Сценарий творческой мастерской
с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Тема: « Цветы вокруг нас»
Цель: создание условий для творческого развития личности.
Программное содержание: продолжать учить детей видеть вокруг себя всё доброе и красивое; раскрыть творческий потенциал, фантазию, воображение. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на непосредственно образовательной деятельности ранее (аппликация, конструирование, развитие речи). Продолжать учить детей создавать коллективную композицию по схемам - моделям, совершенствовать приёмы вырезания и наклеивания, работать в подгруппах дружно, сообща, использовать разнообразные материалы для создания ярких, выразительных образов. Развивать творческие способности, образное восприятие, интерес к процессу и результату своей работы. Воспитывать доброе отношение к природе, любовь к родному краю, чувство прекрасного.
Предварительная работа:
➣ в детском саду с воспитателями - чтение стихотворений, о цветах, рассказа К. Паустовского «Золотой луг»; разгадывание загадок, слушание музыки П. И. Чайковского «Подснежник», «Вальс цветов», «Фея сирени»; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением садовых, полевых и лесных цветов, первоцветов; репродукции натюрмортов И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы», М. Сарьяна «Осенние цветы»; дидактическая игра «Собери цветок»; разучивание пальчиковой игры «Цветок»; составление загадок-описаний; выполнение цветов в технике оригами, из салфеток и ватных дисков. Изготовление заготовок для цветка одуванчика, вырезание листьев для будущих цветов; тонировка листов.
Создание среды для организации и проведения творческой мастерской:
сундучок, серебряный клубок, посылка, зонт, письмо, конверт для отправки сделанных работ, цветы для украшения групповой комнаты, выполненные в разных техниках; иллюстрации с изображением луговых, садовых и лесных цветов; мольберты, обручи, ромашки с цифрами от 0 до 10, божьи коровки, бейджик – смайлик на каждого ребёнка; музыка К.Мери «Волшебство». На каждую подгруппу детей: тонированный лист формата А-3, клей-карандаш, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, салфетка, ножницы по количеству детей, раздаточные тарелочки, ватные диски, заготовки листьев и кругов для одуванчика, пуговицы, бусинки, салфетки жёлтого цвета, квадраты синего и голубого цветов, полоски зелёного цвета для листьев, фломастеры.
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание свободной, доверительной атмосферы; проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе творческой мастерской: беседа, игры, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приёмы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приёмы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приёмы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Виды детской деятельности в творческой мастерской:
Ожидаемые результаты
Критерии оценки:
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход творческой мастерской:
1. Создание свободной, доверительной атмосферы.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня со мной….
- Подарите свои красивые улыбки и нашим гостям!
Воспитатель: Но наши пальчики тоже любят приветствовать друг друга, правда, же?
Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок»
Стал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)
Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок (распрямить указательный палец)
Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)
А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (распрямить мизинец)
И раскрылся весь цветок!!! (пошевелить пальчиками)
2. Введение в образовательный процесс творческой мастерской.
Дети встают в круг. Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас закрыть глаза. Представьте себе, что над землёй летает Птица Красоты и учит вас находить повсюду всё красивое: дома, в гостях, по дороге в детский сад или на прогулке. Музыка останавливается.
- Откройте глаза. Тот, кто увидел что-то красивое, и расскажет нам об этом.
Словесная игра «Что я видел красивое?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у меня есть сундучок.
Вот волшебный сундучок,
В нём серебряный клубок,
По дорожке Красоты
Побежим и я, и ты.
Пусть клубочек, словно в сказке, поведёт нас по дорожке Красоты. А мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел дома, в гостях, по дороге в детский сад или на прогулке, а потом передаст клубок рядом стоящему ребёнку.
Ниточка, тянись, тянись.
Красотою поделись!
Воспитатель: Как хорошо, что вы научились вокруг себя видеть Красоту!
Красота подобна чуду,
Красота живёт повсюду:
Рядом с нами, вдалеке,
В каждом маленьком цветке.
В каждой капельке дождя
Красоту встречаю я.
В белой легонькой снежинке,
В круглой лужице, в травинке.
И в берёзе во дворе,
И у ёжика в норе,
И в берлоге, и в гнезде.
Красота живёт везде!
Воспитатель: И не случайно, наша групповая комната, как вы, наверное, заметили, похожа сегодня на зелёный луг из красивых, радужных цветов. Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное множество луговых, лесных, комнатных цветов украшают природу, быт человека, радуют глаз.
- Ой, чуть не забыла, на ваш адрес, друзья мои, пришла посылка. Интересно узнать, что там лежит? (открывают – а в ней, письмо, зонт чёрного цвета). Педагог предлагает детям послушать письмо.
- Здравствуйте, ребята! Я – Мэри Поппинс. Фея Цветов отправила мне послание. Да вот только беда – я не знаю, как найти Страну Цветов. Помочь мне в этом может только мой волшебный зонт. Но его надо сначала разбудить. Для этого необходимо выполнить задания. Если всё сделать правильно, то зонтик сразу доставит меня в Страну Цветов, где ждёт меня Фея. Но я одна не справлюсь. Ребята, поможете мне?
Воспитатель: Ну, что вы готовы? Напомните, пожалуйста, что мы должны сделать сначала? Верно, разбудить зонт. Итак, первое задание.
Игра «Собери цветок»
Воспитатель: У нас есть две клумбы: синяя – для мальчиков, а красная для девочек. Надо из предложенных частей собрать цветок, а какой, мы потом узнаем. Будьте внимательны, ничего не перепутайте.
(Если дети затрудняются при выполнении задания, то им в помощь необходимо дать картинки с изображением соответствующих цветов).
Воспитатель: Мальчики, какой у вас цветок получился? А вы знаете, что василёк является одним из лучших цветков для плетения венков. Василёк хоть и очень красивый, он любит расти во ржи, поэтому его считают сорняком.
Настой из цветков василька применяют в современной народной медицине для заживления ран. В старину цветки василька использовали для окраски шерстяных тканей, а также васильки использовали для изготовления синих чернил.
- Девочки, а у вас какой цветок получился?
Есть легенда, друзья мои, что в том месте, где падает звезда, вырастает ромашка. Ещё одна удивительная особенность ромашки – это способность «говорить». Если выйти в поле из ромашек, то можно услышать, как они шелестят. Говорят, под венчиками-корзинками ромашки прячутся от дождя лесные гномы.
- Молодцы, с этим заданием вы справились. На зонтике поместим цветы, которые вы посадили на клумбы. (На зонте закрепляются ромашка и василёк.)
Воспитатель: Переходим к выполнению второго задания.
Игра «Божьи коровки на цветах»
Воспитатель: На нашу цветущую полянку прилетели божьи коровки, но они не умеют считать. Вы должны посчитать пятнышки-кружочки на божьих коровках и посадить их на цветок с таким же количеством лепестков. Например, на спинке божьей коровки всего пять кружочков. Жука нужно посадить на цветок, на котором тоже пять кружочков. Помогите божьей коровке найти свой цветок.
- С этим заданием мы тоже справились. В Стране Цветов много насекомых, поэтому мы посадим божью коровку на волшебный зонтик.
Воспитатель: А сейчас для вас ребятки, цветочные загадки. Я буду загадывать загадки для девочек и мальчиков, а вы находить цветок на нашей «полянке» (мольберте), а отгадки будем размещать на волшебном зонтике.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)
Белые чашечки в травку глядят,
Пахнут душисто, на ножке стоят. (Ландыши)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Красная принцесса
У нас в саду растет.
И чистую водицу
Она лишь только пьет. (Роза)
Кто там смотрит из межи
Посреди колосьев ржи?
Это цветики-малютки,
Голубые... (незабудки)
Я - травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
Воспитатель: Как вы думаете, где растут угаданные вами цветы? (ответы детей)
- Если цветы растут в поле, какие они? Полевые. В саду - садовые, в лесу - лесные, на лугу – луговые.
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы красивые цветы. Возьмёмся за руки и встанем в круг – это будет наша клумба. Присели.
Физкультминутка «Цветы»
На клумбе под окошком (сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки, (медленно встают).
К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).
- Ах, какие замечательные цветочки пригрелись на солнышке. И жители Страны Цветов любят солнце, поэтому на нашем зонтике поместим золотое солнышко.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если бы все эти цветы умели говорить, чтобы они рассказали о себе? (Ответы детей). Что они красивые, хрупкие, медоносные, нежные, ароматные, помогают определять время, предсказывать погоду, кормят пыльцой и нектаром насекомых.
- А представьте, что все цветы исчезли, что же тогда произойдёт на земле? (Ответы детей). Да, вы правы, исчезнут насекомые, некоторые птицы. Без цветов будет некрасиво и скучно на планете. Поэтому цветы надо беречь.
- Как можно защитить цветы? (не рвать, не топтать, не собирать).
- А как сохранить красоту цветов, не собирая их? (нарисовать, наклеить, сфотографировать, слепить, смастерить)
Воспитатель: Посмотрите, мы выполнили все задания, и зонтик готов доставить Мэри Поппинс в Страну Цветов. А вам не кажется, друзья, что без подарка не хорошо отправляться в гости? Что можно подарить Фее цветов? (предположения детей).
- А я, ребята, думаю, что совсем скоро наступит лето и Фее Цветов хотелось бы, чтобы наши луга, поля и леса стали ещё краше. Но одной ей ведь трудно справиться. Давайте ей поможем? Сегодня каждый из вас может стать мастером, сделав много красивых, разноцветных цветов, из которых получится разноцветный луг, или цветущая поляна. А выполненные работы отправим вместе с зонтиком Мэри Поппинс. Но только нужно поторопиться, ведь в стране цветов ждут помощи Мэри Поппинс, поэтому надо отправляться в творческую мастерскую. Хотите?
3. Практическая часть творческой мастерской
- Тогда приглашаю вас пройти в мастерскую. Но сегодня мы будем работать в группах, и сейчас я предлагаю вам, милые ребята, посмотреть на свои бейджики – смайлики и объединиться между собой (дети объединяются по трое и занимают места за столами).
Педагог предлагает детям посмотреть на материалы, которые лежат на столах, и схемы – модели к изготовлению цветов. Вспоминают выполнение цветов по схемам – моделям.
Воспитатель: Посмотрите на рабочий материал, какие цветы скоро «вырастут» на наших с вами полянках (ромашка, одуванчик, колокольчик).
Подарок
Рисуем домики зимой
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Ёжикина Радость