Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 183.5 КБ |
1. Введение
Бисероплетение - одно из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Изделия, изготовленные вручную, высоко ценятся в России, и особенно за рубежом.
Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово произошло от арабского "бусра", что означает бусинки с отверстиями - круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Легкие бусины по форме напоминающие бисер, встречались на Руси уже в IV веке, а в XVIII веке М. В. Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии.
К началу XX века интерес к бисеру постепенно ослабел, но традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней.
Актуальность состоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные изделия.
Цель: изготовление украшений из бисера.
Задачи:
Метод исследования:
Предмет исследования: бисер.
Гипотеза, действительно ли, что бисероплетение – один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения, хобби или искусство?
2. Основная часть
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.
Первыми украшениями, которыми человек украшал себя в древности, были бусы. По данным ученых первые бусины в виде ракушек с проделанными в них острыми камнями отверстиями появились 75 тысяч – 100 тысяч лет назад, и считаются первым ювелирным изделиям созданным человеком.
Около 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились бусы разных форм и размеров. Со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстием для продевания нитки.
Его название происходит от арабского слова «бусра» (или «бусер»), что означало «фальшивый жемчуг».
Мелкие бусинки из цветного стекла впервые появились в Древнем Египте, и украшали одежду фараонов. Их производство находилось на достаточно высоком уровне. Известны они были и у Древних Греков и в Африке, где они служили разменной монетой. Кочевые племена Сарматов и Скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
Многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих.
Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера получило в первой половине XIX столетия. В Европе и России из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.
В древности бусы изготавливали, вытягивая нити из расплавленной стеклянной массы с помощью прутика. Затем нить навивали на тонкий стержень, который затем извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву и обрабатывали вручную, что бы придать ей нужную форму.
В дальнейшем бисер и бусы делали из пустотелых трубочек постоянного диаметра и заданной толщины.
Разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью. После затвердевания бисер нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности. Потом с помощью полировального порошка возвращали бисеру блеск, утраченный при нагревании.
Окрашивание стекла производится путем добавок различных солей металлов в расплавленную стеклянную массу.
Во второй половине XIX века были изобретены машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.
Сначала бисер изготавливали в стеклодельных мастерских в Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а потом пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Здесь изготавливали различного вида сосуды, зеркала, пуговицы, бусины и бисер.
С XII на острове Мурано выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла и отлично калиброванный.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. Особенно ценился очень мелкий (0.5мм) и блестящий бисер, парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Стекольное производство на острове Мурано существует до сих пор, но бисер и бусины изготавливаются в штучном виде и продают по очень высоким ценам.
В конце XVIII века началось изготовление бусин и бисера в Германии. Здесь изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора.
Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла. Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. В конце XVII начале XVIII века здесь изготавливали бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, богемское стекло тугоплавкое. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого добавляли вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу – поташ. Отсюда и пошло название - «лесное» стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.
Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Родиной бисера из золота, серебра и других металлов является Париж.
Современный бисер бывает стеклянный, металлический, пластмассовый, керамический. Самый распространенный стеклянный. Он бывает прозрачный и непрозрачный (матовый). Его можно красить в разные цвета. Стеклянный бисер считается самым прочным. Он не выгорает на солнце, не меняет цвет при стирке, температура на него не влияет.
Стеклянный бывает:
- круглым,
- цилиндрическим - это рубка и стеклярус,
- бисер со смещенным отверстием - каплевидный,
- японский бисер бывает ещё треугольный, кубический и шестиугольный.
Размер бисера (круглого) зависит от его диаметра и маркируется номером (№), чем крупнее бисер, тем ниже его номер.
Основными крупными изготовителями стеклянного бисера считаются Япония, Чехия и Китай.
Характеристик у бисера немало — это цвет, фактура, размер, форма, качество. Чтобы подобрать материал, удобный для работы и позволяющий реализовать идею любой сложности, нужно провести серьезную аналитическую работу. Один из способов облегчить выбор — определить предпочтительную категорию:
Непрозрачный. Если вам нужен самый дешевый бисер, выбирайте этот. Выполнен из непрозрачного стекла, не боится солнечного света и чистящих средств. Представлен богатой цветовой гаммой.
Transparent (Прозрачный). Недорогой бисер, который производят из частично или полностью прозрачных материалов. Среди достоинств можно выделить устойчивость к УФ-излучению и воздействию чистящих средств.
Rainbow (Радужный). Особенность этого вида элементов — удивительно красивое оформление, поверхность буквально играет всеми цветами радуги. В этой категории вы сможете найти прозрачный и непрозрачный бисер, а также элементы, прокрашенные только внутри.
Metallic (Металлизированный). Элементы с металлическим напылением. Качественным считается бисер японского производства, он не боится ни УФ-излучения, ни воздействия химии. При покупке металлизированного бисера у других производителей есть риск получить некачественный товар, который со временем потеряет свой лоск.
Silver-lined (Внутреннее серебрение). Блеск этих элементов обусловлен серебряной краской, которой покрыты отверстия бисеринок.
Ceylon (Цейлон). Это либо элементы пастельных тонов, окрашенные изнутри, либо бусинки с устойчивым глянцевым покрытием.
Luster (Глянцевый). Один из самых интересных вариантов с точки зрения оформления. Может быть прозрачным или прозрачным, в любом случае, цвет бисеринки сохраняют на протяжении долгого времени.
Inside Color (Окрашенный изнутри). Так как прокрашена только внутренняя часть элементов, они не теряют яркость цвета при контакте с одеждой или кожей. Но с течением времени и под воздействием солнечных лучей краски могут блекнуть.
Dyed (Окрашенный). Неплохой вариант для вышивки или создания цветочных композиций. Из минусов отметим слабую устойчивость цвета к солнечным лучам и бытовой химии.
Galvanized (Гальванизированный). Особенность — серебряное покрытие разных оттенков. Применяют в основном для вышивки, так как покрытие нестойкое.
Silk (Шелковый). Сочетает привлекательность «зимних» оттенков и превосходное качество, устойчивость к воздействию солнечных лучей, средствам бытовой химии.
Matte, Frosted (Матовый). Высококачественный материал, характеризующийся стойкостью к воздействию ультрафиолета и бытовой химии. Может быть непрозрачным и прозрачным, радужным и металлизированным.
2.3. Виды работ плетения
Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.
Ткачество. Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.
Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве.
Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Вышивка бисером сочеталась с вышивкой серебряными или золотыми нитками, жемчугом, и поэтому делала одежду нарядной и праздничной.
Другие виды работ с бисером: вязание и вдавливание бисера в воск. Бисером выкладывали небольшие картины на воске - разогретые бисеринки вдавливали иглой в гладкую восковую пластину, и внешне работа отличалась от вышивки бисером только желтоватым фоном
2.4. Цветовая гамма в бисероплетении
Часто в одном изделии используют несколько цветов. Правильно подобрать их сочетания поможет таблица сочетаемости цветов (табл. 1), составленная на основе цветового круга, включающего 12 цветов.
Таблица №1
Цвет | Парный цвет | Тройное сочетание | Сочетание четырех цветов |
Пурпурный | Зеленый | Желтый, сине-голубой | Оранжевый, зеленый, синий |
Карминно-красный | Голубо-зеленый | Желто-зеленый, синий | Желтый, голубо-зеленый, голубо-фиолетовый |
Киноварно-красный | Сине-голубой | Зеленый, голубо-фиолетовый | Желто-зеленый, сине-голубой, пурпурно-фиолетовый |
Оранжевый | Синий | Голубо-зеленый, пурпурно-фиолетовый | Зеленый, синий, пурпурный |
Желтый | Голубо-фиолетовый | Сине-голубой, пурпурный | Голубо-зеленый, голубо-фиолетовый, карминно-красный |
Желто-зеленый | Пурпурно-фиолетовый | Синий, карминно-красный | Сине-голубой, пурпурно-фиолетовый, киноварно-красный |
Зеленый | Пурпурный | Голубо-фиолетовый, киноварно-красный | Синий, пурпурный, оранжевый |
Голубо-зеленый | Карминно-красный | Пурпурно-фиолетовый, оранжевый | Голубо-фиолетовый, карминно-красный, желтый |
Сине-голубой | Киноварно-красный | Пурпурный, желтый | Пурпурно-фиолетовый, киноварно-красный, желто-зеленый |
Синий | Оранжевый | Карминно-красный, желто-зеленый | Пурпурный, оранжевый, зеленый |
Голубо-фиолетовый | Желтый | Киноварно-красный, зеленый | Карминно-красный, желтый, голубо-зеленый |
Пурпурно-фиолетовый | Желто-зеленый | Оранжевый, голубо-зеленый | Киноварно-красный, желто-зеленый, сине-голубой |
2.5. Техника плетения
Петельное плетение. На проволоку набирают одну или несколько бисерин (пайеток, бусин) после чего концы проволоки скручивают между собой (рис. 1). Для продолжения плетения в данной технике на один из концов проволоки снова набирают необходимое количество бисерин, отступают на некоторое расстояние от места соединения проволок, сгибают и снова скручивают проволоку. При этом участвует только один конец проволоки, второй остается свободным. Для того чтобы концы проволоки всегда оставались одинаковой длины, каждый следующий элемент выполняется поочередно то на одном, то на другом конце проволоки.
Рис. 1. Техника петельного плетения: а – петля из одного элемента; б – петля из нескольких однородных элементов; в – петля из нескольких разнородных элементов
Игольчатое плетение. На проволоку набирают несколько бисерин (пайеток, бусин) и, минуя последнюю, проходят тем же концом проволоки через все бисерины в обратном направлении, аккуратно подтягивают проволоку, чтобы не оставалось просветов. Затем повторяют ту же последовательность операций (рис. 2).
Рис. 2. Техника игольчатого плетения
Параллельное плетение. На один конец проволоки набирают общее количество бисерин первого и второго рядов, а вторым концом проволоки проходят навстречу через бисеринки второго ряда (рис. 3). Далее на один конец проволоки набирают необходимое количество бисерин, а вторым концом проходят через все набранные бисерины навстречу.
Рис. 3. Техника параллельного плетения
2.6. Материалы и инструменты
Для работы нужны следующие материалы: бисер, тонкие иглы, леска, мягкая проволока, ножницы, плоскогубцы.
Кроме этого нужны всевозможные застёжки: замочки, пуссеты (серёжки «гвоздики»), обручи, зажимы для подвесок, перемычки, декоративные булавки и т. п.
2.7. Экономический расчет себестоимости изделия
В процессе изготовления изделия не только приобретаются профессиональные навыки, но и на практике знакомимся с таким понятием как режим экономики, производительность труда, качество продукции себе стоимость. Углубляются экономические знания.
Чтобы убедиться в экономической целесообразности изготовления колье я произвела расчёт требуемых материалов и затрат на их производство.
В интернет-магазинах такое украшение стоят от 600 рублей и выше, а я затратила всего 300 рублей, получается, что я сэкономила минимум 300 рублей.
Расчет себестоимости я представила в виде таблицы:
Наименование материала | Цена за единицу измерения, руб | Расход материала на изделие | Затраты на материал, руб |
Бисер | 60 (15г) | 15г | 60 |
Бусины | 2руб | 60шт | 120 |
Леска | 100 (5м) | 2,5м | 50 |
Замок | 70 | 1шт | 70 |
Итого: | 300руб |
Себестоимость изделия составила: затраты 300 рублей, время работы 1час- 20 рублей. Изделие было изготовлено за 10 часов работы. Итого стоимость изделия 500 рублей.
2.8. Бисероплетение полезно или вредно?
Польза | Вред |
Развивает мелкую моторику пальцев рук | При не соблюдении правил работы отрицательно влияет на зрение |
Способствует развитию речи и красивого почерка | При не соблюдении правил работы приводит к искривлению позвоночника |
Развивает фантазию, воображение, хороший вкус. | Малоподвижный вид деятельности. |
Развивает внимание, наблюдательность, усидчивость. | |
Учит быть терпеливым. | |
Изделие из бисера современный и недорогой подарок |
В результате своей работы, я узнала, что занятие бисероплетением помогает воспитать в себе усидчивость, развивает воображение. Плетение из бисера не имеет каких-либо возрастных ограничений, поэтому идеально подойдет как для взрослых, так и для детей. Это один из самых лучших способов развития мелкой моторики. Развиваются математические способности, ведь переплетая бусинки, начинаешь их непроизвольно считать. В процессе плетения из бисера развивается пространственное мышление, так как приходится «читать» схему. Бисероплетение способствует развитию творческих способностей и художественно-эстетического вкуса. Работа с таким мелким материалом как бисер и стеклярус приучает к аккуратности в работе, проявлению усидчивости, старательности и волевых усилий. В процессе изготовления изделия развиваются разнообразные трудовые и специальные умения и навыки, происходит развитие тонких движений пальцев рук, происходит знакомство с народными промыслами. Обучение бисероплетению способствует развитию интеллектуальной и духовной сферы, развитию познавательной активности и творческой самореализации. Я считаю, что бисероплетение – это хобби творить руками, а создавая такие изделия, понимаешь, что это настоящее искусство. Таким образом, цель моя достигнута, гипотеза доказана.
Так же это прекрасный способ порадовать своих родных и близких замечательными подарками. Ведь всем известно, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками.
Яблоко
Карты планет и спутников Солнечной системы
Мороз Иванович
Чья проталина?
Медведь и солнце