Изготовление кукол, используя технику вязания
Вложение | Размер |
---|---|
moi_kukly.docx | 849.56 КБ |
Департамент образования Нижнеилимского района
Районный конкурс «Учебный проект» по технологии»
Творческий проект
Номинация «Художественное творчество»
«Мои Куклы»
Выполнила: Сыченкова Софья
ученица 8 класса «А»
МОУ «Железногорская сош №5
им А.Н.Радищева»
Руководитель: Сарманова Л.Г.
учитель технологии
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная
школа №5 им. А.Н. Радищева»
2023г.
Разделы пояснительной записки
1. Подготовительный этап……………………………….………….…..3
1.1. Актуальность проекта…………………………………..…………….3
1.2. Обоснование возникшей проблемы…………………..……..….....3-4
1.3. Цели и задачи проекта………………………………………..………4
1.4. История возникновения куклы……………………………...….….4-6
1.5. Вязание – одно из древнейших искусств………………..………...6-8
1.6. Анализ идей и вариантов………………………………….………….8
1.7. Требования к изделию…………………………………………………9
1.8. Выбор необходимого материала………………………….…..…….10
1.9. Основные приемы вязания…………………………………………..11
2.Технологический этап…………………………………………….......13
2.1. Материалы, инструменты и приспособления…………………........13
2.2.Техника безопасности…………………………………………..…….14
2.3.Технологическая последовательность изготовления………..….14-16
3.Заключительный этап…………………………………………….…..16
3.1. Экономическое обоснование……………………………….………..16
3.2. Экологическое обоснование………………………………….……...16
3.3. Вывод…………………………………………………………….……17
3.4. Реклама…………………………………………………………….….17
3.5. Фотография готового изделия…………………………….…………18
Используемая литература………………………………………….……..19
1. Подготовительный этап
1.1. Актуальность проекта
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.
Я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
В нашей семье мама любит заниматься рукоделием и с детства привлекает меня к творчеству. Я всегда рядом наблюдаю за ней, как в ее руках рождаются красивые игрушки. Поэтому было решено изготовить своими руками куклу самостоятельно.
1.2. Обоснование возникшей проблемы
Мягкая кукла известна человеку очень давно… Тряпичные куклы с нарисованными лицом, наверное, самое простое, что можно придумать. В тоже время простота создания не означает простоту полученного образа. Наделить игрушку индивидуальностью вдохнуть в нее жизнь весьма не просто. Иногда на это уходит немало времени. Но когда игрушка создана, она начинает жить своей жизнью и радовать ее владельца. Жизнь игрушки одно время проходит вместе с ребенком, затем маленький человечек вырастает и кукла отправляется в кладовку. До чего же удивительно бывает увидеть свою игрушку спустя несколько лет, ты вырос, кукла осталась прежней… и позволяет вернуться на несколько мгновений в прошлое в замечательный мир детства.
Зачем взрослому человеку кукла?
Можно сказать, что кукла — посредник, между миром взрослых и детей. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых. Для взрослого человека общение с куклой — это маленькая дверь к своей юной душе, которая хочет еще немножко побыть беспечной. В современном мире, чаще всего, кукол используют для украшения интерьера.
1.3. Цель работы:
Привлечь внимание к истокам создания куклы своими руками.
Задачи:
1.4. История возникновения куклы
Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья. Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу. В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости. А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви. Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку. Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.
Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.
Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.
1.5. Вязание – одно из древнейших искусств
Вязание - изготовление трикотажного полотна или готовых изделий из непрерывных нитей изгибанием их в петли, которые переплетаются между собой.
Вязание - вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского сапожника.
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все же некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевает носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-IV вв. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.
Рассмотрим основные виды вязания:
История вязания спицами насчитывает тысячи лет. Родиной считается Древний Египет и в гробнице одного из фараонов нашли носок с пальцем как у варежки. А в музеях Детройта находятся образцы древнеегипетских узоров, на которых отчётливо видны древнеарабские тексты. Египтяне наносили и на стены рисунки, где изображали кардиганы и жакеты. А в Каире сохранилось платье сделанное на металлических спицах и его возраст, по мнению археологов около 2000 лет.
Вязание крючком (тамбурное) — процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка, создающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек – кукол.
1.6. Анализ идей и вариантов
Кукла должна быть яркой и красивой. Кукла должна быть изготовлена из экологических материалов, не приносящих вред окружающей среде. Самое главное чтобы кукла была не похожа на уже имеющиеся изделия в нашей квартире.
Рассмотрим варианты различных кукол и выберем оптимальный и подходящий вариант.
1. Первая и на данный момент, наверное, самая популярная текстильная кукла это, конечно же, Тильда. Мир Тильда – это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п. А также различные аксессуары тильда, как то: тильда сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее.
2. Второе место по популярности и распространенности занимают так называемые «Снежки», они же снежные девочки, они же Куклы с большими ногами. Этих кукол отличает то, что они без всякого каркаса плотно стоят на ногах - это достигается благодаря плотной набивке куклы и особой формой ноги с усиленной стопой.
3. Куклы Тыквоголовки, или Тыковкам. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название. Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без. А расписные лица уже переместились и на более простые формы головы.
4. Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь.
Я решила остановить свой выбор на кукле Тильде. Но я решила сделать не сшитую куклу, а вязаную, так как такие куклы довольно редки. Моя кукла должна быть яркой и необычной, а также выполнена из практичных и прочных материалов.
1.7. Выявление основных требований к изделию
Мое изделие должно соответствовать следующим критериям:
∙ Изделие должно быть прочным
∙ Кукла должна быть сделана аккуратно
∙ Кукла не должна занимать много места
∙ Изделие должно быть недорого стоящим
∙ Доступная технология изготовления
∙ Красивая и яркая расцветка
1.8. Выбор материала
Рассмотрим основные виды пряжи:
Лен: наиболее крепкая пряжа. Производят из растения Лен. Изделие из него легче впитывает влагу и легче сохнет, чем хлопок или шерсть. Лен не сжимается при высоких температурах и не садится. При жаркой и очень жаркой погоде изделия изо льна предпочтительнее хлопчатобумажным. Отличительной особенностью льна является то, что, как и вино, с возрастом его качество и красота становятся лучше. Лен сложно красить или выбеливать. Поэтому, наиболее часто встречается пряжи изо льна, естественных, серо-бежевых цветов.
Хлопок: специфическое волокно, окружающее семена в коробочке хлопкового куста (хлопчатника). По цвету часто белые или кремовые, но бывают коричневые и зеленые. Также разделяются по сортам. Пряжа из хлопка, по своему составу, тяжелая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щелочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки - пряжа "ирис". По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шелковой, но превосходит шерстяную. Хлопок сильно "садится", а также долго сохнет. Эффект согревания у хлопка достаточно низкий, но выше чем у льна. Поэтому изделия из хлопка можно носить при не сильно жарких и средних температурах. Из-за того, что пряжа из хлопка не эластичная, то и требования к вязаным изделиям у нее свои. Из такой пряжи плохо получаются резинки и фактурные рисунки. Хлопок нередко входит в состав смесовых пряж. Например, с шерстью или акрилом.
Шерсть: производится из шерсти домашней овцы. Когда на этикетке вы видите что пряжа чистошерстяная, и больше ничего не указано, то это именно этот вид шерстяной пряжи. Конечно, и эта пряжа бывает разного качества, но по сравнению с другими видами пряжи от домашних животных, ее характеристики более однородны. Для пряжи из шерсти домашней овцы очень важно скорее не ее происхождение, а обработка. Овец стригут строго в определенный сезон, затем, шерсть моют, очищают от инородных тел, красят, и прядут. Во всех этих процессах есть свои особенности, которые и придают шерстяной пряже разное качество. По своим характеристикам шерстяная пряжа легче, чем растительная и более эластичная. Лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, но мене прочная. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести ее сваливаемость и образование на ней катышков при трении. Причем, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для того чтобы от них избавится, а также, чтобы придать пряже другие положительные характеристики, в шерстяную пряжу добавляют искусственное или растительное волокно. Стал уже классическим пример шерстяной пряжи и акрила. Причем, чаще всего, такая пряжа становится дешевле. Следует учитывать при стирке изделий из шерсти.
Ангора: ангорская шерсть имеет животное происхождение. Но ее получают не от овец или коз, а от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Во-первых, потому что достаточно дорога, и, во-вторых, потому что совершенно не эластична. Но ангора просто идеальна в составе шерсти, мериносовой шерсти или акрила. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.
Проанализировав свойства пряжи, я решила изготовить куклу из хлопковой пряжи.
1.9. Основные приемы вязания
Начальный ряд петель. Любое вязание начинают с набора на спицы определенного числа петель, которые образуют начальный ряд. Он затем становится нижней кромкой вязания. Для набора первой петли отмеренный конец нити положите на ладонь левой руки, обведите ею указательный и большой пальцы (снизу вверх) так, чтобы на нем образовалась петля. | |
Оба конца придерживайте другими тремя пальцами. В правую руку возьмите две сложенные вместе спицы, выровните их концы, которые введите, затем снизу в петлю на большом пальце. | |
Захватите рабочую нить с указательного пальца и протяните ее в петлю на большом пальце. На двух спицах образуется петля. | |
Сбросьте нить с большого пальца. Последующие петли наберите таким же образом, придерживая их указательным пальцем правой руки. Петли должны быть достаточно свободными, чтобы можно было легко провязать первый ряд, и равномерно затянутыми, чтобы край изделия получился ровным и красивым. Набрав петли начального ряда, одну спицу вытащите, а работу поверните так, чтобы рабочая нить находилась с правой стороны. Спица с набранными петлями (левая) должна быть в левой руке, а свободная спица (правая) — в правой руке. Рабочая нить должна лежать на указательном пальце левой руки и придерживаться средним и безымянным пальцами. Первую (кромочную) петлю любого ряда переснимают с левой спицы на правую не провязывая. Для этого конец правой спицы введите в середину кромочной петли. | |
Справа налево и переснимите ее на правую спицу. Последняя петля любого ряда тоже является кромочной. Ее следует провязывать изнаночной петлей. Назначение этих двух петель (первой и последней) в том, чтобы образовывать ровные края (кромки) вязаного полотна. | |
Лицевую петлю можно вязать двумя способами. | |
Первый способ — классический, за переднюю стенку. После снятия кромочной петли введите конец правой спицы в следующую петлю слева направо немного оттяните ее верхнюю часть и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в растянутую петлю, после чего столкните ее с левой спицы указательным пальцем правой руки. Новая петля окажется на правой спице. Так провяжите все петли первого ряда. Затем поверните вязание, снимите кромочную петлю и весь второй ряд провяжите, как первый. | |
Второй способ провязывания лицевой петли — «бабушкина» петля. Пересняв кромочную петлю на правую спицу, введите ее конец в середину следующей петли справа налево так, чтобы передняя стенка петли оставалась на левой спице без изменения. Оттянув заднюю стенку петли, захватите рабочую нить с указательного пальца и протяните ее в петлю. На правой спице образовалась новая петля. Старую, провязанную, переведите на правую спицу. Так же вяжите все последующие ряды. | |
Изнаночную петлю тоже можно вязать первым (классическим) и вторым («бабушкиным») способами. | |
Первый способ. Сняв кромочную петлю, перекиньте рабочую нить на левую спицу, введите правую спицу в первую петлю справа налево, обведите вокруг рабочей нити и протяните ее в петлю. Переведите новую петлю на правую спицу, а старую (провязанную) сбросьте с левой спицы. Эта петля соответствует лицевой, выполненной первым, классическим способом | |
Второй способ. Сняв кромочную петлю, положите рабочую нить перед первой петлей, введите правую спицу в первую петлю справа налево, подхватите рабочую нить сверху вниз и протяните ее через петлю. Новую петлю переведите на правую спицу, а провязанную петлю столкните с левой спицы. Такая изнаночная петля соответствует лицевой «бабушкиной» петле. |
Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязки.
Вязание на четырех спицах. Большинство забавных поделок, выполнены без швов и имеют трубчатую форму. Как же вязать такие изделия? Для этого используют пять спиц с открытыми концами: на четырех располагаются петли, а пятой их провязывают.
Сложив две спицы вместе, набирают требуемое число петель (кратное четырем), одну спицу вынимают и провязывают один ряд выбранной вязкой. Затем распределяют петли на четыре спицы поровну.
2. Технологический этап
2.1. Материалы, инструменты и приспособления
- моток бежевой пряжи (для вязания самой куклы);
- моток красной пряжи (для одежды для куклы);
- искусственный парик (вес 120 граммов);
- глаза;
- накладные ресницы;
- термоклей;
- синтетических пух или холлофайбер;
- спицы для вязания №2,3,5;
- портновские булавки;
- цыганская игла.
2.2. Правила техники безопасности
1. Опасности в работе.
2. До начала работы.
3. Во время работы.
4. По окончании работы
Правила безопасности при вязании:
2.3. Технологическая последовательность
3. Заключительный этап
3.1. Экономическое обоснование
Наименование
| Кол-во | Цена / руб. |
моток бежевой пряжи | 1 | 65 |
моток красной пряжи | 1 | 48 |
искусственный парик (вес 120 граммов) | 1 | 200 |
глаза | пара | 50 |
накладные ресницы | пара | 50 |
термоклей | 1 | 30 |
синтетических пух | 200гр | 98 |
Итого: | 541руб. |
Затраты на изготовление получились значительно ниже, чем стоимость куклы в магазинах.
3.2. Экологическая часть
Используемые материалы не наносят вреда здоровью, так как в их состав входят натуральные и синтетические волокна, которые соответствуют санитарным нормам. Изготовление изделия - экологически чистое производство:
- практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих атмосферу;
- при работе с материалами (нитки, фурнитура) не выделяются вредные вещества для организма человека;
- рациональное использование природных ресурсов. Для уменьшения отходов ткани можно изготавливать дополнительные съемные элементы и другие декоративные изделия.
3.3. Вывод
Думаю, что я достигла цели и решила все задачи, которые поставила себе в начале проекта. В результате проделанной работы, я усовершенствовала свои знания, умения в проектировании и изготовлении вязаных изделий, разработан свой вариант куклы, подобран недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал; разработана технологическая последовательность изготовления куклы.
На эту работу было потрачено много времени и труда, но кукла получились единственной и неповторимой в своем роде. Она является абсолютно новым авторским изделием.
Приобретенный опыт и знания помогут мне и в дальнейшем. Работа понравилась не только мне, но и моим друзьям, родственникам.
За время оформления пояснительной записки, я изготовила подружку для своей куклы, она получилась очень оригинальной и красивой.
3.4. Реклама
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Рукоделие – творчество, приносящее радость и вдохновение.
Творите, создавайте и наслаждайте своей работой.
3.5. Фотография готового изделия
Используемая литература
1.http://mstoys.ru/s-chego-nachat/vidyi-tekstilnyih-kukol-kakuyu-igrushku-sshit
2.http://vishivashka.ru/vyazaniye_spicami/pryazha.php
3.http://tildadoll.org/istoriya-kuklyi-tildyi/
4.http://www.artzacepka.ru/tehnika-i-tehnologii/vyazanie-kryuchkom/vyazanie-kryuchkom-nachalo
5.http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm
6.http://pom-pom.biz/statyi/pryazha-i-eyo-vidy
Новый снимок Юпитера
Рукавичка
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как нарисовать лимон акварелью