В представленном итоговом индивидуальном проекте рассматриваются вопросы, связанные с историей использования бересты, развитием берестяного промысла, лечебных свойствах бересты.
Целью проекта является сохранение и трансляция знаний о народных промыслах. Задачи отвечают поставленной цели, сформулированы четкие требования к проектному продукту.
Данный проект актуален потому, что каждый человек должен знать историю своей малой родины, хранить память о промыслах и передавать ее потомкам.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный итоговый проект "Удивительная береста" | 56.04 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Итоговый индивидуальный проект
по технологии
«Удивительная береста»
Выполнила: обучающаяся 9 «А» класса
МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Путикова Виктория Сергеевна
Руководитель: учитель технологии
Афанасьева Светлана Венидиктовна
Обоянь 2020 год
Паспорт проекта
Тема проекта | Удивительная береста |
Тип проекта | творческий |
Автор проекта | Путикова Виктория Сергеевна |
Класс | 9 «А» |
Руководитель проекта | Афанасьева Светлана Венидиктовна |
Сроки реализации проекта | 2020 2021 учебный год |
Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект | Каждый человек должен знать историю своей малой родины, хранить память о промыслах и передавать ее потомкам. |
Цель проекта | Сохранение и трансляция знаний о народных промыслах. |
Задачи проекта |
|
Формы и методы работы | Изучение литературы и Интернет – ресурсов, сбор информации, анализ, обработка полученных данных, проектирование |
Результаты проекта | Лэтбук, панно «Березы» |
План
необходимые для выполнения проекта……………….......9
изделия……………………………………………………....10
Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У русского народа чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. Исстари люди считали, что именно береза обладает особенной силой роста, которую необходимо использовать.
В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать берестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской жизни такая преемственность прервалась.
На уроках технологии мы работали с разными материалами, выполняли различные изделия. Я выполнила много работ и с удовольствием подарила их своим близким и друзьям. Но прежние мои работы были простые и незамысловатые, и я решила не останавливаться на достигнутом.
Я выбрала данный проект, потому что давно хотела научиться делать изделия из бересты, узнать какие виды изделий бывают из бересты, и какие существуют техники работы с ней.
Актуальность моего проекта состоит в том, что каждый человек должен знать историю своей малой родины, хранить память о промыслах и передавать ее потомкам.
Целью моей работы является сохранение и трансляция знаний о народных промыслах.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер одухотворил это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.
Что мы знаем о бересте?
Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза.
Слово «береза» уходит корнями в глубокую древность. Доподлинно известно, что в индоевропейских языках существовало слово «бер» и слово «береза», которые означали «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Родовое название березы — Betula — переводится с латыни как «осчастливленный», «блаженный». Возможно, это связано с чувствами человека, испившего весеннего березового сока, удивительного по вкусу и неоценимого по своей пользе.
В восточнославянской мифологии береза считалась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздника Селлика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтийской и центрально азиатской культуре.
Славяне использовали березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, преданиях она символизирует весну, родину, девичью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.
Березу широко использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, a древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна.
Древесина этого дерева очень плотная, с красивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальностью и долговечностью изделий. Однако всемирную известность березе принесла отнюдь не ее древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, — береста.
Её использовали в строительстве, для изготовления различных хозяйственно-бытовых предметов, охотничьих принадлежностей и многого другого, причем не только в России.
Из истории берестяного промысла России.
В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России березы растут практически повсеместно, что также явилось немаловажным фактором в разбитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.
На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты — скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один, два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нем тепло.
В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулоны бересту. На месте привала из нее сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового трудового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.
Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений, рыбаки мастерили из бересты лодки.
Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли - горлатки, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.
Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса — для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.
Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоев бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное бремя не нагревается.
Благодаря герметичности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке.
Муку крестьяне размещали в берестяных емкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой таре.
Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки - шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки — мячики, лодочки и другие — он даже мог сделать сам. Повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мерз и спал крепким сном.
Бересту использовали для изготовления конской упряжи, веревок и музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек
Этот материал столь легок, что даже крупные изделия из него практически невесомы. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком для правки косы. Ноги были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете — она долго носилась и не промокала.
Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным жителями города. Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента — стиля (по-древнерусски — писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага. Недаром бересту прозвали русским папирусом.
Крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине.
Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголяли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тисненой и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соленья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.
Сапожник, тачая новые сапоги, выкраивал специальные стельки из бересты и вшивал их между слоями кожи в подметку. От этого сапоги становились теплее, меньше пропускали влагу, а самое главное — при ходьбе издавали тот самый щегольской скрип, который был чрезвычайно моден в те времена. Вот откуда пошло выражение «ботиночки со скрипом».
Бересте свойственна эластичность и прочность, красота и доступность.
Эластичность. Береста достаточно устойчива к изменениям формы. Эффект эластичности наиболее заметен у обработанной и качественной бересты, настриженной узкими полосками. Даже плетеные изделия из бересты, несмотря на геометрически безупречные квадратные ячейки, получают в итоге довольно плавные очертания. Особенно это заметно при косом плетении. Невероятная эластичность достигается за счет слоев берёсты.
Прочность. Слои бересте позволяют противостоять износу, растяжению и разрушению, однако здесь важно учитывать направление волокон. Чечевички-форточки подскажут направление волокон для эффективного и правильного использования. Прочность бересты позволяет изготавливать большие бытовые предметы, устойчивые к деформации и износу.
Если оплести стеклянный предмет берестой, в нем можно будет брать с собой жидкости, не боясь, что стекло треснет при малейшем ударе о твердую поверхность.
Красота. Каждый слой бересты слегка отличается по оттенку от других и тем самым дает широкие возможности в декорировании изделий.
(Приложение 1)
Самым ценным является внутренний слой, его же еще называют лицевым. Он сильно отличается по цвету от остальных слоев. Обладает желтой, красноватой, желто-зеленой или оранжевой окраской, привлекая внимание теплыми цветами и бархатной поверхностью. Контрастные сочетания лицевого и остальных слоев открывают мастеру яркую палитру цветовых решений при создании художественных изделий.
2.3 Лечебные свойства бересты
Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается.
На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.
Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни.
Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились. Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи. Целебный экстракт из бересты, который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений – бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др. Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта. Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара. Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.
После ряда исследований оказалось, что бетулин обладает очень мощным противовоспалительным, антигрибковым, противовирусным и антибактериальным свойством и благотворно влияет на здоровье человека. Бетулин равномерно испаряется из стелек и оказывает лечебное действие:
- во–первых, уменьшает потение ног, устраняет грибки и бактерии, ношении стельки обеспечивает исчезновение запаха ног.
- во–вторых, бетулин, проникая через кожу в кровь, исцеляет боли в суставах, снимает усталость с ног, повышает сопротивляемость организма к болезням и развитию онкологии.
Существуют исследования, которые свидетельствуют, что бетулин улучшает работу печени. Эти вещества поступают в наш организм из бересты через биологические точки и стимулируют работу внутренних органов. Научно протестировано, что полезные вещества бересты оказывают покровительство зрению, легким, сердцу, печени, почкам, желудку, селезенке, кишечнику, мочевому пузырю, седалищному нерву. Сегодня бетулин находится под пристальным изучением иммунологов и онкологов! Врачи возлагают большие надежды на то, что бетулин поможет справится с низкой иммунной защитой организма и с развитием онкологических заболеваний.
Для производства берестяных изделий не нужно дорогостоящее оборудование. Рабочее место должно быть хорошо освещенным. Стол должен иметь высоту 70-80 сантиметров, это обеспечит удобную посадку, что важно, поскольку работа кропотливая и требует комфортных условий. Берестяной мастер использует следующие инструменты: набор для резьбы по дереву, нож, ножницы, линейки, циркули, пробойники, лезвия, шило, пинцеты, проволоку, клей, зажимы, скобы, шаблоны, клише, стамеску, киянку
Виды художественной обработки бересты: (Приложение 2)
1.Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см.
Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)
2. Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов. Краски, используемые для росписи, в основном были неяркими, природными. Главным мотивом, который использовали в украшении туесов, были цветы, чаще всего рисовали «розаны» и «купавки» (Приложение 3)
3. Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.
4.Тиснение - это выдавливание изображений, узоров. Тиснение на бересте, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. В прошлом широко использовали эту технику. Тот или иной орнаментальный мотив вырезался на костном или деревянном штампе, а затем выбивался на плоскости верхнего слоя бересты.
5. Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен.
3.1 Описание внешнего вида изделия
Мое панно представляет собой пейзаж. На переднем плане наши березы. Это весенняя пора, и на деревьях только проклюнулись молодые листочки. Снег тает, и робкие травинки пытаются выглядывать на яркое солнышко.
3.2 Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для выполнения проекта
Для техники аппликации по бересты предполагаются следующие требования:
Всем этим требованиям соответствует береста спиленных деревьях.
Для техники аппликация по бересте нам необходимы следующие инструменты:
3.3 Техника безопасной работы
При выполнении ручных работ нам необходимо знать и соблюдать определённые правили техники безопасности:
1. Общие требования безопасности.
1.1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
1.2. Соблюдать требования пожарной безопасности, помещение должно быть оборудовано средствами тушения.
1.3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехленном виде.
1.4. Применять инструмент только по назначению.
1.5. Вынос инструмента из кабинета запрещен.
1.6. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.2. Проверить исправность режущих инструментов и выжигателя.
3. Требования безопасности по окончании работы
3.1. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3.2. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
4. Использование компьютера при выполнении проекта
4.1. Не трогать разъёмы соединительных кабелей, т.к. они находятся под высоким напряжением.
4.2. Не прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления.
4.3. Не прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры.
4.4. Не класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор.
4.5. Нельзя работать во влажной среде и с влажными руками.
4.6. Нельзя протирать компьютер влажной тряпкой.
5. Перед началом работы необходимо:
5.1. Убедиться в отсутствии видимых повреждений.
5.2.Сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экране монитора информацию. Во время работы лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому следует работать на расстоянии, равном 60-70 см, либо допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.
3.4 Описание последовательности выполнения изделия
Береста не сразу раскрывает свои секреты, и первое время будет непослушна рукам. Не отчаивайтесь! Береста покоряется увлечённым и упорным. Руки - ваш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее, помнить все необходимые операции. Такая сноровка вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы.
Технология изготовления изделия
Контроль качества
Ещё в самом начале, когда поставила перед собой задачу выполнить проект, я решила сделать работу очень аккуратно и быстро. Материал не должен иметь дефектов. Не должно быть подтеков клея, береста не должна топорщиться. Необходимо следить, чтобы направление черточек соответствовало направлению рисунка.
Прежде, чем приступить к выполнению проекта, я рассчитала себестоимость своей работы, и затраты на нее.
№п\п | Название материала | Цена | Количество | Сумма |
Береста | 0 | 1 м | 0 | |
Клей | 56 | 1 | 56 | |
Выжигатель | 1000 | 1 | 0 (Одолжила у друга) | |
Ножницы | 90 | 1 | 0 (были в наличии) | |
Рамка | 190 | 1 | 190 | |
ИТОГО | 246 |
Проект я выполняла в светлое время суток, поэтому затраты на электричество только на выжигание элементов 12 рублей.
Свою работу я оценила в 30 рублей за час. Так как я выполняла проект несколько дней в свободное от уроков время, всего получилось 5 часов.
СЕБЕСТОИМОСТЬ изделия – 408 рублей.
Аппликации из бересты, как другие виды работ из бересты - это экологически чистое производство, так как оно не выделяет вредные вещества, нет опасности для здоровья человека, оно не загрязняет атмосферу, а самое главное практически безотходное производство.
Я считаю, что работа, выполненная своими руками более важна для человека. К тому же, она намного дешевле и экономически выгодна. А еще работа выполненная своими руками несет тепло и положительную энергетику для других людей.
Изготовленное мною панно из бересты производит положительный эмоциональный эффект. Проектная работа выполнена удачно с соблюдением всех требований: изделие выполнено качественно и аккуратно.
При выполнении работы я столкнулась с такими проблемами как соблюдение технологии изготовления изделий, правильным соблюдением пропорций в соответствии с заданной схемой.
И нет прекраснее и тоньше,
Чем тот березовый простор,
Где пахнет хлебом, пахнет рощей
Наш дом на берегу озер.
А береста, белая всюду,
Пейзаж российский бережет,
Напоминая про былое,
Где у истоков счастье ждет.
Она нас лечит и врачует,
Спасая душу от невзгод,
И красоту свою дарует,
И чистоту свою блюдет.
САЛОН «БЕРЁСТОЧКА»
Подарите себе и своим близким Радость!
Дайте волю фантазии!
Окунитесь в мир тепла и света!
Заходите к нам!
Вас приятно удивят цены!
САЛОН «БЕРЁСТОЧКА»
Т: 8 920 123 45 67
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — Т. 2: И — О. — М., 1994.
2. Дмитриева Л.С., Моролёв М.Н. Десять уроков от «Берестеня». — Иркутск, 2002.
3. Изготовление уральского берестяного туеса: Методическое пособие. Екатеринбург, 2013.- 28с.
4. Караманский С.А. Плетенные изделия. М., «Экология», 1992 г.
5. Никулин Ф.М. и др. Плетеные изделия. М., «Лесная промышленность», 6.Федотов Г.Я. Забытые ремесла. — М., 1992.
1982 г.
7. Internet - ресурсы http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/bereza.html Энциклопедия русской березы.
Простые новогодние шары из бумаги
Два морехода
Волшебная фортепианная музыка
Прекрасная арфа
Усатый нянь