно совершал собственный глубоко индивидуальный путь, вместивший поиски современности, связанные с возвращением к сущностным первоосновам жизни и творчества. Обратившись к изначальному миру природы и человека, художник «выращивал» их во множестве пространственно-временных связей – от природно-мифологического до современного планетарного охвата мира.
Список источников и литературы.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Райшев,_Геннадий_Степанович
https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51612
https://www.ghm-hmao.ru/static/raisheva-biografiya
Приложение 1
Глухари. Холст. Масло 1967 г.
Приложение 2
Вид на деревню Сивохрап. Картон. Масло 1967 г.
Приложение 3
Дятел над бором. Холст. Масло 1978 г.
Приложение 4
Богатырь Салыма. Холст. Масло 1999 г
Приложение 5
Югорская легенда. Холст. Масло 1986 г
Рисуем лошадь акварелью
Два морехода
Кто чем богат, тот тем и делится!
Снегири и коты
Повезло! Стихи о счастливой семье