В данной работе автор анализирует изменение и становление живописного стиля известного голландского живописца (Висента Ван Гога) через натюрморты.
Вложение | Размер |
---|---|
Становление Ван Гога в натюрмортах | 42.21 КБ |
Становление Ван Гога в натюрмортах | 2.69 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Открытие юных»
Искусство,
СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА В НАТЮРМОРТАХ
Автор: Литовка Алина Алексеевна Класс: 9 ОУ: МБОУ «Лицей № 20» Руководители: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки, Пучихина Альфия Харисовна, учитель ИЗО |
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2022 г.
Оглавление
Глава 1. История натюрморта…………………...………………………….4
Глава 2. Натюрморты Ван Гога в разные периоды его жизни…….………5
2.1. Голландский период………………………………..…………….5
2.2. Парижский период…………………………….…………….........6
2.3. Арльский период………………………………………………….7
2.4. Период Сен-реми…………………………………………………..7
2.5 Арльский период…………………………………………………...8
Глава 3. Анкетирование…………………….………………...........................9
III. Заключение ………………………………………………………..…..........11
Тема моей исследовательской работы: «Становление художника в натюрмортах».
Мне эта тема интересна тем, что знакомясь с натюрмортами, мы всегда представляли фрукты, вазы, цветы (мертвую природу). А в работах Висента Ван Гога я увидела в натюрмортах стулья, ботинки, атрибуты крестьянского быта. Почему он писал такие необычные натюрморты?
Рассматривая работы известного художника, я пришла к выводу, что натюрморты у Ван Гога очень разнообразные и несут разные смысловые значения.
Актуальность: понимание, прочтение натюрмортов
Проблема: Недопонимание значениянатюрмортов
Гипотеза: возможно натюрморт - это отражение художником своего мироощущения и того что происходило в его жизни.
Цель: Выявление значения натюрмортов Винсента Ван Гога в разные периоды жизни.
Задачи:
Объект: натюрморт
Предмет: натюрморты Ван Гога
Методы: сравнение, сопоставление, анкетирование, анализ.
Практическое применение: уроки искусства, истории, МХК.
Глава 1. История натюрморта
Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от французского naturemorte либо итальянского naturamorta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса.Египтян не интересовала точность передачи перспективы, светотеневые переходы. Они не стремились, чтобы вещи выглядели реалистично, их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, и обозначить, что каждый из этих предметов был.
Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично, чем египтяне. В музеях и архитектурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись, на которых художники стараются передать светотеневой рисунок и оттенки объектов. Такие сюжеты имели исключительно декоративное значение – ими оформляли ниши в домах, цветочными гирляндами обрамляли живописные полотна.
Становление натюрморта, как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе. В средние 16 века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии. Художники в 1500-х и 1600-х годах, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, включали композиции предметов как часть христианских сцен.
До XVI—XVII века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками.
Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. В это время популярными стали картины «Vanitas». Название относится к словам из Библии, где говорится: «vanityofvanities - allisvanity» («Суета сует – все суета»). Идея заключалась в том, что люди любят мирские удовольствия, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми, и все же это ничего не значит, потому что время скоротечно, и человек уйдет из этого мира как и пришел – ни с чем.
Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы, напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы, или о смерти, обычно черепа. Художники продолжали писать натюрморты, но считались менее важными, чем сцены из Библии. Предметная живопись служила для тренировки технических навыков художника.
Это изменилось в XIX веке с появлением импрессионистов. Теперь художники не были заинтересованы в создании фотореалистичной живописи – после изобретения фотографии в этом не было никакого смысла. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе, в визуальной эстетике – не из-за символизма или сюжета. Величайшим из этих художников был Поль Сезанн. Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме.
Жанр натюрморта быстро развивался, сопровождая научные достижения и географические открытия. На картинах изображали различные редкости — предметы быта и растения, посуду и фрукты, технологию изготовления различных предметов.
Первый тип натюрморта изображает вещи, принадлежащие некоему владельцу, и характеризуется достаточно свободной, естественной композицией. При этом предметы, изображенные на картине, являются косвенной характеристикой их хозяина.
Второй тип натюрморта изображает предметы как самоценные вещи. Нарочитая, выставочная композиция призвана подчеркнуть декоративность изображения.
Глава 2. Натюрморты Ван Гога в разные периоды его жизни
Для легкости восприятия, мы разделим творческий путь Ван Гога на 5 периодов.
2.1. Голландский период (до1886г.)
Обучаясь у ведущего художника гаагской школы Антона Мауве, в 1881 году, Ван Гог был под сильным впечатлением, так как ранее он создавал одни рисунки, и, наконец, ему было позволено писать краской. Ему сразу же дали возможность писать натюрмортымаслом. Для того времени это было совсем необычно: в начале карьеры ученик мастера начинал с копирования работ великих мастеров.
Подражая голландским художникам, Ван Гог создает натюрморт «Цветы из Нормандии». Художник в это время вынужден был жить в простых условиях, вел нищенское существование - писал, в основном простых работников, поэтому его произведения плохо продавались.
В данный период он учится и оттачивает свой живописный стиль - тренируя руку, в натюрмортах он пишет простые предметы крестьянского быта. («Прялка», «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками»).
Вывод: Это период становления его как художника, поиск своих сюжетов, техники. Ван Гог отражал в натюрмортах этого периода жизнь, так как он ее видел и понимал, отображая близкие ему социальные круги.
Этот период считается самым плодотворным в биографии художника, потому что в этот период он написал 230 полотен. Ван Гог прибывает в Париж, где знакомится с работами известных импрессионистов. Он учится, изучает все новшества и тенденции современного написания картин, ищет свою технику. В эти годы художник по-новому взглянул на живопись, он нашел свою манеру, в которой в большей степени присутствовал импрессионизм и постимпрессионизм, отойдя от реалистического восприятия мира.В этот период он резко меняет манеру письма своих работ. Интерес к проблемам колорита, выразительной экспрессии мазка усиливается. В этот период работы яркие, колоритные. Как проявление нового стиля, созвучного с импрессионизмом, он пишет натюрморт «Картофель в желтой тарелке», «Натюрморт с графином и лимонами на тарелке». Техника совершенствуется, и предметы крестьянского быта он пишет с необыкновенной уверенностью и точностью (натюрморт «Башмаки»).
Из всех красок в палитре его больше всего привлекали две: желтая и синяя. Желтая мажорная гамма, от нежно-лимонной и до, звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, благовестом христианской любви. Он любил ее. Ярко желтые лимоны, как символ солнца в его работе «Натюрморт с графином и лимонами на тарелке» и даже «Картофель на желтом блюде» смотрится не так угрюмо и сумрачно, как в раннем периоде его творчества.
Необыкновенно вдохновлено и проникновенно написан Ван Гогом «Пара башмаков» - этот натюрморт как рассказ работника.
Вывод: Этот период как всплеск, как озарение художника – он начал удивлять яркостью, техникой, оставаясь, тем не менее, верным в изображении обычных людей и предметов их быта.
После Парижа, в начале 1888 года Винсент Ван Гог отправился на юг Франции в Арль. Так начался арльский период, который продлился чуть больше года — самый плодотворный в творчестве Ван Гога.
Изменил технику работы с красками. Перестал делать предварительный рисунок углем и начал накладывать краску прямо на холст, жирно и пастозно. Рельефные штрихи ложатся в разных направлениях, но никогда не случайно, всегда точно на своем месте в соответствии с ритмом картины и направлением движения или формой предмета. Появляются фирменные:синий и желтый цвета. («Подсолнухи», «Стул Винсента»).
А натюрморт «Подсолнухи», который он переписывал много раз, у него как воплощение солнца, счастья, солнечного дня.
В этот период идет философское осмысление Винсентом своих работ. «Кресло Гогена» и «Стул Винсента» - как бы диалог между двумя художниками, которые не нашли взаимопонимание. Произошла большая внутренняя трагедия в жизни Ван Гога, которая привела его к душевному разладу.
Вывод: Ван Гог вернулся в свою стихию, на пленер. Работы стали сложнее, осмысленнее, в поисках отображение счастья.
В этот период Винсент Ван Гог добровольно переезжает в лечебницу для душевнобольных.
Несмотря на повторяющиеся время от времени припадки, Винсент продолжает напряженно работать, видя в этом единственное средство спасения от своей болезни. За год нахождения в клинике Ван Гог содал около 150 работ.
Из письма Винсента Ван Гога брату Тео: «Помещение, где мы проводим дождливые дни, напоминает зал для пассажиров третьего класса на какой-нибудь захолустной станции, тем более что здесь есть и почтенные сумасшедшие, которые постоянно носят шляпу, очки, трость и дорожный плащ, вроде как на морском курорте. Вот они-то и изображают пассажиров. Вынужден просить тебя прислать мне еще немного красок и, главное, холст. Когда я отошлю тебе четыре изображающих сад полотна, над которыми сейчас работаю, ты убедишься, что здесь не так уж тоскливо — ведь наша жизнь проходит, в основном, в саду. Вчера нарисовал довольно редкую и очень большую ночную бабочку. Ее называют «мертвая голова», и отличается она удивительно изысканной окраской: цвет у нее черный, серый, переливающийся белый с карминными рефлексами, кое-где переходящими в оливково-зеленые... Ее пришлось умертвить, чтобы написать, а это очень обидно: насекомое было так красиво! Я пришлю тебе этот рисунок, а заодно и несколько других, изображающих различные растения...
Вывод:
Работы стали мрачными, так как окружающая обстановка неблагоприятно воздействовала на его внутреннее состояние. В это время он пишет натюрморты: «Бражник мертвая голова». В этот период он создает самый известный сегодня пейзаж «Звездная ночь».
Оверский (май-июль 1890).
Ван Гог лечится у доктора Гаше. Подружившись с доктором, он влюбляется в его дочь, получает отказ и испытывает очередное душевное потрясение. Работы, написанные после переезда Ван Гога в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, свидетельствуют о том, сколь эмоционально глубоко передавал Ван Гог состояния природы через свои внутренние переживания.
Мазки становятся рваными, сочетания цветов — тревожными: много землистого оттенка в синем и зеленом — а солнечного и ярко-желтого, наоборот, меньше.
В этот период создаются «Портрет доктора Гаше», «Пейзаж в Овере после дождя», «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами», натюрморт «Ваза с полевыми цветами».
Вывод:
Отчаяние и глубокая депрессия отражаются в картинах, яркого цвета становится меньше, а синий и зеленый приглушаются серым тоном.
Глава 3. Анкетирование
Для анкетирования девятиклассников (83 человека) были предложены вопросы:
Анкетирование показало, что работы Винсента Ван Гога знают 80% опрошенных, 94% старшеклассников они нравятся
Знают имя художника 56 %
37 % старшеклассников понимают, что через эти натюрморты изображено внутреннее мироощущение.
В своей работе, я анализирую натюрморты в разные периоды жизни художника и пришла к выводу, что для наибольшей убедительности, нужно создать таблицу, в которой по периодам будут представлены еще пейзажи и портреты
Периоды | Пейзажи | Портреты | Натюрморты |
Голландский | «Хижины», «Тополиная аллея осенью»,«Дом». | «Голова женщины», «Сидящая крестьянка в белом чепце». | «Цветы из Нормандии» «Прялка» «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками». |
Парижский | «Мулен де лаГалетт. Мельницы Монмартра», «Окрестности Парижа». | «Автопортрет», «Портрет мужчины с усами». | «Натюрморт с графином и лимонами на тарелке» «Пара башмаков» «Картофель на желтом блюде», «Натюрморт с копченой селедкой». |
Арльский | «Виноградники в арле»,«Ночная терраса кафе»,«Стога сена в Провансе». | «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». | «Подсолнухи» «Стул Винсента» «Кресло Гогена». |
Сен-Реми | «Звездная ночь», «Сад больницы Сен-Поль», «Горный пейзаж за больницей Сен-Поль». | «Портрет пациента больницы Сен-Поль», «Портрет Трабука, интенданта в больнице Сен-Поль». | «Бражник мёртвая голова», «Ирисы» «Маки и бабочки». |
Оверский | «Пейзаж в Овере после дождя», «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». | «Портрет доктора Гаше». | «Красные маки и маргаритки», «Ваза с полевыми цветами», «Ваза с цветами и чертополохом». |
Слайд 1
СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА В НАТЮРМОРТАХ МБОУ Лицей № 20 Литовка Алина Алексеевна Класс: 9 Автопортрет Винсент Ван ГогСлайд 2
Актуальность : понимание, прочтение натюрмортов Проблема : Недопонимание значения натюрмортов Гипотеза: возможно натюрморт - это отражение художником своего мироощущения и того что происходило в его жизни. Цель : Выявление значения натюрмортов Винсента Ван Гога в разные периоды жизни. Задачи : Изучить историю натюрморта Познакомиться с натюрмортами Ван Гога в разные периоды его жизни Проанализировать некоторые натюрморты Ван Гога Провести анкетирования среди 9 классов на тему «Знание натюрмортов Винсента Ван Гога »
Слайд 3
Голландский период (до1886г.) «Цветы из Нормандии» «Прялка» «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками»
Слайд 4
Парижский период (март 1886-февраль 1888) «Натюрморт с графином и лимонами на тарелке» «Пара башмаков» «Картофель на желтом блюде»
Слайд 5
Арльский период (февраль 1888-май 1889) «Подсолнухи» «Стул Винсента»
Слайд 6
Период Сен-реми (май 1889-май 1890) «Ирисы» «Бражник мёртвая голова»
Слайд 7
Оверский период (май-июль 1890) «Ваза с цветами и чертополохом» «Ваза с полевыми цветами»
Слайд 8
Анкетирование 90%
Слайд 9
Периоды Пейзажи Портреты Натюрморты Голландский «Хижины», «Тополиная аллея осенью», «Дом». «Голова женщины», « Сидящая крестьянка в белом чепце ». «Цветы из Нормандии», «Прялка», «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» Парижский « Мулен де ла Галетт . Мельницы Монмартра», «Окрестности Парижа». «Автопортрет», «Портрет мужчины с усами». «Натюрморт с графином и лимонами на тарелке», «Пара башмаков», «Картофель на желтом блюде» , «Натюрморт с копченой селедкой». Арльский «Виноградники в арле », «Ночная терраса кафе», «Стога сена в Провансе». «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». «Подсолнухи» «Стул Винсента», «Кресло Гогена». Сен-Реми «Звездная ночь», «Сад больницы Сен-Поль », «Горный пейзаж за больницей Сен-Поль ». «Портрет пациента больницы Сен-Поль », «Портрет Трабука , интенданта в больнице Сен-Поль ». «Бражник мёртвая голова», «Ирисы», «Маки и бабочки». Оверский «Пейзаж в Овере после дождя», «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». «Портрет доктора Гаше ». «Красные маки и маргаритки», «Ваза с полевыми цветами», «Ваза с цветами и чертополохом».
Слайд 10
Гипотеза подтвердилась. Натюрморты Ван Гога в разные периоды, отражают его внутреннее состояние. Натюрморты различны, неожиданны. Чт o бы он не изображал - цветы или ботинки, картошку или стул, он пытается рассказать о своих внутренних переживаниях. В каких бы жанрах не писал художник, он пишет о себе. Таблица, в которой отображены не только натюрморты, но и пейзажи и портреты является подтверждением того, как происходило становление Винсента Ван Гога , как художника, что его работы в разных периодах имели разное настроение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Петушок из русских сказок
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Астрономический календарь. Май, 2019
Спасибо тебе, дедушка!
Пчёлки на разведках