«Мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной»
В.В. Кандинский
Вложение | Размер |
---|---|
abstraktsionizm_vasiliya_kandinskogo_ozhogina_m.doc | 80 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Анатолия Иосифовича Яковлева
Реферат
«Абстракционизм Василия Кандинского»
Выполнила ученица 5-В кл. Ожогина М.Н. Руководитель Кратюк Марина Валерьевна учитель изобразительного искусства |
Урай 2020
План
Введение…………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Абстракционизм
Глава 2. В. В. Кандинский……………………………….………….… 7
Заключение………………………………..…………………..…………….…. 9
Список использованной литературы……………………………………. …. 10
Введение
Я выбрала эту тему, потому что меня больше всего заинтересовало, и я бы хотела больше узнать о художниках нашей страны и конкретно о Василие Васильевиче Кандинском, который является основоположником абстракционизма.
Цель: изучить творчество Василия Кандинского.
Задачи:
Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Абстракционизм
Абстракционизм – это направление в искусстве XX в., принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике и т. п. и заменяющее их сочетаниями геометрических фигур, линий или цветовых пятен.
Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») ненарративное искусство или в английской терминологии Abstract Art — искусство, отказавшееся от нарратива. (Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.) Абстрактное искусство проявлено не только в живописи и скульптуре, но и во всех остальных видах искусства, в первую очередь в музыке.
Абстрактный язык в искусстве появился в самые древние времена, о чём свидетельствуют абстрактные орнаменты на поверхностях древнейших артефактов. До сих пор дискуссионным остаётся вопрос, что появилось раньше, абстрактное или реалистическое искусство.
Наиболее известными художниками абстракционистами стали: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Михаил Ларионов, Пауль Клее, Александр Архипенко и другие.
Для творчества абстракционистов характерен универсализм, абстрактное искусство представляется как универсальная модель миропорядка. Работая с первичными элементами живописного языка, художники обращаются к общим и фундаментальным композиционным принципам.
Чтобы все было просто, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:
Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.
Криволинейный абстракционизм
Этот тип сильно связан с кельтским искусством, в котором используется ряд абстрактных мотивов, включая узлы и спирали. Эти мотивы не были изобретены кельтами, многие другие ранние культуры использовали эти кельтские орнаменты на протяжении веков.
Абстракционизм, основанный на цвете или свете
Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Несколько из экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время с Der Blaue Reiter, очень близки к абстракции. Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи. В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, относящейся к цвету, известная как лирическая абстракция.
Геометрическая абстракция
Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и безобъектное искусство. Как и следовало ожидать, он характеризуется не натуралистскими образами, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле, не содержа абсолютно никакой отсылки к естественному миру и не будучи связанным с ним, геометрический абстракционизм – это самая чистая форма абстракции.
Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство
Этот тип искусства охватывает сочетание стилей, общая тема которых — натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в виде используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая почти анти-природа, интуитивная абстракция часто изображает природу, но менее репрезентативно. Примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция № 4 (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и Композиция VII (1913, Третьяковская галерея).
Жестикуляционное (жестовое) абстрактное искусство
Это форма абстрактного экспрессионизма, когда процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Например, краска наносится необычным способом, мазки часто очень рыхлые и быстрые. Известные американские экспоненты жестовой живописи включают Джексона Поллока и его жену Ли Краснера, которая вдохновила его на изобретение собственной техники, так называемой «капельной живописи».
Минималистическое абстрактное искусство
Этот тип абстракции был своеобразным авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму.
Глава 2. Василий Васильевич Кандинский
«Мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной»
В.В. Кандинский
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), выдающийся русский художник, теоретик «беспредметного искусства». Автобиографическая живопись Василия Кандинского прошла непростой путь от предметного к абстрактному через личные потрясения и трагедии эпохи. Вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников.
Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве в семье купца первой гильдии. В 1871 году семья переселилась в Одессу. Учился в Одессе в гимназии (1876-1885), затем на юридическом факультете Московского университета (1886-1892). Готов был занять кафедру в Дерпте. Однако, переменив намерения, решил посвятить себя живописи. Уехал в Мюнхен, где два года посещал школу А.Ашбе (1897-1898). В 1900 году он вместе с П.Клее поступил в Королевскую академию к Ф.Штуку. Первая из известных картин художника – «Одесский порт» (конец 1890-х) выставлялась в экспозиции Товарищества южнорусских художников в Одессе и в московском Товариществе художников.
В 1901 году Кандинским было основано художественное объединение «Фаланга», в школе которого он преподавал с 1902 года. Творчество Кандинского этого периода (1900-1907) отличалось полистилизмом. Он работал в технике ксилографии, создавая произведения в духе «Сецессиона» и неоимпрессионистические картины: «Шлюз» (1901), «Водопад» (1902), «Изар у Гросхесселоэ» (1903). Период натурного пейзажа в творчестве Кандинского исключительно важен: он наметил основные черты его будущей живописной манеры.
С 1902 года Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года – парижского Осеннего салона. К этому времени сформировался его стиль. В первой большой картине Кандинского – «Пёстрая жизнь» (1907) – проявились основные черты почерка художника. В 1909 году создал новое объединение – «Новое объединение художников».
В 1911 году Кандинский был вынужден покинуть «Новое объединение художников». Затем создал еще одно объединение - «Синий всадник». К ХХ веку нападки на абстракционизм Кандинского стали столь сильны, что художники с международной репутацией, такие, как П.Клее, Ф.Леже, Х.Арп и Г.Аполлинер, выступили с публичным протестом против распоясавшейся критики.
В 1914 году в связи с началом первой мировой войны был вынужден покинуть Германию и вернуться в Россию. Долго не писал картин. В 1917 году женился на Нине Андриевской.
После революции вел активную деятельность по перестройке художественной жизни России. Он был назначен членом Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Преподавал во ВХУТЕМАСЕе. В 1919 году стал соучредителем Музея живописной культуры в Москве. В 1921 году уехал в Германию для создания международного отдела Российской академии художественных наук. Получил приглашение преподавать в Баухаузе. Обосновался в Берлине. После его закрытия нацистами уехал во Францию.
Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые легли в основу его дальнейшего творчества: импрессии, импровизации и композиции. Именно в последних, его творчество достигло наибольшего воплощения.
13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер в Нюлли-сюр-Сен во Франции.
Наиболее известными картинами Кандинского являются:
1. «Синий всадник» (1903), 2. «Двое на лошади» (1906), 3. «Пестрая жизнь» (1907), 4. «Рок.Красная стена» (1909), 5. «Синяя гора» (1909), 6. «Дамы в кринолинах» (1909), 7. «Интерьер (моя столовая)» (1909), 8. «Озеро» (1910), 9. «Импровизация №7» (1910), 10. «Этюд к «Композиции 2» (1910), 11. Без названия (Первая абстрактная акварель) (1910), 12. «Композиция 4» (1911), 13. «Композиция 5» (1911), 14. «Импрессия 3 (Концерт)» (1911), 15. «Картина с черной аркой» (1912), 16. «Картина с белой каймой» (1913), 17. «Маленькие радости» (1913), 18. «Композиция 6» (1913), 19. «Композиция 7» (1913), 20. «Импровизация. Потоп» (1913), 21. «Фуга» (1914), 22. «Москва. Красная площадь» (1916), 23. «Москва. Зубовская площадь» (Около 1916), 24. «Смутное» (1917), 25. «Серый овал» (1917), 26. «Синий гребень» (1917), 27. «Сумеречное» (1917), 28. «Белый овал» (1919), 29. «Композиция 8» (1923), 30. «В черном квадрате» (1923), 31. «Желтое, красное, синее» (1925), 32. «Маленькая мечта в красном» (1925), 33. «Несколько кругов» (1926), 34. «Вверх» (1929), 35. «Нежное восхождение» (1934), 36. «Доминирующая кривая» (1936), 37. «Композиция 9» (1936), 38. «Пестрый ансамбль» (1938), 39. «Композиция 10» (1939), 40. «Вокруг круга» (1940), 41. «Небесно-голубое» (1940), 42. «Последняя акварель» (1944).
Заключение
Василий Кандинский, великий художник, сделал огромный вклад в искусство всего мира. Хоть на него влияли и стили импрессионизма и пуантилизма, он известен, как величайший абстракционист, собственно он был его основоположником. Нельзя говорить про Кандинского, не говоря об абстракционизме, он был частью его творческой натуры, так он выражал свои чувства и с помощью него он зашифровывал послания человечеству.
Он тонко чувствовал этот мир, и его картины до сих пор поражают своей глубиной. Глядя на его произведения, каждый может увидеть что-то свое, и чем дольше смотришь, тем больше видишь.
Кандинский потратил свою жизнь не напрасно, он писал свои картины, чтобы мы смотря на них люди находили что-нибудь своё интересное и загадочное!
Список использованной литературы
Осенняя паутина
Тупое - острое
Хитрый коврик
Упрямый зяблик
Снежная сказка