У каждого человека есть свои увлечения. Я рисую. Чтобы лучше узнать все техники и приёмы рисования я посещаю кружок рисования в «Доме детского творчества». Я люблю рисовать акварелью, гуашью и другими материалами.) Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Я задумалась можно ли изготовить краски самим? Чисто экологические краски? Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому из природных материалов.
Гипотеза: предположим, что краски можно получить самостоятельно из растительных продуктов, но они будут отличаться от магазинных.
Я определила цель работы: узнать, из чего в древности делали краски и можно ли использовать естественные красители дома.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Изготовление красок в домашний условиях»
Выполнила: Агулина Кристина,
ученица 2 класса А
МБОУ «Усть – Абаканская СОШ»
Руководитель: Почекуева Галина Матвеевна,
учитель начальных классов
р.п. Усть-Абакан
2022 год.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. с. 3
Список используемой литературы……………………………………….с.8
Приложения…………………………………… ………………………….с. 9-16
Введение.
У каждого человека есть свои увлечения. Я рисую. Чтобы лучше узнать все техники и приёмы рисования я посещаю кружок рисования в «Доме детского творчества». Я люблю рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. (Приложение 1) Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Я задумалась можно ли изготовить краски самим? Чисто экологические краски? Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому из природных материалов.
Гипотеза: предположим, что краски можно получить самостоятельно из растительных продуктов, но они будут отличаться от магазинных.
Я определила цель работы: узнать, из чего в древности делали краски и можно ли использовать естественные красители дома.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
5. Нарисовать рисунки из полученных красок.
При выполнении работы я использовала следующие методы исследования:
- метод эксперимента;
- метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности
Предмет исследования: краски.
Объект моего исследования: способы получения красок.
Основная часть
Засевали семь сестер поля белого простор
Чудесами, словно в сказке. А зовут волшебниц… ( Краски)
Краски – это цветные красящие вещества, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере быта.
Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром. (Приложение 2)
Правда, назвать то, что использовалось для рисования тогда красками довольно сложно. Но где же они их взяли? Для их изготовления применялись подручные природные материалы — древесина, различные растения. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины, тонко ее растерев, можно получить красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент дает уголь, белый – мел, лазорево-голубой или зеленый дает малахит и лазурит. Зеленый пигмент дают и окиси металлов.
Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Происхождение красок
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. 5 Краски растительного происхождения Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы. Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Краски животного происхождения Оказывается, краски животного происхождения издавна употреблялись в красильной практике содержащееся в улитке Capillus brandaris и служившее для окрашивания в пурпуровый цвет. Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки). Каракатицы - Секрет чернильного мешка. После высушивания и обработки едким калием представляет собой чернильную краску сепию. Кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль». (Приложение 3)
Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином. Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, лазурит, аурипигмент.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. (Приложение 2)
Вывод у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Состав красок.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. В итоге, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность. Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. (Приложение 4)
Название красок | Масло | Яйцо | Вода | Клей |
Акварель | + | + | ||
Гуашь | + | + | ||
Масляная | + | + | ||
Темпера | + |
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.
(Экспериментальная часть)
Процесс приготовления красок. Сначала я решила создать акварельные краски. Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев. (Приложение 5)
Эксперимент 1.
Мне понадобилось: - уголь - клей ПВА – мёд. Вначале я измельчила уголь, затем его просеяла. Смешала уголь с клеем ПВА. Получился красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели (Приложение 6).
Также попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.
Эксперимент 2.
Мне понадобилось: - свежая вишня – мёд. Я попробовала создать акварельные краски других цветов. Взяла вишню. Выдавила сок и смешала с мёдом. Нарисовала красивые и нежные цветы. Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели ( Приложение 7).
Эксперимент 3.
Создание масленых красок. Мне понадобилось: - глина зелёного и голубого цвета - подсолнечное масло Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Я взяла пакетик голубой и зеленой глины. Смешала глину с подсолнечным маслом. Глина с маслом смешалась однородно, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Создать масленую краску ближе к натуральному мне не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления. ( Приложение 8)
Эксперимент 4
Создание темперных красок. Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. Я решила приготовить краски трёх цветов. Для этого я взяла древесный уголь, яичный желток, кофе, порошок куркумы. Древесный уголь измельчила, просеяла, смешала с желтком. Кофе и порошок куркумы смешала также с желтком до однородной массы. У меня получились три краски - желтая, коричневая и черная. Я нарисовала рисунки темперными и акварельными красками. Рисунок, нарисованный темперными красками, оказался ярче, чем нарисованный акварельными красками, но он немного свернулся. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. ( Приложение 9 ).
Вывод моих экспериментов Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить. (Приложение 10)
Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также: теперь я знаю, из чего состоят краски и как их изготовить. Моя гипотеза подтвердилась: приготовить некоторые краски можно в домашних условиях и они отличаются от магазинных. Современными красками рисовать легче, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков. Надеюсь, моя работа натолкнула вас на мысль, что мир прекрасен, что, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать! В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений). Эти краски несут человеку ЗДОРОВЬЕ.
Если очень хочется рисовать, а под рукой нет красок, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки – в черный карандаш.
Я нарисую красками судьбу:
Зелёной сочной — жизнь, ведь в ней всё расцветает…
Надежду — светло — голубой,
Она, как льдинка, на ладошке тает…
Удачу — жёлтой, словно солнца свет…
Появится она и пропадёт куда — то…
Любовь?.. Возьму для чувств я красный цвет —
Цвет страсти, цвет рассвета и заката…
Обиды нарисую чёрной краской я.
Они как сажа… и стереть, возможно…
Доверие… Какую же мне взять?
Наверно, белой проведу я осторожно…
Я нарисую серым цветом грусть,
Что с хмурой осенью в окно стучится…
Наверно, пёстро вышло? Ну и пусть!
Художником не стать. Но можно поучиться
Список литературы:
1. Алексеева В.В., Что такое искусство?. – М.: Советский художник, 1973.
2. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.
3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.: Дрофа, 2003.
4. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.
5. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005 Интернет – ресурсы: 1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru 2. www.paintingart.ru
Любили тебя без особых причин...
Лягушка-путешественница
Неньютоновская жидкость
Знакомые следы
На берегу Байкала