На нашей планете не прекращаются войны. России много раз приходилось защищать свои границы. В сентябре 2022 г. исполнилось 210 лет со дня Бородинского сражения. На уроках чтения в 6, 7 классах мы знакомились с произведениями о Бородинской битве. Это одна из славных страниц истории нашей страны, которая заинтересовала нас.
Бородинское сражение – переломный момент в освободительной войне русского народа с французскими захватчиками. Легендарный подвиг героев Бородино явился для русских людей примером выполнения патриотического долга перед Родиной. А «Бородино» это одно из самых ярких произведений о далекой войне, описанной поэтом М.Ю. Лермонтовым.
Вложение | Размер |
---|---|
glavnoe_upravlenie_obrazovaniya_i_molodezhnoy_politiki_altayskogo_kraya.docx | 23.06 КБ |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
ПРОЕКТ
«Недаром помнит вся Россия…»
Гуманитарная секция:
Предметы: русский язык, литература,
история, искусствоведение
Слюсарева Евгения
учащиеся 7 класса
Руководители проекта
учитель русского языка и чтения
Кочетова Е.Г.
педагог – библиотекарь
Бондаренко Н.А.
Оглавление
«Бородино... Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.»
В. Степанов
Введение
На нашей планете не прекращаются войны. России много раз приходилось защищать свои границы. В сентябре 2022 г. исполнилось 210 лет со дня Бородинского сражения. На уроках чтения в 6, 7 классах мы знакомились с произведениями о Бородинской битве. Это одна из славных страниц истории нашей страны, которая заинтересовала нас.
Бородинское сражение – переломный момент в освободительной войне русского народа с французскими захватчиками. Легендарный подвиг героев Бородино явился для русских людей примером выполнения патриотического долга перед Родиной. А «Бородино» это одно из самых ярких произведений о далекой войне, описанной поэтом М.Ю. Лермонтовым.
Актуальность.
Тему, которую мы выбрали для своего проекта, считаем актуальной, так как «Бородино» – не простое для понимания стихотворение. В тексте Лермонтова много военных слов того времени, для нас они малопонятны, поэтому мы решили изучить их значение, а также узнать героев этого сражения. Материал представляет информационную, практическую ценность для обучающихся и учителей. В нашей работе собраны и описаны различные материалы по Отечественной войне 1812 г. и Бородинскому сражению, которые можно использовать на уроках чтения, истории и внеклассных мероприятиях.
В нашем проекте соединены две идеи:
1 Составление листов о каждом военном слове, с включением собственных творческих работ; о героях, принимавших участие в битве; о памятниках, посвященных этому сражению.
2. Создание занимательных заданий для учащихся, которые помогут лучше понять стихотворение и запомнить его.
Цель исследования: изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», военных слов, описанных в нем, знакомство с героями Бородинского сражения, памятниками, оставленными нам предками.
Задачи исследования:
Гипотеза – если изучим военные слова в стихотворении, узнаем героев битвы, придумаем интересные задания для работы на уроках, то будет легче понять стихотворение и запомнить его, передать знания о героях Бородинской битвы другим учащимся.
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы работы
1. Подготовительный этап.
Прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», ты как бы оказываешься в центре сражения. Описание настоящего боя, солдат, оружия – всё это вызывает восхищение героическим прошлым России. Мы решили изучить военные слова, встречающиеся в стихотворении, найти информацию о людях, участвовавших в этом сражении, памятниках, посвященных этому сражению, придумать занимательные задания для учащихся. Под руководством учителя сформулировали цели и задачи проекта. Разработали план работы и распределили ответственных на каждом этапе работы. Исследовательскую работу вели в группах: библиографы (изучение биографии М.Ю. Лермонтова, подготовка выставки книг), историки (работа с галереей героев, историческими памятниками), литературоведы (создание словаря военных слов), художники (иллюстрирование), мыслители (разработка занимательных заданий).
2. Основной этап.
В начале работы провели анкетирование учащихся 7 – 9 классов на знание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и событий Отечественной войны 1812г. (Приложение 1)
Результаты анкетирования показали, что со стихотворением ребята знакомы, но вот назвать полководцев, значение военных слов вызывало затруднения, героев этой войны смогли вспомнить несколько ребят.
В течение работы над проектом группы собирали необходимый материал по заранее определенному плану.
Библиографы под руководством педагога – библиотекаря оформили газету о биографии М.Ю. Лермонтова; (Приложение 2). Выяснили, что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения. Стихотворение посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом. Потери обеих армий были огромны. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения. Отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой войне. Два родных деда Лермонтова принимали участие в этом сражении, а один из них и стал тем самым «Дядей» из стихотворения. Поэт гордится героями 1812-года и прославляет русское оружие.
Библиографы, покопавшись в библиотеках школы и района, обнаружили художественную литературу, рассказывающую о войне 1812 года. Подготовили выставку книг «Над нами слава дымом веет …» о бородинском сражении. На уроках внеклассного чтения познакомились и обсудили произведения из этих книг (Приложение 3). В Интернете нам удалось найти художественные фильмы о войне 1812 года. Мы посмотрели фильмы «Гусарская баллада», «Эскадрон гусар летучих», отрывки из фильмов «Кутузов», «Багратион», «Война и мир» и на примерах поняли, как жили и воевали люди в то время.
Группа литературоведов рассмотрела толкование военных слов, описания боя и военного быта солдат. Для этого использовали «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» Д. И. Ушакова. Затем совместно с учителем составили листы о каждом военном слове, с включением собственных творческих работ ребят из группы художников (рисунки), мыслителей. На листе представили лексическое значение слова, его происхождение, близкие по смыслу слова, составили шифровки, ребусы. (Приложение 4).
Группа историков собирала информацию о героях Отечественной войны 1812г. и бородинской битвы, готовила информацию о них. Мы собрали биографические сведения о дедушках М.Ю. Лермонтова Дмитрии и Афанасии Столыпиных, М. И. Кутузове, М.Б. Барклае де Толли, Н. Н. Раевском, Денисе Давыдове и партизанском движении, о первой в России женщине-офицере Надежде Дуровой. Но самое главное, что мы узнали о наших земляках – сибиряках, принимавших участие в войне с Наполеоном – это генерал - майор Антон Скалон и Томский мушкетерский полк под руководством Петра Лихачева. Посетив сайты Интернета, где широко представлены полотна известных художников, посвященных этой войне, мы увидели, что картины отражают доблесть, отвагу, лица героев и различные эпизоды этой войны. (Приложение 5)
Кроме того, они отыскали различные памятники, сооружения, построенные и установленные в честь героев Отечественной войны 1812 г. и памятники, расположенные в музее заповеднике «Бородинское поле». Собрали информацию об этих памятниках и рассказали о них ребятам. Провели видео экскурсию по музею – панораме «Бородинская битва». (Приложение 6)
Группа мыслителей искала литературный материал для занимательных заданий, составляли ребусы, кроссворды, шифровки, тесты. В подборе материалов мы использовали информацию из различных словарей, детских журналов, литературных источников, Интернет – ресурсов. Группа художников помогала их проиллюстрировать, а также организовала выставку рисунков к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» (Приложение 7)
Защита проекта проходила поэтапно на уроках чтения и во внеурочное время. Весь собранный материал и подготовленные задания мы представляли для ознакомления, изучения, разгадывания на школьной экспозиции «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…», классных часах. (Приложение 8)
В конце работы снова провели анкетирование. Результаты сравнили: в первый раз правильно ответили на вопросы 31% ребят, а после проведенной работы – 76% учащихся справились с заданием.
Заключение
Таким образом, наше предположение подтвердилось – изучение военных понятий в стихотворении, сведения о героях битвы, интересные задания для работы на уроках, во внеурочное время помогли лучше понять стихотворение, запомнить его, и больше узнать о далекой войне и ее героях. Работая над проектом, мы сделали вывод, что, помня прошлое мы должны ценить настоящее. Мы убедились в силе духа русских воинов 1812 года, восхищались их мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага.
Наша работа вызвала интерес у учащихся к изучению исторических военных произведений, героев войн и сражений. Многие ребята стали находить и выписывать из текстов слова военной тематики и узнавать их толкование. Научились работать с различными источниками, находить в них нужную информацию. В ходе оформления работы учились быть внимательными, аккуратными, правильно размещать и оформлять материалы. С пользой проводили время, работая в библиотеке, в классе, дома.
Таким образом, задачи проекта решены, поставленная цель достигнута.
Список литературы:
с. 11.
Познавательный журнал для девочек и мальчиков. 8. – 2012.
https://laperuz.com/nadezhda-durova-v-elabuge/
Одна беседа. Лев Кассиль
Рисуем осенние листья
А теперь — мультфильм
Есть в осени первоначальной...
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью