Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество – не исключение. Бумага – необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа – оригами. Я хочу познакомиться ещё с одной, пока мало известной у нас техникой – искусством бумагокручения или, как её называют на Западе, квиллинг.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_volshebnyy_mir_kvilinga_.doc | 928.5 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………...………….1
ГЛАВА 1…………….……………………………………………………… 3
1.1. Актуальность проекта.………………………………………………. 3
1.2. Цель и Задачи исследования ………………………………………...4
1.3. Методы исследования. Объект исследования ……………………...4
1.4. Гипотеза………………………………………………………………5
ГЛАВА 2 ……………………………………………………………………...6
2.1. Техника квиллинг: от истоков до современностисти……………. ..6
2.2. Материалы и инструменты для квиллинга………………………….11
2.3 Способы скручивания бумаги………………………………………..24
2.4 Изготовление простых форм………………………………………….25
2.5 Композиционные приемы……………………………………………..37
ГЛАВА 3………………………………………………………………………40
3.1 Организация рабочего места и техника безопасности…………………40
3.2 Первоначальные идеи…………………………………………………….41
3.3 Трудности при изготовлении изделия…………………………………...42
3.4 Технология изготовления………………………………………………...43
3.5 Оборудование и материалы………………………………………………46
3.6 Оценка материальных затрат……………………………………………..46
3.6 Новые умения и знания …………………………………………………..47
Заключение…………………………………………………………………...48
Приложение
Список используемой литературы
Введение
Бумага. Казалось, все о ней сказано, столько из нее сделано. Из всего разнообразия техник с бумагой: аппликация, папье-маше, оригами, мне больше всего понравилась техника «квиллинг». Квиллинг, безусловно, требует и времени, и настройки исключительно на позитивный лад, чтобы воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд. Эта техника требует кропотливой работы, аккуратности, фантазии.Цветная и белая, бархатная и глянцевая— она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. «Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком». Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Легенда о квиллинге .
Когда просыпается солнце летним утром, то первое что оно делает, так это протягивает свои яркие лучи, ласково пронзая и окутывая землю волшебным солнечным светом. И вот уже цветы нежно распахивают лепестковые оконца навстречу дню, отражая в полупрозрачных лепестках все оттенки радужного света. Аромат разливается по земле от красоты природы, роса улыбается и растворяется от нежного прикосновения лучей!
И вот таким прекрасным утром маленькая девочка проснулась раньше обычного, потому что как раз под ее окном она услышала щебетание птиц, такое звонкое и переливчатое, что вышла посмотреть на озорников. Они не поделили червяка, который пытался от них уползти. Птицы наперебой толкали друг дружку то в бок, то пытались клювом ущипнуть друг друга, а червяк давно уже уполз. Тут же неугомонные птицы вспорхнули и улетели. А девочка подобрала красивые перья и унесла домой.
Зимними вечерами, когда камин весело потрескивал от сухих смоляных дровишек, девочка вспоминала яркое лето, душистые ароматы цветов и забияк – птиц. Она достала перышки из заветного сундучка. Рассматривая их, она увидела, что одно из них треснуло на конце. И так как девочка была удивительной фантазеркой, она достала белоснежный листок бумаги, который хранился в папином шкафу. Чтобы его хватило надолго, она нарезала листок на узкие полоски и начала фантазировать: ах, вот завиток, а это на что похоже? Да это же лепесток от цветка, который расцвел прошлым летом на маминой клумбе! Так родился первый квиллинг. Я не знаю, было ли это на самом деле, но до сих пор, когда просыпается летнее солнце, распускают свои кружевные лепестки цветы. И красота их отражается в ажурных роллах квиллинга.
Очень оригинальными и красивыми получаются коробки и шкатулки украшенные квиллингом. Я остановила свой выбор на цветочном чайнике для хранения конфет.Кто из нас не испытывал радости, эстетического наслаждения от общения с искусством! Её красота успокаивает, утешает, оставляет незабываемое впечатление, которое хочется испытать ещё и ещё раз.
Мой выбор - вид искусства «Квиллинг». С его помощью можно украсить альбом, рамку для фотографии, открытку, сделать игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину и многое другое. Рукоделие становится сейчас все более модным увлечением. Выполненная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине.
Глава 1
1.1 Актуальность проекта.
Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Творчество – не исключение. Бумага – необычайно выразительный и податливый материал. Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа – оригами. Я хочу познакомиться ещё с одной, пока мало известной у нас техникой – искусством бумагокручения или, как её называют на Западе, квиллинг. Квиллинг (или бумагокручение) – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции. Искусству бумагокручения уже не одна сотня лет! Мне стало интересно самостоятельно овладеть техникой «квиллинг». Из бумажных спиралей создавала цветы и узоры, которыми затем украшала открытки, шкатулки, пластинки.
Рукоделие становится сейчас все более модным увлечением. Выполненная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души.В последнее время все большую популярность приобретает квиллинг или бумагокручение. Квиллинг - это очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат.Актуальность проекта в том, что с помощью искусства «Квиллинг» возможно развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Композиция составленная своими руками развивает фантазию и творческие способности. МЫ создаём красоту, реализуя при этом своё извечное стремление творить.
1.2 Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Задача проекта:
1.3 Методы исследования. Объект исследования
Объект исследования: Квиллинг – мощный мир творчества.
Предмет исследования: Магия бумажных лент в многогранном искусстве.- «квиллинг».
Методы исследования:
1.4 Гипотеза: освоение данной техники позволит использовать необычные возможности обычной бумаги а также пробудит интерес, фантазию в создании необычных творческих работ.
ГЛАВА 2
2.1. Техника квиллинг: от истоков до современности.
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На мой взгляд, лучшее объяснение понятию «квиллинг» дано в Англии. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Птичье перо очень легко себе представить… Оно лёгкое и воздушное, чтобы птица могла преодолевать длительные расстояния высоко в небесах. Оно пёстрое, разноцветное, как и оперение птиц имеет различный окрас. Ведь птицы маскируются под среду своего обитания. Сопоставляя между собой эти прилагательные, моё воображение рисует новый завораживающий вид искусства.
Зачастую говорят, что искусство квиллинга пришло к нам из Древней Кореи. Зародилось ли оно там или на родине изобретения бумаги, в Китае, – неизвестно. Существует много версий по поводу того, какую страну следует считать родиной квиллинга. Кроме варианта с азиатскими странами, можно услышать о том, что это искусство появилось еще в Древнем Египте.
О филигранной обработке бумаги было известно еще в Древнем Египте, жители которого для изготовления фигурок использовали папирус. В XVI веке это искусство появилось и в Европе. Некоторые исследователи считают, что бумажная филигрань зародилась в Западной Европе в XIV–XV вв., другие утверждают, будто это искусство североамериканских индейцев и ему уже не одна тысяча лет. Поэтому нельзя установить достоверно, к какому времени относится самое раннее произведение из крученой бумаги. Как бы то ни было, теперь уже не так важно, в каком государстве и в какое время появилось первое произведение в технике квиллинга. Главное, что теперь это художественное ремесло стало интернациональным и весьма популярным (в том числе благодаря современным доступным ценам на материалы для него). Свое название квиллинг приобрел в Великобритании: оно произошло от английского слова quill («перо»). Дело в том, что для скручивания бумаги на раннем этапе становления квиллинга в Европе (в Средние века и позже) использовали обычное канцелярское перо, вернее, его кончик. После переселения в Америку приверженцы техники квиллинга стали использовать в качестве стержней иглы дикобраза. В частности французские и итальянские монахи с помощью техники квиллинг мастерили маленькие поделки, а потом ими украшали и обрамляли иконы. Это было дешевой альтернативой золотой и серебряной филиграни. Также эту технику использовали в создании медальонов и кулонов. Возможно, именно сильное влияние церкви повлияло на тот факт, что история квиллинга в этих странах ассоциировалась скорее с культурными событиями, нежели с хобби. Добравшись до Англии, квиллинг стал очень популярным среди представительниц знатных семейств. На тот момент стоимость бумаги, особенно цветной и высококачественной, была очень высока, поэтому этот вид рукоделия был предметом увлечения дам только из высших слоев общества. Позже во многих европейских странах стали выпускаться журналы, где подробно описывался процесс создания различных вещиц с помощью этой техники, например, рам для картин, коробочек для чая, шкатулок, корзиночек. История квиллинга тогда действительно переживала расцвет. Известны факты организации настоящих учебных курсов по бумагокручению в самых элитных учебных заведениях. Даже некоторые коронованные особы увлекались этим искусством. В частности дочь Георга II, Элизабет, часами занималась созданием замысловатых бумажных шедевров. Однажды она преподнесла своему врачу необычный подарок в виде ширмы, выполненной в технике квиллинга. Чуть позже и другими известными личностями было по достоинству оценено это бумажное искусство. Им, например, увлекались королева Мария и царица Александра, Джейн Остин и сестры Бронте. Квиллинг в Северной Америке Колонизаторы «привезли» квиллинг в Северную Америку. Там в первой половине XIX века он не только заслужил популярность как декоративно–прикладное искусство, но и стал использоваться краснодеревщиками. Они применяли квиллинг в изготовлении коробочек и шкатулок, в которых делали вставные стенки, декорированные квиллинг-элементами. Эта необычная обработка получила название «мозаика». Забвение В конце XIX века популярность квиллинга пошла на спад, практически до полнейшего забвения. Лишь некоторые дамы того времени увлекались им, заполняя, таким образом, свое свободное время. В самом начале ХХ века этот стиль был почти забыт, чтобы снова возродиться в современности. Современная история техники «квиллинг» Спустя несколько лет принцесса Англии, Елизавета, возродила квиллинг. Она увлеклась этим хобби. И, так сказать, подала такой же пример другим. Многие творения Елизаветы стали экспонатами лондонских музеев. Поклонники квиллинга есть во всем мире. Например, в Англии в 1983 году любители этого искусства создали настоящую корпорацию «Квиллинг-союз Англии», куда может написать письмо житель любой страны и континента, чтобы получить совет или услышать мнение специалиста о своем новом шедевре. По инициативе членов этого союза в 1992 году было организовано проведение первого Международного фестиваля квиллинга. В рамках этого мероприятия было устроено множество выставок, на которых можно было увидеть старинные изделия и современные творения, созданные путем бумагокручения. По квиллингу было проведено две больших выставки. Первая из них проходила в Лондоне в 1927 году. А вторая на полвека позже, в 1988 в Нью-Йорке. В залах галереи Флориан-Папп выставлялись на продажу поистине шедевральные вещи, изготовленные по этой технике. Вклад Кореи в развитие квиллинга Как и в случае с оригами, технику квиллинга довели до совершенства в азиатских странах, конкретно в Корее. Творения европейских мастеров этого стиля не носили такого масштабного характера, как корейских. Они первыми стали создавать фигуры высокой сложности и невероятной красоты. Да, история квиллинга не начиналась в Корее, но именно там из скромного хобби эта техника превратилась в вид искусства. В Южной Корее квиллинг считается народным искусством. Там, как и в некоторых других странах мира, создана Ассоциация квиллинга. В школьную программу включены занятия по квиллингу. Этот вид бумагопластики в Китае, Японии и Корее почти так же популярен, как и оригами.
В Южной Корее действует "Ассоциация любителей бумажной пластики", которая объединяет последователей различных направлений бумажного творчества. Следует отметить, что в корейской школе квиллинга несколько другие каноны и традиции, нежели в европейской. Работы мастеров Европы в основном сделаны из небольшого числа деталей; они очень лаконичны, похожи на мозаики, являются украшением для открыток и рамочек. Европа всегда торопится, поэтому предпочитает быстрые техники. Мастера Востока наоборот, во всем тщательны. Они создают вещи, напоминающие шедевры ювелирного искусства. В их работах чувствуется роскошь и восторг. В них, будто объёмные кружева, сплетаются нити из сотен мельчайших деталей. История происхождения квиллинга рассказывается только в летописях и исторических очерках, ведь до наших дней сохранилось очень мало средневековых шедевров. Причиной тому служит недолговечность и непрочность бумаги. Конечно, сейчас качество бумаги возросло в несколько раз, что позволяет создавать с помощью квиллинга и филигранные объемные подставки, и вазы для конфет, и многое другое. Хочется надеяться, что история квиллинга будет продолжаться, и в будущем мастера научатся создавать еще более интересные шедевры из бумаги. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга. Расцвет квиллинга приходится на эпоху Ренессанса (Возрождения), когда в обществе проявился интерес ко всему прекрасному, гуманистическому и естественному. Хотя практически процессы создания и применения бумажных узоров не изменились: их по-прежнему выполняли в монастырях монахини, оформляя ими предметы культового обихода. Особенно широко в то время квиллинг практиковался в Италии и Франции. Чуть позже бумажная филигрань стала распространяться на предметы нецерковного применения: дамские кошельки и сумочки, бочонки для вина, рамы для картин, украшения для мебели и т. п. Элементы квиллинга все чаще стали сочетать с живописными вставками, аппликациями и вышивкой. Заполняли бумажными узорами и дамские альбомы. Эти украшения в сочетании с другими видами искусства можно назвать одним из самых ранних направлений скрапбукинга – искусства украшать альбомы.
Но если вплоть до XVI в. квиллинг считался настоящим искусством, то с более широким его распространением и с удешевлением бумаги статус этого занятия сменился. В XVII–XVIII вв. квиллинг стал не более чем развлечением для знатных дам, а к концу XIX в. про него и вовсе почти забыли. Возможно, это было связано с социальными изменениями в европейском обществе. Возрождаться искусство квиллинга начало лишь во второй половине прошлого столетия именно в статусе искусства, а не развлечения. В 1950-х гг. были разработаны основные фигуры, которыми пользуются и современные мастера; в 1983 г. в Великобритании был основан «Квиллинг союз Англии», а с 1992 г. эта организация совместно с подобными в других странах стала проводить международные фестивали квиллинга. С той поры происходит постоянное обогащение этого искусства, обмен опытом между мастерами и школами, традиции разных школ смешиваются друг с другом, объединяясь в целое интернациональное движение, все больше охватывающее мир.
Квиллинг сегодня распространен во многих уголках Земного шара. Особенно большой интерес к нему можно наблюдать в Великобритании, Германии и США.
Азиатская школа квиллинга отличается от европейской. Произведения европейских мастеров можно узнать по их лаконичности и простоте. Небольшие элементы из крученой бумаги составляют несложные композиции, украшающие открытки, фоторамки, шкатулки. Квиллинг в Европе чаще применяют именно для украшения каких-то необходимых бытовых предметов. В Корее и других азиатских странах квиллингисты создают из сотен мелких спиралек сложные композиции, причем они нередко не имеют утилитарного назначения, а существуют сами по себе: в качестве плоских или объемных картин, игрушек, фонариков и других украшений. Европейский жизненный уклад ассоциируется с постоянной спешкой, занятостью, рациональностью. Поэтому и произведения искусства здесь, как правило, лаконичны и просты. В Азии же до сих пор широко распространено созерцательное мировоззрение, которому чужда поспешность, но близки размеренность и любование прекрасным. Отсюда и тяга к созданию необычных, сложных, но в то же время утонченных произведений, глядя на которые, зритель понимает, сколько труда и терпения вложил автор в свой бумажный узор. Конечно, это не всегда обязательное правило, и во всех странах существуют мастера-«исключения».
В России, как и во многих уголках мира, квиллинг стал популярен не так давно. Однако сегодня последователей этой техники уже довольно много. Изделия из крученой бумаги зачастую не отличаются долговечностью. Но если создать правильные условия для их хранения и подобрать качественные материалы, можно продлить срок службы поделок на несколько десятков лет, используя их по назначению. С бумагой у нас ассоциируется представление о низкой прочности, но изделия в технике квиллинга опровергают это представление. Вазу для конфет или подсвечник из бумажных спиралей вполне доступно эксплуатировать длительное время, при этом ни один завиток не пострадает. Бумажное кружево, к удивлению многих, оказалось не только красивым, но и прочным материалом, открыв нам неизвестные до того свойства и возможности такого давно всем знакомого материала, как бумага.
2.2 Материалы и инструменты для квиллинга.
1. БУМАГА ДЛЯ КВИЛЛИНГА
К изготовлению изделий в технике квиллинга можно приступать только в том случае, если подготовлено рабочее место, подобраны инструменты и материалы. Для работы по скручиванию бумаги потребуется не только свободное пространство, но и много терпения: все этапы нужно выполнять спокойно, стараясь не испортить довольно хрупкий материал.
Лучше работать с бумагой на столе, но составлять композицию из готовых деталей удобнее на мольберте. Перед началом работы следует убрать со стола все лишнее, оставив только необходимые инструменты (их обычно располагают со стороны рабочей руки) и материалы (их удобнее разместить со стороны другой руки). Периодически стол нужно протирать сухой тряпкой или губкой, чтобы полоски бумаги не собирали на себя частички сора и пыли. Иначе потом будет сложнее очистить от них готовое изделие или его элементы. Кроме того, засоренная поверхность бумаги хуже сцепляется с клеем. Кстати, желательно постелить на стол клеенку или лист бумаги, иначе его поверхность можно испортить клеем. В специальные наборы для квиллинга, которые продаются в магазинах, часто входит небольшой планшет в виде доски из пробки или другого подобного материала.
Бумага
Бумага для квиллинга должна быть достаточно плотной, но не слишком толстой. Разумеется, доступно выполнить композицию даже из обычной офисной бумаги, но прочность такого изделия окажется не слишком большой. Можно использовать тонкий картон или специальную художественную бумагу для пастели. Главное, чтобы бумага была гибкой и держала форму. Насчет ее плотности мнения разных мастеров по квиллингу и производителей бумаги расходятся. К примеру, в России изготавливают бумагу плотностью 120–125 г/м2, в Корее – 116 г/м2, в среднем же плотность профессиональной бумаги для квиллинга колеблется в пределах 120–160 г/м2. Возможно, такое различие обусловлено тем, что корейская школа квиллинга основана на создании тончайших произведений искусства, а в России техника бумажной филиграни больше тяготеет к европейской, хотя и не так ярко проявляются у нас лаконичность и простота в композициях. Для сравнения заметим, что плотность среднестатистической офисной бумаги составляет 80 г/м2, а для некоторых поделок в технике квиллинга подходят калька и даже салфетки.
Если вы используете бумагу небольшой плотности (а это зачастую более удобно для начинающих квиллингистов), то после выполнения узора можно закрепить его, смазав прозрачным клеем. Для этой цели лучше взять кисточку.
Цвет бумаги зависит от задуманной композиции. Если бумага цветная, она должна быть окрашена полностью: в таком случае с 2 сторон и на срезе – один и тот же цвет. Иногда специально применяют бумагу с цветом среза, отличным от цвета ее плоскостей, если того требует композиция, или с отличающимися друг от друга цветами противоположных поверхностей.
Бумагу для квиллинга несложно приобрести в специализированных магазинах для рукоделия. Она продается наборами, состоящими из различного количества готовых полосок. Они могут быть одного или разных цветов, с золотистой или серебристой каймой либо без нее. Ширина полос также варьируется. Профессиональная бумага для квиллинга в больших объемах производится в Корее. Ее выпускают наборами из полос длиной по 27, 33 или 45 см и шириной по 1,5–15 мм. Не так давно бумагу для квиллинга стали производить в России. Но к отечественным производителям опытные мастера квиллинга пока относятся скептически. Возможно, со временем это пройдет. В любом случае каждый мастер выбирает такую бумагу, с которой ему удобнее работать.
Для листьев и других широких бумажных элементов, которыми часто украшают композиции в технике квиллинга, в магазинах можно подобрать специальные наборы из широких полос зеленого и других цветов.
Для изготовления цветов нетрудно приобрести специальную кристальную бумагу, которую создают в Корее на основе крепированной бумаги.( Приложение 1)
Цветы из кристальной бумаги выглядят как живые. После создания композиции ее элементы несложно покрыть специальным лаком для кристальной бумаги. С цветами из такой бумаги будут хорошо смотреться декоративные тычинки, пестики и маленькие насекомые, применяемые во флористических композициях.
Рисовая (или тутовая) бумага пригодится для создания фона в плоской композиции.( Приложение 2)
Бумага ханди – специальная цветная бумага ручной работы, производимая в Корее. ( Приложение 1) Ее плотность составляет, как правило, 70 г/м2. Такую бумагу используют для создания фона, листьев, широких цветов.
Специальный гофрокартон для квиллинга производят опять же в Корее.( Приложение 2)
Обычно в комплекте с набором разноцветных гофрополосок идет пара глазок для создания игрушки.
Исключительно для рукоделия можно приобрести готовые основы для открыток из прочной качественной бумаги, с прорезями или без.
Для создания фона в композиции доступно применять абсолютно любой картон с понравившейся вам текстурой (рисунком поверхности) и фактурой (рельефом поверхности).
Если нет возможности приобрести готовый набор для квиллинга, можно самостоятельно нарезать полосы, предварительно выбрав необходимую бумагу. Так поступает большинство мастеров квиллинга, поскольку в этом случае выбор плотности и качества бумаги более широк и полосы можно нарезать таких длины, ширины и формы, с какими удобнее работать самому человеку.
Резать бумагу лучше на специальном планшете для резки с помощью канцелярского ножа и небольшой металлической линейки (пластиковые линейки быстро становятся неровными, поскольку нож отрезает от них небольшие кусочки). С применением канцелярского ножа (в народе его иногда называют резаком) бумага стала нарезаться гораздо быстрее, чем ножницами, и ровнее. Причем важно прижимать бумагу линейкой к планшету, чтобы она не «уехала» в сторону во время резки. Нож следует держать вертикально, иначе скошенные им края бумаги будут впоследствии хуже приклеиваться к основе. Если нужно придать одному краю полосы бумаги фигурный вид, сперва нарезают канцелярским ножом полосы двойной ширины, а затем разрезают каждую полоску пополам фигурными ножницами.
Для квиллинга применяют полосы бумаги довольно разной ширины: от 1 до 9 мм. Но с полосками шириной 1 мм работать очень трудно, а полоски шириной 9 мм подходят, скорее, для изготовления объемных игрушек и редко применяются при создании плоских композиций или для украшения каких-либо предметов. Наиболее ходовая ширина – от 3 до 7 мм. Длина полосы колеблется от 20 до 60 см и зависит от того, какого диаметра и какой плотности должны быть готовые спирали. Из одной полосы изготавливают 1 спираль: отрезать лишнюю бумагу в процессе создания элементов композиции не очень удобно. Если нужна небольшая спираль, может подойти полоса длиной и в 10 см. Длину полосы следует подгонять до скручивания ее в спираль, отрезая лишнее. Крайне редко приходится склеивать 2 полосы в одну: это может потребоваться, если создаваемая деталь очень большая и длины стандартно нарезанных полос не хватает для ее изготовления. В таком случае сначала склеивают 2 полосы внахлест, стараясь сделать стык незаметным, а уже затем скручивают полученной длинной ленты спираль. С опытом мастер начинает подбирать длину и ширину полосок, как говорится, «на автомате», что значительно упрощает работу.
Еще один вариант материала для квиллинга – серпантин. По прочности он проигрывает всем другим видам бумаги, но прост в использовании.
Для создания необычной разноцветной спирали можно склеить несколько полос разных цветов или оттенков в одну.
Красиво смотрятся такие спирали с плавными переходами цветов: например от белого к красному через розовый или от красного к фиолетовому через все цвета радуги. Бумага способна сама по себе быть не однотонной, а с переходом от одного цвета к другому или с рисунком. Главное, не переборщить с применением такой бумаги, иначе композиция может получиться перегруженной.
Доступно использовать блестящую, перламутровую либо полупрозрачную бумагу или пленку. Совсем прозрачную пленку нужно применять для создания изящных украшений в интерьере: например для создания узора на ночной лампе. Если вместо бумаги взять пленку или картон с покрытием, то материал повлияет на выбор клея.
Полоски бумаги для квиллинга удобно хранить в коробке с перегородками, чтобы не путать ленты разных цветов и ширины. Такую коробку несложно сделать самостоятельно из обычной коробки из-под конфет, тонкого картона и скотча. Заготовку из картона надо вырезать на 10–15 см шире, чем коробка. Затем сложить ее так, чтобы получились отсеки с ровным дном и вертикальными «разделителями». С нижней стороны скрепить подложку скотчем для прочности и вложить ее в коробку из-под конфет – теперь можно укладывать полоски бумаги по категориям.
Я режу бумагу самостоятельно,так как это экономичней. Большинство практикующих мастеров квиллинга пользуются уже нарезанными бумажными полосками, которые упаковывают в пачки, содержащие разные цвета. Их можно приобрести в специализированных галантерейных магазинах.
Я использую полоски шириной 5 мм
Квиллинг хорош тем, что вам не нужен ни специальный кабинет, ни суперсложные профессиональные инструменты. Набор средств сводится к небольшому списку:
2.КЛЕЙ
Для склеивания бумаги лучше подойдет клей ПВА: он обеспечивает качественное сцепление поверхностей бумаги, но в то же время в случае ошибки ее несложно аккуратно отклеить. Клей ПВА не токсичен: его можно использовать без частого проветривания помещения. Если вы работаете с плотной бумагой или картоном, предпочтительнее использовать клей «Момент». Он немного токсичен, но более качественно склеивает материалы. Не следует использовать клей, схватывание у которого составляет доли секунды: совершив малейшее неосторожное движение, вы рискуете случайно приклеить бумагу к пальцам.
Есть даже клей с названием «ПВА-момент». Его не всегда можно найти, но он очень хорошо подходит для поделок в технике квиллинга.
Однако для склеивания сложных композиций, приклеивания торцевых частей заготовок на основу или скрепления их друг с другом (в несколько слоев), а также для создания объемных фигурок все же оптимальным выбором остается прозрачный «Момент».
При изготовлении изделий в технике квиллинга клей следует наносить на поверхность в небольшом количестве, точками, не касаясь края бумаги, чтобы места стыков выглядели аккуратно (в идеале они должны быть незаметными). Поэтому удобнее применять клей в тюбиках или бутылочках с небольшим отверстием. Можно наносить клей с помощью зубочистки (или поправлять ею поставленные точки, если они получились неаккуратными).
При работе с любым видом клея (ПВА или «Моментом») требуется придерживаться следующего правила: клей нанести на чистую сухую поверхность, выдержать 10–30 с и плотно прижать склеиваемые поверхности друг к другу. Не обязательно фиксировать их так длительное время. Главное – выдержать время непосредственно перед склеиванием.
Удобен для нанесения дозированного количества клея на бумагу клеевой пистолет для рукоделия, работающий с различного рода термоклеями. Как правило, клеевой пистолет имеет узкую насадку для работы в труднодоступных местах. Такой пистолет можно приобрести в специальных магазинах. Чаще его применяют для создания объемных композиций.
Кроме двух описанных видов клея существует множество других, предназначенных для склеивания бумаги и картона. Какой из них выбрать – решать вам. Здесь все зависит от личных предпочтений и собственного удобства. Тип клея можно подобрать опытным путем. Главное – не использовать слишком жидкий клей: это неудобно. Клей должен быть достаточно густым. Кроме того, он обязан достаточно быстро высыхать (иначе вы не получите полного удовольствия от работы) и не оставлять следов на бумаге. Клеящий карандаш подходит разве что для детских работ.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Иногда в композиции из одних лишь бумажных спиралей чего-то не хватает. В таком случае на помощь могут прийти атласные ленточки, бусины, микробисер, пайетки и другие популярные материалы для рукоделия. В качестве основы для плоских композиций несложно взять ажурную салфетку или сделать фон в технике декупажа. Для создания бижутерии потребуются различные замочки, нитки и веревочки. При изготовлении объемных изделий часто необходима основа в виде какого-либо объемного элемента. Выбор дополнительных материалов очень широк.
4. ИНСТРУМЕНТЫ
Можно услышать (или прочитать), что это искусство требует приобретения специальных инструментов. Однако это абсолютно не обязательно. С таким же успехом несложно применять привычные канцелярские инструменты и подручные вещи. Если все же возникнет желание использовать специальные приспособления, их всегда доступно приобрести в магазинах с товарами для рукоделия.
5. ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ НАКРУЧИВАНИЯ БУМАГИ
Для скручивания полос бумаги в спирали чаще применяют шило. Его диаметр должен быть примерно 1 мм. Поскольку шило имеет заостренный конец, пользоваться им не всегда удобно (что зависит от мастера и его привычек): бумага способна соскальзывать с кончика инструмента. В этом случае применяют любой стержень такого же диаметра с постоянным сечением (может подойти стержень от шариковой ручки).
В Европе для квиллинга используют специальный металлический (из легкого алюминиевого сплава) или пластиковый стержень с засечкой на конце.( Приложение2)Такой стержень опять же можно изготовить из обычного пластикового стержня от авторучки, ножом сделав на его конце зарубку. Глубина зарубки должна быть около 1,5 см. Важно, чтобы ее края были ровными, поэтому вырезать ее нужно очень аккуратно.
Бумажную полосу плотно наматывают на шило или стержень, следя за тем, чтобы после отделения бумаги от стержня спираль получилась необходимого диаметра (если бумага плотная, после ее снятия спираль необходимо придерживать). Если применяют стержень с зарубкой на конце, кончик бумажной полосы вставляют в эту засечку, прижимают и только затем накручивают на стержень. В таком случае центральный завиток в спирали может получиться не совсем аккуратным и слишком большим по диаметру (все-таки стержень толще, чем обычное шило), но зато пользоваться подобным инструментом удобно даже ребенку. К слову, птичьи перья, которыми пользовались в Европе в Средние века, также имели специальные засечки на кончике.
Шило или стержень – основной инструмент в квиллинге, поэтому важно, чтобы его ручка была удобной. Стержнем без ручки пользоваться достаточно тяжело. Однако можно заметить, что многие мастера используют в качестве стержня зубочистки, деревянные шпажки, карандаши, кисточки и все те же кончики птичьих перьев, которые применялись в Средние века. Деревянную зубочистку или толстую тупую иглу можно для удобства вставить в пробку от бутылки – получится инструмент с самодельной ручкой. Для создания из швейной иглы расщепленного инструмента нужно отломить часть ее ушка и получившуюся деталь вставить острым концом в пробку или в карандаш с резинкой на конце. Зубочистку можно расщепить, чтобы раздвоенный конец служил все тем же удобным креплением для кончика бумаги. Маленьким детям лучше использовать деревянные инструменты, избегая контакта с острым шилом.
Кому-то нравится закручивать бумагу ножницами. В таком случае полоску не накручивают на инструмент (в данном случае – ножницы), а завивают краем одной плоскости ножниц, натягивая от кончика к кончику полосы бумаги.
Как бы ни продвинулись современные технологии, и сколько бы специализированных инструментов ни предлагали магазины, каждый мастер выбирает инструменты, руководствуясь прежде всего критериями удобства их применения и качества конечного результата работы.
6.ЛИНЕЙКА С ОКРУГЛЫМИ ОТВЕРСТИЯМИ.
Линейку или дощечку с круглыми отверстиями различных диаметров применяют для придания спиралям необходимых размеров (Приложение2). Эту линейку называют также трафаретом. Скрученную бумажную спираль кладут в нужное по диаметру отверстие и склеивают, придавая ей окончательный размер.
Для этих целей можно использовать обычную канцелярскую линейку «с кружочками». Специальный инструмент для квиллинга подобного рода практически ничем не отличается от линейки; разве что внешним видом, количеством одинаковых отверстий (в трафарете для квиллинга чаще по несколько отверстий с одинаковым диаметром) и местом продажи. Главное – подобрать линейку или специальный инструмент с такими диаметрами, которые вы будете применять для создания спиралей.
Для придания заготовкам необычной формы может быть удобна линейка с овальными, треугольными и квадратными отверстиями. У многих детей в школьном канцелярском наборе есть офицерская линейка с различными фигурками и формами ее края. Она также способна пригодиться.
При отсутствии линейки и трафарета можно использовать пустую упаковку из-под таблеток достаточно большого диаметра.
7 .ПИНЦЕТ
Пинцет используют для выполнения тонкой мелкой работы. Недаром квиллинг называют бумажной филигранью.
Зачастую мелкие детали удобнее держать пинцетом, чем руками: меньше вероятность помять бумагу, уронить спираль или приклеить не туда, куда нужно. Впрочем, этот инструмент вы вправе считать необязательным.
Кончики пинцета должны быть острыми, с гладкой поверхностью и при сжатии точно сходиться друг с другом. На них не должно быть неровностей и зазубринок, иначе на бумаге от них станут оставаться следы. Выбирая пинцет для работы, обратите внимание на то, не слишком ли много усилий приходится прилагать для его сжатия. Пинцет обязан крепко держать бумагу, не сдавливая ее.
Пинцет наряду с зубочисткой способен пригодиться при подклеивании кончика бумажной ленты к спирали.
8.НОЖНИЦЫ
Ножницы применяют для разрезания бумаги и, как уже было сказано, для закручивания спиралей. Ножницы должны быть острыми, с удобными ручками. Для создания необычных композиций можно использовать фигурные ножницы, которые режут бумагу волной или зигзагом. Только помните, что фигурный край бумажной полосы обязан оставаться в композиции неприклеенным.
Для нарезки бахромы на бумажной ленте лучше использовать тонкие швейные ножницы.
9. КАНЦЕЛЯРСКИЙ НОЖ И ПЛАНШЕТ
Канцелярский нож – более профессиональный инструмент для нарезания полос бумаги. Но им желательно пользоваться только на специальном планшете, чтобы не испортить поверхность стола. Планшет может быть пластиковым или деревянным. Бумагу режут по металлической линейке.
При желании доступно использовать канцелярский нож и для закручивания спиралей (аналогично ножницам).
10.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
В квиллинге иногда применяют бумагу с бахромой, гофрированную и бумагу с волнистыми или зигзагообразными краями.
Если с последним вариантом все понятно (можно использовать фигурные ножницы), то гофрированная бумага и бахрома довольно сложны в изготовлении своими руками. Для создания бахромы применяют специальный механизированный резак (фрингер) (Приложение 2), через который пропускают бумажную ленту, тем самым нарезая ее с одной стороны на полоски небольшой ширины. Вторая половина ленты остается цельной. Этот резак не похож на привычный для нас канцелярский нож, а скорее напоминает рубанок, представляя собой довольно массивный уголок с фиксаторами для бумаги, ручкой и самим механизмом нарезки. При нажатии на ручку инструмент режет часть полосы бумаги, которая находится в нем, и продвигает ленту дальше.
Если нарезать бахрому вручную, можно потратить уйму времени. А при использовании автоматического резака целую ленту несложно обработать за считанные секунды. Однако если нужно сделать 1 цветок с бахромой, не стоит тратить средства: инструмент достаточно дорогой. Кроме того, многие мастера недолюбливают подобные машинки, поскольку бахрома получается слишком правильной, одинаковой и кажется, что изделие создано не руками человека, а в рамках массового промышленного производства. Если все же решите приобрести приспособление для нарезки бахромы, обратите внимание на отзывы по поводу срока их службы и на модель машинки: некоторые из них ломаются через пару недель после их покупки.
Для создания гофрированной бумаги потребуются обычная бумажная лента и специальный инструмент, состоящий из двух зубчатых колесиков на подставке, напоминающих часть какого-то часового механизма. Этот инструмент называют «обжимателем бумаги», или кримпером (Приложение 3) . Между его колесиками вставляют конец бумаги, проталкивают через устройство и вытягивают на себя, заставляя колесики вращаться, сминая между собой всю бумажную полосу. Такой механизм можно изготовить самостоятельно, прикрутив 2 колесика (можно даже от детской машинки или другой механической игрушки) на любую основу так, чтобы они крутились, плотно соприкасаясь друг с другом (покрутишь 1 колесо – сразу начинает крутиться 2-е). Можно извлечь уже готовое приспособление из старого сломанного принтера или смастерить его из деталей конструктора Lego.
Есть и другие обжиматели бумаги – с ручкой для удобства держания в руках и рамой, в которую вставлены 2 продолговатых цилиндрика, действующих по принципу вышеописанных колесиков. Обжиматель бумаги не такой дорогой инструмент, как механизм для создания бахромы. Кроме того, его применяют во многих других видах рукоделия, связанных с бумагой.
Булавки, кнопки и другие подобные инструменты применяют для фиксации листа на мольберте или планшете, временного крепления деталей при создании композиции и для обозначения ее узловых точек на листе.Булавки с шариками на конце применяют также для создания обверток, о которых будет рассказано в разделе об основных формах. Для изготовления обверток понадобится также небольшой кусок пенопласта или другого подобного материала, на который можно положить лист бумаги или ткани и в который легко станут входить булавки.
2.3 Способы скручивания бумаги.
Создание любой поделки в технике квиллинга начинается с закручивания в спирали полос бумаги. По сути самое главное в квиллинге – научиться выполнять этот этап работы.
Спирали, или роллы, могут быть различных форм и размеров. Но сначала разберемся в технике изготовления завитков.
1. Бумажную полосу следует взять 2 пальцами «неглавной» руки (большим и указательным) и ногтем большого пальца другой руки провести по полосе бумаги, слегка ее закрутив. При этом можно положить кончик бумаги на стол или помогать указательным пальцем второй руки. Один конец полоски должен получиться слегка завитым.
2. Прицепить загнутый кончик бумаги к шилу или стержню, плотно накрутить несколько витков, создав спираль.
3. Действовать так, как удобнее. Можно и дальше накручивать спираль на шило (стержень), а доступно и снять завиток, не распуская его, и продолжить закручивать руками. Скручивая диск руками, важно следить, чтобы бумажная лента оставалась в плотной спирали. Для чего нужно постоянно перехватывать ее пальцами.
4. Когда вся полоса бумаги свернута в спираль, следует слегка распустить ее, чтобы она получилась нужной плотности. Размеры можно подобрать с помощью линейки с круглыми отверстиями. Затем спираль закрепляют клеем и придают ей необходимую форму. Определенную форму получают, сжимая или сминая круглую спираль. Заготовку держат 2 пальцами одной руки, формуя ее 2 пальцами другой руки.
Если заготовка получилась слишком плотной и сама по себе не распускается, положите ее в нужное отверстие в линейке и несколько раз слегка сожмите пальцами с боков. После чего спираль должна распуститься.
Основные формы, или заготовки, в квиллинге могут быть плотными и разреженными, полными и пустыми, простыми и сложными, обычными и эксцентрическими. Прежде чем приступать к созданию задуманной композиции в технике квиллинга, следует потренироваться в создании основных форм, которые нужны для нее. Для тренировки лучше взять полосы бумаги длиной 10 см и шириной от 3 до 10 мм. Но сперва разберемся в их классификации.
Плотные заготовки не содержат между витками бумаги пустых пространств: лента крепко скручена и напоминает бумажный цилиндрик. Разреженные заготовки, напротив, содержат пустоты, создающие игру света, из-за чего композиции из подобных форм выглядят ажурными. Полные заготовки могут быть как плотными, так и разреженными. Их отличие от пустых в том, что плотные не содержат внутри дырок – пространств, не заполненных завитками бумаги. Эксцентрические формы имеют определенную особенность: их центр смещен в одну из крайних точек заготовки. Причем это смещение производят при ослаблении спирали и придании ей необходимой конфигурации по трафарету.
2.4 Изготовление простых форм
Рассмотрим наиболее популярные основные формы.
1. Заготовка «жгут», или «тугая спираль», или «плотный рулончик основания». Эта заготовка представляет собой плотно скрученную спираль. При ее скручивании нельзя допускать ослабления завитка, а после завершения спирали ее сразу скрепляют клеем, не распуская. Спираль получается не ажурной, но очень плотной и прочной. Форму «жгут» используют при изготовлении подставок и каркасов для объемных изделий
2. Заготовка «бублик», или «тугая спираль с отверстием», или «плотный круг основания». Эту заготовку можно создать аналогично «жгуту», но в качестве стержня взять, например, круглый карандаш или другой предмет с круглым сечением нужного диаметра. До снятия со стержня надо обязательно подклеить внешний конец к спирали, а внутренний конец можно подклеить как в самом начале накручивания, так и после снятия заготовки. При снятии с основы необходимо придерживать центр спирали 2 пальцами (рис. 2).
3. Заготовка «свободная спираль». Она является базовой, ее изготовление описано выше
4. Заготовка «разреженная спираль с плотной рамкой». Ее можно сделать двумя способами. Первый вариант – скрутить отдельно «бублик» и «свободную спираль» таких диаметров, чтобы спираль вплотную поместилась в отверстие «бублика». Второй способ – при изготовлении «бублика» не подклеивать внутренний конец полоски, а после снятия со стержня аккуратно накрутить его на стержень меньшего диаметра, создав внутреннюю спираль .
5. Заготовка «тугой овал с отверстием». Для создания этой формы нужно воспользоваться алгоритмом по изготовлению формы «бублик», но в качестве стержня взять предмет с овальным сечением (например маркер или столовую ложку). А можно сделать «бублик» и сплюснуть его с двух сторон, тогда на узких сторонах овала полоски будут слегка разреженными .
6. Заготовка «разреженный овал с плотной рамкой». Она выполняется по тому же принципу, что и «разреженная спираль с плотной рамкой», но либо на овальном стержне, либо с последующим сплющиванием готовой круглой спирали.
7. Заготовка «свободный овал». Выполнить заготовку «свободная спираль» и после снятия со стержня придать ей форму с помощью овального отверстия в линейке. Если линейки с овальными отверстиями нет, можно просто сплюснуть спираль с двух сторон после подклейки внешнего конца (рис. 7).
8. Заготовка «капля». Круглую спираль сжать с любой стороны в одном месте, вытягивая сжатый уголок наружу спирали. При этом пальцами другой руки надо слегка оттягивать центр спирали в противоположную сторону. Основная форма действительно получается похожей на каплю (рис. 8).
9. Заготовка «тугая капля с отверстием». Для создания этой формы начать накручивать на стержень нужного диаметра заготовку «бублик», предварительно подклеив внутренний конец полосы. После накрутки 2–3 витков снять форму со стержня, сделать из нее «каплю», придерживая внешний свободный конец, и продолжать накручивать на полученную форму оставшуюся полосу бумаги, плотно прижимая ее к форме и при необходимости подклеивая
10. Заготовка «широкая капля». Требуется взять готовую «каплю» и, придерживая 2 пальцами за острый конец, слегка надавить на выпуклую часть формы. Получится немного сплющенная «капля»
11. Заготовка «изогнутая капля». Снова отталкиваемся от формы «капля»: взять ее 2 пальцами одной руки за торцевые поверхности, а 2 пальцами другой руки захватить боковые поверхности острого конца фигуры и провести ногтем по одной из боковых граней до острого угла, чуть надавливая и выгибая одну сторону заготовки. Уголок загнется в нужную сторону
12. Заготовка «глаз», или «миндальный орех». Взять «свободную спираль» и сжать так же, как форму «капля», но не с одной, а с двух сторон, оставив центр спирали посередине заготовки
13. Заготовка «лист», или «изогнутый миндальный орех». Сначала следует создать форму «глаз», затем 2 руками взяться за боковые поверхности острых концов заготовки и оттянуть по принципу изготовления «изогнутой капли», но в противоположные стороны
14. Заготовка «огонек», или «свеча». Создать основную форму «глаз» и один ее острый конец загнуть таким же образом, как при изготовлении «изогнутой капли»
15. Заготовка «перо». Она очень похожа на «глаз» и создается по такой же схеме. Но во время сжатия 2 сторон один конец следует сжать больше, слегка оттянув центр спирали в противоположную сторону
16. Заготовка «кристалл». Сначала надо сделать форму «перо», а затем 2 пальцами слегка заострить 2 изгиба на выгнутых сторонах фигуры
17. Заготовка «лепесток», или «копье». Сначала спирали придать форму «капли», затем округлую ее часть вминать внутрь ногтем большого пальца (прикладывая его вдоль бумажной полосы), формируя некое подобие сердечка или треугольника с одной вогнутой стороной. Можно сделать «копье» из заготовки «треугольник»
18. Заготовка «стрелка». Создать основную форму «копье», а затем, придерживая пальцем вогнутую часть заготовки, 2 пальцами другой руки взять острый конец «копья» и слегка вдавить его внутрь заготовки. Отпустить фигуру и подправить ее форму
19. Заготовка «стрела». Эту форму можно создавать по схеме изготовления «лепестка», но, вминая округлый конец «капли» внутрь заготовки, следует ногтем создать внутри вогнутой части перелом бумаги, затем сложить фигуру в одну линию по оси этого перелома и острого конца «капли», после чего освободить деталь, распустив ее до нужной ширины. Можно создать «стрелу» из «треугольника», прижав 2 его угла друг к другу
20. Заготовка «полукруг». Сперва требуется сделать базовую заготовку «свободная спираль», затем, придерживая спираль за торцевые стороны, вдавить ее в стол до образования полукруга. Полученную фигуру подправить в случае необходимости. Можно сделать «полукруг» и без помощи горизонтальной поверхности: сжать 2 уголка по принципу создания «глаза», но так, чтобы меньшая сторона получилась прямой, а большая – выпуклой
21. Заготовка «долька». Эту форму проще делать по той же схеме, что и «полукруг». Только при вдавливании спирали в горизонтальную поверхность следует остановиться чуть позже после того, как получится полукруг. Затем прямую сторону слегка вдавить внутрь заготовки. Получится «долька». Но можно отталкиваться и от формы «капля»: пригнуть угол к противоположной выпуклой стороне и создать еще 1 уголок в том месте, до которого дотянулся первый угол. Слегка распрямить деталь
22. Заготовка «полумесяц». За основу берем алгоритм выполнения заготовки «глаз». Но в данном случае защипывать уголки не по диаметру спирали, а со смещением – так, чтобы одна сторона между уголками была чуть больше другой. Сразу после заострения уголков оттянуть их друг от друга и одновременно сворачивать в сторону меньшего расстояния между углами. Чем меньше разница между сторонами, тем тоньше получится «полумесяц». Название заготовки условное
23. Заготовка «ухо кролика». Для начала следует создать «полумесяц», а затем, как при изготовлении «пера», сделать выпуклый акцент ближе к одному из уголков заготовки. Традиционное «ухо кролика» выполняют с закругленными уголками (просто не нужно их сильно заострять), но это не обязательно (рис. 23).
24. Заготовка «выпуклая долька». При создании «дольки» прямую сторону не вдавливают внутрь формы, а наоборот, слегка оттягивают наружу
25. Заготовка «квадрат». Взять форму «глаз» и оттянуть выпуклые стороны фигуры, создав еще 2 угла. Слегка расправить заготовку, выровняв стороны квадрата
26. Заготовка «прямоугольник». Для его создания нужно опять же взять форму «глаз» и оттянуть 2 дополнительных угла на противоположных концах любого диаметра, но не так, чтобы получились 4 одинаковые стороны, а немного со сдвигом. То есть защипывать надо не центры выпуклых сторон «глаза»
27. Заготовка «ромб». Он может быть с вогнутыми или прямыми сторонами. Для его изготовления требуется взять форму «глаз», заострить выпуклые стороны и слегка растянуть заготовку, придав ей ромбовидную форму. Чтобы получить ромб с вогнутыми сторонами, следует слегка придавить их пальцами к середине фигуры, а затем отпустить
28. Заготовка «треугольник». Для создания «треугольника» надо сделать «каплю» и расплющить ее выгнутую часть, сделав 3 прямые стороны. Фигура может быть как равносторонней, так и разносторонней – в зависимости от того, какие треугольники нужны в задуманной композиции. Есть и второй способ выполнения «треугольника»: взять «свободную спираль» и в трех местах на ней вытянуть уголки, защипнув спираль указательным и большим пальцами одной руки и сплюснув 3-ю сторону пальцем другой руки
29. Заготовка «птичья лапка». Взять форму «треугольник» и согнуть одну сторону этой фигуры пополам наружу, направив прилегающие к ней углы в сторону 3-го угла. Сильно прижать углы ближе друг к другу
Есть основные формы, для создания которых не требуется клея. Это так называемые свободные заготовки. Для остальных фигур постоянно приходится пользоваться тюбиком клея, выдавливая из него по капельке и сразу закрывая его. Поэтому на столе удобно держать чистую тряпочку или губку, о которую можно вытереть кончик тюбика, не испачкав руки.
30. Заготовка «сердце». Сделать заготовку «капля», перевернуть и с помощью стержня сделать углубление в выпуклой части фигуры, вдавив ее середину внутрь формы
31. Заготовка «конус». Создавая эту форму, необходимо следовать указаниям по изготовлению «тугой спирали» или «бублика», но спираль наматывать с отступом каждого последующего завитка от края предыдущего. Получится конусообразная форма, которую используют для изготовления объемных изделий. На «конус» похожа форма «чаша», только в ней переход от самого широкого к самому узкому завитку идет по кривой. Как «чашу», так и «конус» можно создать из готовой «тугой спирали», выгнув ее так, чтобы получилась нужная форма. В результате несложно сделать даже полусферу, а из двух чаш составить шарик или яйцо. Интересно смотрятся такие заготовки из разноцветных лент. После изготовления «чаши» ее внутреннюю поверхность следует смазать клеем, чтобы заготовка не деформировалась
32. Заготовка «рыхлый завиток», или «открытый завиток», или «стружка». Взять ленту бумаги и закрутить один ее конец спиралью, оставив другой конец свободным, не подклеивая и не загибая его .
33. Заготовка «открытое сердце». Полосу бумаги согнуть пополам. Каждую половинку по очереди превратить в завиток. При этом 2 завитка должны быть обращены друг к другу
34. Заготовка «V», или «рожки». Весь процесс аналогичен схеме создания «открытого сердца», но завитки как бы отвернулись друг от друга и «смотрят» наружу, т. е. в разные стороны. Из данной заготовки можно сделать «закрытую V», или «ножницы». Для чего надо склеить внутренние стороны завитков.
35. Заготовка «S», или «змейка». Для создания этой формы сначала следует наметить середину полоски, не сгибая ее пополам. Затем 1 половинку полосы сворачивают спиралью в 1 сторону, а 2-ю половинку – в другую сторону (рис. 40).
36. Заготовка «В», или «витая булочка». Оба конца бумажной полосы нужно скрутить спиралью навстречу друг другу. Если 2 завитка обязаны быть одинаковыми по размерам, то каждую из 2 спиралей следует скручивать из половины взятой ленты. Если же один завиток должен получиться меньше другого, рассчитать, сколько ленты надо потратить на него, а сколько – на больший завиток. В любом случае до склеивания заготовки можно подправить размеры завитков по отношению друг к другу, если что-то вышло не так. Когда завитки сформированы, допустимо склеить их в месте соприкосновения, но это не обязательно
42. Заготовка «двойной завиток», или «веточка». Согнуть полосу бумаги так, чтобы одна сторона получилась в 2 раза больше другой (это базовое соотношение, но можно взять любые другие пропорции). Большую часть сворачивать спиралью в сторону меньшей. В ту же сторону или в обратную закручивать меньшую часть. Эту заготовку можно выполнить также из двух «открытых завитков» разных размеров, склеив их свободные концы (рис. 42).
Обвертки
Вопреки распространенным стереотипам, фигуры для квиллинга можно создавать не только с помощью накручивания спирали на стержень. Существует еще и такая техника, как обвертки. Преимущество этой техники в том, что из полос бумаги мастер формирует сложные фигуры с высокой степенью точности, минуя стадию базовой спирали. Как же это получается?
Для начала следует найти небольшой лист пенопласта или другого подобного материала. Подойдет плоская потолочная плитка без узоров. На эту основу кладут миллиметровую бумагу, в которую в определенном порядке вертикально втыкают булавки с ушками или шариками на конце. Удобнее использовать булавки с цветными шариками, поскольку они более заметны. На эти булавки и натягивают бумажную ленту, создавая узор. Вместо миллиметровой бумаги можно взять бумагу в клеточку или даже ткань с соответствующим узором. Все зависит от того, какая степень точности требуется при выполнении узора.
В принципе, можно обойтись вовсе без бумаги и втыкать булавки просто в основу, если у мастера хороший глазомер (умение на глаз определять расстояния и углы).
Итак, обвертка – это способ скручивания бумажных узоров на определенным образом расположенных вертикально стоящих булавках. Данная техника известна также под названиями «хаскинг», «петельчатый квиллинг» и «колосковый квиллинг». В статьях на английском языке можно встретить термин wheatearing, что в переводе означает «пшеничный колос».
Слово husk в одном из своих значений переводится как «колосковый орнамент», т. е. орнамент, представляющий собой ряд уменьшающихся к центру завитков в виде цветка колокольчика, скорлупки ореха или колоска. Такой стилизованный орнамент активно применяли при декорировании мебели в XVIII в.
«Колосковый квиллинг» обязан своим названием тому, что в этой технике основной формой, или базовым элементом, является колосок (самая простая обвертка, которую можно создать и без помощи булавок). А определение «петельчатый квиллинг» обвертка получила благодаря тому, что любые ее детали создаются с помощью закручивания бумажных петель.
Обвертки могут быть простыми и сложными Простые обвертки создаются, как правило, на булавках, расположенных в 1 ряд, и имеют незамысловатые очертания, напоминающие ту или иную основную форму. Сложные обвертки бывают нескольких видов и требуют большего внимания при их изготовлении. При создании любой обвертки для удобства можно пронумеровать булавки на бумаге рядом с их основанием, чтобы в ходе работы лучше ориентироваться в последовательности формирования узора.Количество их вариаций стремится к бесконечности. Каждый мастер в состоянии сам создать схему необходимого ему элемента и выполнить его в технике обвертки, меняя количество булавок и их расположение. Рассмотрим подробнее эту технику.
Обмотав бумажную ленту вокруг первых 2 булавок, следует подклеить свободный конец в месте его стыка с полосой и подождать, пока он хорошо «сядет» на клей. Затем нужно продолжать работу, натягивая ленту между булавками. Когда узор будет закончен, обрежьте оставшуюся свободной ленту и подклейте кончик бумаги к фигуре. Подождите, пока клей высохнет и закрепит деталь. Теперь можно вынуть булавки из основы и при помощи пинцета поместить заготовку на предназначенное ей место в композиции. Здесь есть небольшой секрет: вытягивать булавку надо вращательными движениями, т. е. поворачивая ее вокруг оси. Это поможет не повредить бумагу с разметкой и саму деталь.
При создании деталей в технике обвертки все уголки получаются одинаково закругленными: острые углы в ходе оборачивания ленты получить невозможно, поскольку булавки имеют диаметр стержня, хотя и маленький. Для того чтобы заострить углы детали, надо после освобождения основы от булавок аккуратно взять бумажный элемент пинцетом и свободной рукой сжать скругленные углы, придав им острую форму.
Чтобы сделать сложную обвертку более устойчивой, можно выполнять несколько витков вокруг 2 булавок (по принципу создания плотных основных форм). Также для придания элементу прочности вокруг него несложно сделать рамку, обернув бумажную ленту вокруг всех булавок, как показано на рисунке 546 (а вообще можно создать элемент и без рамки). Очень важно запомнить, что все соприкосновения завитков в сложной обвертке необходимо закреплять капелькой клея и выдерживать некоторое время, чтобы деталь высохла. Это не позволит элементу рассыпаться прежде, чем он попадет на свое место в узоре.
Поскольку работа в технике обвертки очень тонкая, пинцета и зубочистки может быть недостаточно для выполнения операций с мелкими деталями. В этом случае используют все ту же булавку с шариком. Можно применять и обычную швейную иголку, но это противоречит и технике безопасности, и удобству (только если вы не приделаете к игле ручку из пробки или другого материала).
Начинать лучше с отработки навыка создания простых фигур. Можно просто иногда радовать себя и родных небольшими приятными поделками, выполненными в этой технике.Если вы достаточно настойчивы и готовы посвящать квиллингу много времени, то в итоге у вас может получиться настоящий шедевр, стоит лишь немного пофантазировать.
2.5 Композиционные приемы
Очень часто в описании того или иного приема мы использовали слово «композиция». Поскольку квиллинг – это искусство, при создании любого изделия должна быть правильно подобрана композиция.
Композиция – это такое сочетание элементов, при котором они создают единое гармоничное целое. То есть при взгляде на поделку или украшение должно создаваться впечатление, что лучше расположить детали в них просто невозможно.
Существуют общие для всех изобразительных искусств композиционные приемы, которые в состоянии пригодиться и в квиллинге.
Располагая детали композиции на листе или в пространстве, можно сосредоточить акцент на ее геометрическом либо смысловом центре или же разместить основную массу элементов в соответствии с золотым сечением. Золотое сечение – это композиционный прием, при котором нечто целое делится на 2 части так, что меньшая часть относится к большей так же, как большая – ко всему целому. Грубо говоря, меньшая часть при этом будет занимать чуть более трети от целого. Стандартные листы (А0, A1, А2, А3 и т. д.) размерами своих сторон соответствуют принципам золотого сечения. Композиция на основе золотого сечения более гармонична и хорошо воспринимается зрителем.
Один из наиболее популярных композиционных приемов – ритм. Ритм – это чередование схожих элементов в определенной последовательности. Повторение одной и той же детали в разумных и оправданных количествах способно обогатить композицию, подчеркнуть какое-то важное место в ней, направить взгляд зрителя по определенной траектории.
Частный случай ритма – метрический ряд. Его особенность в том, что элементы абсолютно одинаковы и чередуются с равными интервалами. На основе метрических рядов построены практически все орнаменты.
Композиция может быть статичной или динамичной. Здесь не имеется в виду, что изделие станет совершать физические перемещения. Статичной называют композицию, элементы которой расположены симметрично или таким образом, что, глядя на нее, зритель почувствует устойчивость, уверенность, равновесие. Наиболее устойчивое положение имеют композиции, смещенные чуть вверх от центра листа. Динамичная композиция всем своим видом выражает движение: полет, падение, скольжение, подъем и т. д. Она неустойчива и предполагает неравномерное асимметричное расположение элементов на листе или в пространстве.
По отношению друг к другу части композиции могут быть контрастными (по цветам, размерам, очертаниям) или нюансными. Один элемент в состоянии спорить с другим или подчиняться ему.
Композиции в квиллинге несложно разделить на 2 типа по их расположению в пространстве: фронтальные (плоские) и объемные. Если композиция предназначена для обзора со всех сторон, ее следует считать объемной.
Сегодня квиллинг настолько изменился и расширил свои возможности, что его разновидности не ограничиваются одними лишь типами бумажных полос. Есть квиллинг из жестяных полосок (Приложение 3), полосок от алюминиевых банок, квиллинг из фольги и даже квиллинг из сладкой мастики (Приложение 3),джутовый квиллинг(Приложение 5). Хорошо натренировавшись, можно совместить кулинарию с рукоделием и создавать настоящие произведения искусства в виде украшений для тортов.
На построение композиции очень сильно влияют цвета ее элементов. Цвета обязаны гармонировать друг с другом. Их восприятие зависит также от того, где станет располагаться изготовленное панно и какое в этом месте будет освещение. Не следует помещать изделия в технике квиллинга в затемненное пространство: эффект ажурности если не пропадет, то окажется едва заметным. А вот подчеркнуть красоту бумажного кружева с помощью лампы или специальной подсветки можно и даже нужно.
Плоские (фронтальные) композиции (Приложение4), бывают совсем плоскими или с небольшим объемом. Абсолютно плоское изделие получается из элементов, выложенных в 1 слой параллельно листу основания.
Если же в композиции закрепить элементы под углом к плоскости основания или наклеить их в несколько слоев, можно получить эффект объема (Приложение 3).
ГЛАВА 3
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Техника безопасности и самоконтроль
Чтобы создать этот проект, нужно знать основные правила безопасности:
1.Аккуратно пользоваться ножницами
2. Мыть руки после клея
3. Не разбрасывать ножницы, где попало
4. Убирать за собой клей, так как он может разлиться и испортить работу
Правила работы с ножницами:
Требования к изделию
Изготовить красивое, недорогое и оригинальное изделие, несложное, но интересное в исполнении для украшения кухни или которое стало бы приятным подарком близким
3.2 Первоначальные идеи:
Я рассмотрела несколько вариантов:
1. Ваза для цветов.
Сначала показалось, что эта ваза выполнена в технике квиллинг, но она выполнена в технике бумажной флиграни и я передумала.
2.Панно.
Второе ,что мне пришло в голову, это панно. Я могла подарить его маме или бабушке. Но для меня сделать картину показалось банально и я не стала её делать.
3. Конфетница
Мне пришла в голову мысль: « А что если сделать конфетницу и декорировать ее в технике «квиллинг»?!» Да, действительно, можно – оригинально. И я решилась.
3.3 Трудности при изготовлении изделия:
При изготовлении моего изделия у меня возникли небольшие проблемы:
1.Cначало шар из ниток получился не достаточно прочным, чем нужно. Эту проблему
я решила очень просто и внесла изменения в рецепте смеси клея –добавила в клей 50 мл воды и 2 с. л крахмала
2. Я внесла изменения в конструкции самого чайника –изменила форму носика. Первоначально думала сделать носик из вырезанной полоски второго шара, но когда носик был готов , мне не понравился результат и я решила сделать его более реалистичным.
3.4 Технология изготовления.
Начинать составление композиции надо с изготовления основы –чайника отдельных деталей цветов, размещения цветов на основе учитывая пропорцию.
При составлении композиции следует помнить о гармоничном цветовом сочетании, фокусной точке (композиционном центре), равновесии и ритме
Начинать составление композиции надо с изготовления основы –чайникаотдельных деталей цветов, размещения цветов на основе учитывая пропорцию. При составлении композиции следует помнить о гармоничном цветовом сочетании, фокусной точке (композиционном центре), равновесии и ритме.
1. Основа шарика. Берем 2 воздушный шарика, надуваем небольших размеров, завязываем. Далее нитки х/б и клей ПВА. Клей наливала в небольшую баночку ( у меня из под детского творожка) опустила в нее нитки и наматывала на шарики в хаотичном порядке. Через сутки шарик извлекла. Наметила на одном шарике карандашом крышечку и обрезала не до конца. Приклеила тесьму по контуру и бусину в центр.
2. Ручка.взяла второй шарик . Вырезала прямоугольник (2х10) и приклеила (а можно и нитками пришить) к основе чайничка. Для украшения приклеила тесьму.
3. Носик. За основу взяла обыкновенный заварной чайник. Главное, чтобы его носик был узким вначале и расширялся у основания. Смазала носик чайника вазелином (крем, масло и т.п.) аккуратно наложила пищевую пленку, сформировав тем самым носик, покрутила, повертела, чтоб потом легче было снять. И намотала на эту основу нитки с клеем. Место, где носик крепится к чайнику сделала поплотнее. Оставила застывать. Затем сняла пленку и вуаля - вот он носик.
4. Чайник (шарик) для устойчивости стоит как бы на подставочке ,взятой из-под сыра Хохланд" .
5.Блюдце . Из картона вырезала круг диаметром 30 см, для красоты обклеила косой бейкой и цветным картоном.
6.Цветы .Сделала простую спиральку (основной элемент квиллинга), используя бумажную полоску шириной 0,5 см и длиной не более 25см.
Эскиз композиции цветов
Обоснование выбора цветовой гаммы.
Я использовала разнообразные цвета – холодные и теплые, так как в природе различная цветовая гамма. Почему я выбрала именно эти цвета? В моем представлении они – олицетворение свежести, оригинальности, неповторимости яркости, как свежесть утра. Мной были использованы различные цветовые оттенки розового и фиолетового. Такое разнообразие тонов напомнит мне теплое время года
3.5 Оборудование и средства, используемые при выполнении проекта.
При выполнении проекта я использовала:
- воздушный шар,
- клей ПВА,
- бумага формата А4(цветная и картон)
- простой карандаш,
- ножницы
-Клеевой пистолет
-Инструмент для квиллинга
-кружева и бусины
3.6 Оценка материальных затрат.
№ | Виды затрат | Цена за шт руб | Кол-во Материала шт | Общая сумма расхода руб |
1 | Воздушный шарик | 20 | 2 | 40 |
2 | Клей ПВА | 45 | 2 | 90 |
3 | Нитки хб | 0 | 1 | 0 (имелись дома) |
4 | Кружева | 50 | 1 метр | 50 |
5 | Пленка пищевая | 0 | 0 (имелась дома) | |
6 | Бусины | 0 | 20 | (имелись дома) |
7 | Цветная бумага и картон | 10 | 4 | 40 |
Итого: 220 рублей
3.7 Новые умения и знания, полученные при изготовлении проекта.
Заключение.
«Квиллинг» и я…
Мне очень понравился новый вид искусства. И конечно моя конфетница. Когда я на нее смотрю, сразу представляю как мы с мамой пьем чай и беседуем на самые сокровенные темы .
Яркие краски поднимают мне настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, она вызывает у меня ностальгические чувства о деревни.
Мне кажется, что изделие получилось даже лучше, чем я себе планировала. Кроме того, его небольшая стоимость внесет экономию в бюджет моей семьи. Проект понравился моим знакомым и моему классу. Моя конфетница шар может служить прекрасным украшением интерьера кухни но и решит проблему хранения конфет дома может служить неповторимым ,запоминающимся, оригинальным подарком .
К счастью, у нас есть кружок по декоративно-прикладному творчеству, поэтому осваивать технику квиллинг меня подтолкнул именно он. Главным помощником мне в этом увлекательном творчестве является моя учительница. Это она на занятиях увлекла меня заниматься квиллингом.
Прикоснувшись к волшебному искусству квиллинг однажды, невозможно остаться равнодушным, квиллинг и вправду, завораживает. С огромным удовольствием я занимаюсь изготовлением новых поделок вновь и вновь.
Квиллинг и оригами – это ещё не все мои увлечения в жизни, изготавливаю своими руками поделки из различных материалов.
Благодаря моим увлечениям у меня появилось много новых друзей. Я интересно и с пользой могу проводить свободное от учёбы время
Мои увлечения помогают мне приобрести публичный опыт выступлений, для меня это очень важно!
Мои творческие фантазии радуют родных и близких мне людей. К любому празднику у меня есть новая идеяХотя, как говорил юный паж в сказке «Золушка»:«Я не волшебник, я только учусь и могу ещё немногое...»
Мне нравилосься моё увлечение. Я люблю общаться с бумагой. Меня завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается и т.д. Я очень благодарна своему учителю и маме, благодаря которым, когда-то впервые неуклюже перегнув лист бумаги пополам, я уже сделала первый шаг в великий мир японского искусства ОРИГАМИ, а скрутив в спиральку тонкий обрезок цветной бумаги, я заглянула в вошебный мир квиллинга.
НОВИЗНА
Удивительное и загадочное слово КВИЛЛИНГ превратилось для меня и моих друзей в новый интересный мир художественного искусства; в увлекательное сказочное путешествие по бумажному королевству; в развитие моих творческих, художественных, логических и математических способностей.
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что достигла поставленной цели
– познакомилась и подружилась с новым художественным видом европейского искусства.
Значит: я - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁНАЯ!
Разрешила поставленные перед собой задачи:
Практическая значимость
Я бы очень хотела, чтобы мои художестенно-творческие увлечения и дальше приносили радость родным и близким, ведь теперь я знаю, что можно им подарить к празднику. Я хочу, чтобы моё новое направление в познании искусства квиллинг заинтересовало и других ребят, и друзей у меня стало ещё больше! Ведь квиллинг – это возможность для полёта фантазии. Это так увлекательно! Это не сложно, правда, требует НЕМАЛО ТЕРПЕНИЯ И АККУРАТНОСТИ! Я точно знаю, что квиллинг успокаивает и даже рекомендуется людям с некоторыми психическими и физическими проблемами. Кроме того, квиллинг развивает воображение, мышление, творческие возможности, навыки и умение работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывает качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, креативность…Теперь-то я точно знаю, что это так! (на себе проверено!)
Я убеждена: мои увлечения разными видами художественного и прикладного искусства обязательно помогут мне стать успешным и творческим человеком. а возможно этот вид творчества станет для меня и источником дополнительного дохода.
Присоединяйтесь!
Список используемой литературы.
Литература
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Как зима кончилась
Лиса и волк
Пустой колос голову кверху носит
Мастер-класс "Корзиночка"
Пока бьют часы