проект по ИЗО, в котором рассматривается тема по ИЗО на основе известных работ художников эпохи Возрождения , средневековья
Вложение | Размер |
---|---|
izo_doklad.docx | 172.63 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Подготовила: ученица 7а класса
Рузаева Виктория
2023
1.Введение
В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.
В данной исследовательской работе мною будет рассматриваться Библия, а соответственно и сами библейские сюжеты как источник вдохновения для создания огромного ряда произведений мировой художественной культуры. Попытаюсь раскрыть само понятие «Библия», исследуя эволюция художественного прочтения и отражения библейских сюжетов в живописи.
Современное гуманитарное образование, и прежде всего культурологическое, невозможно без изучения одного из базовых текстов, ставших своего рода фундаментом современной цивилизации, сокровищницей духовного и культурного наследия. Бесспорно, Библия и описанная в ней Священная Библейская история должны занимать и занимают одно из ведущих мест в культурологии как кладезь культурологического, исторического, духовного и нравственного знания и воспитания для каждого человека, стремящегося к интеллектуальному и духовному обогащению. Библейские темы в искусстве актуальны особенно в современном мире, так как благодаря их воздействию на человека через различные виды искусства, происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
При этом на такие работы неизбежно воздействует эпоха и страна, в которой трудится художник. Само время накладывает уникальный отпечаток. Поэтому нет необходимости стремиться создавать картины на библейские сюжеты в точности так, как это делали в прошлые века и в других странах, в лучшем случае это будет более или менее удачная стилизация.
Однако нужно оставаться в русле традиции, творчески используя лучшее, что в ней есть.
Целью данной работы является изучение Библейских сюжетов и образов в мировом и отечественном искусстве.
В данной работе будут решены следующие задачи:
- изучить Библейский сюжет в картинах художников;
- рассмотреть картину «Возвращение блудного сына» Рембрандта Харменса ван Рейна;
- описать произведение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;
- описать Ветхий Завет как основу искусства художников;
- рассмотреть сюжеты Ветхого Завета.
2. Библейский сюжет в картинах художников
Библейские сюжеты и события вдохновили множество художников на создание живописных полотен. Образы Священного Писания занимают одно из центральных мест в изобразительном искусстве тех народов, среди которых распространилась христианская вера. История библейских сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации хронологически почти совпадает с рамками всей истории христианской Церкви.
Поскольку Церковь не связала себя с каким-либо одним художественным. направлением или одной культурой, трактовки Библии в изобразительном искусстве бесконечно разнообразны. Если при этом в эстетическом отношении лучшие из них имеют самодовлеющую ценность, то иначе обстоит дело с самим характером этих трактовок.
Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков это
иконопись. Главная задача иконописи познакомить учащихся с библейской темой в изобразительном искусстве; рассказать о творчестве художников; развивать интерес к творческому наследию величайших художников; развивать творческие способности детей, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в окружающей жизни; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
У многих художников есть картины, которые связаны с главной книгой на Земле – Библией. Мотивы из Священного писания можно увидеть на полотнах художников разных школ, эпох и стран. Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии.
На протяжении двух веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле. Истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.
Эпоха Ренессанса - очень сложная эпоха. Здесь перед нами предстают сотни имен, десятки трактатов об искусстве, и только часть из них посвящена непосредственно эстетике.
Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др.
Собственно эпоху Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
· Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) - середина XIV - XV в.;
· Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй трети XVI в.;
· Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая половина XVII в.
3. «Возвращение блудного сына» Рембрандта Харменса ван Рейна
В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.
Сюжет картины основан на новозаветной притче о блудном сыне. Младший сын после долгих лет распутной жизни и мучительных скитаний возвращается в родительский дом в раскаянии. Он сознается в своих грехах и даже не надеется вернуться в лоно семьи. Чувствуя, что недостоин больше называться сыном, хочет стать наемником своего отца, лишь бы не умереть от голода.
Но родитель, полный великодушной безусловной любви, прощает своего отпрыска. Ему не нужны слова и мольбы, а достаточно лишь видеть сына, которого он считал погибшим, живым.
В центре композиции расположена фигура отца в красных богатых одеждах – художник переносит на него фокус внимания зрителя. На лице родителя нежность и принятие, а руки ласково обнимают сына за плечи.
Юноша стоит перед ним на коленях, всей своей позой выражая раскаяние. Его одежда истлела и порвалась, а обувь совсем прохудилась. Художник даже демонстрирует его босую ступню, как свидетельство полной незащищенности и уязвимости. Его волосы обриты, как у каторжника, что говорит о том, как низко пал он в своих скитаниях. Только потрепанный воротник прежде богатого платья свидетельствует о былой роскоши.
Композиционный центр смещен в левую часть полотна – это классический выразительный прием художников того времени. Уравновешивает композицию фигура старшего сына, возвышающаяся справа на ступенях крыльца. По сюжету притчи он позавидовал своему брату, но на картине Рембрандт трактует эту деталь иначе: на лице старшего брата написано прощение и принятие. Произведение написано незадолго до смерти художника. Возможно, живописец на закате жизни размышлял о своем далеко не праведном пути и отождествлял себя с тем самым блудным сыном. Он надеялся, что, несмотря на свое распутство и грехи, он может раскаяться, упасть перед Богом-отцом на колени, и тогда будет прощен и принят в Царство Божие на Небесах.
4. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Следующий сюжет относится к эпохе Высокого Возрождения - «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы мы могли видеть их лица.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что наше внимание в первую очередь обращено на него.
Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3» т.е. Сын, Отец и Святой Дух. Лицо Иисуса, его распростертые навстречу людям руки, открытые ладони, наполнены мудрой кротости, печали, смирения, готовности принести себя в жертву во искупление грехов человечества. На изображении запечатлен момент, когда Иисус сообщает ученикам, что один из них предаст Его. Мы видим, что каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова.
Все апостолы обращаются друг к другу и совещаются, пытаясь вычислить предателя. Иуда Искариот развернулся к Иисусу и смотрит на него с мрачной решимостью и уверенностью в своей правоте. Он сжимает в руке мешок с тридцатью серебренниками. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Все это изображает в нем предателя.
5. Ветхий Завет как основа искусства художников
Чтобы создать шедевр, многие из художников пользовались проверенным веками способом: взять один из библейских сюжетов и представить его на холсте в соответствии со своими умениями и собственной философией. А уж насколько зрителям всех времен было интересно совершать такие экскурсы в Ветхий и Новый Завет, можно судить по тому, что множество таких живописных иллюстраций Библии представляют собой лучшее в мировом изобразительном искусстве.
Соперничать в популярности с Библией и сейчас не удается ни одной книге. На протяжении многих веков священные для христиан и иудеев тексты дарили художникам вдохновение. Вторая из заповедей, данных Моисею, предписывала не делать себе кумира и «никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». И, тем не менее, уже со второго века нашей эры стали появляться первые рисунки на библейские сюжеты, сначала – на стенах римских катакомб, а с IV века, когда христианство было признано государственной религией Римской империи, изображения святых и сцен из жизни Христа и Богородицы уже украшали стены храмов.
У многих художников есть картины, которые связаны с главной книгой на Земле – Библией. Мотивы из Священного писания можно увидеть на полотнах художников разных школ, эпох и стран.
6. Сюжеты Ветхого Завета
Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь.
К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.
Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам.
7. Заключение
В последнее время во всех сферах жизни – в экономике, в политике, в искусстве - стала господствовать идея вседозволенности, неограниченной свободы личности. Поэтому актуальной стала проблема духовности как одухотворенности жизни человека высокими нравственными идеалами, наполненности ее христианскими добродетелями, безграничной устремленности к совершенству.
В процессе написания работы было выяснено, что библейские сюжеты были интересны и востребованы в разные эпохи и в различных видах искусства. Я научилась смотреть не только на изображение картин, но глубоко изучая, анализируя, исследуя их индивидуальные особенности. Я открыла для себя новые знания в области искусства.
В процессе работы над исследованием я приобрела опыт практического анализа картин, работы с новыми терминами, литературой. Думаю, что полученные мной знания помогут мне в жизни. Больше всего сложностей вызвало у меня работа с картинами, их исследование и анализ. Исследование изменило мое представление о смысле и роли библейских образов в искусстве.
Своей работой я хотела привлечь внимание к тому, что многие не знают, что такое Библия и популярные библейские сюжеты, которые лежат в основе официально признанной православной религии в России, а ведь это наши культурные и духовные ценности, традиции, которые существуют более тысячи лет.
Картины учат любить, прощать, понимать, сочувствовать. Картины учат жить и умирать достойно званию Человека.
8. Список литературы
1. Ангелы в искусстве. Европейские художники. / Сост. Эжен Санданов. – М., 2019. – 72 с.: ил.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 2017. – 1373 с.
3. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи / текст Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева. – М., 2018. – 632 с. : ил.
4. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М., 2017. -195 с.
5. «Тайная вечеря». Интернет. Википедия. Произведения искусства.
6. Уоллейс, Р. Мир Леонардо. 1452 – 1519 / Роберт Уоллейс. – М., 2018. -192 с. : ил.
7. Холл, Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Джеймс Холл. – М., 2020. -656 с.: ил.
8. Чекулаева, О. Е. Великие мифы / Е.О. Чекулаева. –М., 2005, - 447 с.
9. Мировая художественная культура / П.А. Юхвидин М. «Новая школа» 2019.
10. Евангельские образы и сюжеты в художественной культуре / Е.М. Четина М. «Фринта», «Наука» 2016.
Филимоновская игрушка
Что такое музыка?
Цветок или сорняк?
Кто самый сильный?
Лепесток и цветок