Тема моего проекта «От кокошника до ободка».
Актуальность проекта заключается в сохранение истории и культуры нашей страны.
Знание культуры, традиций и обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять историю нашей страны. 2022 год объявлен годом народного искусства, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими традициями и обычаями.
Мне очень нравятся национальные костюмы разных народов, особенно головные уборы и мне всегда хотелось иметь такой же. Так родилась у меня идея проекта. Она показалась очень интересной, как и предстоящая работа
Вложение | Размер |
---|---|
ot_kokoshnika_do_sovremennogo_obodka.docx | 838.55 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
тема проекта:
«От кокошника до ободка»
Выполнил:
Белоус Виктория
Ученица 6 А класса
Руководитель проекта:
Белоус Наталья Александровна
Педагог-организатор
г. Губкинский
2022 г.
Оглавление
Оглавление
VIII. Интернет ресурсы и литература: 11
Актуальность проекта обусловлена тем, что в последнее время особое внимание уделяется историческому и культурному наследию. 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.
Мне очень нравятся национальные костюмы разных народов, особенно головные уборы и мне всегда хотелось иметь такой же. Так родилась у меня идея проекта. Она показалась очень интересной, как и предстоящая работа.
Данная работа позволяет познакомиться с историей происхождения кокошника и сравнить его с современным ободком, методами их изготовления и применения.
В процессе работы было установлено, что кокошник появился на Руси ранее XII в. и не был забыт и в наше время. Современные дизайнеры не могут обойтись без русского кокошника - символа русского традиционного костюма, придавая ему новые формы.
Исследовав такие женские головные уборы как кокошники и ободок можно увидеть, что при их изготовлении используются, как новые технологии, так и традиционные.
Выявление сходства между древним и современным женским головным убором.
Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Кокошники изготавливались на твердой основе и могли принимать самые разнообразные формы. Шился он из золотого галуна и украшался цветными лентами, вышивкой, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. По краям кокошника могли быть пущены спадающие на плечи жемчужные нити. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, вышитые золотыми или серебряными нитями, кружево, вуаль. Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника, при надевании его обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали подзатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Кокошник имел матерчатое дно. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент.
Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Кокошник известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова.). Хотя точное время его
возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X— XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.
Замужние женщины ходили только с покрытой головой — это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках.
Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна — на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.
В современном мире ободок для волос используется девушками в повседневной жизни для того, чтобы подобрать челку либо, чтобы волосы удерживались в необходимом положении. Но, также, есть огромное множество ободков для праздничных случаев. С помощью нарядного ободка можно выглядеть неотразимо и создать роскошную, стильную прическу.
Одна из популярных версий появления кокошника и ободка – византийская. Ещё в Древней Греции богатые девушки украшали свои причёски диадемами из золота или меди, которые крепились при помощи лент. Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки. Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов.
С наступлением эпохи Возрождения ободки начали использовать не только с практической точки зрения, но и как предмет роскоши. Ободки стали выполнять из кожи, украшали всевозможными драгоценными камнями, перьями и другими диковинными элементами. Чем ярче и пафоснее выглядел ободок, тем богаче считалась его владелица.
Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но как свадебный атрибут кокошник в русской моде сохранился. А при Екатерине, когда возродился интерес к российским древностям и русской истории, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.
Николай I в 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с кокошником. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до февраля 1917 года.
Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.
В наше время существует еще большее разновидностей ободков. Они бывают плоские, объемные, широкие, узкие, строгие или с обилием украшений.
Кокошники, слева направо:
A — однорогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии;
B — однорогий кокошник, Костромская губерния;
C— кокошник;
D — кокошник, Московская губерния,
Е — кокошник, Владимирская губерния,
F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком)
G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)
По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.
Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная "лягушка" – символ плодородия. по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом кокошник был ещё и оберегом, который носили роскошные русские красавицы в национальных костюмах.
Передо мной встал выбор, какой кокошник и ободок мне изготовить?
У меня возникло несколько вариантов:
1.Кокошник вышитый бисером;
2.Кокошник с обручем-поддержкой;
3.Кокошник с наклеенным декором.
Первый вариант мне не подходит, так как я еще не умею вышивать бисером.
Второй вариант мне не подходит, так как данная конструкция сложна для меня.
В итоге я решила остановиться на кокошнике с наклеенным декором, так как процесс изготовления этого кокошника не сложен и требует минимум затрат.
Разработка идей
Мой кокошник будет традиционного золотого цвета, ярким и блестящий, поэтому украшать я его буду тесьмой, а также пайетками и бусинами.
Анализ идей и выбор оптимальных вариантов.
Прежде чем приступить к изготовлению кокошника, необходимо продумать его форму. Кокошник будет резной формы.
Выявление особых параметров и ограничений.
Мое изделие должно быть выполнено по заранее придуманному плану для конкретной цели, в определенном цвете.
Требования к будущему изделию:
1.Кокошник должен быть красивым, прочным, ярким;
2. Кокошник должен иметь низкую себестоимость, быть качественным, но стоять по возможности меньше, чем продаваемый в магазине.
Выбор материала, инструментов, приспособлений
Для работы я подобрала:
- картон;
- золотая парча;
- золотую и серебряную тесьму;
- пайетки;
- атласную ленту;
- бусины белого цвета;
- клеевой пистолет;
- ножницы,
- хомуты;
- искусственные цветы.
Изучила интернет. Выбрала понравившийся кокошник. Перенесла форму кокошника на картон. Вырезала кокошник. Затем перевела форму кокошника на ткань с запасом на 1 см, так же перенесла вторую часть кокошника. Вырезала две части из ткани. Затем с помощью клеевого пистолета приклеила ткань к картону, с одной и с другой стороны. Далее я приступила к декору кокошника. По контуру наклеила золотую тесьму. В каждом маленьком ромбике наклеила еще ромбик из золотой тесьмы. Из серебряной тесьмы наклеила кружочки, а в кружочки приклеила бусины. Вот что у меня получилось. Далее, пришила подвески из бусин. Чтобы кокошник держался на голове, пришиваем резинку обшитую атласной лентой. Мой кокошник готов. Вот какая красота получилась!
Продукт проекта: «Русский кокошник и современный ободок».
Самооценка
Выполненные мною изделие соответствует моему замыслу. Я довольна своей работой. Кокошник и ободок получились аккуратными, эстетичным. Выбранные мною цвета приятно сочетаются между собой, нет ничего лишнего, оформление соответствует общим требованиям эстетики.
В процессе работы над проектом я узнала много нового. Изучила материал о головных уборах русского народного костюма, выполнила свое изделие, которое будет использоваться мною для моих выступлений.
В будущем я буду изготавливать кокошники для любого костюма, с большим удовольствием поделюсь своим опытом со всеми, кто пожелает.
Лиса и волк
Барсучья кладовая. Александр Барков
На горке
Сказка об осеннем ветре
Пустой колос голову кверху носит