Цель: ознакомление с технологией изготовления глиняной игрушки.
Задачи:
1. Познакомиться с историей изготовления глиняной игрушки;
2. Изучить технологию изготовления глиняной игрушки;
3. Изготовить глиняную игрушку собственными руками.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_glinyanaya_igrushka.docx | 19.63 КБ |
МКДОУ Новоживотинновский детский сад.
Павельева Софья, средняя группа, 4 года.
Руководитель: Курочкина Татьяна Сегидевна.
Творческий проект: «Глиняная игрушка».
1.Ведение
Расписные глиняные игрушки – отдельный исторический вид российского искусства. Они предназначаются не только для игры, а служат для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Они давно стали одним из символов самобытной русской культуры. На протяжении многих веков народные мастера оттачивали умение лепки игрушек из глины, предавая им различную форму и украшая замысловатыми узорами. Глиняные игрушки с росписью дожили и до наших дней. Сейчас они, конечно, имеют более сувенирное назначение. Такие игрушки изготавливаются и расписываются исключительно вручную. Каждое изделие уникально и неповторимо, имеет почерк мастера и свой шарм. Мне стало интересно узнать, как из куска глины может получиться расписная посуда или игрушка? Могу ли я своими руками слепить из глины игрушку?
Цель: ознакомление с технологией изготовления глиняной игрушки.
Задачи:
1. Познакомиться с историей изготовления глиняной игрушки;
2. Изучить технологию изготовления глиняной игрушки;
3. Изготовить глиняную игрушку собственными руками.
2.Теоретическая часть
Изучив литературу, посетив со своим воспитателем Татьяной Сегидевной в нашем детском саду мини-музей «Русская изба», я узнала много интересного о глиняных игрушках. Глиняная игрушка – самобытная яркая часть русского народного творчества. Игрушка имеет многовековую историю, в течение которой отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки во многих областях сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что изготавливались они на едином культурном пространстве, и игрушечники учились у одного учителя – природы. Они были любимы детьми и во дворце и обычной хате крытой соломой.
Самые ранние игрушки на территории современной России были примитивными, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: миниатюрная посуда, погремушки, фигурки животных и людей. Но эти игрушки жили недолго, они быстро ломались. Чтобы сделать их более интересными, мастера начали делать игрушки, которые издавали звуки, ярко и красиво расписывать.
Игрушки делали во многих губерниях, где были залежи хороших глин, и где было развито гончарство. Изготовление игрушек зачастую было попутным, второстепенным делом у гончара и у его семьи. Со временем игрушка стала самостоятельным промыслом и больше предназначалась не для детских забав, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. И становилась предметом для украшения быта. Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий. Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и её пластических свойств. Такие изделия позволяют заглянуть в далёкое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка, и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.
Технологию изготовления глиняной игрушки я узнала на мастер-классе, который посетила со своим воспитателем Татьяной Сергеевной в селе Новоживотинном в гончарной мастерской при храме. Мы попали на мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки. Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и её роспись.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушится на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня – муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, её отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки – роспись, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование – яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
3.Практическая часть
Чтобы сделать глиняную игрушку своими руками, я записалась на занятия в гончарню мастерскую. Для работы нам понадобились: глина, вода, губка, муфельная печь, темперные белила, яркие акриловые краски, кисточки, поталь.
Начинаем разминать глину. Когда глина готова, приступаем к лепке. Куски глины разделяем и раскатываем в шарики. Из шариков делаем отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатываю в блин, из блина делаю конус – готова юбка барыни. Она полая внутри, со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравниваю, вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляю ручки-колбаски, шарик головы. Всё из небольших кусков глины.
Все основные элементы игрушки делаю в первую очередь. Все стыки разглаживаю влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшаю игрушку деталями – кокошник, муфта, сумочка, косички, шляпка.
Далее происходит сушка и обжиг. Сушим слепленную заготовку в течение 5 дней на воздухе. После просушки естественным путём, игрушку обжигаем в муфельной печи при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придаёт глине ещё большую прочность. После печи заготовка получается коричнево-красной.
Далее приступаем к обеливанию, его производим с помощью темперных белил, которые наносим кистью. Обеливание – это характерная черта Дымковской игрушки.
Финальная часть процесса - роспись. Для росписи используем яркие акриловые краски – очень стойкие. Игрушку я расписывала, используя основные цвета Дымковской игрушки: красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый. Поверх краски наклеивала кусочки потали.
4.Вывод
В результате проделанной работы я получила информацию об истории глиняных игрушек, познакомилась с технологией лепки глиняных игрушек, изготовила дымковскую игрушку своими руками.
Изготовление глиняных игрушек – это очень интересный процесс, хотя и не быстрый.
5.Список литературы
1. Поверин А. Русская народная глиняная игрушка. Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. — 88 с.: ил.
Четыре художника. Осень
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рождественский венок
Три загадки Солнца
Рисуем тыкву