Представляемый проект посвящён истории Гуслицого края и основным народным промыслам, которые процветали здесь в 17 – начале 20 века. Интерес вызывает само происхождение слова «Гуслица», поэтому автор работы приводит интересные гипотезы, связанные с этим топонимом. Основное внимание в проекте уделяется описанию особенностей кустарных промыслов: ткачества, топорного производства, медного литья, плотницкого дела, иконописного ремесла и др. особый интерес в проекте вызывает рассказ об одном из самых «творческих» занятий гусляков – художественном оформлении старообрядческих книг, т.е. гуслицком письме, которое прославило наш край. Автор работы подчёркивает, как почитали книгу в наших местах, какого высокого уровня достигло искусство переписывания певческих книг и их украшение. Данное исследование написано ясным и доступным для учащихся языком и предлагает много интересных фактов, расширяющих воображение и кругозор.
Вложение | Размер |
---|---|
мастера Гуслицкого края | 27.33 КБ |
Мастера гуслицкого края.
Гуськов М.С., учащийся МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевск.
Рассказывать о промыслах гуслицкой волости нельзя не упомянув о том, что это за местность, где находилась, как образовалась волость и что за люди её населяли.
Немного истории.
В далекие годы начала нашей эры на территории Восточного Подмосковья жили люди из древнего племени "меря". Позднее с севера в эти края пришли Ильменские славяне, а с запада - вятичи и кривичи, которые потеснили племя "меря". В первой половине XIV века в духовной грамоте Ивана Калиты впервые упомянута волость Гуслица. Считается, что название она получила от своего административного центра — села Гуслицы (ныне — Ильинский Погост), которое, в свою очередь, обязано своим названием реке Гуслице, протекающей поблизости. Почему она так называется - версий очень много. Местные краеведы считают, что название реки произошло от названия старинного русского музыкального инструмента гусли. По другой версии название Гуслица произошло от древне угорского «куусь»- название болотистой низменной местности. Существует ещё версия, что в некоторых славянских языках слово «гусл» означало «колдун» и получается, что Гуслица – колдовская река. Но это только легенды. Точно о происхождении этого названия не сможет сказать никто.
Людей, заселивших все пространство урочища, прозвали "гусляками". Раньше эта местность входила в состав Богородского уезда Московской губернии. Сейчас это части Орехово-Зуевского и Егорьевского района Московской области. Долгие годы центром Гуслиц был Ильинский погост. Позднее волость была упразднена и название сохранилось благодаря местным старообрядцам и их самобытной культуре.
Все гусляки были поголовно старообрядцами. Многие после раскола, вызванного церковной реформой предпринятой в середине 17 века патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, бежали в гуслицкие леса. Особо преследовались старообрядцы при Петре I. Так, после второго стрелецкого бунта в 1698 г. в гуслицкие леса и болота бежали бояре и стрельцы, жестоко преследуемые властью. Они основывали в здешних глухих местах скиты и селения, в которых закипала активная жизнь со своими обычаями и промыслами. В дневнике игумена скита "Иосиф на камне" (скит находился в 10 верстах от Дулева) было записано: "Род гусляков древен и славен бысть, повелся он от непокорных бояр и стрельцов".
Этот край отличался низменной местностью, покрытой топкими болотами и густой зарослью корявого леса, песчаной почвой, неудобной для хлебопашества. Из-за скудных природных условий и малоплодородных почв в Гуслицах издавна развивалось неземледельческие крестьянские промыслы: хмелеводство, разработка торфяников, ткацкое производство и другие.
Раньше других ткачество зародилось в Дороховской и Запонорской волости. Домашние ткачи на рынок не работали, а исполняли частные заказы. Они использовали местные виды сырья - лен и коноплю, а также хлопчатобумажную пряжу, которая доставлялась им с прядильных фабрик Орехово-Зуева, Ликина, Дрезны, Богородска и Егорьевска. На Руси о Гуслицах шла молва, что они сплошь населены искусными ткачами, звали этот край родиной полотна.
Гуслицы - это единственный край в России, где население было поголовно грамотно. Гуслицкие школы организовывали в старообрядческих скитах. Там же действовали канцелярии, в которых переписчики производили точную копировку древних книг.
Здесь же берёт своё начало известнейший в Гуслицах чисто старообрядческий промысел – переписывание певческих книг старообрядческого церковного обихода и украшение их, особенно первые листы, миниатюрами, орнаментом, птицами. Это певчие книги, где ноты записаны крюками - древними знаками нотного письма. Крюки обозначали движение голоса, звуковые акценты.
Характерный стиль оформления книг, свойственный именно нашему краю, получил название – «Гуслицкое письмо». Русская орнаментика была издревле связана с природой и гуслицкие художники, будучи крестьянами, развивали эту традицию и использовали растительный орнамент, включающий изображение цветов, ягод, листьев. Краски выбирались самые яркие - это сияющие синий, яркий красный, малиновый, жёлтый, зелёный в сочетании с обильным золочением. Книги были очень дорогие, так как над одной книгой писчик мог трудиться и пол года и больше. Они были достоянием хозяина. Их хранили в потаённом месте, открывали по праздникам, передавали из поколения в поколение.
Существовало здесь и медное литьё – изделия из меди и латуни, в том числе складни, иконы, образки и крестики. Гуслицкое литьё, большей частью грубоватое, несмотря на своё техническое несовершенство, ценится за разнообразие и традиционность формы. Литейные формы хранились в гуслицких семьях веками и передавались по наследству. Изделия местного производства были значительно дешевле других и доступнее большинству обычных людей. Размеры промысла были невелики, он был сокрыт от властей, так как занимались им, скорее всего, исключительно старообрядцы. Главное место в гуслицком литье занимали кресты, которые отличались не только определенной иконографической программой, но и композиционным разнообразием. Например, в Гуслицах отливали особый тип 8-конечного креста, который получил широкое распространение по всей России.
Иконописное ремесло в Гуслицах было развито издревле и передавалось из поколения в поколение. В Запонорской волости в 1900 г. насчитывалось 145 иконописцев. Далеко за пределами Гуслиц славились иконописцы деревни Гора. Местом для изготовления икон служила, как правило, обычная крестьянская изба, где иконописец со своей семьей и жил и хранил необходимые для работы материалы: доски, мел, клей, краску, олифу, сусальное золото. Существовали особые приёмы местного иконописного письма и приготовления материалов. Например, не типичная для других школ графическая штриховка и широкое использование красного и синего цветов, затемнённых олифой. Иконы прокапчивали в дыму, а потом подвергали действию сырости. В результате икона сходила за старую и сбывалась в разных местах рублей за 50, 100, а то и за 200.
В начале XX века большой известностью в Егорьевске и округе пользовалось иконостасное заведение Федора Пантелеймоновича Хренова. Его сын Егор – мастер живописи, писал лики святых с золотыми венцами в каменном храме во имя Воскресения Христова в Ильинском Погосте. При доме купца Ф. П. Хренова была открыта школа художественной резьбы по дереву, впоследствии преобразованная в иконописную мастерскую, где делали алтари и иконостасы, расписывали и золотили храмы (Восресенская церковь в с. Гуслицы, церви Александра Невского и Казанская в г. Егорьевске). Роспись признана своеобразной и высоко оценивалась специалистами.
Топорное производство было развито в Запонорской и Дороховской волостях с начала XVII столетия. Топоры шли во все концы России. Особой славой пользовался беливский топор. Спрос на него был громадный. Местные топорники не успевали выполнять заказы. Беливские топоры ковались из демидовской стали, отличавшейся трудностью в обработке. До 3-х часов мучились с одним топором мастер, кузнец и двое рабочих. Чтобы приобрести заказной топор из демидовской стали, плотники делали походы в Беливо за 150 верст и более.
Роговый промысел был развит в основном в Ильинской волости, в деревнях Хотеичи, Вантино, Круглово, Чичево, Челохово. Здесь было сосредоточено 23 пуговичные заведения, где было занято 109 человек рабочих. В XIX веке на пуговицы был большой спрос.
Село Хотеичи - исстари кустарное. Здесь проводился полный цикл производства: от первичной обработки рогов до окончательной отделки готовых гребней, гребешков и расчёсок. Спрос на эту продукцию был всегда высоким и на протяжении многих десятилетий Хотеичские гребни продавались на территории всей страны.
Гончарный промысел. Есть такая народная поговорка: «Блестишь, как горшок маланьинский». Она родилась на егорьевской земле. Глина здесь замечательная, с характерным оттенком, не требующего дополнительных красителей и технологий доводки до товарного вида изделия. Ещё в XIX веке жители д.Парыкино, Семёновская, Михали славились гончарных дел мастерами. Различная кухонная утварь, изготовленная этими мастерами, была ходким товаром не только в Московской и Рязанской губерниях. Купцы из других регионов России охотно приобретали егорьевскую посуду большими партиями, давая возможность нашим предкам безбедно жить и развиваться.
Егорьевских плотников знали далеко за пределами Рязанской и Московской губерний, а наличники и другие декоративные атрибуты сруба, исполненные пропильной техникой, характерной для наших мастеров, можно было встретить во многих городах центральной полосы России. Из нашей деревни Поповская, по воспоминаниям старожилов, на заработки в Москву отправлялась целая артель мастеров-плотников под руководством Ефима Головёнкова. Именно за счёт этих заработков избы в деревне были перестроены и приобрели современный вид.
Библиографический список.
Лизунов В. С. "Старообрядческая Палестина". Орехово-Зуево, 1992
Е.А. Агеева. Научный сотрудник музея МГУ. "Гуслицы" Историко-краеведческий альманах. Вып. 5. Ильинский Погост, 2007.
Интернетрессурсы.
http://www.bogorodsk-noginsk.r
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Петушок из русских сказок
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Притча о гвоздях