Исследовательская работа « Женский национальный карачаевский костюм»
Чомаевой Эльзы Шамилевны
МКОУ «СШ №1 г. Теберды им. И.П.Крымшамхалова» 7 А класс
Научный руководитель: Головешко Ирина Николаевна, учитель технологии.
Приобщение к национальной культуре и воспитание подрастающего поколения на основе национальных культурных традиций одно из основных направлений в нашей школе. Здесь нас учат карачаевскому языку, танцам, национальным традициям и праздникам карачаевского народа. В нашей школе есть танцевальное объединение «Тебердинка». В некоторых номерах девушки выступают в красивых национальных костюмах. Эту тему я выбрала потому, что заинтересовалась и решила подробнее узнать об истории происхождения женского национального костюма, какие элементы туда входят.
Карачаево- Черкесская республика является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский район. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе я описываю особенности национального костюма, восстановила некоторые элементы одежды (в миниатюре на кукле) , чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков.
Для изучения этой темы я использовала различные источники информации. Посещала Тебердинскую библиотеку, беседовала со старейшими жительницами нашего города, использовала ресурсы интернета.
При проведении исследования были изучены труды историков и археологов. Результаты археологических раскопок изложены И.М. Мизиевым в монографии «Очерки истории и культуры Ьалкарии и Карачая в XIII-XVIII в.в.». Е.Н.Студенецская в работе «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX в.в.» так же уделила большое внимание одежде карачаевок и балкарок. Материальная культура карачаевцев и балкарцев , в том числе и одежда. Были изучены К.М.Текеевым в работе « Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения».
Девушки Карачая, как и любые другие, очень любили наряжаться. Глава семейства считал своим долгом обеспечить своей жене и дочерям лучшие наряды.
Самой распространённой составляющей наряда был каптал. Это верхняя распашная, широкая одежда. Шили каптал из атласа, шёлка, бархата. Ткани для каптала выбирали обычно тёмного цвета.
Под капталом находилось платье - чепкен. В холодное время года носили тёплый шерстяной чепкен. Следовательно, каптал был универсальной одеждой, как праздничной, так и повседневной, и в соответствии с этим различался как покроем, так и использованной тканью. Капталы в основном носили женщины.
Обязательной частью женского костюма был головной убор. Незамужние женщины носили круглые войлочные или цилиндрические с плоским верхом шапочки. После замужества и рождения ребёнка женщина закрывала волосы платком.
Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору.
Пояс входил в состав женской одежды , но, видимо, не являлся обязательной её частью.
Обувь, сделанная из сафьяна, вышивалась серебром. У девушек из богатых семей в обиходе имелись «ходули» - агач-аяк (от агач - дерево), бархатная обувь на деревянной подошве из двух поперечных подставок.
Вывод: проведя исследование национального женского костюма карачаевцев и балкарцев, я хочу сказать, что его колорит и женственность и сейчас заставляют нас восхищаться. Многое приходит и уходит, но элементы национального костюма и сегодня актуальны при создании современных нарядов.
Исследовав и изучив особенности национального женского костюма я сшила в миниатюре (на куклу) красивый наряд.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_kostyum.docx | 1.65 МБ |
Сочини стихи, Машина
Швейня
Простые новогодние шары из бумаги
Философские стихи Кристины Россетти
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного