Проект Граффити Горбенко Г.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_graffiti_gorbenko_g.docx | 46.26 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Желанновская средняя школа»
Одесского муниципального района
Омской области
Исследовательский проект
«Граффити – искусство или вандализм»
Автор: Горбенко Георгий Евгеньевич
Класс: 9
Руководитель: Слабоус Т. А.,
учитель истории
Желанное - 2022
Содержание
Ведение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. История граффити………………………………………………… 4
1.1 Истоки граффити…………………………………………………………4
1.2 Стили граффити………………………………………………………….5
1.3 Граффити в России………………………………………………………6
Глава 2. Является ли граффити – искусством или вандализмом?...........7
2.1 Граффити – как вандализм……………………………………………...7
2.2Граффити – как искусство……………………………………………….7
2.3 Граффити Омска………………………………………………………..8
2.4 Моё граффити…………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………..11
Введение
Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать – какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения.
Эта задача носит название – граффити. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?
Относиться к данному проявлению можно по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним - образец искусства. Искусство, знакомое ещё с древнейших времён и продолжающее динамично развиваться.
Так что, если хотите идти в ногу со временем и культурой – знакомьтесь с граффити.
Цель: выяснить, является граффити искусством или вандализмом.
Объект: граффити как искусство.
Предмет: граффити мира, России и города Омска.
Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.
Задачи:
Актуальность данной исследовательской работы заключается в противоречивости отношения к граффити. Население рассматривает граффити как хулиганство, но в то же время, граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую и даже сельскую среду обитания человека.
Относиться к данному проявлению можно по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним - образец искусства. Искусство, знакомое ещё с древнейших времён и продолжающее динамично развиваться.
Методы исследования: теоретический анализ, сбор материала по теме, практическая деятельность.
Глава I. История граффити
1.1 Понятие граффити
Термин «граффити» от греческого слова «Graphein», означающий «писать», и от итальянского слова «Graffito»-«царапать».
Граффити - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.
1.2 Истоки граффити
История термина Graffiti переносит нас к доисторическому человеку, рисующему на стене пещеры. Первые образцы граффити были найдены еще на античных памятниках.
Широкую известность получили наскальные рисунки урочища Тамгалы, в 2004 году занесенные в Список всемирного наследия. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Много интересных сведений о жизни древних римлян позволили получить граффити, найденные при раскопке Помпеи.
Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Греки любили записывать мудрые изречения, римляне отмечали в рисунках доблесть солдат, красоту женщин.
Граффити были широко распространены в доколумбовой Америке. В одном из крупнейших поселений майя Тикаль было обнаружено множество прекрасно сохранившихся рисунков.
У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити 11 века. Большей частью древнерусские граффити-это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание – молитвенные просьбы.
Таким образом, можно сделать вывод, что наскальные рисунки можно назвать самыми первыми на земле граффити.
Многие культурологи считают, что современный вид граффити напрямую связан с хип-хопом и брейкдансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка. Явление писать граффити обрело популярность, когда молодой 17-летний грек Demitrios из Верхнего Вашингтона - района Манхэттена ставил тэг «Taki 183» по всему Нью-Йорку, в особенности в подземке.
Нью-Йорк уже не считается мировой столицей граффити – несколько лет назад этот титул “отобрал” у него Лос-Анджелес, но он по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом. Точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество направлений и течений.
1.3 Стили граффити
1) BLOCKBUSTERS-это крупные, часто трехмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью контура, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля.
2) BUBLES-в переводе с английского слово означает «пузырь».Рисуется несколькими цветами, более сложен в исполнении.
3) WILD STYLE- в переводе с английского «дикий стиль».
Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных зашифровок, с наложением и переплетением букв.
4) MESSIAH STYLE- был изобретен нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризуются очень своеобразной цветовой гаммой.
5) 3D STYLE,или FX,или DAIM STYLE-стиль, характерный только для новой школы. Очень трудный стиль, для того, чтобы
рисовать в нем, необходим талант.
6) CHARACTER STYLE-это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы
7).FREESTYLE-«свободный стиль»,он сочетает в себе другие стили. Рисуется без скетча то, что приходит в голову.
Самый главный и необходимый инструмент в граффити - аэрозольная краска в баллонах и умение самого художника. Используя их можно создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка.
Современными райтерами используется целый ряд инструментов:
В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения.
1.4 Граффити в России.
История нашего граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк-данс. «В середине 80-х», - вспоминает один из основоположников российского граффити, калининградец Макс - Навигатор, «по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики. Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров».
Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. Спустя почти десять лет «раскачалась», наконец, и Москва. Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Индустриальной Москве, как верно замечают приезжие мастера, «явно не хватает свежих, ярких граффити, которые радовали бы глаз и грели душу». На всю Россию отыщется лишь три-четыре человека, которые очень активно занимаются граффити, еще 15-20 «встают к стенке» время от времени. Для большинства же это просто дань моде, которая, как и всякая иная мода, преходящая. На данный момент, в России существует порядка 100 команд (из них около 70 в Москве и Питере).
Глава 2. Является ли граффити – искусством или вандализмом?
2.1. Граффити как вандализм
Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.
В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом – уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити.
В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой советской энциклопедии вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Может быть, надпись на стене и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – граффити! Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить.
2.2. Граффити как искусство
Граффити - это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение, самое свободное из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской.
Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т. д.
И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.
Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя.
Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я.
2.3. Граффити Омска
Пожалуй, каждый житель Омска замечал на городских строениях граффити с различными надписями, в том числе с именами художников. Кто-то видит в этом современное уличное искусство, кто-то считает вандализмом, но граффитисты продолжают заниматься своим делом.
Омск нельзя назвать столицей стрит-арта, но с каждым годом здесь становится все больше уличных рисунков, оживляющих серость стен и суровость индустриального города. Часть из них появляется в рамках граффити-фестивалей, часть – по старинке, усилиями художников-энтузиастов, которых относят к «нелегалам (за создание не согласованных с городскими властями арт-объектов грозит штраф). При этом жизнь граффити недолговечна. Многие работы уже обветшали и постепенно исчезают с лица Омска, на смену им приходят новые.
Омский проект городской культуры «Город55» решил зафиксировать текущее состояние и составить карту омского уличного искусства.
Разработчики постарались собрать, насколько это возможно, широкий гайд, включив в него и известные фестивальные рисунки во весь фасад, и маленькие незамеченные шедевры на окраинах. Помогали им в этом читатели и сами художники. Также они ориентировались на карту омских граффити по версии 2GIS. Разбивка на районы очень условна. В этой версии районы представляют собой территориально очерченные скопления граффити и служат исключительно целям навигации.
«Левый берег» Здесь арт-объекты распределены очень неравномерно. Главное место концентрации – знаменитая стена у «Континента», изрисованная как фестивальными, так и коммерческими и самовольными рисунками. Кстати, недавно возникла угроза, что их скроют плитами к приезду президента, но в итоге плиты покрыли только верхнюю часть забора.
«Центр» Центр в данном случае включает территорию от «Рабиновича» до Ж/Д вокзала. Это главное место притяжения граффитистов. Здесь можно встретить оптические иллюзии на фасадах, джунгли в подземном переходе на «Туриста», «провал в стене», «мутного» Лермонтова и «Би-2» в свете софитов.
«Лиза Чайкина» Еще одно скопление граффити можно обнаружить вокруг парка 30-летия ВЛКСМ. В этой округе стараниями той же «Стенографии» появилось одно из самых необычных омских граффити – гигантский моллюск «Наутилус», отсылающий к глубоководному спокойствию и умиротворению. Этим летом там появился еще ряд работ, созданных по инициативе мэрии: жених с невестой на ЗАГСе, баскетболист в школьном дворе и «ученический рисунок» на территории другой школы.
«Нефты» Советский округ скуден на стрит-арт. Красок «Нефтам» привнес фестиваль «Стенография», благодаря которому появились 3D-робот у «Кристалла», аист во дворе роддома и гигантский динозавр на Заозерной. А еще художники украсили ретромобилем заброшенный автомагазин на удаленной остановке «Сады».
«Чикаго» Он же Чкаловск – родина Егора Летова. Память музыканта там увековечили целой граффити-стеной на подъезде к Космическому проспекту. В глубине Чкаловска можно обнаружить «киноленту» с героями фильмов (возле которой сейчас торгуют картошкой) и масштабный рисунок «Русь», или «Иван Купала». Граффити со славянской тематикой несколько лет назад создавала одна из строительных компаний, которую почему-то внезапно заинтересовали фольклорные мотивы
2.4 Моё граффити.
Умение рисовать граффити карандашом на бумаге не помешает любому художнику. Карандашные зарисовки имеют смысл для решения задач, связанных с оформлением помещений или созданием коммерческого граффити на внешних стенах клубов и магазинов. Граффити на бумаге стоит рисовать уже для того, чтобы научиться строить полноценные композиции, продумывать пропорции, сюжет рисунков и обогащать их каким-то своеобразием. Переносить рисунок на стену «один в один» или ограничиться лишь отображением основной идеи, доверившись уличному материалу целиком, — каждый художник находит ответ на этот вопрос сам.
Однако с самого начала нужно иметь в виду, что техника рисования на бумаге — акварелью, гуашью или обычной ручкой крайне сильно отличается от работы аэрозольными красками. Но я всё же попробовал.
Заключение
Проведя свое исследование, посвященное граффити я сделал следующие выводы:
1.Да, действительно граффити является искусством ХXI - го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы.
2.Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет развиваться дальше, и, может быть, скоро наши серые улицы превратятся в целые музеи уличных произведений.
3. Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.
Мы можем изменить отношение общества к граффити, отделив его как направление современного молодежного искусства от бездарного хулиганства.
Я не считаю граффити вандализмом, так как вандализм-это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду шедевры экстремального занятия.
Список литературы
Попробуем на вкус солёность моря?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Самый главный и трудный вопрос
Разлука
Знакомые следы