Осень-любимое время года для многих людей. Очень радуют осенние листья своим цветом, шуршанием и красотой. Их использование в творческих работах очень увлекательно .
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_mamaeva.docx | 43.33 КБ |
prezentatsiya_mamaeva.pptx | 1.91 МБ |
Филиал МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка
Петровского района Тамбовской области
Познавательно-творческий проект
«Нет листвы осенней краше»
Подготовила:
ученица 3 класса
Мамаева Полина
Руководитель:
учитель начальных классов
Хныкина Галина Викторовна
Кочетовка-2023г.
Содержание
Этапы работы Стр.
1.Вводная часть. -----------------------------------------------------------------2-4
Мотив выбора темы.
Цель и задачи проекта.
Гипотезы.
Объект исследования.
2.Подготовительный этап. -------------------------------------------- ----4
Методы работы.
3.Основная часть. ----------------------------------------------------------4-8
Секреты в названии времени года.
Научные секреты осени.
Зачем деревья сбрасывают листву.
Значение опавших листьев в природе.
Легенды и сказания об осени.
Творческие работы.
4. Заключение. -----------------------------------------------------------------8-9
Выводы и результаты работы.
5.Используемая литература. --------------------------------------------------9
6.Приложение . Презентация
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Н. Луконин
Мотив выбора темы
Осень – прекрасное время года. Деревья одеваются в разноцветные наряды и радуют глаз. Мы, выходя на прогулку, собираем яркие листья, делаем букеты и фантазируем, на что похож тот или иной лист. Как-то одноклассница Даша сказала: «Как жаль, что через какое-то время наступит зима, листья пропадут под снегом, и мы не сможем любоваться их красотой». Учитель предложил нам собрать листья, аккуратно их высушить и сделать из них необычные поделки, яркие аппликации и рисунки. Так осенние листья не пропадут.
– Хорошо, если листьями можно рисовать! – поддержал разговор кто-то из мальчиков. Мы дружно стали собирать листья, любоваться ими и рассказывать о своих будущих работах.
– Я из этого листика сделаю ёжика.
– А я из своего гусеницу и птицу!
– Мы сделаем красивые поделки и пригласим мам, пусть посмотрят, какие мы мастера!
Я заинтересовалась: почему одни листья желтеют, а другие краснеют; почему они опадают с дерева не одновременно; как сохранить красоту осенних листьев.
Так возникла идея познавательно-творческого проекта «Нет листвы осенней краше».
Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.
Задачи:
1.Доказать, что деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
2.Установить простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев и кустарников) осенью.
3.Показать красоту природы осенью.
4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.
Гипотеза 1
Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках потому, что дерево заболело или листья боятся холода.
Гипотеза 2
Я предполагаю, что и опавшие листья лесам, паркам, огородам зачем-то нужны.
Мы так мало об этом знаем, что я решила разгадать эту тайну деревьев.
Проводя исследование, я искала ответы на вопросы:
Листья - это часть природы, а в природе нет ничего лишнего, ненужного. И наверно, взрослые не совсем правы, сжигая опавшую листву.
Объектом своего исследования я выбрала осень как слово и как сезон года.
1.Подготовительный этап
Методы:
1.Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад?»
2.Прослушивание песни «Падают, падают листья»
3.Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.
4.Наблюдения за деревьями на пришкольном участке и в селе.
2.Основной этап
Методы:
1.Рассматривание листьев ( форма, цвет, с какого дерева лист)
2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.
Секреты в названии времени года
Я начала свою работу с того, что в «Этимологическом словаре» нашла происхождение слова осень, его появление в русском языке.
Осень – общеславянское слово, первоначальное *esenь, родственно готскому asans, что в переводе означает «жатва», древне-прусское аssаnis. Исходное значение общеславянское *еsеnь – «время колошения, созревания зерновых».
Открытием для меня стало то, что слово осень происходит от слова «жатва»; над этим я никогда не задумывалась. А на самом деле ведь только осенью созревают зерновые культуры, идёт их уборка, собирают урожай.
Для уточнения лексического значения я обратилась к «Толковому словарю» В. И. Даля. Здесь тоже ожидала меня масса интересной и новой информации. По В. И. Далю слово осень происходит от слов обсевать, осенять, сумрачный. И означает оно «время года меж лета и зимы, астрономически три месяца, в кои солнце проходит знаки весов, скорпиона, стрельца; сентябрь, октябрь, до снежного пути и рекостава».
В переносном значении слово употребляется, когда говорят о старости: осень жизни. Теперь мне стало ясно, почему это выражение часто употребляет моя бабушка, когда говорит о своей жизни с дедушкой: «Проживаем свою осень».
Научные секреты осени
В научном понимании «Осень – время года, следующее за летом и предшествующее зиме» («Толковый словарь» Ожегова). Осень – это переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенное понижение температуры. В Северном полушарии осень длится сентябрь, октябрь, ноябрь, в Южном полушарии – март, апрель, май. Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия – 22 сентября.
Деревья и кустарник сбрасывают листву не случайно – это защита от зимней стужи. Листья испаряют воду, летом воды в почве много. А вот зимой из промёрзшей почвы много воды не получишь. Дерево просто погибнет от засухи. Вот поэтому растения, деревья и кустарники сбрасывают свою листву. Весной снова появятся новые листья. Это продолжается из года в год.
Появление жёлтых листьев на деревьях – это означает, что в природе началась осень. Осенью день становится короче, меньше солнечного света и в листьях происходят удивительные превращения, листья начинают готовиться к опаданию.
Какое разнообразие цветов: от ярко-жёлтого до тёмно-бордового! Листья имеют зелёный цвет из-за того, что зелёный хлорофилл, который легко разрушается, но летом быстро восстанавливается. Осенью из-за уменьшения солнечного света и понижения температуры хлорофилл разрушается, и появляются в листе желтые и красные оттенки других пигментов.
А потом начинается листопад, время, которое называют «золотая осень природы». Деревья сбрасывают листья, образуя на земле пестрый ковёр. В безветренную погоду листья осыпаются с тихим шорохом, а когда поднимается ветер - разноцветные листья кружатся в воздухе.
Зачем деревья сбрасывают листву
Во время листопада деревья сбрасывают листву. Есть три причины, из-за которых происходит это явление.
1.В нашем климате это происходит осенью, перед холодами, а в жарких странах - в период засухи. Значит, листопад помогает растениям приспособиться к выживанию в суровых условиях. Через устьица листьев деревья испаряют большое количество воды, а зимой её и так недостаточно. Зима для деревьев не только холодное, но и сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у деревьев листьев – нет и такого обильного испарения воды.
2.Листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Дерево втягивает вместе с водой из почвы различные минеральные соли, которые не полностью используются растением. Излишки накапливаются в листьях, как зола после топки печи. Дерево само себя бы отравило, если бы не опадали листья. В городах, где воздух загрязняется дымящими трубами заводов, мельчайшие частички сажи оседают на листьях, забивают устьица, мешают испарению. Деревьям в таких условиях приходится менять листья дважды за год.
3.Ещё листопад приспосабливает деревья к зиме. Он защищает тонкие хрупкие ветви деревьев от тяжести выпадающего зимой снега. Ведь если бы оставались большие листовые пластинки, то на них скапливались бы большие массы снега. Под его тяжестью могли бы отламываться целые ветки. Когда листья все облетели, дереву не страшны зимние морозы и снежные бури.
Значение опавших листьев в природе
Под действием дождей, снега, солнца, а также благодаря работе определённых микроорганизмов они гниют, постепенно смешиваясь с землёй, образуют перегной. Получается, что опавшие листья - это ценное органическое и минеральное удобрение для тех же деревьев, с которых они упали.
Подстилка из листьев вместе с толстым слоем снега на протяжении всей зимы утепляет корни деревьев, служит для дерева одеялом, защищая их от мороза, сохраняет семена растений. Зимой жизнь растений продолжается. Если раскопать снег, то можно увидеть сквозь слежавшуюся листву небольшие ростки.
Если опавшие листья мешают, создают неряшливый вид улицы, двора или огорода, то, конечно, их необходимо убрать, но не сжечь, а сложить в компостную яму, где они через год превратятся в отличный перегной, который можно использовать при выращивании овощей или цветов.
Опавшие листья становятся пищей для многочисленных микроорганизмов. В опавших листьях прячутся живые существа: различные насекомые, дождевые черви. Они истребляют различных вредителей растений и участвуют в процессах образования почвы.
Листопад способствует круговороту веществ в природе.
Легенды и сказания об осени
Много легенд и сказаний дошло до наших дней об осени. В них Осень представляется в образе женщины в красивом головном уборе из листьев и осенних даров, в пёстром платье. Часто сравнивается с образом Богородицы.
А в одной легенде Осень предстаёт хозяйкой дивного райского сада. Когда с дуба слетел засохший листик, Осень упала на колени, обняла этот мёртвый кусочек материи и заплакала. Сердце её стало леденеть, и велено было никому не тревожить Осень в её скорби, даже Солнцу нужно было укрощать своё тепло.
Проанализировав многие образы, я пришла к выводу: Осень – это женский образ матери, потому что на Руси испокон веков почиталась старшая женщина в роду, мать. И до сих пор в русских семьях чтут женщину.
Моя творческая работа №1
Солнце и цветок
Располагаю листики на картоне так, чтобы получилось солнышко, после чего приклеиваю. Основа для солнышка должна быть крупной, чтобы на ней можно было расположить ещё глазки, нос и рот. Их можно сделать из цветной бумаги.
(Слайд№11,12 )
Моя творческая работа №2
Осень-красавица
1.Перед тем как начать мастерить поделку из осенних листьев, в первую очередь необходимо подготовить основной материал.
Листья я протёрла от пыли и грязи, после чего положила их между страничек старой книжки и дождалась их полного высыхания.
2. Требуется материал: картон, цветная бумага, листья, кисточка для клея и клей ПВА, фломастеры.
В технике аппликации можно сделать портрет осени. Для работы потребуется: белая бумага или картон; клей ПВА; ножницы; простой карандаш; сухие листья и плоды.
(Слайд №13,14 )
Моя творческая работа №3
«Мисс Осень»
Как обычная кукла превращается в осеннюю красавицу
Я люблю творить что-нибудь своими руками. И каждый раз искать и находить новые задумки. В этот раз я решила из обычной куклы сделать осеннюю Мисс. Подумав и насобирав необходимый материал, у меня получилась вот такая Мисс.
(Слайд №15 )
Моя творческая работа №4
«Ёжик»
Данную работу я изготовила, чтобы отнести её на выставку поделок в школу.
Для поделки понадобились: картон, шаблон ёжика, листья, семечки, ягоды рябины, клей.
(Слайд №16,17 )
3.Заключение
Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой растений к зиме. Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.
Листья имеют зелёный цвет из-за того, что зелёный хлорофилл, который легко разрушается, но летом быстро восстанавливается. Осенью из-за уменьшения солнечного света и понижения температуры хлорофилл разрушается, и появляются в листе желтые и красные оттенки других пигментов.
Дерево сбрасывает на зиму листву, чтобы не засохнуть от излишнего испарения. В листьях накопилось к осени много веществ, вредных для растения, поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизни. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям.
Опавшие листья имеют огромное значение в природе. Они гниют, постепенно смешиваясь с землей, образуют перегной. В толстом лиственном одеяле скапливается вода, которая поступает к корням деревьям и кустарников.
Использовать работу можно на уроках «Окружающий мир» при изучении темы «Листопад».
Выводы
1.Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме.
2.Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и увидела, что листья окрашены по-разному.
3. Узнала, что изменение окраски листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе.
4. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в зимний период.
Моя первая гипотеза не подтвердилась. Листья цвет не меняют, просто они теряют свой зеленый цвет.
Моя вторая гипотеза подтвердилась - сжигать листья нельзя, это нарушение экологического равновесия и преступление перед природой и человеком.
Занимаясь проектом, я узнала, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.
Результаты работы
Чтобы передать осеннюю красоту и оставить её напамять, я выполнила творческие работы для класса на выставку и в подарок родным.
Мне кажется, что моя работа – это только начало исследования времён года. В будущем я планирую исследовать весну, раскрыть некоторые её секреты.
Используемая литература
1.Батурицкая Н.В.,Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.- Мн. 2014г.-208 с.: ил
2.Граубин Г. Р. Биология (Почемучкины опыты и эксперименты). –М.: АСТ,2016.-46 с.
3. Детская энциклопедия. Мир леса.- М.: Махаон, 2008.
4. Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия .- М.: Педагогика-пресс, - 1993
5. Физиология растений: лабораторные работы/ сост. Н.Н. Волченко, Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 53 с.
6. http://awesomeworld.ru/prirodnye-yavleniya/listopad.html
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/листопад
8.Словари.
Слайд 1
Познавательно-творческий проект «Нет листвы осенней краше» Выполнила у ченица 3 класса Мамаева Полина Руководитель: Хныкина Галина Викторовна у читель начальных классов 2023 год Филиал МБОУ Избердеевской сош в с.Кочетовка Петровского района Тамбовской оюластиСлайд 2
Цель проекта : изучить жизнь деревьев и кустарников осенью Задачи : 1.Доказать, что деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва. 2.Установить простейшие связи между неживой природой и состоянием живых объектов (деревьев и кустарников) осенью. 3.Показать красоту природы. 4.Поделиться желанием сохранить красоту родной природы.
Слайд 3
Гипотеза 1 Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках потому, что дерево заболело или листья боятся холода. Гипотеза 2 Я предполагаю, что и опавшие листья лесам, паркам, огородам зачем-то нужны.
Слайд 4
Тип проекта • познавательно-творческий По числу участников • Индивидуальный По длительности • Среднесрочный Объект исследования • Осень как слово и как сезон года
Слайд 5
Ожидаемые результаты проекта Узнаю о названии времени года «Осень», познакомлюсь с особенностями природы в этот период, почему листья становятся цветными и что такое листопад. А мои творческие работы порадуют окружающих.
Слайд 6
ПЛАН ПРОЕКТА 1 ЭТАП – Организационно – подготовительный 2 ЭТАП – Основной. Реализация проекта 3 ЭТАП – Итоговый
Слайд 7
1 ЭТАП - Наблюдения за осенними изменениями в природе, за изменениями, происходящими в жизни растений. - Рассуждения на тему «Как жаль, что красота осенних листьев невечна ». - Выдвижение идеи проекта: «Осенние листья – не мусор».
Слайд 8
2 ЭТАП Экскурсия в природу с целью рассматривания листьев, сбора их для коллекции.
Слайд 9
2 ЭТАП Рассматривание собранных листьев, подготовка их к засушиванию. Заучивание названий деревьев, листья которых были собраны.
Слайд 10
Моя творческая работа №1 Солнышко и цветок
Слайд 11
Моя творческая работа №2 Осень-красавица
Слайд 12
Моя творческая работа№ 3 «Мисс Осень »
Слайд 13
Моя творческая работа №4 «Ёжик»
Слайд 14
3 ЭТАП Подведение итога работы: обсуждение того, что узнала (названия деревьев, почему листья меняют цвет осенью), чему научилась (засушивать листья, приклеивать их); обсуждение применения опавших листьев (материал для творчества, укрывной материал, удобрение).
Слайд 15
Выводы Моя первая гипотеза не подтвердилась . Листья цвет не меняют, просто они теряют свой зеленый цвет. Моя вторая гипотеза подтвердилась - сжигать листья нельзя, это нарушение экологического равновесия и преступление перед природой и человеком.
Слайд 16
Используемая литература 1.Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.- Мн.: Народная асвета . 2014г.-208 с.: ил 2.Граубин Г. Р. Биология ( Почемучкины опыты и эксперименты). –М.: АСТ,2016.-46 с. 3. Детская энциклопедия. Мир леса.- М.: Махаон, 2008. 4. Дитрих А., Юрмин . Г., Почемучка. Детская энциклопедия .- М.: Педагогика-пресс, - 1993 5. Физиология растений: лабораторные работы/ сост. Н.Н. Волченко, Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 53 с. 6. http://awesomeworld.ru/prirodnye-yavleniya/listopad.html 7. http:// ru.wikipedia.org/wiki/листопад 8.Словари
Самый главный и трудный вопрос
Лупленый бочок
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ