Данная работа актуальна и эффективна для развития творческих способностей детей. Содержание теоретической части работы направлено на изучение искусства росписи ткани в технике батик. В практической части дан подробный материал по описанию методики работы в технике холодного батика. Работа в технике батик способствует развитию познавательной активности детей, их самовыражению, помогает педагогу в работе по решению целого ряда задач: развитию эстетических чувств, умений и навыков, внимания и интеллектуальной активности, а также многих воспитательных задач.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_magiya_batika.docx | 43.32 КБ |
prilozheniya.docx | 1.14 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновоборская средняя общеобразовательная школа
Зейского района
Проектная работа
«Магия батика»
Выполнил: Гробов Владимир
обучающийся 11 класса
МБОУ Сосновоборской СОШ
Руководитель: Денисова Е.Т.
учитель изобразительного искусства
МБОУ Сосновоборской СОШ
с. Сосновый Бор, 2019
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………4
1. История развития батика …………………………………………………..4
2. Батик в России……………………………………………………………….5
3. Композиция и использование текстиля в интерьере….……………….....6
4. Виды батика................................................................................................7
5. Дизайн - анализ…………………………………………………..………….9
6. Технология выполнения картины «Тигр»…………………….…………..9
7. Себестоимость изделия……………………………………….……………..9
8. Экологическая экспертиза……………………………………………….....10
9. Самооценка……………………………………………………………….....10
Заключение…………………………………………………………………......11
Список используемой литературы…………………………………………...12
Приложения………………………………………………………………........13
Введение
Человек любит окружать себя красивыми вещами. Он старается создавать все новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождаются в искусство. Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных является роспись и украшение ткани. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.
Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой. Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось, ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём. Так и родился один из необычных видов рукоделия - батик. Я предлагаю вам познакомиться с батиком, таким, каким его увидел я.
Актуальность: Занятие данным видом творчества призвано помочь в овладении профессией дизайнер, художник - декоратор.
Цель: Знакомство с искусством батика. Изготовление картины в технике холодного батика.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения и технологию изготовления батика;
2.Подобрать рисунок для картины, подходящий по интерьеру комнаты;
3.Изготовить изделие в технике холодного батика;
4.Совершенствовать свои возможности в области техники росписи ткани и проектной деятельности.
Вид проекта - продукционный
Продукт: картина «Тигр», выполненная в технике холодного батика.
В процессе изготовления картины используются современные художественные материалы и технологии декорирования ткани. Происходит знакомство с новыми инструментами необходимыми в работе, приёмами и правилами безопасной работы. В процессе работы происходит расширение и углубление знаний по цветоведению, разных способов и технологий выполнения росписи ткани.
Основная часть
1. История развития батика
Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII-XIV вв., а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой.
В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускают в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска - индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском - крашение - сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы. Батик в древности был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани.
В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу.
В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников.
Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гута, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.
2. Батик в России
В нашей стране батик зародился в 30-х годах XX века и получил развитие и признание. «Железный занавес», который возник в России в начале XX века, наложил свой отпечаток и на развитие батика. Большинство Россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей. Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии батика, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно.
Изначально батик получил свое развитие только в крупных городах нашей страны. При этом мастера не были профессионалами своего дела. О батике практически ничего не знали. Большой художественной ценности российский батик не представлял. Позже художники начали экспериментировать. Творческой фантазии не было предела. И вот на свет появились первые небольшие шедевры в стиле «батик»: оригинальные платки с восточным орнаментом, платья с ассиметричным рисунком. Затем российское общество решило избавиться от батика как мещанского пережитка. Однако полностью батик в нашей стране не пропал. Художники Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, В.А.Щуко стали расписывать ткани орнаментом с советской символикой. В 50-х годах XX столетия С.Темерин занялся изысканиями в области батика. Именно благодаря ему остались известны имена А.А.Алексеева, Н.Вахмистрова, Т. Алексахина и других, которые стояли у истоков развития особой техники росписи по ткани, батика.
Эта удивительная по своему многообразию техника «Батик», постепенно распространившийся по всему миру, радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам колоссальный доход. Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом. Батик это удивительное искусство, которое не прекратит своего развития.
3. Композиция и использование текстиля в интерьере
Композиция декоративного текстильного произведения - это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно - образцового содержания. Работа над композицией, заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных художником задач, от всего его творческого отношения к миру. В значительной степени характер композиции определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно - прикладного искусства.
Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению явности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным распределением орнамента.
Работа над новым произведением начинается с выбора темы, с назначения изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое нужно передать с помощью различных художественных средств. Хорошо сложенная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения.
Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным и напряженным. Колорит - одно из средств создания определенного образа, настроения произведения.
Форма и цвет текстурных изделий выявляют особенности функционального назначения изделий, одновременно облегчают зрительное восприятие интерьера и устанавливают взаимодействие между архитектурой и человеком.
Цвет - важнейшее средство орнаментальной композиции тканей. Он обладает большой силой эмоционального воздействия на человека. При выборе цветовой гаммы тканей интерьера, принимается во внимание, желаемое эмоциональное воздействие. Цвет и рисунок декоративных тканей имеет значение не только для художественного оформления интерьера. Умелым подбором и сочетанием цвета ткани, ковра, панно, можно оптически видоизменить пропорции и размеры помещения: условно увеличить или уменьшить его, создать чувство тесного и низкого помещения или, наоборот - более просторного и высокого. Сочетание цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций.
4. Виды батика
Холодный батик.
Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены.
Свободная роспись.
В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.
В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.
Сухой батик.
Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий
Дополнительные способы:
1.Узелковый батик - один из древнейших способов росписи тканей. В узелковом батике участки тканей, которые должны быть не прокрашены, завязываются узлом;
2.Роспись аэрографом - при этом способе краски разбрызгиваются по ткани аэрографом.
Я попробовал расписывать ткани всеми способами, перечисленными выше, и остановился на холодном батике. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика.
Традиционно для батика используют: шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён. Свои первые эксперименты я проводил на хлопчатобумажной ткани и шифоне. Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет), делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.
Расписывается ткань в натянутом виде на раму или пяльцы. Ткань должна быть натянута достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Очень важно не перекосить ткань, натягивая её строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклейте её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки - трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.
Карандашом переведите рисунок на ткань. Лучше всего приобрести карандаш-фантом, при стирке он исчезает. Обыкновенный карандаш тоже можно использовать, но отстирывается он плохо и это нужно учесть при нанесении контура.
Чтобы краски не расплывались по ткани, контур рисунка в карандаше обводится специальными контурами (резервами). Контурный состав наносится специальными стеклянными трубочками или выдавливается из тюбиков с наконечниками. Контур (резерв), нанесённый на ткань, должен сохнуть в течение 1-2 часов.
Теперь можно перейти к самой интересной работе - росписи ткани красками внутри контурных линий. В холодном батике краски наносятся кистью или губкой. Фрагмент зарезервированного участка внутри замкнутой контурной линии необходимо протереть мокрым ватным тампоном и, пока ткань не высохла, нанести краски. Краски наносятся от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту. Краски следует хорошо растягивать, чтобы не образовывалось сгустков. Краски не должны быть слишком жидкими, иначе они поплывут на следующий участок через контур.
Закончив роспись ткани, необходимо её высушить. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом при температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут. Стирать расписанную ткань в технике батик, можно, как правило, через 48 часов после росписи и фиксации при температуре 40-60 градусов мягкими моющими средствами без отбеливания.
5.Дизайн-анализ
Поле изучения и изготовления работ в разных техниках батика , я решил выполнить картину «Тигр». Выбранная мною картина будет выполнена в технике холодного батика. Работу начал с зарисовки эскизов. Исследовав все возможные эскизы, выбрал подходящий для своей картины. Конечно, это очень трудоемкая работа, требующая аккуратности и точности, но зато такая картина приведёт в восторг любого человека. А так как это нестандартная картина, я решил, что будет интересно выполнить такую работу. В результате должна получиться картина размером 22.5*38.
6.Технология выполнения картины «Тигр»
1.Нарисовать эскиз будущей работы. (Приложение 1, рис 1,2,3)
2.Перености рисунок на желаемый формат листа. Далее данный формат рисунка будет использоваться при перенесении рисунка на ткань. (Приложение 2, фото 1)
3.Натянуть ткань на раму нужного формата, перенести рисунок на ткань, и нанести резерв (контур), и краску. После нанесения резерва на ткань нужно подождать 2-3 часа для того что бы он высох и только после наносить краску. Резервирующий состав предназначен для создания не прокрашиваемых красками участков ткани и контуров рисунка. (Приложение 3, фото 2, 3)
4.Снять работу с рамы и прогладить ее. Гладить следует при низкой температуре, иначе рисунок может испортиться.
5.Вставить картину в раму. (Приложение 4, фото 4)
7. Себестоимость изделия
Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Я как начинающий мастер по батику использовал самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время (Приложение 5, Таблица N 1).
8.Экологическая экспертиза
Технология батика не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы. Технология выполнения батика не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.
Техника батика не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности и аккуратности.
9.Самооценка
Весь процесс создания картины в технике батик доставил мне огромное удовольствие. Картина выполнена аккуратно, обладает художественными достоинствами, соответствует эстетическому вкусу. Изделие соответствует предъявляемым требованиям:
-эстетически оформлено;
-материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен;
-отсутствуют изъяны.
Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию.
Заключение
Огромное количество людей занимаются росписью ткани, они делятся между собой опытом на страницах интернета, создавая целые группы единомышленников. Это показывает, что батик как искусство совсем не устарел и до сих пор пользуется популярностью. С его помощью успешно украшают интерьер, одежду, аксессуары и многое другое. Однако может возникнуть вопрос: стоит ли заниматься ручной росписью в наш индустриально-компьютерный век, когда на прилавках магазинов такое изобилие материалов на любой вкус, самой разнообразной фактуры и расцветки? Но ведь именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека, например, когда он придумывает неповторимые узоры и украшает ими предметы интерьера. Даже единственная вещь, сделанная своими руками, может наполнить комнату теплом, уютом и душевным комфортом.
Человек любит окружать себя красивыми вещами, и я не исключение. Выполнив эту работу, я узнал много нового и интересного. У меня получилась необыкновенная картина, которая будет радовать меня и всех окружающих. Надеюсь, что знания и умения, которые я приобрел при выполнении этой работы, пригодятся мне в дальнейшей жизни и выборе профессии - ведь я хочу быть дизайнером. Я считаю, что достиг целей, которые ставил перед собой в начале работы.
Список используемой литературы
1.Давыдова Ю. роспись по шёлку: платки, панно, палантины в технике «батик» / Ю. Давыдова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 220с.
2.Давыдов С.А. Батик. Техника, приёмы, изделия: энциклопедия / С.А. Давыдов. – М.: АСТ / Астрель, 2008. – 118с.
3.Жолобчук А.В. Подарки из батика: практическое руководство / А.В. Жолобчук. – М.: АСТ / Астрель, 2003. – 80с.
4.Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации. Законы композиции и цвета. Холодный батик. Горячий батик и др..: практическое руководство / И.А. Перелешина. – Санкт-Петербург: Паритет, 2008. – 208с.
5.Синеглазова М.О. Батик: практическое руководство / М.О. Синеглазова. – М.: МСП, 2002. – 96с.
Интернет ресурсы:
-http://www.batics.ru/
-http://m-batik.ru/
-http://www.mirbatika.ru/
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Смекалка против Змея-Горыныча
Как Дед Мороз сделал себе помощников
"Портрет". Н.В. Гоголь
Заповеди детства и юности