В данной работе рассмотрены следующие вопросы::
-Роль художественной резьбы по дереву в России и мире;
-Технологии изготовления мебели с отделкой резьбой различных видов,
-Виды орнамента и геометрического орнамента в частности.
Работа может быть интересна как мастерам-резчикам, практикующим мебельщикам, студентам профессиональных образовательных учреждений и всем, кто занимается обработкой древесины.
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_geometricheskogo_ornamenta_na_mebelnykh_izdeliakh_klokotov_i_a_32_gruppa_1.docx | 152.82 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области «Техникум строительства, дизайна и технологий»
(ГАПОУ АО «Техникум строительства, дизайна и технологий»)
Использование геометрического орнамента на мебельных изделиях
Индивидуальный проект
Учебная дисциплина
Черчение
Выполнен
обучающимся 3 курса, группы 32
Клокотов Илья Александрович
Руководитель – преподаватель черчения Белогурова Юлия Юрьевна
Северодвинск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………........................... | 4 |
ГЛАВА 2. ОРНАМЕНТ В ОТДЕЛКЕ МЕБЕЛИ……………………...….. | 6 |
2.1. Основы орнамента……………………………………..………... | 6 |
2.2. Орнамент как украшение мебели………………..…………….. | 8 |
3. ВИДЫ РЕЗЬБЫ НА МЕБЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЯХ……………...…........ | 11 |
Заключение…………………………………………………………………. | 15 |
Список использованных источников……………………………………... | 16 |
Приложение………………………………………………………………… | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Применение украшений, как на предметах быта, так и на других изделиях из древесины, имеет многовековую историю. К наиболее распространенным видам декорирования относятся: резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.
В современном массовом и крупносерийном производстве предметов быта (мы рассматриваем в своей работе мебельное производство) практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделия рельефными элементами из древесины, в том числе имитирующими резьбу по дереву, а также плоскостные элементы, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву). Эти технологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства.
Тема нашей работы «Использование геометрического орнамента на мебельных изделиях» является актуальной. Нанесение геометрического орнамента на мебели – многовековая традиция, которая не потеряла своей значимости и сейчас. Ручная работа является большей ценностью. Мы видим это на примере с антикварными изделиями.
Цель работы – изучение теоретического материала по теме и текстовое оформление работы.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России и мире, – изучение технологии изготовления мебели с отделкой резьбой различных видов, – изучение видов орнамента и геометрического орнамента в частности; – изучение литературы по данному вопросу
Предполагается, что данная работа может быть интересна как мастерам-резчикам, практикующим мебельщикам, студентам профессиональных училищ по данной специальности и всем, кто занимается обработкой древесины.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.
Подлинных памятников древнерусского искусства, относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.
XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы. [1]
В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда.
Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцати двуглавая Преображенская церковь.
На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.
Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены. [1]
Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета.
Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями. [1]
В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.
В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется.
2. ОРНАМЕНТ В ОТДЕЛКЕ МЕБЕЛИ
2.1. Основы орнамента
Орнаментальное украшение, как часть предмета, представляет собой самое простое художественное построение, основанное на принципах композиции. Изучая такие орнаментальные украшения, можно понять сущность того или иного композиционного приема, степень его значимости, силу воздействия и тем самым получить возможность использовать эти приемы и средства в своей работе. От орнамента легче перейти к композициям более сложным и развитым.
Орнамент возник из подражания формам живой природы. Рассматривая те или иные природные формы, легко заметить, что в их устройстве очень часто присутствует симметрия (листья, насекомые). Если одна половина предмета зеркально отражает другую, мы видим зеркальную симметрию (бабочка, кленовый лист). Если повторяемых частей несколько и собраны они вокруг одной точки, это будет пример центральной симметрии. Таковы в большей части цветы, снежинки, ряд морских животных. В центральной симметрии каждая часть состоит из двух зеркально симметричных половинок. Если же части предмета, собираемые вокруг центральной точки, несимметричны, образуется угловая симметрия, в которой несимметричная деталь как бы повернута на некоторый угол. Примером угловой симметрии может служить колесо турбины.
Симметрия – один из наиболее распространенных приемов композиции. Стулья, кресла, шкафы имеют зеркальную симметрию. [3] Столешницы украшают орнаментом, построенным по угловой или центральной симметрии. Кроме симметрии, в природе также часто наблюдается ритм, например, в расположении почек на стебле, разноцветных пятен на перьях птиц и шкур зверей, в движении волн и др. Ритм также нашел свое выражение в орнаменте. Распространенность симметрии и ее наглядность обусловили частое (решающее) присутствие симметрии и в орнаментах. Орнамент не висит в безвоздушном пространстве, он всегда расположен на каком-то предмете или его детали и зависит от предмета, его размеров, формы. Орнамент связан с предметом, поэтому и размещение орнамента на предмете обусловлено определенными художественно-композиционными требованиями. Без соответствия им орнамент оказывается неуместным: он либо велик, мал, немасштабен и т. п.
Итак, орнамент – определенное композиционными условиями предметное украшение, части которого размещены по отношению друг к другу в порядке, основанном на симметрии и ритме. Так, расположенный на спинке стула ряд резных розеток составит орнаментальную полосу. Поле, которое полоса занимает, определено размерами и границами спинки, и необходимостью гармоничного соотношения этого поля и оставшейся части спинки, составляющей фон для орнаментальной полосы. В орнаменте существует понятие раппорта, т. е. ритмичного или симметричного чередования одинаковых изображений.
Орнаментальные композиции могут иметь форму полос и заполнять участок плоскости. Орнаменты, основанные на центрально-лучевой симметрии, относятся к типу розетковидных. Встречаются орнаменты, в которых сочетаются полосовые, плоскостные и розетковидные элементы. [2]
Наиболее характерная черта построения орнамента – контраст, представляющий собой разницу между смежными изображениями или полем и рисунком. Достигается разностью цвета, тона или рельефа, сопоставлением линий различной формы. Иногда фон рельефа подкрашивают.
Создавая орнамент, сначала надо продумать его геометрическую основу, которая будет структурой орнамента. Когда структура будет легко читаемой, композиционно организованной, в ней будут выделены главные и подчиненные части, определен уровень значимости отдельных частей, тогда переходят к разработке деталей, определяют степень их контраста и способы образования этого контраста.
В украшениях орнаментального характера следует учитывать различие пространственного положения осей симметрии и их построения, исходя из того, как они будут расположены на предмете. В соответствии с природными законами развития формы, обусловленными существованием сил тяжести, изменение форм орнамента вдоль вертикальной оси обязательно, причем формы более устойчивые и монументальные располагаются в нижней части.
Горизонтальная ось орнамента может располагаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В первом случае верхняя часть орнамента должна отличаться от нижней, во втором изменение формы необязательно, желательно лишь ее развитие от центра к периферии.
В соответствии с правилами композиции для орнамента также обязательно соблюдение соответствия его формы условиям ее нахождения в композиции. Изменение условий влечет за собой изменение формы. Так, краевые части орнамента должны отличаться от центральной, при повороте формы детали должны естественно сочетаться в углу поворота, угловые элементы должны отличаться от линейных, рядовых; элементы, примыкающие к пространству (граница предмета), делаются более развитыми, чем примыкающие к внутренней части. Форма орнаментальных деталей в большой степень зависит от материала и технологии его обработки.
2.2. Орнамент как украшение мебели
Есть несколько способов украшения мебели орнаментом: орнамент на древесине можно вырезать, выжечь, сделать в виде вставок или накладок из другого материала. Орнамент на изделиях из дерева может покрывать не только плоскость досок, но и круглые детали – столбы и выгнутые спинки, ножки стульев и кресел. Для украшения предметов мебели могут быть применены все приемы получения орнаментальной выразительности – живописные, графические, архитектурные и скульптурные. [2]
Специфика мебельного столярного орнамента состоит в следующем. Украшение, выполненное виде орнамента, не должно противоречить структуре изделия. Например, если врезанная орнаментальная вставка ослабляет деталь, работающую под нагрузкой (царга, стойка), применение ее не целесообразно. В такой ситуации нужно накладное украшение, выступающее за поверхность основной детали.
Способ нанесения орнамента на несущие конструктивные элементы должен быть таким, чтобы мысленное удаление украшения не делало конструктивную часть слишком тонкой и непрочной. Выбор орнаментального приема зависит от материала, структуры и поверхности изделия, на которую накладывается орнамент. Неоправданным будет использование одинаковых орнаментальных вставок в технике маркетри на вставной тонкой филенке двери и на массивной угловой стойке шкафа. На массиве должна быть использована иная техника орнаментировки – врезка, инкрустация либо накладка.
Орнамент должен соответствовать положению деталей изделия в пространстве. Например, верхний карниз шкафа должен иметь более развитый орнамент, нежели цокольный брус. Композицию орнаментов, характерных для вышивок или графических заставок книжного типа, в мебели использовать нельзя.
Размещенный на ограниченных со всех сторон деталях орнамент должен подчиняться форме детали, вписываться в нее, а не противоречить ей. Так, неоправданным будет использование треугольной орнаментальной вставки в квадратной филенке двери. Во всех случаях главным является предмет, орнамент не должен «выпирать» и тем самым разрушать цельность впечатления.
Такие понятия как «живописное» и «графическое» применительно к орнаменту в мебели условны, так как в отделке лицевых поверхностей не применяют ни кистей с красками, ни разрисовки пером и тушью. Под словом «живописное» следует понимать использование цвета дерева и фактуры поверхностного покрытия предмета. Однако можно так подобрать листы шпона или кусочки инкрустаций, что система образующихся пятен станет именно живописной.
Графический прием мебельной орнаментики построен на использовании полосовых орнаментальных украшений, построенных на врезках узких линеек цветного дерева, образующих четкий орнаментальный рисунок в технике маркетри, либо узких линейных теней от разного рода раскладок, отступов и выступов поверхности предмета.
Наиболее дорогой и выразительный орнамент в мебели резной. Он требует применения массива, при глубокой резьбе значительно повышается ценность работы и самого предмета. Накладные орнаментальные украшения чаще всего металлические (из бронзы), тонированного под дерево гипса, полистирола.
Изготовление накладной деревянной резьбы более сложно, чем в массиве, из-за хрупкости детали. С другой стороны, накладная деревянная резьба не свидетельствует о добротности основания и делает предмет менее ценным, чем углубленная, при том же характере формы.
Украшения в виде орнамента в мебели выполняются из конструкционного в своей основе материала, т. е. из того же дерева, что и сам предмет. Поэтому закономерно развитие орнамента из подчиненного элемента мебельной композиции от небольшого украшения до самодовлеющей формы, за которой общая структура мебельного предмета как бы отходит на второй план. Это особенно характерно для предметов художественной мебели и имеет массу подтверждений в натуре. Например, мебель, представленная на рисунке ниже, представляет собой изделие, сплошь покрытые врезной металлической инкрустацией, оплетающей сделанную из ценного дерева поверхность предмета как бы металлическим кружевом, представляющим самостоятельный художественный интерес. Резьба может стать настолько выразительной, что резное украшение становится главным композиционным ядром, перед которым отступают на задний план и структура и даже предназначение вещи.
3. ВИДЫ РЕЗЬБЫ НА МЕБЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЯХ
Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая. [4]
Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности. Ниже дано краткое описание каждого вида резьбы, но более подробно мы остановимся на плосковыемчатой геометрической резьбе.
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.
Заоваленная резьба выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона – более отлого. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. Формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят. Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием. В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковном имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской. Пример современной кудринской резьбы можно видеть на фото в приложении.
Рельефная резьба выполняется путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.
Различают барельефную резьбу – резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу – с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени.
Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров – стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно.
Прорезная резьба – резьба с удаленным фоном. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели.Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве деревянных изделий. Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения деревянных изделий в стиле барокко и рококо в конце XVII–XVIII в. в. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
Самые простые элементы геометрической резьбы – двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы, различной ширины и глубины. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший в терминологии народных промыслов название лесенки.
Наибольшее распространение в геометрической резьбе получили трехгранные выемки (треугольники), разнообразные по форме, размеру и технике исполнения. Треугольники с углублением у основания могут быть равносторонними или вытянутыми в виде лучей. Комбинации из этих треугольников создают разнообразные узоры: ромбы, витейки, змейки, цепочки, различного вида сияния. Треугольники с углублением у вершины также могут быть разными по форме, размеру и глубине. Такие треугольники называют в народной резьбе уголками. Из них получают узоры: бусы, сколышки, куличики и др. Комбинации уголков и треугольников с углублением у основания создают новые узоры. Треугольники можно выполнять с углублением в центре и примерно одинаковыми гранями. Узор из таких трехгранных порезок очень выразителен.
В геометрической резьбе применяют также более крупные элементы – четырехгранные выемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические. Наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы являются криволинейные трехгранные выемки-лучи, образующие разнообразные розетки-вертушки. Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций. Однако красота резного декора будет определяться не только его рисунком и композицией, но и качеством выполнения резьбы, ее чистотой и точностью.
Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.
Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты. Композиция – это и есть сочетание разных элементов, имеющих свое построение и единство. Начальным этапом в резке является разметка. Начинать нужно с основных осевых линий. Эскизы композиции резных украшений могут быть очень разными, можно составить эскиз самому или найти в руководствах и книгах по этой технике. Чем хороша геометрическая резка? В ней можно сделать свой рисунок, как простой, так и сложный только из основных элементов [Приложение 1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. На наш взгляд, в наше время ощущается большая необходимость в возрождении народных промыслов. Умение создавать нестандартные вещи, без которых порой и в быту не обойтись, к сожалению, под силу не каждому.
Да, выполнение резного декора для украшения бытовых предметов, мебели или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий.
В нашей работе мы проследили путь становления художественной обработки дерева в нашей стране и за рубежом; рассмотрели разные виды резьбы; инструменты, необходимые для работы; материалы; изучили разные виды орнамента на предметах старины, представляющих особую ценность для изучения. Немного углубились в понятие орнамента в отделке мебели. А также мы выделили отдельным блоком изучение геометрического орнамента, особенностей его построения на схеме и на деревянной основе, а также выделили 6 основных элементов, которые являются базовыми. Изучив технологию их выполнения, мы можем строить из них уже более сложные схемы для декора мебели и предметов интерьера.
Подводя итог проделанной работе, мы пришли к следующим выводам:
1. Резьба по дереву, как вид декора мебели, может быть интересна домашним мастерам, мастерам мебельного производства, студентам и преподавателям специальности «Плотник», «Мебельщик», «Столяр».
2.Для работы с деревом, выполняя резные элемента, требуется не столько материального оснащения (все инструменты достаточно доступны), сколько навыков работы с деревом. Это трудоемкий процесс, где мастерство оттачивается годами.
3. Мебель с геометрическими резными узорами – это мебель на заказ, как правило, в одном экземпляре, другой ценовой категории, чем серийного производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С . 119.
2. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С. 123.
3. Акунова Л. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и технология производства художественных изделий. М., Высшая школа, 1979. С. 38.
4. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. - Свердловск., 1982. С. 50.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Ласточка. Корейская народная сказка
Позвольте, я вам помогу
Рисуем пшеничное поле гуашью
Повезло! Стихи о счастливой семье