Участие ученицы 4 класса в школьном НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igra_shagay_naadan.pptx | 2.6 МБ |
shagay.docx | 26.39 КБ |
Слайд 1
Шагай наадан – бурятская народная игра (Народные праздники и игры в коррекционно-развивающей работе с детьми) Подготовила Турпанова М.Д. учитель нач.кл . МАОУ СОШ №60Слайд 2
- Использовать игру в развитии речи детей младшего школьного возраста, для развития мелкой моторики , для улучшения и концентрации памяти, эмоциональной устойчивости, решимости и стремлении к победе, достойно переживать проигрыш, формировать активную жизненную позицию. -Научиться другим видам игры, научить этой игре одноклассников своей сестры (1 класс школа №49). Цель проекта:
Слайд 3
Объект исследования: бурятская народная игра - « Шагай наадан »
Слайд 4
Теоретический и практический : методы: Сбор материала был начат моей бабушкой Уржимой Намжиловной , продолжен моей мамой Александрой Валерьевной, тётей, которая живёт во Внутренней Монголии – Сэлмэг Валерьевной. Иволгинская библиотека, консультации Аюшеевой Сэржэмы Баяртуевны главной судьи «Шагай наадан » Федерации Традиционных игр Республики Бурятии.
Слайд 5
это школа воспитания, в ней есть свои учебные предметы: развивают ловкость пальцев, меткость, быстроту и силу. Более 50 видов игры «Шагай наадан » учат добру, справедливости, чести, порядочности, любви , терпению, внимательно относиться к партнерам в игре, способность к пониманию, к сотрудничеству и соревновательный задор. Популярная игра «Шагай наадан » - символ жизни , плодородия, скотоводства. Игра лодыжками была известна еще в древней Монголии. В старину у бурят в каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. По форме проведения и содержанию эта игра:
Слайд 6
Коллекция наших домашних лодыжек.
Слайд 7
Обозначение сторон лодыжек:
Слайд 8
Намсалма сестра моя, и я принимали участие в городском фестивале Бурятских традиционных играх в 2017году, получили дипломы.
Слайд 9
Результаты работы: 1.)В 2019 году научить играть одноклассников сестры Намсалмы 1 класс школы № 49. 2) Научить играть своих новых друзей по желанию, Марию Дашицыреновну . 3.Для достижения наилучших результатов в моей игре, считаю обязательным взаимодействие с родителями, встречи с новыми игроками.
Слайд 10
Благодарю за внимание!
Введение
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, для детей школьного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. В этом мы видим актуальность нашей работы. Есть у бурят уникальная народная игра, которая почти забывается в наши дни. Мы, дети 21-го века, как достойные потомки своих предков, желаем научиться этой игре и возродить в семье, в нашем роду - одно из старинных игр нашего народа.
Федерация традиционных игр народов Республики Бурятия ежегодно проводит республиканские, районные, городские игры по «Шагай наадан.»( Об этом скажу позже).
Городской комитет образования проводит городские турниры среди школьников города с 2016г., в школе № 29, кто знает может и мы примем участие.
Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, как о любимой игре нашей семьи, бабушек и дедушек моих.
Объект исследования: Народная игра. Предмет исследования: «Шагай наадан»
При выполнении работы были использованы
Теоретический и Практический методы:
Практическая значимость работы: народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, развивает мелкую моторику у младших школьников и дошколят, развитию мышления, социальных и личностных компетенций, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время.
О народных играх.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому.
Традиционные народные игры направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Они представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, мы познаём не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаемся его духом.
Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают в нас ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Коллективные народные игры учат нас внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у нас способность к пониманию, к сотрудничеству.
У бурятского народа самой распространенной и популярной игрой была игра- "Шагай наадан". Шагай - это баранья лодыжка. «Шагай наадан» - символ жизни и плодородия, скотоводства.
Игра лодыжками была известна еще в древней Монголии. В игру из косточек бараньей лодыжки - "шагай" - играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны, и требовали ловкости, быстроты, терпения - качеств необходимых кочевнику. В старину у бурят в каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. (ПОКАЖИ мешочки)
Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Косточки раскрашивались в разные цвета: красный, чёрный, зелёный, коричневый. Яркие "шагай" давали детям еще с колыбели - их связывали верёвкой, скрепляли между собой в виде погремушек. Ребенок перебирал их, рассматривал. Для более старшего возраста (4-7 лет) "шагай" отражал жизнедеятельность взрослых. Их превращали в овец, коз, коров, сами при этом брали на себя роль пастухов и чабанов. Играя в "шагай", дети учились по ходу считать, ориентироваться в пространстве, воспитывались сообразительность, логика, развивалась мелкая моторика, ловкость пальцев, быстрая реакция. . Коллекция наших домашних лодвжек, мы собираем, красим их, пополняем. Эти подарила нам тётя с Монголии.
Покажи: Поскольку игра является отражением основного занятия народа - скотоводства, то бараньи кости (лодыжки) означают пять видов животных: 1. "Хонхо" (с выемкой), упавшие вогнутой стороной - это козел (козлик). 2. "Бухэ" - (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх - это овца. 3. "Морин" - (конь), упавшие на бок ровной стороной, ребром - это "лошадка". 4. "Ухэр" - (корова) - упавшие на бок резной стороной. 5. "Тэмээн" - косточки, оказавшиеся в сидячем положении - встали на "дыбы" или берцом - это "верблюд".
Несколько разновидностей "Шагай наадан": 1. Лодыжки расставляются в ряд друг против друга по краям стола. Игроки делятся на две команды. По очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположный. Сбитые лодыжки забирает себе. Выигрывает тот, кто собрал больше всех лодыжек. 2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе. 3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы лодыжки обогнали лодыжки соперников.
Тема, выбранная нами, воспитывает уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Мы видим, что эта тема и проект важен для будущего, так как он способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, проходят республиканские, районные и городские турниры. Эта игра формирует навыки познавательного интереса, развитию мелкой моторики, ловкости и умелых движений пальцами, терпению, логике, развитию мышления, самостоятельности, коммуникативной деятельности. В Интернете мы прочитали о том, что игра в лодыжки представляет одну из разновидностей игр с костями и что они по некоторой степени напоминают своеобразные игры в кости греков и римлян. Также узнали о том, что игры в кости отмечены этнографами у многих народов: монголов, пермяков, киргизов, калмыков, грузин, армян, бурят и русских.
А это тема другой работы по дальнейшему изучению истории этой интересной, народной игры.
Заключение
Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Мы всегда должны помнить слова
А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости».
Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века – назад, в страну детства наших прабабушек и прадедушек. Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения, поможет преодолеть в людях недоверие. Благодаря таким играм мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе обстановку мира и согласия. Мы начали, учимся, и учим этой игре своих друзей, подруг, родителей, всех желающих.
Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая массовые турниры, праздники народных игр для детей и взрослых, для родителей, для сверстников творим доброе дело и делаем мир счастливей!
Благодарим Вас за внимание! С Наступающим Вас, Новым годом! Всего доброго Всем!
Использованная литература:
1.Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.
2.Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 1994
3.«Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
4.Информанты: Аюшеева Сэржэма Баяртуевна с. Хурамша65 лет, Шарапова Д.Б. (81 год, с. Цагатуй ул. Молодёжная) и другие
Дымковский петушок
Сорняки
Акварель + трафарет = ?
Швейня
Сказка про Серого Зайку