Рисунки на воде – Эбру.
Вложение | Размер |
---|---|
poekt_ebru_zakopaylo_v.docx | 38.44 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Желанновская средняя школа»
Одесского муниципального района Омской области
Рисунки на воде – Эбру.
Выполнила: Закопайло Виктория Алексеевна.
Ученица 9 класса.
Руководитель: Слабоус Татьяна Александровна
Желанное-2019г.
Введение:
Мои интересы связаны с творчеством. Я люблю изобразительное искусство, живопись, графика, дизайн. Но больше меня увлекают нетрадиционные техник рисования. Выбирая тему проекта, я рассмотрела много различных видов нетрадиционного рисования. Наиболее интересным для меня, показалось искусство росписи на воде или по другому – техника Эбру. Эта техника завораживает, краски как будто танцуют на воде. С помощью техники Эбру, рисунки можно переносить не только на бумагу, но и на дерево или же ткань. Хотелось бы рассказать, что такая техника вообще существует, потому что, некоторые люди слышат об этой технике впервые. Помимо этого в результате своей работы мне хотелось бы создать мультимедийную презентацию для обучения технике Эбру.
Цель: изучение техники Эбру и создание пособия для обучения.
Задачи:
Объект исследования: техника - Эбру.
Предмет исследования: особенность выполнения работ в технике Эбру.
Проблема: можно ли самостоятельно научиться выполнять рисунки в технике Эбру.
Основная часть:
История возникновения техники Эбру:
Эбру – это больше, чем искусство. Это танцующий рисунок, тихая мелодия… Эбру – это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно.
Эбру – древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование – процесс копирование на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. Происхождение слова Эбру неизвестно.
В персидском языке есть слова «об» (вода) и «ру» (на), соответственно «обру», упрощённое в турецком «на воде». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в XI веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру.
Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно – Эбру зародилось где – то на Востоке.
Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумага с волнами».
Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мрамирование» - так по-разному называют искусство эбру в странах Востока.
В Европе же просто говорят «турецкая бумага», так как впервые с этими изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Турции.
Ещё недавно это искусство могло исчезнуть и стать только красивым воспоминанием.
Однако сегодня традиции Эбру бережно сохраняются. Устраиваются многочисленные выставки картин Эбру, мастер - классы по созданию , продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесёнными на них рисунками в стиле Эбру.
Материалы Эбру:
Эбру можно освоить дома самостоятельно. Такое рисование будет отличным занятием для ребенка, оно не только оригинально и необычно, но и развивает мелкую моторику рук и отлично влияет на воображение. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого человека.
Эбру - это нанесение специальных красок поверх водного раствора.
Техника эбру выстроена на взаимодействии 2-х жидкостей разных консистенций – вязкой воды и жидкой краски. Рисование эбру – это не точное изобразительное искусство, это как танец воды и красок, в результате которого рождается совершенно неповторимый рисунок.
Кисть . Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
Шило.Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты.
Специальные инструменты мы заменили обычными: кисти и шило можно купить в обычных магазинах.
Вода (основа для рисования). Воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Иране. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. В домашних условиях в качестве загустителя можно использовать силикатный клей.
Краски. Для рисования в технике эбру используют специальные краски для, которые изготавливают из натуральных компонентов – дистиллированной воды, природных порошковых минеральных красителей и бычьей желчи. Такое сочетание веществ делает эти краски очень жидкими, за счет чего они свободно растекаются по воде. Готовые краски нужно разлить в пластиковые стаканчики, чтобы защитить их от высыхания и смешивания. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты: синька, мышьяк, сажа, оксид железа, карбонат свинца.
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки–ближе к изумрудному.
Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.
Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный: оксид железа из листьев красной капусты.
В домашних условиях краски можно сделать самим, для этого необходима гуашь, бычья желчь из аптеки. Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить дистиллированной водой!
Чтобы рисовать на воде, будут необходимы:
Техника выполнения Эбру:
Эбру – это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. С помощью порошкового загустителя раствор нужно подготовить заранее, примерно за 12 часов до начала рисования. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора.
Как приготовить раствор для Эбру:
1. Возьмите емкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налейте в нее 2 литра теплой воды.
2. Начните медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая. Загуститель хорошо растворяется в воде, но чтобы не образовывались комочки лучше не торопиться.
3. Продолжайте помешивать раствор в течении 30 минут. Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать. Это очень важно.
4. После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.
5. Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз неспешно (чтобы не образовывать много воздушных пузырьков) перемешайте его в течении 10-20 секунд. Внимание! Если раствор получился неоднородным и на дне емкости вы обнаружите осадок - это говорит о том, что при приготовлении вы не выдержали нужного времени размешивания! Если такое произошло - помешайте раствор в течение 3-5 минут и процедите его через капроновый чулок.
6. Перелейте раствор в лоток. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см.
Чтобы собрать микро-пузырьки воздуха с поверхности воды положите на раствор газету на 5 минут. Затем по одной из сторон лотка держа газету за края стаскивайте ее "на себя" через бортик лотка параллельно полу так, чтобы лишняя водичка с газеты осталась в лотке.
Накрывать раствор газетой следует после каждого рисунка, если после переноса рисунка на бумагу часть красок осталось на поверхности воды. Также по окончанию работы положите газету на раствор и оставьте ее там до следующего "сеанса" рисования. Таким образом раствор будет меньше испаряться и на поверхности не образуется пленка. Для рисования Эбру идеально подходят специальные готовые краски. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами. Краски Эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, как вода. Для изготовления красок используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании. Полезный совет: Удобнее всего разлить краску перед работой по одноразовым пластиковым стаканчикам.
Гребни для создания узоров многие делают сами, из куска дерева с дырочками (или пробки), а также штопальных иголок. Необходимо поменьше мере две штуки, длинной почти по ширине ванночки с разным расстоянием между иглами. Хорош короткий гребень, им можно делать орнаменты на большой части рисунка.
Гребешком можно сделать из двух частей картона, между которыми приклеиваются иголки. Но в наше время все это можно купить в магазине готовом виде.
Ещё для работы над эбру можно использовать деревянные части кисточек, шпатель, иглы для шитья, птичьи перья и другое.
Основа изначально изготавливалась из растений, в частности колючки гевен. Процесс был длительный, а сейчас можно купить порошок, который разводится в воде, настаивается и получается основа, на которой можно рисовать. Она должна быть однородной, поэтому её необходимо пропустить через сито или марлю.
Если на поверхности имеются мелкие пузырьки воздуха, то, что бы убрать их, сверху кладут на короткое время газетный лист. Рисунок можно перевести не только на бумагу, но также на ткань, кожу, дерево или яичную скорлупу. Бумагу лучше брать такую, чтобы при намокании она сохраняла некоторую прочность. Одновременно она не должна быть слишком плотной и упругой, иначе при переносе эбру на бумагу могут возникнуть пустоты.
Неплохо смотрится цветная бумага в технике рисования на воде, даже иногда абсолютно черная. Покупать нужно специальную бумагу для эбру, а обычную нужно специальным образом обрабатывать, а затем сушить.
Нужно запастись газетами для покрытия поверхности, для просушки готовых работ, для снятия загрязненной основы с поверхности.
Как правило, основные рисунки Эбру выполняются на предварительно нарисованном фоне. Для чего он необходим? Фон удерживает краску, которую вы наносите шилом сверху и не дает очень сильно растекаться краскам на поверхности воды. Принцип рисования Эбру - это создание на поверхности воды круга, из которого затем с помощью его деформации создают неповторимые образы, удивительные по красоте рисунки, узоры и т.д. Для выполнения рисунка используется шило. Окуная кончик шила в стакан с краской, а затем, касаясь воды, вы будете создавать на поверхности ровные четкие красочные круги . Если вы будете это делать на "чистой" воде - без фона, то при каждом касании воды кончиком шила круг, образующийся на поверхности, будет слишком широко и неконтролируемо растекаться. Рисовать имея фон - проще, а конечный результат получается ярче и красивее. Для создания фона вам потребуются кисти разного размера. Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Начинаем рисовать ЭБРУ. Возьмите кисть в руку и, придерживая стаканчик, погрузите ее в краску, затем слегка прижмите к стенке стакана, чтобы лишняя краска стекла в стаканчик. Затем, держа кисть в правой руке горизонтально воде, примерно на расстоянии 5-7 см от поверхности воды, левой рукой начните слегка постукивать сверху по кисти так, чтобы по воде разбрызгивались мелкие капельки краски. Не стучите сильно по кисти, чтобы избежать разбрызгивания краски мимо лотка. Фон не должен быть очень "жирный", т.к. при переносе рисунка на бумагу он может у вас смазаться. Как этого избежать, расскажем чуть позже. Полезно знать! Краски, находясь на воде, всегда кажутся бледнее, чем получатся в итоге после переноса рисунка на бумагу. Рекомендуем для фона использовать одновременно 1-3 цвета краски. Можно, конечно, и больше, но тогда основной рисунок может «потеряться» на слишком пёстром фоне. Кроме того, сложнее будет переносить рисунок на бумагу, т.к. краски будет много и он получится "жирным". Рисунок может смазаться или образуются подтеки. После создания фона с помощью разбрызгивания краски вы можете оставить его в этом виде и приступить к рисованию основного рисунка. Однако, с помощью некоторых приспособлений (шило, гребни), можно сделать фон более эффектным.
Упражнение 1: рисование одни цветом.
Ванночку наполняем на две трети основой. Готовим голубую краску. Кистью или пипеткой сажаем каплю за каплей.
Работать нужно быстро, чтобы размеры всех элементов были приблизительно одинаковыми (они быстро растекаются, увеличиваясь в размерах). Последние капельки расплываются меньше, поскольку первые уже расплылись и последним осталось просто мало места.
Накрываем сверху бумажным листом, при этом беремся за два диагонально-противоположных угла, класть, начиная с середины. Не смещать, не тянуть, иначе получатся полосы на картинке.
Но теоретически эти полосы могут быть интересными, хотя возникают случайно. Хуже пузырьки воздуха, поэтому прежде переводить изображение, убедитесь, что пузырьков нет, а если есть, то проколите их иголкой.Нужно постараться чуть нажать на бумагу во всех местах, чтобы потом не получились белые пятна на некоторых местах. Это нужно делать осторожно, кончиками пальцев.
Так же точно, за диагональные углы, поднимаем лист с отпечатком эбру.
На листе помимо узора остается грязноватая клейкая основа. Она может сильно испортить изображение, оставить серые пятна. Помещаем бумагу в воду, вручную осторожно очищаем от клейкой массы. Ни в коем случае не промывать под струёй воды! Может смыть рисунок.
Далее помещаем нашу работу на ровную поверхность, лежащую не совсем горизонтально, например, на стекло. Изображением кверху. Очистить поверхность можно при помощи резиновой части приспособления для мытья окон. Работаем только сверху вниз.
Упражнение 2: нанесение нескольких цветов
Это упражнение эбру не сильно отличается от первого, здесь мы возьмём три цвета-черный, зеленый и синий. Сначала капаем черным. Он ведет себя как мы уже наблюдали ранее – образует «соты». После капаем внутрь по зеленой капле. Они расширяются, придавливают черный цвет к краям. Далее капаем синим. Он реагирует не так агрессивно, ка зеленый.
Упражнение 3: рисование разбрызгиванием красок.
Распределение капель пипеткой уже приводит к интересным результатам. Классическим рисунком эбру является узор камня, мраморный.
Цветовые пятна получаются разного размера. Влияет также то, насколько разбавлены краски, насколько долго мы ждем, прежде чем перевести узор на бумагу.
После выполнения упражнений можно перейти к основным техникам Эбру.
Очень нежный стиль – это основной образец, с которого начинается каждая форма рисунка на воде. Чтобы достигать мраморного эффекта, н по капелькам наносятся на поверхность жидкости, где они распространяются естественным для себя образом. Техника баттал используются для каллиграфии, для обрамления или как обложки для книг.
Гель – гит исходит из баттал эбру благодаря использованию иглы, при этом возникает повторяющийся орнамент.
Шаль эбру – это видоизменения предыдущей техники, при которой узоры должны рисоваться случайно.
Возник большей частью из баттал из-за снаружи внутрь рисующихся спиралей. Используется для книжных обложек, в зависимости от размера может вмещать в себя нескольких рядом стоящих спиралей.
Техника рисования эбру гребнем выполняется на основе 2 варианта, в то время как гребень (tarak) тянется в единственном скользящем движении вертикально для того, чтобы на поверхности образовался ровный узор.
Таракли шаль – это соединение обеих выше представленных техник
Хафиф – это формат шаль эбру, которая отличается более нежными цветами, это достигается за счет большого количества воды и воловьей желчи. Часто используются для написания текстов поверху узора.
Выходит из техники баттал эбру посредством создания друг от друга удаленных точек одного цвета, внутрь которых потом вносятся один за другим новые цвета. Таким образом можно получить различные фигуры, например, сердце, «причесанное» сердце, «колесо судьбы», клевер), звезд), и так далее.
Заключение
В процессе работы я узнала, что такое рисование на воде. Познакомилась с историей и техникой выполнения рисунков Эбру. В результате у меня получились различные рисунки, которые я могу использовать для украшения интерьера, подарков и обёртки для сувениров. Мой практический результат – это пособие для обучения техники. В дальнейшем буду совершенствовать свои навыки рисования, используя рисунки для украшения ткани, дерева, пластика и т.д.
Содержание:
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
1.http://bambinostory.com/ebru-risovanie-na-vode
2.http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/useful-know/ebru-drawing-water.html
3.http://ebrussia.com/
4.http://fb.ru/article/161037/magiya-starinnogo-ebru---risovanie-na-vode
5.http://naydisebya.ru/risovanie-yebru
6. https://art-decoupage.ru/ebru.html
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Весёлые польки для детей
"Разделите так, как делили работу..."
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Сказки пластилинового ослика