Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент В.В. Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:
Так как мы учимся в школе, то важным для нас является наш внешний вид. Что подходит современному ученику? Свободный стиль одежды? Или школьная форма? Проблема в том, что многие учащиеся не осознают всю сущность и красоту школьной формы. Поэтому в проекте мы попытаемся решить вопрос о необходимости школьной формы.
Вложение | Размер |
---|---|
6a.docx | 36.06 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Исследовательский проект на тему:
«Быть или не быть школьной форме»
Выполнили:
учащиеся 6а класса
Евтемирова Э., Шинкарук С.
Научный руководитель:
учитель технологии
Газизова Э.М.
г. Пыть-Ях, 2022 г
Содержание
Введение
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент В.В. Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:
Так как мы учимся в школе, то важным для нас является наш внешний вид. Что подходит современному ученику? Свободный стиль одежды? Или школьная форма? Проблема в том, что многие учащиеся не осознают всю сущность и красоту школьной формы. Поэтому в проекте мы попытаемся решить вопрос о необходимости школьной формы.
Цель исследования: обозначить актуальность школьной формы в современной России
Задачи:
Методы исследования: работа с информационными источниками, анализ материала, анкетирование, беседа.
Что же такое школьная форма?
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Зачем вводится школьная форма?
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.
Во - вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.
Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников. Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела. Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых видно нижнее белье, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках.
Здоровье сберегающий аспект. Мнение врачей
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника.
Таким образом, одежда ребенка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья. Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.
Из истории школьной формы
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. У школьной формы в России богатая история. До 1917 года в гимназии учились только дети богатых родителей. Форму носили не только в учебном заведении, но и дома, на улице, во время торжеств.
Мальчики носили форму военного фасона, а девочки темные строгие платья с юбками до колен.
Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий – и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Отмененная с приходом большевиков, форма в 1949 году вернулась на прилавки. Мальчики одевались в гимнастерки с воротником-стоечкой, а девочки в коричневые шерстяные платья. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. А в 91-м школьную форму совсем отменили, и дети стали ходить в школу в свободной форме.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, имеют её только некоторые гимназии, лицеи, школы.
Школьная форма за рубежом
Впервые школьная форма появилась в Великобритании. Традиционная форма британских школьников – это брюки (юбка для девочек), рубашка, пиджак и галстук. В холодное время года школьники носят единообразные куртки или плащи. В некоторых школах одинакова даже обувь учащихся. Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения, и гордятся тем, что одежда подчеркивает принадлежность к нему. Например, ученики школы при Госпитале Христа вот уже 450 лет носят традиционную тюдорскую униформу, при этом воспринимают такую консервативность, как сохранение вековых традиций своей школы.
В элитных учебных заведениях существует собственная школьная форма с фирменным знаком, как например, в Nottingham Academy – одной из самых больших школ Европы.
В школьную форму учеников школы Харроу входят не только привычные брюки и пиджаки, но еще и соломенные шляпы.
В некоторых британских школах допускается «одежда из магазина», но строго соответствующая определенным требованиям по стилю и цвету.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В наше время французские политики предлагают вновь ввести обязательную школьную форму. Это предложение даже входило в президентскую программу одного из кандидатов в президенты на прошедших выборах. Но пока школьная форма обязательна лишь в частных элитных заведениях
В Германии нет обязательной школьной формы, хотя также ведутся споры о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, и ученики даже могут участвовать в её разработке.
В США и Канаде обязательной школьной формы нет, но в частных школах и колледжах она едина. Кроме того, школьная форма обязательна в некоторых штатах. При этом она отличается большим разнообразием, чем в Англии. Формой здесь могут быть даже джинсы и одинаковые футболки с названием учебного заведения.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. По стилю она отдаленно напоминает советскую форму, но с учетом более жаркого климата.
Япония известна строгостью правил и верностью традициям. Это касается и отношения к школьной форме. Её стиль не меняется существенно уже более века. Школьники начальных классов чаще всего одеваются в обычную детскую одежду. Для учеников средних и старших классов школьная форма обязательна. Для мальчиков это комплект из брюк или шортов и пиджака темного цвета с воротником стойкой, для девочек – темная юбка до колена и темная или светлая блузка с характерным галстуком, напоминающим форму моряков.
В Индии школьная форма обязательна, но не едина для всех школ. Наиболее популярный вариант школьной формы для мальчиков – светлая рубашка и темные брюки, для девочек – сари, платье или юбка с блузкой, в дополнение – галстук.
В Турции школьная форма обязательна, но школы сами выбирают для нее цвет. Мальчики посещают занятия в классических костюмах, девочки – в тройке, состоящей из юбки, джемпера и блузки. Дополняется школьный костюм галстуком. Летом из-за жары ношение формы отменяется.
Нам было очень интересно узнать о школьной форме других стран. Оказалось, что обязательная школьная форма введена не во всех зарубежных учебных заведениях. Но все же она является неотъемлемой частью детства многих учеников во всем мире. В тех странах, где не существует единой школьной формы, школы самостоятельно устанавливают определенные требования к школьному костюму. Модели школьной формы очень разнообразны. В одних странах форма красивая и яркая, в других — менее интересная. В некоторых странах, она более консервативна, как например, в Англии. В других — очень модная и необычная, как например, в Японии, где форма даже считается эталоном подростковой моды. Многие зарубежные школы имеют специальные отличительные знаки - эмблемы. Ученики эмблемой школы дорожат и гордятся.
Исследование показало, что в основном за рубежом школьная форма приветствуется. Ученики любят свою форму, гордятся ею, считают символом школы и частью ее истории.
Плюсы и минусы школьной формы
В ношении школьной формы есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких, кричащих цветов, обнаженная поясница, мини-юбки и брюки на бедрах. Все это в будущем, как говорят врачи, может привести к плохому функционированию почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга.
Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков).
Отсутствие возможности надеть в школу мини-юбку, майку «с голым пупком» приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться. К тому же форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
Школьная форма стирает социальные различия между детьми.
И богатый, и бедный равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе порою бывают очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда).
Если в школе ввели школьную форму, родителям больше не надо ломать голову, во что одеть ребенка, чтоб и красиво было, и удобно. Купил форму – и вопрос решен.
Минусы:
Форма не дает детям выразиться через одежду.
Родители и учителя могут сколько угодно твердить, что школа – не подиум. Дети все равно будут сопротивляться. Особенно подростки, особенно девочки. Кругом продают столько нарядных вещей, а в школу вечно надо ходить в одном и том же. А как тогда понравиться Петрову?
Даже советские примерные школьницы в свое время старались короче подрезать подол школьного платья, чтобы продемонстрировать свои ножки. Что уж говорить о современных школьницах, на глянцевых журналах, воспитанных?
Еще немецкий философ Людвиг Фейербах говорил: «Человек отличается от обезьяны наличием своей точки зрения». А именно в средней школе ребенок начинает формироваться как личность, ему хочется быть неповторимым, отличаться от других во всём. Особенно в одежде. У девушек и молодых людей формируется чувство стиля. Каждый задумывается о том, что ему идет, а чего лучше не надевать. А школьная форма не дает таких возможностей, все учащиеся становятся одинаковыми. И даже если придумать оригинальный вариант формы, это не поможет, так как уже через несколько дней очень хочется надеть что-то другое, свеженькое. Кроме того, к концу года форма теряет опрятный вид и ужасно надоедает.
Форма – удовольствие не дешевое. Форма стоит от 3 тысяч рублей (причем, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придется менять: ребенок-то растет – и получите внушительную сумму, которую надо вложить «разом». Кроме того, если ребенок испортит форму (особенно это касается сорванцов-мальчишек) – и Вам придется снова тратиться.
А ведь одной покупкой формы дело все равно не ограничится, ведь ребенку надо будет во что-то одеваться после школы и на выходных, то есть он по- прежнему будет просить новые обновки.
За формой надо ухаживать: сдавать в химчистку, стирать, гладить.
Дизайнерское исследование
Широкомасштабные социологические опросы школьников и их родителей показали, что школьная форма имеет как своих сторонников, так и противников. И если основной мотивацией при выборе большинства родителей является ее цена и практичность, то самих школьников больше занимают вопросы моды и стиля. Но по отношению к школьной одежде правильнее рассматривать не моду во всех ее многочисленных проявлениях, а стили в одежде, которые соответствуют образу и укладу жизни современной молодежи.
Это, прежде всего, спортивный стиль — символ простоты, удобства и целесообразности. Сегодня не мода диктует спорту свои законы, а спорт влияет на моду. Новая концепция одежды спортивного стиля выражается в объемности, многослойности, а также возможности ее комбинирования и многофункционального использования.
Сегодня джинсовое направление разрабатывается в так называемом стиле «кич», когда привычная одежда оживляется цветочными нашивками. Декоративные, выразительные приемы оформления (рюши, вышивки и т.д.) придают одежде нарядный, романтичный вид. Остаются популярными этнические мотивы (фольклор), а также трикотажные изделия, дополненные капюшонами и карманами «кенгуру».
Современная одежда классического стиля приобретает оттенок непринужденности, так актуальной сегодня в моде. Это проявляется в использовании разнообразных застежек, в отказе от внутренних прокладок и подкладок, что делает костюмы более удобными, подвижными и мягкими, оставляя их тем не менее элегантными и достаточно строгими.
Проблема школьной одежды — это поиск компромисса между школой, учащимися и их родителями, предполагающего возможность выбора ребятами формы, формирование их собственного стиля и рационального гардероба на основе единого цветового решения, свойственного конкретному классу, школе.
Стилисты предлагают классический стиль
Классический стиль отличается подчеркнутой строгостью и подтянутостью. Возникнув в XIX веке, он остается в моде постоянно. Мода не вносит здесь резких изменений, она лишь слегка подправляет форму: Деталей в такой одежде очень мало и только необходимые: отложной или английский воротник, карманы прорезные с листочкой, клапаном, с обработкой «в рамку».
Вообще, классический ансамбль предполагает гармоничное сочетание двух цветов, не больше. Исключение составляет только ткань в клетку, дающая возможность сочетания трех-четырех цветов. Но в таком случае юбка или брюки (если они не сшиты из того же материала, что и пиджак) должны быть однотонными.
Социологический опрос учащихся
Для того чтобы узнать мнение учащихся 5-8 классов о необходимости ношения школьной формы, мы провели анкету, текст которой приводится в приложении 1.
Результаты анкетирования учащихся:
1) Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?
А) да (24,1%)
Б) нет (56,3%)
В) не знаю (19,5%)
2) Школьная форма- это хорошо?
А) да (39,1 %)
Б) нет (36,55%)
В) не знаю (25,3%)
3) Нужен ли школьной форме символ или значок школы?
А) да (28,7%)
Б) нет (59,8%)
В) не знаю (11,5)
4) Влияет ли школьная форма на поведение?
А) да (19,55%)
Б) нет (72,4%)
В) не знаю (8%)
5) Становятся ли ученики в школьной форме похожи друг на друга?
А) да (46%)
Б) нет (37,9%)
В) не знаю (16, 1%)
6) Нужна ли униформа для учителей?
А) да (48,3%)
Б) нет (39,1%)
В) не знаю (12,6%)
7) Как вы думаете, школьная форма должна быть единой у учащихся с 1 по 11 класс?
А) да (18,4%)
Б) нет (66,7%)
В) не знаю (14,9%)
8) Помогает ли школьная форма настроить на рабочий лад?
А) да (27,6%)
Б) нет (58,6%)
В) не знаю (13,8%)
9)Нравится ли вам носить школьную форму?
А) да (33,3%)
Б) нет (54%)
В) не знаю (12,6%)
10) Твое отношение в школьной форме, принятой в вашей школе?
А) нравится (24,1%)
Б) не нравится (33,3%)
В) затрудняюсь ответить (16,1%)
Г) принимаю как правило (26, 4%)
По результатам проведённого исследования мы выяснили, что не все хотят носить школьную форму, но также считают, что школьная форма - это хорошо. Многие считают, что школьная форма не влияет на поведение и о необходимости униформы и педагогам. Большинство ответили, что не хотят носить школьную форму.
Таким образом, мы пришли к выводу, что ребята не хотят носить школьную форму, им не нравится принятая в нашей школе формат школьной формы. Но в то же время думают, что в форме они выглядят опрятно и им удобно и комфортно, не нужно думать утром, в чём идти в школу и школьная форма приучает к порядку и дисциплине.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы узнали о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения, познакомилась с учебной формой других стран, изучили мнения врачей, психологов. Изучили плюсы и минусы школьной формы, дизайнерские решения в стиле одежды. Кроме того, мы проанализировали мнения учащихся путем анкетирования и сделали следующие выводы. Ребята не хотят носить школьную форму, им не нравится принятая в нашей школе формат школьной формы.
Школьная форма дисциплинирует детей. Но она не должна нас уравнивать, убивать в нас индивидуальность. Считаем, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. И по возможности, у каждого лицея, гимназии, школы – своя форма. В противном случае, у детей развивается культ одежды. А самое главное – чтобы она нравилась детям.
Таким образом, подводя итоги нашей исследовательской работы, мы считаем, что школьная форма - это лицо ученика. Дети должны с детства приобщаться к культуре ношения одежды, и понимать, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.
Школьная форма необходима, и мы с удовольствием будем и дальше ходить в школу в форме.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Анкета
Приложение 2
Достоинства | Недостатки |
1. Школьная форма прививает чувство единства, принадлежности к школе и гордости за нее. | 1. Навязывание определенного стиля одежды мешает детям самовыражаться и проявлять индивидуальность. |
2. Школьная форма настраивает на учебу и дисциплинирует учеников. | 2. Покупка формы — несет дополнительные денежные траты и затраты времени родителей на ее поиск. |
3. Единая школьная форма уравнивает детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей. | 3.Низкое качество тканей и пошива, а также однообразие моделей школьной формы. |
4. Красивая школьная одежда развивает чувство вкуса и стиля ребенка. |
|
5. Школьная форма не оказывает вредного воздействия на здоровье ребенка, т. к. производится с учетом всех санитарно-гигиенических норм. |
|
6. Исчезает проблема «В чем пойти сегодня в школу?», а, следовательно, у детей возникает позитивный настрой на учебу. |
|
7. Школьная форма позволяет отличить посторонних, зашедших на территорию школы |
Филимоновская игрушка
Муравьиная кухня
Просто так
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Сказка об осеннем ветре