В работе рассказывается об истории глиняной игрушки Суджанских мастеров. Работа знакомит с творчеством народного мастера Юрия Спесивцева. Представлен мастер - класс по изготовлению суджанской игрушки.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №4» г. Курска
Исследовательский проект:
«Глиняная игрушка
из города Суджа, что на реке Суджа»
Выполнила: Москвина Вероника, 3 «Б» класс
МБОУ «Гимназия №4», г. Курск
Руководитель: Толдонова Татьяна Ивановна
Курск – 2023 г.
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Гончарный промысел Суджанского мастерства, как культурное наследие города Суджи Курской области.
2.2. Обычаи и традиции Суджанских гончаров.
2.3. Виды глиняных Суджанских игрушек.
2.4. Глиняная игрушка, как талисман.
2.5. Народный мастер России – Спесивцев Ю.С. и возрождение промысла.
2.6. Мастер – класс по изготовлению глиняной Суджанской игрушки.
3. Заключение
4.Литература
Не так давно у прабабушки, я увидела две интересные и необычные для меня фигуры. Это были глиняные изделия в виде баранов. Таких игрушек я не видела в магазинах и попросила прабабушку рассказать об этих интересных глиняных игрушках. Тогда от нее я впервые услышала о Курском народном промысле - Суджанские глиняные изделия. Мне захотелось больше узнать об этом промысле.
Свое исследование я начала с проведения анкетирования. Отвечали на вопросы 100 учеников нашей гимназии: 2-х, 3-х и 4 классов.
Оказалось, что многие ребята не знают значения слова «промысел»;
¼ часть не знакомы с промыслами Курского края, а не видели никогда глиняные изделия 15 человек; только один человек не стал бы делать игрушку своими руками т.к. умеет просто свистеть и ему не интересно играть в игрушки вообще. Анализ анкет показал, что ребятам интересно было бы сделать игрушку своими руками и потом ею играть.
Так родилась тема моего исследования.
Тема работы: «Глиняная игрушка из города Суджа, что на реке Суджа»
Цели исследования:
Задачи исследования:
Методы исследования:
Проектный продукт:
2. Основная часть
2.1. Гончарный промысел суджанского мастерства, как культурное наследие города Суджи Курской области.
Что же означает слово «Промысел».
Обратимся к толковому словарю С. Ожегова
ПРОМЫСЕЛ1, сла, мн. ы, ов и (спец.) а, ов, м.
1. (ы, ов), кого-чего. Добывание чего-н., добыча, охота. П. жемчуга. П. тюленя.
2. (ы, ов). Занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. Охотничий п. Пушной п.
3. (ы, ов). Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном. Местные промыслы.
4. мн. Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы. Нефтяные промыслы.
5. (ы, ов). То же, что отхожий промысел (устар.). Извозчичий п. (по извозу). • Кустарный промысел производство бытовых изделий ручным способом. Народные кустарные промыслы.
Художественный промысел изготовление народных художественных изделий. Народные художественные промыслы.
Город Суджа, что находится в Курском крае, впервые упомянут в исторических документах 1661 года. Это центр гончарного промысла, почти все знаменитые художники, гончары родом именно отсюда.
Глина - распространенный материал, которым природа щедро одарила человечество. И люди издавна использовали ее. Поначалу пытались вылепить из нее самые необходимые предметы (посуду, чашки, тарелки), практичные и непритязательные, в которых хранились сыпучие и жидкие материалы. Со временем после того, как был изобретен гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия. Гончарное искусство передавалось из поколения в поколение. По иерархии данным искусством занимались: мастера, подмастера, ученики и рабочие. Исторические документы подтверждают зарождение гончарного производства в 17 веке в различных местах России. В Курской губернии, неподалеку от Суджи находится слобода Гончаровка. Древняя гончарная легенда гласит о том, что святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси, делали остановку на гончарной горе и предсказали местным жителям скорое развитие гончарного промысла. Изготовление художественной керамики в слободе Гончаровке было представлено фигурными сосудами, фигурами-скульптурами, фигурными копилками, блюдами, игрушками-свистунами, талисманами. Изготовление фигур скульптур наиболее интересный вид Суджанской керамики, но о видах мы поговорим позже. Фигурных копилок изготовляли мало, их не продавали на базарах, чаще всего это были индивидуальные заказы. Фигурные сосуды изготовляли и на продажу.
Поначалу куряне делали из этого природного материала только посуду. Но со временем по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причем производили уже не только товары бытового назначения, а также и игрушки, статуэтки, предметы роскоши.
Игрушки лепили уже женщины и дети из отходов и остатков глины при изготовлении посуды. Примером этого служит, две глиняные фигурки моей прабабушки в виде баранов, который на сегодняшний день более 50 лет, и сохранены они в первозданном виде. Этим баранам посвящено стихотворение:
"На поляне утром рано,
Повстречались два барана
В пятнашки играли, цветы собирали
В речке купались, друг с другом бодались
Вот такие милашки, наши барашки".
2.2. Обычаи и традиции Суджанских гончаров
В древние времена было принято вставать с восходом солнца и не помолившись не начинать никакого дела, а гончары приветствуя друг друга снимали шапки и пожимали друг другу руки. Гончары считали, что хлеб-это дар Божий. Для гончара глина-это тоже хлеб, поэтому старики учили относится к глине, как к хлебу. Вот почему, одним из обычаев гончаров было хлебосольство.
Следующий обычай, когда жених дарил невесте изделие из глины, в виде куклы. Молодому гончару важно было наглядно показать, что он стал мастером, тем более перед своими будущими родственниками, это и возможность выразить свои чувства к будущей жене. Изделие из глины игрушкой не было, ее хранили, как семейную реликвию, которая напоминала сватовство и свадьбу, то есть радужные моменты создания молодой семьи. Кроме того, в свадебном обряде мог быть горшок, который разбивали после венчания на счастье молодым.
Мастера, состоявшие в гончарном цехе, строго придерживались в своей работе и жизни, обычаев и традиций, предававшихся поколениями. Важнейшим праздником у Суджанских гончаров был праздник святого Георгия (Юрия), отмечали этот праздник 23 апреля (по старому стилю). В этот день обычно устраивались ярмарки, где продавались глиняные игрушки, а также гончарная посуда.
Гончарные игрушки, как правило лепились к определенным праздникам, в частности церковным, например, к празднику сорока мучеников. Это были такие игрушки, как голуби, сороки и различные птички. Гончарами почитались церковные праздники такие, как Рождество Христово, Рождество Богородицы, Вознесение, Троица и Пасха.
2.3. Виды глиняных Суджанских игрушек
Изготовление художественной керамики в слободе Гончаровке было представлено разнообразными глиняными изделиями. Например, глиняная фигура Льва, изготовленная в 30-е годы 20 века Хомайко Трофимом Ивановичем в мастерской на Крейдянке, где он работал, а теперь легендарный Лев находится в экспозиции Суджанского краеведческого музея. Это традиционная фигура скульптуры, размер ее может быть различным, лепили ее только по заказу.
Глиняная фигура Быка широко известна по работам Хомайко Т.И. представляет собой традиционную основу с элементами древних фольклорных сюжетов, о чем свидетельствует рыбий хвост, встречаемый у изготовленных глиняных фигурок.
Глиняная фигура "Баран" также имеет традиционную основу, но этот сюжет встречается во всех видах Суджанской художественной керамики. Гончары трактовали эти сюжеты по-разному, но основа лепки фигур-скульптур оставалась одна и та же.
Были еще и фигуры "Собаки", "Кошки", "Богатыри", но они не несут древних смысловых нагрузок и выглядят как подражание гипсовым, но в то же время трудно представить, чтобы их делали и раньше на той же основе.
Фигурный сосуд "Петух" одно из самых удивительных и загадочных гончарских изделий, вообще это двугорлая ваза для цветов, но какую роль играл этот сосуд в прошлом, не совсем ясно, об этом можно только догадываться. Почти все скульптуры сосуды, копилки покрывались поливами с добавками оксидов металлов меди, железа, марганца, что делало их еще краше.
Самый привлекательный для нас вид гончарного мастерства -изготовление игрушек-свистунов. Этот вид изделия всегда основывался на глубоких традициях, связанных с магическими обрядами и верованиями. Свистуны делались поливными, расписанные красками. Поливные игрушки имели основные сюжеты: "Петухи", "Бараны", "Кони", "Всадники", "Рыбки". Их изготовляли почти все мастера-гончары.
2.4. Глиняная игрушка, как талисман
Издревле для людей приметы и суеверия были очень важны. И считалось, чтобы не сглазили нужно носить с собой какую-то вещицу-талисман (в переводе с греческого, талисман означает посвящение, чары). Талисман - это магический предмет или животное, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу. У всех это были разные талисманы, а у многих глиняные игрушки. Я изучила информацию в книгах, интернете, поинтересовалась у знакомых, и выяснила, что даже сейчас, в современном мире люди носят с собой птичку-свистульку, как свой талисман. Ведь, для многих людей - это очень важно. Даже перед каким-то важным делом можно взять свой талисман и удача будет у вас в кармане. Считается, что талисман приносит удачу, предупреждает об опасности, улучшает самочувствие. То есть гончарное мастерство люди могут не только рассматривать как декоративное искусство, но и также глиняные изделия носить с собой, как талисман.
Также многие считают, что именно изделие из глины может уберечь человека от бед.
Кроме того, в психологии глину используют как расслабляющий материал, так как считается, что она обладает лечебными свойствами, да даже на ощупь глина очень приятная и мягкая. Так что если у вас что-то не ладится, просто купите себе какое - нибудь изделие из глины, и обязательно все станет на круги своя!
2.5. Народный мастер России – Спесивцев Юрий Степанович
Мы не говорим о развитии Суджанского керамического промысла подробно, отметим только, что за историю с 1661 года по 1964 год промысел то начинал развиваться, то затухал. В 1964 году организовали гончарный цех на Суджанском кирпичном заводе. Начинал развивать этот промысел Степан Савельевич Спесивцев, а в 1981 году пришел учеником гончара его сын Юрий. Важную роль в творческой судьбе мастера сыграло знакомство с И.И. Федоровым, архитектором, художником, преподавателем Строгановского училища. Его работы покорили публику на выставке «Народное гончарство России» и выставке народного искусства в городе Варшава. В 1992 году при активном участии Ю.С. Спесивцева в Судже создается первый в Курской области центр народных промыслов, где он работает в качестве мастера и консультанта. В 2002 году он стал членом союза художников России. В 2003 году его имя внесено в энциклопедию "Лучшие люди России". С 2016 года по инициативе Ю.Спесивцева в Судже проводится праздник день Гончара. В Москве на ежегодной премии "Душа России" за вклад в развитие народного творчества в номинации "народный мастер" получил премию. Свои изделия мастер создает, используя образы старой керамики. Так, в частности, во времена, когда Суджанская глиняная игрушка практически утратила свою уникальную технику создания, благодаря ему вернулись утраченные знания и навыки, а также он выпустил множество учеников, которые по всей России стали лауреатами и победителями множества конкурсов (Юрий Спесивцев "Традиция, история, гончарство и народная культура земли Суджанской", Суджа-2018).
В 2000 году новому поколению Суджанских гончаров, удалось создать творческую группу "Суджанский гончарный цех". Именно эти мастера стремятся сохранить обычаи и традиции Суджанского гончарства на основе старинных, ремесленных законов. Подобного творческого объединения нет в России. Есть надежда, что примеру Суджанских гончаров также последуют гончары всего славянского мира.
2.6. Мастер – класс
Нам тоже захотелось присоединиться к новому поколению мастеров. Так как в современных реалиях поездка в Суджу невозможна, мы приглашали для проведения мастер – класса Марину Бабкину, бывшую воспитанницу Юрия Спесивцева.
Марина Юрьевна рассказала об основах гончарного мастерства. Каждый ученик поработал на гончарном круге. Результат – маленькие тарелочки и вазочки, сделанные ребятами.
А затем началась самая завораживающая часть - лепка игрушки «УТОЧКА».
Каждый получил кусочек красной глины, очищенный от камешков и мусора и «отбитый» вручную от пузырьков воздуха.
Этапы лепки:
3. Заключение
Нельзя представить себе ребенка без игрушки. Дети играют в любом возрасте. Ведь игрушка способствует интеллектуальному и физическому развитию ребенка. Через игрушку ребенок познает мир. Именно поэтому очень важно то, какие игрушки окружают ребенка. При огромном количестве современных игрушек важно, чтобы народные игрушки не пропали, ведь они несут в себе культурные корни и историю народа.
Таким образом, проведя работу, можно сказать, что Суджанский глиняный промысел очень развит, и пользуется популярностью у многих людей, даже в наш высокотехнологичный 21 век. Этот прекрасный вид ремесла радует глаз и оберегает душу. Сейчас колоссальное множество видов Суджанских глиняных игрушек. Это и птички, и бараны, и волки и различного рода звери. Также я узнала, что многие люди используют гончарные игрушки не просто, как декор для дома, но и как талисманы для души!
Серьезные исследования еще впереди, но главное уже сделано, важное звено и стержень восстановлены, корни промысла живы. А лучшее, несомненно, впереди!
И самое главное, мне и моим одноклассникам очень понравилось работать с глиной, создавать предметы своими руками. Ведь это искусство нашего края, которым нужно гордиться!
4. Литература
4. Павлова Л. «Спесивцев открыл москвичам Суджу»// Курский вестник. – 2006 г.
5. Юрий Спесивцев "Традиция, история, гончарство и народная культура земли Суджанской", Суджа - 2018 г.
6. Романова М. Новости// Друг для друга. - 2007. - №35. - 28 августа.
7. Нестеренко Т.Ю. «Сторона мастеровая: сборник очерков о сельских мастерах ремёсел и прикладного творчества Курской области». - Курск: ОБУК «Курский Дом народного творчества», 2013 г.
8. Нестеренко Т.Ю. «Страна мастеровая: сборник статей о творчестве сельских мастеров ремёсел и прикладного искусства Курской области».-Курск: ОБУК «Курский Дом народного творчества», 2014 г.
9. «Промыслы и ремёсла Курской области. Традиционное народное искусство: Cборник статей о творчестве мастеров ремёсел Курской области». – Курск: ОБУК «Курский Дом народного творчества», 2012 г.
10. Народные мастера России. Курская область: каталог мастеров,
имеющих звание «Народный мастер России» - Курск: ОБУК «Курский Дом
народного творчества», 2020 г.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Весёлая кукушка
Ёжикина Радость
Сказка "Колосок"
Как нарисовать лимон акварелью