Всероссийский конкурс: «Первый управленческий»
Название конкурсной работы: «Куклы коренных народов Севера»
Номинация: «Культурное наследие народов России»
Вложение | Размер |
---|---|
nazarova_hadichahon_kukly_korennyh_narodov_severa_12_.docx | 637.1 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
ГОРОД РАДУЖНЫЙ
Всероссийский конкурс «Первый управленческий»
Название конкурсной работы: «Куклы коренных народов Севера» Номинация: «Культурное наследие народов России»
Автор: | Назарова Хадичахон Абдуалиевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |
Руководитель: | Рыбакова Елена Владимировна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |
г. Радужный
2022 год
Оглавление
Введение | 1 |
1. Теоретическая часть | 2 |
1.1. Традиционное искусство народов Севера | 2 |
1.2. Исследование своеобразия обско-угорских кукол | 3 |
1.3. Классификация кукол народов Севера | 4 |
2. Практическая часть | 5 |
2.1. Технология изготовления куклы «Акань» | 5 |
2.2. Опрос и результаты анкетирования | 6 |
Заключение | 7 |
Список литературы | 8 |
Приложение 1 | 9 |
Приложение 2 | 10 |
Приложение 3 | 11 |
Приложение 4 | 12 |
Приложение 5 | 13 |
Введение
Россия многонациональное государство, а Ханты - Мансийский автономный округ, это то место, где на протяжении многих лет существовали народы разных культур и традиций.
Традиционная культура народов Севера, была адаптирована к природным условиям их обитания, подчинялась определенным законам, передающимся от поколения к поколению. Она складывалась через общение между человеком и природой. Эти отношения, защищены в обычаях, религиозных верованиях, праздниках и игрушках.
Изучение творческого наследия древних поколений, угорских народов, особенно актуально в нашем регионе. На протяжении многих лет по частям собиралось и передавалось народное мастерство.
То, что создавалось народами ханты и манси многими годами, очень интересно для детального рассмотрения и изучения. Художественная культура малых народов Севера имеет своеобразные черты. Это отразилось в ярких одеждах, в разных цветах национальной одежды, по красоте головных уборах, разнообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.
Жизнь и быт коренных народов севера заключается в сказках, легендах и обрядах. Проследить развитие истории народов ханты их образ жизни, узнать некоторые национальные обряды можно через национальную хантыйскую куклу «Акань».
Именно этому и посвящена данная работа.
Актуальность: Окружающая природа, народные обычаи, национальный быт, фольклор – необходимо знать всем школьникам, проживающим в нашем регионе. Одной из важной художественной культуры народов Севера является традиционная народная кукла. Народная кукла является основной частью исторической культуры народов ханты, манси и лесных ненцев. До сегодняшнего дня сохранилась традиция делать своими руками народных кукол из разных материалов, но сейчас они несут другой смысл и значение.
Цель проекта: изучить культурно-историческое, духовное и материальное наследия ханты через знакомство и изготовление куклы коренных народов Севера.
В соответствии с целью, были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретическая часть
1.1 Традиционное искусство народов Севера
Искусство – это предметы, созданные человеком для человека. Красота изделия достигается благодаря декоративности его формы, являющейся качественной характеристикой произведения искусства, в которой проявляется слияние полезного и прекрасного.
Народное искусство как проявление творчества народа приближенно к детскому творчеству, поэтому оно близко к нашему восприятию. В декоративно - прикладном искусстве, окружающий мир отражается символами, без воспроизведения, лишних деталей, но сохраняется целостность, законченность образа. Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, которых уходят в глубину веков. Образ в прикладном искусстве может не иметь подобия в реальном мире, в нем выражается больше мифологическая картина мира. [2]
Лесные ненцы – самый большой народ на Севере. Они живут в трёх автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Ненцы увлекаются охотой, рыболовством, звероводством, их основное занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, отражается на культуре, жилище, одежде, утвари, национальной кухни, обычаях. С использованием продуктов оленеводства – оленьих шкур, рогов, волоса – связано развитие ненецкого декоративного искусства. Росписи и рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви – неповторимая, необычная письменность, узорная, рассказывающая о прошлом, настоящем нашего края.
Декоративно - прикладное искусство ханты и манси подбирала для себя особенности культуры разных эпох, и дошло до наших дней самые лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремись создать прекрасное. Искусство народов Севера разнообразно, ханты украшали узорами жилища, предметы быта, хозяйство, головные уборы, одежду, обувь. В них нет ничего лишнего, они прорабатывали и сохраняли главные признаки окружающих предметов. [3]
Традиционные занятия народов манси - охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. В народном искусстве главное место занимает орнамент, мотивы которого одинаковы с мотивами родственных ханты. Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Можно сделать вывод, что народное искусство народов Севера играет важную роль. Примером отражения представлений человека о мире является народная кукла. [4]
1.2 Исследование своеобразия обско-угорских кукол
Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее определение: «Кукла детская игрушка в виде фигуры человека». Куклы народов Севера не подходят для этого определения, так как у них нет признаков человека – лица, рук, ног, это говорит о том, что в прошлом природе куклы, сохранившейся у обских народов.
К обско-угорским народам относятся ханты, манси и лесные ненцы. Эти народы родственные. Проживают они на стойбищах. У них похожи быт и традиции. К воспитанию детей у этих народов - особый подход.
Мальчик – это будущий хозяин, глава семьи, а девочка – хранительница очага, мать. Подарки, которые дарили мальчикам – это аркан, нож, лук со стрелами, а девочке сумочка с нитками и кусочками ткани, меха и кожи. Среди множества разных игрушек, куклы относятся к особой категории.
С семилетнего возраста хантыйские девочки начинали делать кукол. Ханты считали девочку взрослой тогда, когда она могла сама изготовить для куклы комплект одежды и украшения. Дети любили эту игрушку, а взрослые всегда верили, что кукла охраняет и оберегает ребенка. Давно в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами.
В первобытном обществе кукла являлась оберегом, ей поклонялись. С куклой заботливо обращались. При изготовлении кукол использовались обрывки только новой ткани, нельзя было использовать лоскутки от старой одежды.
Кукла для народов Севера – это не просто игрушкa, а семейный талисман, оберег. Когда в семье рождалась девочка шили куклу, которая хранилась всю жизнь. Кукла сопровождала ребенка на правах члена семьи.
Куклам не рисовали лица, у них не было рук и ног, строго определялись размеры. В каждом регионе куклу наряжали по-своему, использовали разные орнаменты. [5]
Народы севера – это оленеводы, охотники, рыбаки. Ханты шили куклам одежду из оленьего меха. Ханты-охотники и ханты-рыбаки для изготовления кукол использовали ткань и мех диких животных. Каждая кукла имеет свое значение, свою функцию.
Традиционная кукла имеет много запретов, главный из которых – не делать «похоже» живое существо, «чтобы не вселились духи».
У хантыйских кукол нерымь - ях есть своя особенность – ее временный характер. По окончании игры куклу надо было обязательно разобрать. Куски ткани или травы, из которых была сделана кукла, расправляли и прятали до следующей игры.
Куклам - животным нельзя было дaвaть имена тотемных животных рода – лося, медведя, бобра.
Мужских кукол шили из меха и кожи. У кукол строго определялись размеры: кукла должна быть ростом в ладонь, но не меньше мизинца.
У северных народов существовали куклы - страшилки, но назначение у этих кукол было другое. Кукла – страшилка, это ни игрушка, а способ и форма плохого общения. Они брали на себя речевые функции человека.
Поскольку традиционная форма общения этого народа запрещает обзывать человека, то «обзывание» брала на себя кукла - страшилка. Взрослые не разрешали детям изготавливать и показывать эти куклы.
У обских угров были игрушки, сделанные из пучка стрел. На эти игрушки надевали рубашки. Такая кукла являлась тотемной.
1.3 Классификация кукол народов Севера
Прочитав огромное количество источников, я выделила следующие типы и виды традиционных кукол народов Севера.
По предназначению всех кукол можно разделить на три вида:
- традиционная (Приложение 2), сувенирные куклы народов Севера (Приложение 3),
- ритуальная (тотемная) (Приложение 4).
Игровые бытовые тряпичные куклы относились к куклам - игрушкам. Традиционная, обрядовая (ритуальная, тотемная), береговая (о бережная), бытовая, костюмная сувенирная, коллекционная, игровая, кукла-игрушка.
По возрастным особенностям, полу, одежде. Мужской образ, женский образ, по возрасту, младенец, ребенок, мальчик («пар-пэрри»), юноша («Пaэрл-инки»), девушка («aувэли»), взрослая женщина («нерым-ими»), мужчина («ко»), не молодой мужчина («пырс ко»), старик («пырсики»). Дальнейшую классификацию мы проводили для традиционных кукол.
По форме куклы делятся на следующие группы:
- антропоморфные (куклы - люди);
- зооморфные (куклы - животные, куклы синички «пиченкэлихэн», кукла-мышь «пленки», кукла-бурундук «Кучер ики», кукла-лис «о кики»);
- куклы-растения (куклы - ягоды (кaнэк - пакыт), куклы-деревья (юх - пакыт), травяные куклы (пом - сaвэли), куклы - шишки).
По роду занятий или по месту проживания. В зависимости от места их создания, куклы имеют свое название. Кукла юганских ханты называется «пaкы». Кукла кaзымских, обских ханты и северных манси называется «Акань». Ненецкая кукла называется «нгухуко». «Нерм-нэ» - лесная взрослая женщина; «нерм ики» - лесной взрослый мужчина; «воч нэ» - городская женщина; «воч ики» - городской мужчина; «воч кор aй нэ» - городская девушка.
По форме лица. Утром - агaнской и аганской кукол лицо в виде сердечка. У пимской куклы лицо в форме круга (солярный символ). У юганской куклы лицо в форме полуовала.
По характеру бывают куклы - страшилки («пор нэ» - живущая под пнем, «порсa нэ» - неряшливая, «торса нэ» - громкоголосая), куклы-проказники, озорницы (ауволь-инки), куклы-сплетницы (канвэн и туйвэн). Самая распространенная кукла у народов Севера – «Акань». Существуют куклы «васы - акань» (из утиных клювов) и куклы «ланки-акaнь» (из белячьих хвостов). [6]
Одна из самых старых кукол - из клюва водоплавающей птицы. Было много видов этих кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся – мужчину, маленького гуся – главную женщину (маму), уточки – невесту, темный с наростом – бабушку.
2. Практическая часть
2.1 Технология изготовления куклы «Акань»
Хантыйская кукла «Акань» это фигурка женщины, девушки, мужчины, ребенка. Это кукла оберег. Куклы приносили в дар своим родственникам, а также получали в подарок. Вместе с хозяйкой, кукла «Акань» уходила на рыбалку, охоту, различные праздники. На лице у «Акань» нельзя делать глаза, нос, рот, так как эта она являлась священной. В такую куклу мог вселится злой дух из Нижнего мира, а это влечет за собой беду.
Технология изготовления традиционных кукол разнообразна и зависит от типа и вида куклы.
Технология изготовления куклы «Акань» включает в себя:
1. выбор головы;
2. изготовление головы;
3. пошив платья (халата);
4. сборку.
Существует два варианта головы Акань: головка, состоящая из целого ряда белых и цветных полосок, голова-клюв водоплавающей птицы. Главным конструктивным элементом куклы является вертикальный стержень тулова из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посередине.
Для изготовления куклы «Акань» понадобится: полоска ткани, вырезанная вдоль и свернутая пополам, закручивается (обязательно по часовой стрелке) и пришивается конец. На скрученную деталь накладываются цветные полоски ткани, чередуя темные и светлые тона. Верхняя часть оставляется для головы, а нижнюю можно спирально завернуть цветной тряпочкой или оставить в виде веера. Отдельно шьется халат из лоскутка прямоугольной формы, который обшивается каймой и бисером. На голову можно одеть платок или пришить волосы и украсить накостниками (национальный головной убор из бисера, лент, тесьмы).
2.2 Опрос и результаты анкетирования
Чтобы исключить проблему малого изучения темы, я решила в дальнейшем развитии проекта провести мастер - классы по изготовлению кукол народов севера. Это мероприятие может заинтересовать многих обучающихся и мотивировать к изучению быта и культуры северных народов.
Я решила выяснить, что знают учащиеся 4-х классов о культуре народов Севера. Провела опрос, ребятам были заданы вопросы, ответы на них отображены в таблице.
Мною было опрошено 80 учеников.
В анкете было указано 3 вопроса:
Вопросы:
1. Знаете ли вы, какие северные народы проживают на территории ХМАО-Югры?
2. Вы можете рассказать о них?
3. Хотели бы вы изучить быт и культуру северных народов?
Результаты анкетирования учащихся 4-х классов:
Вывод: по данным опроса я увиделa, что бoльшая часть учащиеся знают какие северные народы проживают на нашей территории, очень мало учащихся, не могут рассказать об этих народах, половина учащихся 4-х классов хотели бы изучать быт и культуру северных народов.
Заключение.
Культура и быт коренных народов Севера являются частью нашего духовного наследия. Мы все должны любить традиции тех народов, которые живут рядом с нами на одной территории. Игрушка и кукла отображают собой любопытное явление. Кукла в рамках этнической традиции ханты явление архаичное и связано, прежде всего, с явлением сакрального характера.
Игрушка обских угров - это средство освоения и познания обычаев, традиций, обрядов. Игры девочек связаны большей частью с куклами. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, по ним оценивали о мастерстве их владелицы, считалось, что девочка, хорошо шьет и делает игрушки, будет хорошей мастерицей и хозяйкой. Кукла «Акань» - символ женственности, особой общественной и семейной роли, слабости и беззащитности.
Вывод:
1. Кукла в жизни народа ханты была оберегом, словно богине и прятали от посторонних глаз.
2. Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура коренных народов Севера.
3. Кукла играет важную роль в воспитaнии и формировании личности ребенка коренных народов Севера.
В результате проведенной исследовательской проектной работы я изучила историю и определила историческое значение кукол коренных народов Севера, познакомилась с видами кукол. Изучила технологию и последовательность изготовления хантыйской куклы «Акань».
Народная, северная игрушка - это особый мир, связанный с вхождением человека в жизнь.
Уважать чужие традиции обязательно и важно!
Список литературы
1. А.Н. Рейсон – Правдин, 2015.
2. Е.А. Ерныхова, декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2000. - 138 с.
3. Журнал «Народное творчество» №4 за 2007г.; статья «Акань – как источник познания». Материалы международной научно-практической конференции (сборник статей) 2016г.» г. Хaнты-Мaнсийск, 2016г., автор Т.А. Стексовa.
4. Решетникова Р.Г. «Декоративно – прикладное искусство обско – угорских народов». Ханты – Мансийск: 1997- с.24 – 30
5. Рюмина И. «Куклы наших бабушек». М.: Издательство «Малыш», 2001- с.3-4
6. «Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой». Фотоальбом. – Ханты – Мансийск: Полиграфист.2006- с.35 - 55
Интернет-источники:
Приложение 1
Опрос и результаты анкетирования
Чтобы исключить проблему малого изучения темы, я решила в дальнейшем развитии проекта провести мастер - классы по изготовлению кукол народов севера. Это мероприятие может заинтересовать многих обучающихся и мотивировать к изучению быта и культуры северных народов.
Я решила выяснить, что знают учащиеся 4-х классов о культуре народов Севера. Провела опрос, ребятам были заданы вопросы. Мною было опрошено 80 учеников. В анкете было указано 3 вопроса:
1. Знаете ли вы, какие северные народы проживают на территории ХМАО-Югры?
Да – 70 чел – 87%, нет – 10 чел – 13%
2. Вы можете рассказать о них?
Да – 20 чел – 25%, нет – 60 чел – 75%
3. Хотели бы вы изучить быт и культуру северных народов?
Да – 45 чел – 56%, нет – 35 чел – 44%
Результаты анкетирования учащихся моего класса:
Вывод: по данным опроса я увиделa, что бoльшая часть учащиеся знают какие северные народы проживают на нашей территории, очень мало учащихся, не могут рассказать об этих народах, половина учащихся 4-х классов хотели бы изучать быт и культуру северных народов.
Приложение 2
Традиционные куклы народов Севера
Приложение 3
Сувенирные куклы народов Севера
Приложение 4
Ритуальная (тотемная кукла)
Приложение 5
Практическая часть
Технология изготовления куклы «Акань»
Оборудование: ткань белого цвета, разноцветные кусочки ткани, бисер, тесьма золотого и красного цвета, клей, игольница, ножницы, нитки.
Ход работы:
1. Беру полоску белой ткани: ширина – 3 см, длина – 40 см;
2. Сворачиваю и пополам вдоль;
3. Закручиваю, конец можно пришить, для того чтобы не распустилось. Затем немного сплющиваю, образуется как бы лицо. Когда делаешь головку из куска ткани, надо обязательно закручивать полоску по часовой стрелке, что означает «жизнь - бесконечность».
4. Беру лоскут ткани, карандашом намечаю прямоугольник длинной 40см, шириной 6см. Затем вырезаю получившийся прямоугольник. По такой технологии вырезаю 10 полосок из разных цветов ткани.
5. Вырезав 10 полосок, прямоугольной формы. Я складываю каждый прямоугольник по полам и утюжу, (при этом соблюдая технику безопасности работаю с утюгом) чтоб получилась полоска из ткани, согнутая пополам длиной 40см и шириной 3 см.
6. Затем, изготовленные, цветные полоски ткани накладываю на лицо, чередуя темные и светлые тона.
7. Верхняя часть (1-1,5 см) оставляется для головы. Оставшаяся часть спирально завертывается цветной тряпочкой. Это верхняя часть платья – грудная часть куклы. С задней стороны платье закрепляется и прошивается. Голова готова.
8. Шьем халат. Берем лоскут однотонной ткани прямоугольной формы, величина его зависит от размера верхней части куклы. Халат лучше шить из фетра, тогда кукла будет стоять. С двух сторон, как у настоящего халата, обшивается каймой из ткани другой расцветки (можно тесьмой). С отступлением от нее на 1 см, пришивается вдоль бисерная полоса.
9. Кусок фетра с пришитой каймой складываем вдвое изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 5-6 мм, пришиваем сложенные края классическим хантыйским швом.
Знакомые следы
Проказы старухи-зимы
Будьте как солнце!
Неньютоновская жидкость
Свинья под дубом