Цель исследвания-изучить пользу лепки для общего развития детей и применение различных техник лепки в реабилитации детей с нарушением речи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_melnik_tanya_2023_g_002_41.docx | 45.36 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.08 МБ |
Локальный координационный центр научно-социальной программы
«Шаг в будущее» по городу Тулуну и Тулунскому району
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов No20 «Новая Эра»
XVII зональная научно – практическая конференция
«За страницами учебника»
Исследовательская/Проектная работа
ЛЕПИТЬ-ЧУДО ТВОРИТЬ
Автор работы:
Мельник Татьяна Евгеньевна,
4 «Б» класс, МБОУ СОШ №25.
Руководитель работы :
Азарова Лариса Владимировна,
преподаватель начальных классов
г. Тулун, 2023г.
Оглавление 1.2. Разнообразие материалов для лепки ……………………………………...5 1.3. Инструменты для лепки……………………………………………………6 1.4. Приёмы и техники лепки ………………………………………..………..6 Глава 2. 2.2. Пластилинотерапия как одна из инновационных логопедических технологий в работе с детьми с нарушениями речи ……………….………..9
| |
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Введение
Моя любовь к лепке проявилась в раннем детстве. Из всех занятий дома, в детском саду, в художественной или общеобразовательной школе – я всегда предпочитаю именно это удивительное творчество, воплощение художественных форм из различных пластичных материалов. В начале это был соленый пластилин, потом восковый и воздушный. В художественной школе меня научили изготавливать соленое тесто, которое очень подходит для дальнейшего творческого использования. Там же я познакомилась с разными видами глины и художественным пластилином. Моему удивлению разнообразию материалов не было предела. Последним увлечением стало изготовление поделок из массы для папье маше.
У меня есть немало книг, которые помогают в этом деле, но частенько я леплю то, что вижу вокруг.
А еще лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластичной массой массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна.
Василий Александрович Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Цель исследования - изучить пользу лепки для общего развития детей и применение различных техник лепки в реабилитации детей с нарушениями речи.
Анализ решения проблемы позволил сформулировать гипотезу: последовательная и систематическая лепка из различных материалов, действительно влияет на развитие творческих способностей учащихся, что благотворно отражается на процессе учебной деятельности, а также при реабилитации детей с нарушениями речи.
В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:
Глава 1.
Лепка, пожалуй, является одним из древнейших видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Да что там люди, боги и те любили полепить на досуге!
С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.
Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.
Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.
Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.
Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.
Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века.
1.2. Разнообразие материалов для лепки
Для лепки используются разные материалы: традиционный пластилин, и его мягкие, восковые формы, а также полимерная глина, тесто, паста для моделирования и многое другое. Рассмотрим их подробнее.
Пластилин
Многие в детстве задавались вопросом — из чего делают детский пластилин? Современные пластилиновые массы изготавливают из разных компонентов, состав и количество которых влияет на конечную форму, вид, цвет и характеристики материала. В основном используются такие элементы, как: глиняный порошок; пчелиный воск; животное сало; парафин; канифоль; цинковые белила; минеральный воск (церизин); красители (пигменты) разного цвета; вазелин; каучук.
Тесто
Один из самых любимых детьми материалов. Очень мягкий, недорогой, хорошо развивает моторику рук. Тесто можно купить уже в готовом виде или приготовить самостоятельно (понадобится только вода, соль, мука и пищевые красители).
Поделки из теста сохнут несколько часов, но потом становятся очень твердыми и прочными. Их можно раскрашивать обычными красками.
Глина
Материал популярен среди детей и взрослых. Часто из простого увлечения лепка глиной перерастает в постоянное хобби или даже прибыльное дело. По свойствам и внешнему виду сырье схоже с пластилином, но при нагревании до 100—130 °C глиняные изделия затвердевают.
Как видите, материалов для лепки – масса. Остаётся лишь выбрать по своему вкусу и замыслу и смело творить!
1.3. Инструменты для лепки
Хорошие инструменты и приспособления, нужные для осуществления творческого процесса, приносят радость и удовольствие от самой лепки, позволяют скрупулезно проработать детали определенной фигуры.
Важным инструментом для лепки является рабочая доска, которая служит не только для того, чтобы предохранить поверхность стола, но и для образования базовых форм. Для того чтобы доска не скользила по поверхности стола, можно приклеить с ее обратной стороны кусочки мягкой ткани.
Одним из главных инструментов при лепке является стека, которая должна быть легкой, небольшой, а главное – безопасной. В продаже имеются целые наборы стек различной формы, которые позволяют прорабатывать детали поделок.
1.4. Приёмы и техника лепки
Прежде чем приступить к лепке, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Кусок пластичного материала, попав в руки мастера, начинает оживать, и теперь ему можно придать любую форму. Предварительно любой материал следует хорошо размять в руках до такого состояния, чтобы из него легко было скатать самую простую форму – шар, конус или цилиндр.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
«… в семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки»
Скульптор И.Я.Гинцбург
Глава 2.
2.1. Польза занятий лепкой для детей
В чем польза лепки из пластилина для детей?
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы. Ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Для умственного развития
- когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи, координацию движений, память и логическое мышление;
- когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;
- когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.
Для здоровья и эмоционального состояния
- регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;
- занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;
- психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
Для развития личности
- лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой»;
- лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;
- помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.
- обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных детей.
2.2. Пластилинотерапия как одна из инновационных логопедических технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ТНР
В своей работе я захотела сделать особый акцент на изучении вопроса о несомненной пользе лепки в вопросе помощи детям с нарушениями речи.
За помощью в изучении данного вопроса я обратилась к педагогу-дефектологу – Ларисе Ивановне Ивановой. Лариса Ивановна занимается с детьми в логопедической группе. Она рассказала мне, как связаны речь и мелкая моторика.
В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речевого анализаторов.
Данная проблема имеет обширную историю. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией» Многие ученые утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга. Кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Доказано, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Примеры использования пластилинотерапии в логопедии.
• Лепка букв (Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса).
• Закрепление дифференциации звуков.
Занятие проходит на основе арттерапевтической техники работы с мандалами и служит ее модификацией. Мандала гармонизирует внутреннее состояние детей, снимает психоэмоциональное напряжение, так свойственное детям с тяжелыми нарушениями речи в виду речевых дефектов. В данном занятии дети работают пластилином в пространстве мандалы, тем самым создавая свою, пластилиновую мандалу, как личную (пока тренируются размазывать пластилин), так и групповую (со звуком «С» и звуком «Ш»). Техника работы с пластилином (в данном случае создается картинка на бумажной тарелочке) помогает выразить образ того или иного звука. Если на одной тарелочке таким способом «изобразить», например, «С», а на другой тарелочке – например «Ш», через изображение слов, в которые они включены, можно закреплять дифференциацию свистящих звуков. Такой взгляд на дифференциацию звуков видится более эффективным, так как дети не просто дифференцируют звуки, которые СЛЫШАТ, но и подкрепляют слуховое восприятие зрительным, ВИДЯТ эти звуки в форме интегрированного образа на тарелочке (слова, содержащие свистящий звук). Подкрепление идет также и на уровне тактильных ощущений – дети не просто ВИДЯТ интегративный образ звука «С» и звука «Ш», а сами его создают, работая с пластилином своими руками. Таким образом, в дифференциации задействуется три системы: зрительная, слуховая и тактильная.
Лариса Ивановна предложила провести мне урок пластилинографии с детьми посещающими логопедическую группу.
• «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Существует несколько видов пластилинографии:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Мной был выбран именно этот вид. Ход урока представлен на слайдах.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, творчество, дает полную свободу для самовыражения.
В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных (закрепление лексико-грамматических тем).
Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы: придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединение частей; развивается творческое воображение и целостное восприятие, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.
Заключение
Как было сказано ранее, из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение. Целью моей работы было доказать на примере, что систематическая и последовательная лепка имеет не маловажное значение на развитие творческих способностей для детей.
В процессе данной работы была проанализирована и проработана методическая и теоретическая литература. Мною были изучены различные техники лепки и способы.
Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением мне удалось подтвердить правильность сформулированной мной гипотезы: последовательная и систематическая лепка действительно влияет на развитие творческих способностей, что в том числе благоприятно отражается на процессе учебной деятельности.
Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Занятие лепкой очень хорошо помогают мне в учебном процессе. Учусь отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишем в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы!
Список литературы
Слайд 1
Чудо-пластилин ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Автор работы: Мельник Татьяна, Ученица 4 « б » классаСлайд 2
Цель исследования - изучить пользу лепки для общего развития детей и применение различных техник лепки в реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи Объект исследования : пластилин Задачи исследования: проанализировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу ; доказать влияние лепки на развитие творческих способностей школьников, их общее развитие и развитие мелкой моторики; доказать влияние лепки на реабилитацию детей с нарушениями речи.
Слайд 3
Беседа со школьным логопедом Л.И.Ивановой
Слайд 4
Логопедическое занятие
Как напиться обезьяне?
Хитрый коврик
Мост из бумаги для Киры и Вики
Н. Гумилёв. Жираф
Акварель + трафарет = ?