XIV Межрегиональная детско-юношеская научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее»
«Старооскольская игрушка»
Человеку свойственно стремление к красоте. Ее щедро дарит нам природа. Но, кроме этого, людям хочется создать красоту, созерцать ее рядом с собой. И тогда они начинают украшать свой быт. В умелых руках народных мастеров обычные предметы начинают приковывать к себе взгляд и, часто, превращаются в произведения искусства. В старину любая вещь, любой узор и даже цвет имели свой особый сокровенный смысл. Каждый умелец передавал унаследованные секреты мастерства и собственные находки своим детям, а также ученикам. Так десятилетиями создавались и развивались народные промыслы.
Слайд 1
XIV Межрегиональная детско-юношеская научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее» « Старооскольская игрушка» Автор: Савельева Екатерина Учащаяся в 7А классе Детской художественной школы Научный руководитель: Хажилова Наталья ВикторовнаСлайд 2
Оглавление Введение. Задачи и цель. Происхождение оскольской глиняной игрушки. Каноны старооскольской игрушки. Мастера-игрушечники. Заключение. Литература.
Слайд 3
Введение Человеку свойственно стремление к красоте. Ее щедро дарит нам природа. Но, кроме этого, людям хочется создать красоту, созерцать ее рядом с собой. И тогда они начинают украшать свой быт. В умелых руках народных мастеров обычные предметы начинают приковывать к себе взгляд и, часто, превращаются в произведения искусства. В старину любая вещь, любой узор и даже цвет имели свой особый сокровенный смысл. Каждый умелец передавал унаследованные секреты мастерства и собственные находки своим детям, а также ученикам. Так десятилетиями создавались и развивались народные промыслы.
Слайд 4
Почемуже я выбрала эту тему? Однажды я пришла в гости, это была знакомая семья моих родителей. Там я увидела игрушки, которые привлекли мое внимание. Они были интересные, простые, немного смешные. Я решила поинтересоваться что это. Мне расказали о старинных старооскольских игрушках. И в тот же момент у меня появилось желание узнать об этих игрушка больше интересного. Ведь они необычные, чем-то даже смешные и очень интересные.
Слайд 5
Цель и Задачи. Цель : познакомиться с историей возникновения и назначения промысла глиняной игрушки Староосколья , через исследования её характерных особенностей. В ходе исследования решались следующие задачи : знакомство с этапами развития промысла; совершенствование умения анализировать тексты, работать с краеведческими материалами и на основании этого делать выводы; выявить характерные особенности промысла глиняной игрушки в Старооскольском крае и познакомиться с почерком мастеров-игрушечников; активизировать интерес учащихся нашей школы к народному творчеству родного края. Ответить на вопрос: «Как же в наш округ попали эти игрушки?».
Слайд 6
История. Старый Оскол Город Оскол был образован в 1593 г. как одна из сторожевых застав южных рубежей Русского царства. Застава была названа по имени реки, на берегах которой расположена. Поселение постоянно разорялось кочевниками, терпело набеги, местное население неохотно здесь оставалось. Основную часть населения составляли стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары, о чём сегодня говорят названия пригородных слобод: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка , Казацкая, Ездоцкая . Со временем многое изменилось, на Белгородских землях стало спокойнее. Из Москвы, Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то, скорее всего, и научили лепить игрушки местных гончаров. Местная материальная основа гончарства тоже была — необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся , с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок. Об этом свидетельствуют находки старинных простейших форм свистулек-окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним. Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как беложгущуюся , так и красножгущуюся глину, а в ряде случаев, при производстве труб, подставов (дымоходов), грузил для рыбацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий, применяли порой низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.
Слайд 7
Каноны старооскольской игрушки. При изготовлении старооскольских игрушек мастера придерживались строгих канонов промысла. Анализ массива игрушек показывает, что старооскольская народная игрушка постоянно развивалась и изменялась. В Старом Осколе лепили «курский тип дам» – тонкие и стройные. На самом деле вплоть до конца XIX века оскольские дамы лепились довольно пышные. Лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые». Старооскольской поливной игрушки никогда не было. Фигурка ничем не тонируется, не глазуруется. Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала, в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале. Недаром на Руси гончаров причисляли к волшебникам.
Слайд 8
При изготовлении старооскольской игрушки не использовались никакие специальные инструменты. Только пальцы рук мастера полностью формуют игрушку. Старооскольскую игрушку делали некоторые мастера, которые на ней специализировались. В Старом Осколе глиняную игрушку в различном объеме лепили практически все семьи гончаров . Каждая игрушка несла в себе большое смысловое значение. Осознание родства с животными, которые одевали, кормили человека и защищали от злых духов, привело наших предков к поклонению им. Первым таким животным на Руси был медведь, за ним - олень, конь, птица[16]. Медведь - русский национальный Тотем, фигурка его в доме была еще и символом могущества. Олень - символизировал плодородие, обилие, а также удачный брак. Конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать, Птица - вестницей иного мира, знаком обретшей самостоятельность души. Появившиеся позже фигурки козла олицетворяли добрую силу, барана и коровы - плодородие.
Слайд 9
Техника выполнения:
Слайд 10
Моя композиция. Я решила слепить композицию старооскольской семьи. Почему семья? Год 2019 считается годом семьи. Семья - это самое главное, что есть в нашей жизни. Это забота, любовь и поддержка. И мне кажется, что именно в игрушках из глины можно проследить закономерность любви, красоты, которая присутствует в нашей жизни. Я хочу показать наглядным примером, что намного интереснее изготавливать игрушки своими руками, а не покупать в магазине. Ведь это только одни плюсы: дети развивают свою моторику пальцев, фантазию, а самое главное интерес к законченной работе.
Слайд 13
Мастера-игрушечники . Мастерами « горшколепами » в Старом Осколе пренебрежительно называли тех, кто делал глиняные игрушки, свистюлишниками , не считая их гончарами. Гончаром прежде в Старом Осколе признавали только того, кто мог вытянуть на гончарном круге корчажку 1. Анастасия Павловна Гончарова Анастасия Павловна сыграла самую важную роль в дальнейшей судьбе старооскольской игрушки. Именно она в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых, лепке глиняной игрушки, а те, в свою очередь, передали ремесленный канон мастерам современности.
Слайд 14
2. Евдокия Михайловна Тарарыева С детства увлечённо лепила с матерью (А.П. Гончарова) глиняную игрушку. Помогала отцу, например, лепила подставы. После смерти матери в голодные 1930-е годы много лепила игрушек для продажи. Только за счет этого выжила сама и ее сестра Наталья Михайловна . 3. Ольга и Наталья Гончаровы Лепили свои игрушки вместе с матерью
Слайд 15
Заключение. Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» и «традиционные» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению, это то, что роднит её с любой другой народной игрушкой. Эта, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется смысловым богатством и глубоким значение каждой детали. Возрождение гончарного промысла в Старом Осколе начинается с игрушки. Это понятно: не нужно большого количества глины, не нужна для этого глина особенно высокого качества, не нужно гончарного круга, обжечь можно и в маленькой печи или даже в костре. Самые лучшие экземпляры игрушек находятся в Старосокольском краеведческом музее, музее педагогического колледжа, в частных коллекциях. Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России». Она самобытна, имеет свои собственные черты. До сих пор есть в городе мастера - игрушечники, которые возрождают этот промысел. Таким образом, можно надеяться, что народные промыслы не угаснут в нашей сложной, экономически нестабильной обстановке, и, перешагнув вековой рубеж, займут свое достойное место в XXI веке. Ведь это – прошлое, живущее в настоящем.
Слайд 16
Я считаю, что с поставленными задачами справилась. Познакомилась, изучила и полюбила этот промысел. Узнала и проанализировала материал. Выявила характерные особенности промысла глиняной игрушки в Старооскольском крае и познакомиться с почерком мастеров-игрушечников; активизировала интерес учащихся нашей школы к народному творчеству родного края. И ответила на главный вопрос. «Как же в наш округ попали эти игрушки?». Ответ: Знакомые рассказали мне интересную историю. В 19 веке их прадеда который жил в близи Старого Оскола отправили в ссылку на север ХМАО . Его жена которая не хотела расставаться с мужем отправилась с ним на север. Жена Марья Ивановна увлекалась изготовлением старооскольских игрушек. И она привезла эту любовь в наш округ. Марья Ивановна хранила традиции при изготовлении, и те игрушки которые мне понравились это были её поделки, они сохранились до нашего времени через поколения. И это очень ценно, что в наше время есть люди которые хранят старые и национальные традиции.
Слайд 19
Литература. Бурик Т.Б., Родер Г.Х. Детство и игра в Старом Осколе. - Зальцгиттер , 1995. Васильева М. Игрушка рождается во рту// Зори, 23.05.1996. Глиняная игрушка Белгородской области. Буклет. - Курск, 1991. Иваненко Л. Жили-были на Подгорной гончарки // Зори, 26.08.1993 . Мартыненко А. В старинном селении Борисовка. - М.: Народное творчество, 1996 . Интернет сайт : Википедия
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Сладость для сердца
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Сочинение
Хрюк на ёлке
Лиса Лариска и белка Ленка