Введение
Большинство российских женщин своё будущее прочно связывают с семьёй. Тем временем требования к «хранительницам домашнего очага» возрастают. Кризис семьи стал общим местом в разговорах о будущем России. Достойно жить в браке тоже надо уметь. Треть молодоженов этого не умеют: их непрочные союзы вскоре распадаются. Через несколько лет терпит крах еще треть ячеек общества. К сожалению, на того, кого охотно берут замуж, сегодня нигде не учат. А ведь когда - то такие заведения были. Таким был Смольный институт благородных девиц. И там под присмотром классных дам, девушки становились теми самыми «благородными девицами», которых исключительно брали в жёны благородные женихи. В России такие учебные заведения существовали тогда, когда люди разных полов имели совершенно разные права на рынке труда, в юридическом и гражданском поле. Институты благородных девиц, грубо говоря, готовили профессиональных жен. В позапрошлом веке этот спрос, по-моему, был достаточно высок, судя по тому, что я выяснила в ходе работы над проектом.
Актуальность: В 2019 году исполняется 255 лет со дня указа Екатерины II о создании в Санкт - Петербурге «Воспитательного общества благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Вопрос эстетического и культурного воспитания девушек в наше современное время очень серьезен, необходимо возродить опыт одного из лучших учебных заведений России, выпускницы которого были эталонном воспитания XVIII века и остаются им в наше время.
Цель информационного проекта: Выявить, как и с помощью чего создавались условия для женского образования в Смольном институте благородных девиц в конце XVIII - I половине XIX веков.
Новизна информационного проекта заключается в том, что будут рассматриваться условия, созданные в Смольном институте, которые были направлены на подготовку воспитанниц к семейной жизни и материнству.
Практическая значимость: Полученный материал можно использовать на уроках истории и МХК, как дополнительный материал к подготовке экзамена, проведения тематических бесед и классных часов.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу, посмотреть художественный фильм «Институт благородных девиц» с целью получения дополнительной информации к информационному проекту.
2.Изучить исторические и социальные предпосылки, повлиявшие на открытие данного учебного заведения.
3.Раскрыть особенности системы воспитания и образования в институте благородных девиц в конце XVIII - I половине XIX веков.
4. Изучить серию портретов Д.Г. Левицкого «Смолянки».
5.Подготовить обучающий материал для уроков истории и МХК, обучающий видеоролик и разместить его на сайте YouTub.com.
6.Выступить на муниципальном конкурсе творческих проектов учащихся образовательных учреждений «Точка роста».
Гипотеза: Если собрать и проанализировать научную, документальную и художественную литературу по данной теме, можно выявить, какие созданные условия повлияли на идеальное воспитание «смолянок».
Используемые методы:
- поисковый метод - комплексное изучение, литературных источников, фотографий, художественного фильма;
- аналитический метод - анализ и систематизация данных с последующим выводом;
- статистический метод - составление диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов;
- практический метод - создание тематического буклета и видеоролика с использованием разных источников;
- методы эмпирического уровня - интервьюирование, анкетирование, опрос, собеседование.
Вложение | Размер |
---|---|
lyapunova.doc | 779.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ТОЧКА РОСТА»
Смольный институт благородных девиц, как пример женского образования в России
Автор: Ляпунова Марина Андреевна,
учащаяся 9 класса МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М.И.» г.Усть - Илимск
Руководитель: Добровольская Марина Александровна, учитель МХК МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М.И.» г.Усть - Илимск
г. Усть-Илимск
2020 год
Оглавление
Глава 1 История становления Смольного института благородных девиц 5
1.1 Педагогическая система И. Бецкого в Смольном институте 6
Глава 2 Воспитание «смолянок» 6
Глава 3 Семь «смолянок» Дмитрия Левицкого 12
Введение
Большинство российских женщин своё будущее прочно связывают с семьёй. Тем временем требования к «хранительницам домашнего очага» возрастают. Кризис семьи стал общим местом в разговорах о будущем России. Достойно жить в браке тоже надо уметь. Треть молодоженов этого не умеют: их непрочные союзы вскоре распадаются. Через несколько лет терпит крах еще треть ячеек общества. К сожалению, на того, кого охотно берут замуж, сегодня нигде не учат. А ведь когда - то такие заведения были. Таким был Смольный институт благородных девиц. И там под присмотром классных дам, девушки становились теми самыми «благородными девицами», которых исключительно брали в жёны благородные женихи. В России такие учебные заведения существовали тогда, когда люди разных полов имели совершенно разные права на рынке труда, в юридическом и гражданском поле. Институты благородных девиц, грубо говоря, готовили профессиональных жен. В позапрошлом веке этот спрос, по-моему, был достаточно высок, судя по тому, что я выяснила в ходе работы над проектом.
Актуальность: В 2019 году исполняется 255 лет со дня указа Екатерины II о создании в Санкт - Петербурге «Воспитательного общества благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Вопрос эстетического и культурного воспитания девушек в наше современное время очень серьезен, необходимо возродить опыт одного из лучших учебных заведений России, выпускницы которого были эталонном воспитания XVIII века и остаются им в наше время.
Цель информационного проекта: Выявить, как и с помощью чего создавались условия для женского образования в Смольном институте благородных девиц в конце XVIII - I половине XIX веков.
Новизна информационного проекта заключается в том, что будут рассматриваться условия, созданные в Смольном институте, которые были направлены на подготовку воспитанниц к семейной жизни и материнству.
Практическая значимость: Полученный материал можно использовать на уроках истории и МХК, как дополнительный материал к подготовке экзамена, проведения тематических бесед и классных часов.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу, посмотреть художественный фильм «Институт благородных девиц» с целью получения дополнительной информации к информационному проекту.
2.Изучить исторические и социальные предпосылки, повлиявшие на открытие данного учебного заведения.
3.Раскрыть особенности системы воспитания и образования в институте благородных девиц в конце XVIII - I половине XIX веков.
4. Изучить серию портретов Д.Г. Левицкого «Смолянки».
5.Подготовить обучающий материал для уроков истории и МХК, обучающий видеоролик и разместить его на сайте YouTub.com.
6.Выступить на муниципальном конкурсе творческих проектов учащихся образовательных учреждений «Точка роста».
Гипотеза: Если собрать и проанализировать научную, документальную и художественную литературу по данной теме, можно выявить, какие созданные условия повлияли на идеальное воспитание «смолянок».
Используемые методы:
- поисковый метод - комплексное изучение, литературных источников, фотографий, художественного фильма;
- аналитический метод - анализ и систематизация данных с последующим выводом;
- статистический метод - составление диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов;
- практический метод - создание тематического буклета и видеоролика с использованием разных источников;
- методы эмпирического уровня - интервьюирование, анкетирование, опрос, собеседование.
Глава 1 История становления Смольного института благородных девиц
Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало значительных новшеств. При царе Петре I стали появляться воспитательные школы для девочек - это стало первым шагом для развития женского образования в России, настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в городе Санкт - Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин открылось в России 16 мая 1764 года. Инициировал создание Смольного института один из приближенных к императрице - Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии, получил образование в Европе. Поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. При основании Смольный институт называли «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.
1.1 Педагогическая система И. Бецкого в Смольном институте
Иван Иванович Бецкой был одним из крупнейших деятелей царствования Екатерины. Он человек высокообразованный и влюбленный в педагогику. Изучал труды передовых мыслителей своего времени, ездил по учебным заведениям Европы, внимательно присматриваясь к тому, как поставлено в них дело. И на основе этой огромной работы создал собственную педагогическую систему. Екатерина долго не могла найти подходящий образец для своего института. Но, разделяя взгляды Д.Локка, Екатерина II вместе с И. Бецким полагали, что из ребенка, поскольку он рождается не плохим, не хорошим, а нейтральным, можно вылепить все что угодно.
1.2 Цель создания института
Основательница института Екатерина II говорила, что девушки, обучавшиеся в Смольном, должны были смягчить, облагородить нравы еще не блещущего хорошими манерами общества, вносить в отношения между людьми начало гуманности. Время показало, что большинство выпускниц Смольного института выполняли то, что было задумано императрицей. Она всегда была для девушек главной наставницей и советчицей. Получив хорошее воспитание и образование, многие из них становились не только прекрасными матерями, наставницами своих детей, но и оставили в истории России след как значительные личности. Немало из смолянок стало достойными спутницами замечательных людей, вдохновительницами знаменитых ученых, художников, поэтов, музыкантов.
Глава 2 Воспитание «смолянок»
В смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Особое внимание уделялось: религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Повседневная жизнь здесь отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной.
2.1 Условия пребывания
Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. Уместно обратить особое внимание на внешний вид смолянок, который отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Институт диктовал свои нормы внешнего вида. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - кофейного, во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. В 1764 году в «Воспитательное общество» впервые приняли 60 девочек 5 - 6 лет. Уставом учебного заведения строго предписывалось, ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Родители ворчали, что связь девочек с семьей практически полностью прерывалось, если уроженки Петербурга еще могли рассчитывать на редкие встречи с родными, то провинциалкам, особенно из небогатых семей, об этом и мечтать не приходилось. Кто учился в Смольном? Принимали в него только потомственных дворян и чиновников высшего ранга, позднее было создано дополнительное отделение для детей мещанского происхождения, а принимали уже не 200, как во время основания, а 800 человек. Девочек отдавали учиться в шесть лет и не имели права забирать их до 18, для чего родителями подписывалось специальное соглашение. Теперь они могли проводить с дочерьми только четыре часа в неделю в присутствии учителей и наставников. Армейский режим и монастырская изолированность - вот что становилось судьбой на долгие годы. При Павле I возраст приема увеличили до 9 лет. Для содержания выделялись деньги из казны и вносились пожертвования благотворителям. Неизменный подъем в шесть часов утра ознаменовывал собой начало расписанного по минутам дня. Умывшись и застелив кровати, воспитанницы строем шли на молитву, а затем на завтрак. Строились по каждому поводу: в столовую, церковь, на уроки, в день раз по десять. Рядами маршировали на медицинский осмотр или на купание, все делали по команде. Прогулки совершались во дворе института, куда их выводили на полчаса по звонку, и они ходили, построившись парами. Там были прекрасные деревья, фонтаны, зимой заливали каток. Но в институте устраивались спектакли, балы, на которые приглашали светскую публику и кадетов. Девушки должны были демонстрировать хорошие манеры, спокойный и веселый нрав, уметь поддерживать беседу. Особое поклонение вызывала царская семья, ценными реликвиями становились платочки государя, которые он сам иногда присылал, а также частички еды, тайком взятые с царского стола. Все это делилось на максимальное количество учениц, с благоговением хранилось. Каждым классом, в котором состояло около 150 человек, руководила инспектриса. Исключить девочку могли только за воровство. Старательных девушек называли парфетками, а склонных к шалостям - мовешками. Холодные спальни Девушек как будто заранее готовили в декабристки. Конечно, их нельзя было испугать жизнью в Сибири после такого детства. По воспоминаниям выпускниц, холод их преследовал постоянно. Мало от него защищала форма, а спальни практически не отапливались. В спальнях в несколько длинных рядов с небольшими промежутками стояли железные кровати с жесткими матрасами. В одной комнате размещалось 22-25 человек. Все годы обучения за дортуаром присматривала одна классная дама. Питание в институте Институток не баловали изысками и не перекармливали. Они получали все самое необходимое и не более того, а в посты, которые соблюдались строжайшим образом, девочки часто оставались голодными. Чай с булочкой на завтрак, кусочек сыра с маслом, каши, бульоны, макароны, вареная рыба и кусочек мяса составляли однообразный рацион барышень на протяжении многих лет. Один раз по жалобам на еду пришел разбираться Николай I, сказавший, что его солдаты едят лучше. После чего кормить стали лучше. Девушки безупречно знали правила этикета, отличались скромностью и чувством собственного достоинства, умели сдерживать себя. При этом строгость и аскетизм закаляли характер, чтобы девушки могли выстоять при любых жизненных испытаниях. Кроме того, в них культивировалась доброжелательность и участие, христианское благочестие. Девушки должны были хорошо читать на русском и иностранном языке, знать Закон Божий. На экзаменах обязательно присутствовали члены императорской семьи. Выпускницы нередко становились фрейлинами во дворце и устраивались на службу при дворе.
2.2 Образование
Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту: первый возраст (6 - 9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы. Второй возраст (9 - 12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством. Третий возраст (12 - 15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году). Четвертый возраст (15 - 18 лет) был посвящён повторению тому, что девушки уже изучили и усиленным практическим занятиям по домоводству, рукоделию, счётоводству. Затем сюда добавили геометрию. Самые маленькие девочки учились танцевать, вязать и шить. Изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавляется география, история и домоводство. Также полагалось научиться навыкам самообслуживания, таким как содержание в порядке своих волос и одежды. С начала третьего класса девушкам предстояло познакомиться с основами гуманитарных наук, таких, как язык, литература, история. Кроме того, воспитанницам преподавали историю архитектуры и геральдики. Уже на третьем году обучения воспитанницы учились ведению хозяйства, контролю кухни, составлению смет и шитью. Смолянки пробовали себя в поэзии, а затем и в театральном искусстве. И, наконец, в выпускном классе завершается изучение Закона Божия и остальных наук, через повторение и закрепление. Особое внимание уделяется практической деятельности по ведению хозяйства - девушки ведут запись расходов, ведут переговоры с поставщиками товаров, оценивают качество последних и производят расчёты и помогают учительницам в воспитании младших детей. Всё это призвано дать девушкам навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, «в каком бы состоянии им жить ни случилось». Девушки должны были проявлять кротость, но при этом обладать непринуждённой весёлостью. От учениц требовали сохранения превосходного достоинства и благоразумия. Более всего в институте не поощрялись праздность и безделье. С самого юного возраста девиц приучали к чтению книг на русском и иностранных языках. К поведению девушек старших классов предъявлялись серьёзные требования. Ученицы должны были проявлять безупречную хозяйственность и демонстрировать всё то, чему их учили. Они умели готовить, знали множество рецептов различных блюд, прекрасно шили одежду. Это была отличная подготовка к семейной жизни. Итогом всего обучения был публичный экзамен, в котором лично принимали участие члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» - золотой вензель в виде инициала императрицы - получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне - десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.
2.3. Воспитание искусством
Художественное образование смолянок стояло на высоте. Под руководством художников - профессионалов девочки лепили и рисовали. До нас дошли воспроизведения некоторых их рисунков, показывающие хорошую выучку. Все девочки прекрасно вышивали, на их работы поступали заказы. Включение воспитанниц в изобразительную деятельность по различным видам искусства имело важнейшее значение, служило одним из основных средств воспитания, пробуждало у воспитанниц стремление к красоте. На музыкальных занятиях смолянки готовили сложные музыкальные программы. Эстетическому воспитанию уделялось большое значение. Эстетический элемент подчеркивался в каждом учебном предмете. В уставе предписывалось устраивать в женских институтах концерты, спектакли и прочие собрания, в ходе которых воспитанницы демонстрировали императрице и гостям свои успехи в различных искусствах. Таким образом, создавалась воспитательная духовно - эстетическая среда, наполненная искусством. В Смольном институте особое внимание обращалось на то, чтобы преподавание каждого вида искусства находилось в руках талантливых людей, а общее руководство преподаванием отдельных искусств обычно поручалось лицам, авторитетным в этой области. Для того чтобы девушки свободно чувствовали себя в обществе, для них стали проводиться по праздникам и воскресным дням балы, на которые приглашались, гости, кавалеры, родители и родственники. Девушки давали концерты, ставили спектакли и танцевали. Императрица лично участвовала в обучении девиц светским манерам. Великая княгиня Наталья Алексеевна несколько раз в неделю занималась с девушками танцами. Но главным увлечением Смольного был театр. Екатерина всячески поощряла этот вид искусства. Декорации для представлений писали художники придворного театра, костюмы шили придворные портные, а главное девочками занимались самые крупные балетмейстеры и высокопрофессиональные артисты. Многие воспитанницы Смольного института проявили особые таланты: прекрасный голос, игру на фортепиано, искусные художественные работы.
Глава 3 Семь «смолянок» Дмитрия Левицкого
С 1773 по 1776 год Д. Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц. (Приложение 2)
Портрет Г.И. Алымовой (Приложение 2 Рис.7) - одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Девушка одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц старшего возраста. Платье выглядит особенно роскошно: «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки украшен фалбалой, а лиф - пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу.
Портрет Н. С. Борщовой (Приложение 2 Рис.6) Девушка изображена танцующей на фоне театральной декорации. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе.
Портрет Е. И. Молчановой (Приложение 2 Рис.5) - девушка изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего четвертого возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе - антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу.
Портрет А. П. Левшиной (Приложение 2 Рис.4) - воспитанница изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.
Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. (Приложение 2 Рис.2) Девочки разыгрывают сцену из комической оперы - пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая десятилетняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм - в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты.
Портрет Е. И. Нелидовой (Приложение 2 Рис.3) - будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации - пейзажного парка. На пятнадцатилетней девушке надет сценический костюм. Полагают, что она изображена в сценическом костюме Сербины - очаровательной и остроумной плутовки из оперы Поза Е. Нелидовой - секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.
Портрет воспитанниц института Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (Приложение 2 Рис.1) - Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке прекрасную белую розу - символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.
Результаты исследования
Результаты опроса учащихся показали, что наши современники знакомы с историей возникновения и существования Смольного института благородных девиц. (Приложение 1 Диаграмма 1) Они отмечают, что открытие такого заведения просто было необходимо временем, запросами и потребностями общества. Женщины не работали, они были хранительницами домашнего очага, и этому ремеслу надо было учиться. (Приложение 1 Диаграмма 2) Девушки хотели бы пройти «школу смолянок» и получить такое же воспитание и образование. Многие готовы рискнуть, не смотря на строгий режим, который был в Смольном институте, каждая современная девушка понимает, что сейчас «другое время» и ей необходимо иметь кроме воспитания, ещё и профессию, которая поможет ей содержать семью и детей. Мужчины переложили часть своих обязанностей на женщин, на матерей. И в один из периодов становления российского общества это прочно вошло в норму жизни. С женщин уже другие спросы. Они трудятся наравне с мужчинами, и никто из опрошенных взрослых не хочет видеть свою жену без специального образования и профессии. Результаты анкетирования показали, что юноши старших классов хотели, чтобы будущая жена имела профессию врача, экономиста, бухгалтера. (Приложение 1 Диаграмма 3) Родители ответили, что считают возможным открытие подобного учебного заведения в современной России, и предполагают, что новому поколению для воспитания необходим строгий режим и дисциплина, потому что современное женское воспитание потеряло свой престиж. (Приложение 1 Диаграмма 4) В ходе работы над проектом, я нашла в разных источниках множество фотографий воспитаний Смольного института. На них можно увидеть, как жили девушки и чем занимались. Для расширения знаний и получения дополнительной информации я посмотрела художественный фильм «Институт благородных девиц». Я сделала из фотографий, найденных в книгах и интернет источниках, обучающий видеоролик, который можно использовать на уроках и внеурочных занятиях. Он размещён на популярном видео - сайте YouTub.com. Ролик просматривается и скачивается посетителями. Его я представлю школьному сообществу города Усть - Илимска на конкурсе творческих проектов учащихся «Точка роста».
Глава 4 Закрытие института
Революция 1917 года в России положила конец благородному воспитанию, и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института. После этого его перевезли в Новочеркасск, выпустив студенток в последний раз в 1919 году. А после - закрыли «за ненадобностью», а в Смольном после Октябрьской революции сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти.
Вывод
Итак, первоначально в России женского образования не было, но со временем положение женщин в обществе менялось. В XVIII в. ценить стали не только физические данные и умелых хозяек, а познания в области музыки, пения, художеств. Поэтому появились люди, желающие создать новую педагогическую систему, открыть учебное заведение, которое выпускало в свет грамотных и эстетически образованных девушек, которые считались «эталоном воспитания». На них хотели быть похожими многие девушки того времени. Им завидовали, им подрожали, с них брали пример. Получив хорошее воспитание и образование, многие из воспитанниц становились не только прекрасными матерями, наставницами своих детей, но и оставили в культурном наследии России след, как значительные личности. Я узнала, что среди известных выпускниц института были Глафира Ивановна Алымова - известная арфистка, Елизавета Водовозова - педагог и детская писательница, Елена Молоховец - кулинар и писательница, она написала много прекрасных книг, в которых делилась с хозяйками разными интересными рецептами.
Смольный институт благородных девиц - это наша история и положительный воспитательный опыт, который частично сохранился в России и в наше время. Это кадетские и частные школы - пансионаты, как для девочек, так и для мальчиков. Работая над проектом, я расширила свой круг знаний, больше узнала о женском воспитании и образовании в России, эпохе Екатерины Великой. Научилась анализировать и систематизировать собранный материал. Проект помог мне восстановить пробелы в знаниях эпохи Просвещения и подготовил меня к сдаче экзамена по истории.
Литература
1. Ганичева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России / Ганичева А. - Дошкольное воспитание. 1996. № 10. – С.95 - 99
2.Мельникова Н.П. Исторические предпосылки становления эстетического воспитания в России эпохи Просвящения / Мельникова Н.П. - Гуманитарные и социальные науки, №5 – М., 210 –175 – 184 с.
3.Мельникова Н.П. Преемственность опыта эстетического воспитания в традиции российской культуры / Мельникова Н.П. - Этносоциум и межнациональная культура, №5 (29) – М., 210 – 131-139с.
4. Арбатова М [Электронный ресурс], « Нужны ли России институты благородных девиц?» https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post244226064/ - статья в интернете
5. Лалабековова Н [Электронный ресурс],«Смольный институт благородных девиц» https://pikabu.ru/story/smolnyiy_institut_blagorodnyikh_devits_5866319 - статья в интернете.
6. [Электронный ресурс],« «Секреты русского благородства: чему учили в Институте благородных девиц» http://ruinformer.ru/page/sekrety-russkogo-blagorodstva-chemu-uchili-v-institute-blagorodnyh-devic - статья в интернете.
7.[Электронный ресурс], «Строгий режим для кисейных барышень: как жили и чему учили в институтах благородных девиц» https://fb.ru/post/history/2019/7/2/115273 - статья в интернете.
Приложение I
Знакомы ли вы с историей создания Смольного института благородных девиц?
Диаграмма 1
Считаете ли вы необходимым учить девушек вести профессионально домашнее хозяйство?
Диаграмма 2
Какая профессия на ваш взгляд лучше всего подходит женщине?
Диаграмма 3
Считаете ли вы необходимым открыть в наше современное время институт похожий, где обучали «смолянок»?
Диаграмма 4
Приложение II
Семь смолянок Дмитрия Левицкого
Рисунок 1 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772г.
Рисунок 2 Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. 1773г.
Рисунок 3 Портрет Е. И. Нелидовой. 1773г.
Рисунок 4 Портрет А. П. Левшиной. 1775г.
Рисунок 5 Портрет Е. И. Молчановой. 1776г.
Рисунок 6 Портрет Н. С. Борщевой. 1776.г.
Рисунок 7 Портрет Г. И. Алымовой. 1776г
Весенняя сказка
Развешиваем детские рисунки дома
Груз обид
Разноцветное дерево
О путнике