Цель: изучение бисера как материала для художественного творчества.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 1.24 МБ |
issledovanie_bisera_kak_materiala_dlya_tvorchestva.pptx | 2.04 МБ |
Слайд 1
Качественные характеристики бисера, как материала для творчества Автор: Андреева Яна Романовна, МБУДО « Лянторский ЦДО», объединение «Рукодельники», 9 лет Научный руководитель: Андреева Елена Александровна, педагог дополнительного образования, МБУДО « Лянторский ЦДО» ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» IV районный конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»Слайд 2
Гипотеза: предположим, что если бисер у разных народов на протяжении веков выглядел без существенных изменений, то способы изготовления качество бисера, и цели использования тоже являются одинаковыми. Объект исследования : бисер как материал для художественного творчества. Предмет исследования : качественные характеристики, способы и цели использования бисера у разных народов.
Слайд 3
Цель : изучение бисера как материала для художественного творчества. Задачи: Проанализировать географию распространения и технологию применения бисера у разных народов. Выявить способы изготовления бисера и используемый материал. Изучить современные характеристики бисера и провести опыты на выявление качественного бисера. Методы исследования: изучение литературы и информационных источников анализ, классификация, систематизация, анкетирование, опыт.
Слайд 4
« Искусство, коим был прославлен Апеллес И коим нынче Рим главу свою вознес, Коль пользы от стекла приобрело велики, Доказывают то финифти, мозаики, Которы ввек хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц; Чрез множество веков себе подобны зрятся И в ветхой древности грызенья не боятся». М.В . Ломоносов Глава 1. Бисер как объект изучения
Слайд 5
Из Б ольшой советской энциклопедии : « бисер»- (от араб, буера, мн. ч. бусер - стеклярус), мелкие круглые или многогранные бусинки из прозрачного или цветного стекла (реже из металла) с отверстиями для низания ». Из Энциклопедии бисерного рукоделия : « бисер это декоративный материал, популярный в художественной культуре многих народов, нашедший для себя разнообразные сферы и формы практического применения ».
Слайд 6
Густав Пазаурек «Бисер и работы из бисера старого и нового времени» (1911г.).
Слайд 7
В. Дудорева «Бисер в старинном русском рукоделии» (1923г.).
Слайд 8
Л.Д.Беляева «Русское бисерное шитье» (1924г.)
Слайд 9
Эдит Хольм «Бисер. Легенды, украшения и игрушки пяти тысячелетий» (1984г.).
Слайд 10
«Бисер и стеклярус в России» (авторы Е. Ю. Моисеенко, В.А.Фалеева , 1990г.).
Слайд 11
Глава 2. География распространения и классификация техник применения бисера у разных народов Временные характеристики производства бисера и география распространения. Способы, материалы и технология производства бисера. Использование в качестве художественного материала для творчества Изучив и проанализировав ряд информационных источников, нами была составлена таблица, в которой нашли отражение такие вопросы:
Слайд 12
Вытягивание Выдувание Крученый навитой Вытяжной Плетеный Прессованный Спиралевидный Печеный Вытягивание нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло Стекломасса с кончика металлической полосы с помощью второго рабочего кончика вытягивалась в тонкую стеклянную нить. После застывания нарезалась Стеклянный стержень расплавлялся с одного конца и наматывался на проволоку. бисера. Вытягивался стержень стекломассы, содержащий внутри воздушный пузырь. Получаемая полая трубка разрубалась на цилиндрические трубочки (бисеринки) Стеклянные нити оплетались вокруг проволоки несколькими кольцами Бусины, полученные любым способом, просто прессуются, для придания различных видов и форм Полурасплавленные нити оплетали о проволоку спиралью Порошкообразное стекло, которое получали из растертой стеклянной посуды. Порошок засыпался в формы и запекался, образуя бисеринку Способы изготовления бисера
Слайд 13
Египет Римская империя Венеция Чехия Русь Германия Япония XVI в. до н. э. 1 в. до н. э. С X века XVI I Конец XVII века Конец XVI II XX От мелких разноцветных до крупных и фигурных. По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины в виде цветка с сердцевиной другого цвета с орнаментом Форма бочонка и цилиндра. Покрытие из цветной стекловидной массы Коротко нарезанный, гранёный. Сверху или изнутри его покрывали цветными эмалями, которые придавали бисеру блеск. Парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный Фарфоровый бисер. И хотя эти бусинки непрозрачны, сама технология придает им тот привлекательный блеск, который отличает их от стеклянных. Покрытый цветными эмалями, гранёный бисер По форме -круглый, цилиндрический, бочонко - и винтообразный или биконический в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Цвет зеленый, синий, желтый, фиолетовый, черный, серебряный и золоченый. . Небольшого размера правильной хорошо окатанной формы, диаметр бусин превышал их длину и составлял в среднем 1мм. Бусины отличались многими расцветками и были не только круглыми, но и гранеными. Во второй половине XIX века используются крупные, ровные и округлые бисерины. Стекло бусинок было «глухим» или прозрачным. В это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и «глухой» кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречался и необычный молочный, с розовыми полосками бисер Массивные сорта из непрозрачного стекла и фарфора, затем легкие дутые бусы из стекла Поразительно ровный бисер с покрытием, гораздо более устойчивым ко внешним воздействиям. Помимо обычного круглого бисера и стекляруса выпускается бисер сложных форм: капли, магатамы , треугольный, кубический и шестигранный бисер. Виды бисера по форме и цвету
Слайд 14
Материалы Египет Римская империя Венеция Чехия Русь Германия Япония XVI в. до н. э. 1 в. до н. э. С X века XVI I Конец XVII века Конец XVI II XX Фаянсовый бисер изготавливался из толченного кварца. Необычную окраску бисеру придавали соединения свинца, железа, марганца и меди, которые добавлялись к расплавленной стеклянной массе Использовалась шихта — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела Секрет стеклоделия в соде - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса В состав стекла ввели вместо соды древесную золу — поташ. Отсюда название «лесное стекло». Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Технология изготовления смальты – непрозрачного стекла полупрозрачное стекло разных цветов Непрозрачное стекло и фарфор, металлические бисерины В основе используемого сырья – стекло, в которое добавляются красители и другие добавки, в зависимости от того, бисер с каким эффектом планируется получить в итоге
Слайд 15
Изготовление Египет Римская империя Венеция Чехия Русь Германия Япония XVI в. до н. э. 1 в. до н. э. С X века XVI I Конец XVII века Конец XVI II XX Вытягивание нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло Техника дутья из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки- понтии Стеклянный стержень расплавлялся с одного конца и наматывался на проволоку. бисера. Производили прессованием, а затем направляются в печь. Позже появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера Стеклянная масса варилась и из нее вытягивались трубочки различного диаметра. Трубочки при помощи специального приспособления разламывались на куски Техника выдувания, затем путем навивки и накрутки Полностью автоматизированный процесс, с использованием специального оборудования. При помощи этого оборудования из расплавленного стекла вытягиваются тончайшие полые трубочки, затем помещаются в специальном держателе – стакане в плавильную печь.
Слайд 16
Использование в быту и культуре Египет Римская империя Венеция Чехия Русь Германия Япония XVI в. до н. э. 1 в. до н. э. С X века XVI I Конец XVII века Конец XVI II XX Декоративная отделка дворцов, мебели, предметов интерьера и роскоши. Одежда древнеегипетских фараонов В одежде религиозных служителей, отделке культовых сооружений Предметы интерьера, одежда как женская, так и мужская. Даже оплётка для посуды тоже была из бисера Женский костюм, предметы интерьера Украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм, особенно головные уборы. Элементы мебели, картин. Народный костюм. Предметы интерьера В предметах интерьера, повседневной одежде, бижутерии
Слайд 17
Глава 3. Классификация современного бисера по форме, цвету и материалу Страна -производитель Размер Стойкость цвета Ломкость Разнообразие форм и цвета Ценовой диапазон и доступность Китайский Не одного размера, требует калибровки Цвет нестойкий, особенно в цвете «металлик» и ярких цветах Ломается при незначительных механических воздействиях Форма однообразная, в виде цилиндров и бочонков. Основной цветовой диапазон широкий, среди оттенков разнообразия нет Достаточно дешевый, можно купить в любой торговой точке по продаже материалов для рукоделия
Слайд 18
Чешский Не одного размера, требует калибровки Цвет нестойкий, особенно у ярких оттенков Ломается при более интенсивных нагрузках Форма отличается разнообразием. Цветовой диапазон широкий. Средняя цена, доступен для покупки Японский Характеризуются одинаковым размером, не требует калибровки Стойкость краски самая высокая Высокая прочность, оплавленные края, не режет нитки Треугольный, кубический, шарлотта, фарфаль, рубка, стеклярус, твин, богемский, эксцентрик (дропсы) Дорогой, есть не во всех торговых точках. Страна -производитель Размер Стойкость цвета Ломкость Разнообразие форм и цвета Ценовой диапазон и доступность
Слайд 19
Опыт №1. Определение характеристики блеска с помощью жирового состава
Слайд 20
Опыт №2. Определение стойкости цвета Китайский бисер
Слайд 21
Опыт №2. Определение стойкости цвета Чешский бисер
Слайд 22
Опыт №2. Определение стойкости цвета Японский бисер
Слайд 23
Мыльный раствор
Слайд 24
Заключение Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, предположим, что если бисер у разных народов на протяжении веков выглядел без существенных изменений, то качество бисера, способы и цели использования тоже являются одинаковыми, подтвердилась, с некоторыми. Проведя опыты на определение стойкости цвета, мы узнали, что самый качественный бисер японский. Это прослеживается и по таблице №3.
Слайд 25
Литература Артамонова Е.В., Бисер, М.: Эксмо . с. 192. 2004 г. Бисер // Большая Советская Энциклопедия. Второе издание. Т. 5. М., 1950. С. 254. Моисеенко Е. Ю., В.А.Фалеева., Бисер и стеклярус в России, М., 1990г. С. 197. Дударева В. А., Бисер в старинном рукоделии, М., 1923. ( bse.slovaronline.com – электронный ресурс). Свободная русская энциклопедия. ( « Традицияtraditio-ru.org - электронный ресурс). Сайт ФГБУК « Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей - заповедник А.С. Пушкина « Михайловское » ( http://pushkin.ellink.ru - электронный ресурс) Сайт « Всё о бисере и бисерном творчестве » ( biser.info - электронный ресурс). Энциклопедия бисерного рукоделия ( podelki-sr.ru - электронный ресурс).
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
За чашкой чая
Без сердца что поймём?
Финист - Ясный сокол