Декоративно-прикладное искусство и народное творчество как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми c ОВЗ
Так как наша школа напрямую работает с детьми с ОВЗ, то особое внимание уделяется созданию для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
ФГОС предполагает, что развитие личности обучающихся с интеллектуальными способностями зависит от характера доступной им учебной деятельности. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей ребенка. Этого можно достичь через использование занятий декоративно-прикладным творчеством.
Цель проекта: всестороннее развитие личности ребенка, овладение приемами работы с разными материалами (краска, пластилин, природный материал), удовлетворение в практической деятельности.
Сам проект предполагает: создание комфортной среды общения; развитие: способностей, творческого потенциала, творческой индивидуальности, самореализации.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
• формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования.
Развивающие:
• формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
• формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• воспитывать аккуратность в работе, умение довести ее до конца.
Коррекционные:
• развивать сенсорное и чувственное восприятия окружающего мира;
• развивать пространственные представления, двигательную координацию, мелкую моторику.
Какую же роль играет проект для коррекционной школы? Творчество ребенка выполняет огромную роль для становления творческой личности; раскрывает потенциальные возможности ребенка; формирует эстетический вкус; создает ситуацию успеха для формирования успешности и заинтересованности детей.
Пройденные этапы по созданию проекта:
Теоретический: изучение научной литературы по теме; составление краткого анализа изученной литературы; проведение диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми.
Практический: реализация перспективного плана работы; апробация (применение) подобранного материала.
Заключительный: подведение итогов работы; анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта.
Во время работы над проектом были созданы работы:
Нашим методическим объединением проводились предметные недели: «Здравствуй, Осень!», «Весенние посиделки», «Осенние краски», «Что нам осень принесла?», «Зимушка – зима!». В которых принимали участие все педагоги нашего объединения. Для данных предметных недель на уроках творческих дисциплин (ИЗО, ручной труд) проводились многочисленные работы в разных направлениях. Дети с удовольствием принимали участие, пополняли свои знания, развивали творческие способности.
Проделанная работа включает в себя обширную творческую деятельность, например:
Цель: знакомить детей с многообразием родной природы, через наблюдение и исследовательскую деятельность. Учить составлять композиции, из природного материала правильно располагая их на листе бумаги.
Цель: познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи. Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
Цель: познакомить и научить детей с технологией изготовления аппликации из опила, выработать умение и навык построения композиции на листе бумаги.
Цель: научить детей изготавливать аппликации из нетрадиционных материалов, грамотно создавать полноценную композицию.
Цель: научить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию.
Цель: овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание). Изучение понятия «объем», работа с формами. Совершенствование мелкой моторики.
Цель: познакомить с изобразительным искусством (правилами работы с кисточкой, красками, карандашом), развивать желание рисовать, формировать интерес к занятиям.
Цель: расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи.
Цель: закреплять знания детей о народно-декоративных промыслах
Ресурсы, которые были использованы для реализации проекта:
Ребенок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. У детей с ОВЗ, вместе с развитием творческих способностей, создаются условия для успешной адаптации в социуме.
Вложение | Размер |
---|---|
dpi_i_ovz.docx | 18.98 КБ |
МКОУ РАООП «Старогородковская специальная
(коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного
учителя РФ Фурагиной А.В.»
Доклад на МО
по теме:
«Декоративно-прикладное искусство и народное творчество как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми c ОВЗ»
Учитель: Бучацкая О.В.
2023 г.
Декоративно-прикладное искусство и народное творчество как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми c ОВЗ
Так как наша школа напрямую работает с детьми с ОВЗ, то особое внимание уделяется созданию для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
ФГОС предполагает, что развитие личности обучающихся с интеллектуальными способностями зависит от характера доступной им учебной деятельности. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей ребенка. Этого можно достичь через использование занятий декоративно-прикладным творчеством.
Цель проекта: всестороннее развитие личности ребенка, овладение приемами работы с разными материалами (краска, пластилин, природный материал), удовлетворение в практической деятельности.
Сам проект предполагает: создание комфортной среды общения; развитие: способностей, творческого потенциала, творческой индивидуальности, самореализации.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
• формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования.
Развивающие:
• формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
• формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• воспитывать аккуратность в работе, умение довести ее до конца.
Коррекционные:
• развивать сенсорное и чувственное восприятия окружающего мира;
• развивать пространственные представления, двигательную координацию, мелкую моторику.
Какую же роль играет проект для коррекционной школы? Творчество ребенка выполняет огромную роль для становления творческой личности; раскрывает потенциальные возможности ребенка; формирует эстетический вкус; создает ситуацию успеха для формирования успешности и заинтересованности детей.
Пройденные этапы по созданию проекта:
Теоретический: изучение научной литературы по теме; составление краткого анализа изученной литературы; проведение диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми.
Практический: реализация перспективного плана работы; апробация (применение) подобранного материала.
Заключительный: подведение итогов работы; анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта.
Во время работы над проектом были созданы работы:
Нашим методическим объединением проводились предметные недели: «Здравствуй, Осень!», «Весенние посиделки», «Осенние краски», «Что нам осень принесла?», «Зимушка – зима!». В которых принимали участие все педагоги нашего объединения. Для данных предметных недель на уроках творческих дисциплин (ИЗО, ручной труд) проводились многочисленные работы в разных направлениях. Дети с удовольствием принимали участие, пополняли свои знания, развивали творческие способности.
Проделанная работа включает в себя обширную творческую деятельность, например:
Цель: знакомить детей с многообразием родной природы, через наблюдение и исследовательскую деятельность. Учить составлять композиции, из природного материала правильно располагая их на листе бумаги.
Цель: познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи. Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
Цель: познакомить и научить детей с технологией изготовления аппликации из опила, выработать умение и навык построения композиции на листе бумаги.
Цель: научить детей изготавливать аппликации из нетрадиционных материалов, грамотно создавать полноценную композицию.
Цель: научить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию.
Цель: овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание). Изучение понятия «объем», работа с формами. Совершенствование мелкой моторики.
Цель: познакомить с изобразительным искусством (правилами работы с кисточкой, красками, карандашом), развивать желание рисовать, формировать интерес к занятиям.
Цель: расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи.
Цель: закреплять знания детей о народно-декоративных промыслах
Ресурсы, которые были использованы для реализации проекта:
Ребенок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. У детей с ОВЗ, вместе с развитием творческих способностей, создаются условия для успешной адаптации в социуме.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Что общего у травы и собаки?
Ручей и камень