Исследовательская работа по изучению технологии плетения из бумажных трубочек. На основе полученных знаний и навыков создание декоративно-творческой работы.
Вложение | Размер |
---|---|
описание исследования | 123 КБ |
приложение к исследовательской работе | 1.01 МБ |
Презентация к исследовательской работе | 2.88 МБ |
Бумажная лоза – новый виток народного творчества
Исследовательский проект
Автор | Р. Альфия, ученица 5 «в» класса. "МБОУ "СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля". |
Руководитель | Краковская Валентина Ивановна, учитель изобразительного искусства "МБОУ "СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля". |
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью бумажных трубочек освоить некоторые приемы плетения, используемые в народных промыслах (лозоплетение, плетение из соломки) для изготовления декоративных изделий?
Объект исследования: технологии плетения из бумажных трубочек.
Предмет исследования: процесс создания декоративно-творческой работы из бумажных трубочек с использованием технологий плетения.
Цель: освоить новый (для меня) вид рукоделия в технике плетения из бумажных трубочек и изготовить декоративное изделие.
Гипотеза. Если действия, происходящие в былинах, найдут подтверждение в истории, значит художественный мир былин реалистичный.
Задачи: - найти и изучить информацию по данной теме;
- познакомиться с историей плетения;
- ознакомиться с материалами необходимыми для работы;
- освоить простейшие приемы плетения из бумажных трубочек;
- научиться делать поделки из бумажных трубочек;
- оформить результаты работы.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы и материалов сети Internet.
- Наблюдение, сравнение, опрос, фотографирование.
- Анализ полученных данных.
Оглавление.
... творчество дарит счастье и самим творцам,
и тем, кто тому творчеству внимает.
Д.С.Лихачёв.
1. Введение.
Я люблю делать разные поделки своими руками. Мне в радость украшать наш дом этими предметами, дарить подарки, изготовлять игрушки. Не смотря на изобилие разнообразных интерьерных штучек в магазинах, не теряет актуальности и рукоделие. Одним из его направлений являются народные художественные промыслы, где вещи, сделанные руками мастеров, имеют не столько практическую, сколько эстетическую ценность. От народного прикладного творчества берёт начало деятельность, именуемая сейчас модным словом «хенд-мейд». Англицизм «хенд-мейд» (hand made) переводится как «сделано вручную». То есть это вещи ручной работы, а также процесс по их созданию.
Расцвет промышленного производства временно притупил стремление людей создавать вещи самостоятельно. В обществе ручной работе было отведено довольно неприглядное место милого хобби, несерьёзной попытки домохозяек реализовать своё творческое начало. Изделия серийного производства казались более привлекательными, однако однообразие быстро надоедает. Мастера, обладавшие художественным вкусом стали составлять конкуренцию заводской штамповке. А процесс по созданию оригинальных вещей собственными руками вырос до обширного творческого направления.
Однажды на уроке технологии учитель нам показала маленькую красивую плетеную корзинку. Оказывается, изготовлена она из газетных трубочек. Я заинтересовалась этим видом искусства. Мне также захотелось сделать плетеную поделку, попробовать и узнать смогу ли я освоить такую сложную технологию? И мы приступили к поиску информации, к исследованию.
Актуальность данной темы в том, что человек стремится к прекрасному и сейчас проявляется большой интерес к традициям народных промыслов, штучным оригинальным изделиям для использования в современном дизайне.
Результаты нашей работы позволят выяснить, возможно ли из бумаги изготовить такие трубочки, которые можно применить для плетения декоративных изделий, имитируя традиционные народные промыслы лозоплетение, плетение из соломки.
Объектная область исследования: Изобразительное искусство.
Объект исследования: технологии плетения из бумажных трубочек.
Предмет исследования: процесс создания декоративно-творческой работы из бумажных трубочек с использованием технологий плетения.
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью бумажных трубочек освоить некоторые приемы плетения, используемые в народных промыслах (лозоплетение, плетение из соломки) для изготовления декоративных изделий?
Гипотеза: Если изготовить бумажные трубочки, ознакомиться с некоторыми видами плетения, используемые в народных промыслах (лозоплетения и плетения из соломки) и применить их в изготовлении творческих работ, то можно выполнить декоративное изделие для украшения интерьера, игрушку, подарок.
Цель: освоить новый (для меня) вид рукоделия в технике плетения из бумажных трубочек и изготовить декоративное изделие.
Для достижения цели, я поставила следующие задачи:
- найти и изучить информацию по данной теме;
- познакомиться с историей плетения;
- ознакомиться с материалами необходимыми для работы;
- освоить простейшие приемы плетения из бумажных трубочек;
- научиться делать поделки из бумажных трубочек;
- оформить результаты работы.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы и материалов сети Internet.
- Наблюдение, сравнение, фотографирование.
- Анализ полученных данных.
2. Основная часть.
2. 1. Теоретическая часть.
Во многих странах мира люди издревле занимались изготовлением плетеных изделий. Археологи находят их в Европе, на Ближнем Востоке и Египте, где особая технология обработки материала в древние времена позволила сохранить плетеные изделия до наших дней. Так, в 1922 году при раскопке гробницы Тутанхамона были найдены красивые, хорошо сохранившиеся кресла из ивового прута.
Ученые утверждают, что еще в период неолита люди изготовляли плетеные предметы из различных мягких растительных материалов.
Наши прапрадеды изготавливали из подручных материалов — травы, соломы, корней, лозы, тростника, бересты и прочего сырья — удивительные по красоте и разнообразию изделия. Среди них всевозможные корзины, чемоданы и сундуки, сани и детские коляски, мебель, игрушки для малышей, плетеные ограды, глиноплетневые стены, плотины и запруды и многое, многое другое.
В XIX веке многие крыши были выполнены с применением этой технологии. Простые люди делали изгороди около своего дома, богатые могли похвастаться плетёной мебелью (Приложение рис.1). Плетение стало модой и для обучения ему повсеместно организовывали школы. Каждая страна вносила в этот вид народного искусства национальный колорит. В настоящее время это народное ремесло возрождается. Наряду с традиционной лозой широко используются современные материалы.
Плетение из бумажных трубочек является новейшим видом рукоделия. Идея использовать вместо лозы бумагу принадлежит восточным мастерам, преимущественно из Кореи и Японии. Эти народы славятся виртуозным владением любых бумажных техник: от оригами до папье-маше.
Из-за доступности материала (достать его намного легче, чем ломать ветви ивы или заготавливать соломку для плетения), я думаю, что смогу ознакомиться с древнейшим народным промыслом - искусством плетения.
2. 2. Практическая часть.
Изготовление бумажных трубочек - бумажной лозы.
Для этого я подготовлю следующие материалы и инструменты:
1) обычная бумага (газеты, журналы, белая офисная);
2) вязальная спица (№ 1,5-2);
3) клей ПВА;
4) ножницы;
5) линейка;
6) карандаш.
Исследуем свойства бумаги, которая у меня есть и из которой я планирую изготовить бумажные трубочки
Свойства | Бумага | ||
Белая офисная | Газетная (старые газеты) | Книжно-журнальная - глянцевая | |
Прочность | Легко разрывается | Легко разрывается | Не очень легко разрывается |
Жесткость | Жесткая | Мягкая | Жесткая |
Плотность | Плотная | Не плотная | Плотная |
Увлажняемость | Плохо проводит воду | Хорошо проводит воду | Плохо проводит воду |
Гладкость | Гладкая | Шереховатая | Гладкая |
Из этой таблицы, я делаю вывод, что более тонкая, мягкая, податливая - это газетная бумага и с неё легче будет скручивать трубочки. Поэтому для освоения новой для меня технологии начну работать с газетной бумагой, использую старые газеты. Этого материала у нас достаточно.
Изготовление бумажных трубочек – бумажной лозы.
В процессе изготовления бумажных трубочек, я буду соблюдать технику безопасности работы с ножницами, клеем, спицей.
Техника безопасности.
1. Хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следить за направлением резания.
3. Не держать ножницы лезвием вверх.
4. Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
5. Не резать ножницами на ходу.
6. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
7. Осторожно обращаться с клеем.
8. Наносить клей на поверхность изделия кистью.
9. По окончании работы вымыть руки и кисть.
10. Осторожно работать с вязальной спицей.
Оказывается, изготовить бумажные трубочки не так просто. В связи с этим необходимо соблюдать определенные условия и правила скручивания полос бумаги, которые тоже должны соответствовать определенным параметрам, иначе не получатся трубочки, при помощи которых можно будет плести изделия.
Итак (Приложение рис. 2) - для начала необходимо разметить газетные страницы на одинаковые полосы (4-10 см). У меня 7 см.;
- далее по намеченным штрихам складываю газету вдоль длинной стороны, тщательно разглаживаю сгибы;
- ножницами разрезаю по сгибам, получатся одинаковые полоски;
- скручиваю трубочки в следующей последовательности: приложить спицу к ближнему уголку полоски таким образом, чтобы угол между спицей и краем длинной стороны полоски был острым, начинаем с уголка накручивать полоску на спицу. Как только один кончик накрутился на спицу, трубочку берем в руки и несколько раз прокручиваем спицу, чтобы трубочка была максимально плотная. Далее на уголок полоски наносим небольшое количество клея, прокручиваем несколько раз и вынимаем спицу. Трубочка готова. Правда она у меня получилась не с самого первого раза. Но проявив упорство, настойчивость и терпение, я достигла желаемого результата. Первые мои трубочки получались не совсем аккуратные и совсем не красивые. Но сама работа по изготовлению трубочек меня увлекла, и через некоторое время у меня все стало получаться. Как то я стала накручивать бумажные полоски на более тонкую спицу и у меня получились тоньше трубочки. Тогда я попробовала изготавливать трубочки с более узких и более коротких полосок. Все эти варианты влияли на толщину и длину трубочек.
Из этого делаю вывод, что толщина и длина бумажных трубочек зависит от толщины спицы или другого инструмента (например, проволоки), на который накручиваются полоски, от ширины и длины бумажных полосок.
Изготовленные трубочки попробовала покрасить. Так как в дальнейшем ими необходимо будет плести, отсюда следует, что нужно подобрать такую краску, чтобы в процессе работы она не осыпалась и не отслаивалась. Значит, для предварительной покраски трубочек не может подойти гуашь или акриловая краска. У нас оказалась краска для пасхальных яиц. Этой краской газетные трубочки прокрасились равномерно, сквозь ее прозрачный слой просвечивается печатный текст (Приложение рис.3).
Изготовляя таким способом трубочки, я заметила, что одна их сторона получается немного уже, чем другая (Приложение рис.4). Попробовала их соединить и убедилась, что они легко наращиваются (Приложение рис.5). И я делаю вывод, что мне удалось сделать бумажные трубочки, пригодные для плетения и которые еще можно назвать бумажной лозой. Которую можно переплетать, скручивать
Данное рукоделие сильно меня увлекло. И во время каникул я начала поисковую работу и изготовление декоративных изделий из бумажной лозы.
Все изделия были мной выполнены по мастер-классам, которые мне понравились в Интернете. Изготовляла я трубочки из газет. Сначала, если что не получалось, мне помогала мама. Для большинства изделий предварительно трубочки не прокрашивала. А уже готовое изделие покрывали краской из баллончика, в чем мне тоже мама помогла. Главные приемы плетения, которые я использовала повторяют приемы лозоплетения (Приложение рис.6,7).
Изготовление интерьерной куклы.
Когда начался учебный год, мы с Валентиной Ивановной, моим руководителем, решили применить технологию плетения для изготовления своего оригинального декоративного изделия.
Сначала начали думать: какое изделие нам хотелось бы изготовить?
Мы решили изготовить куклу.
Далее возникли следующие вопросы: как она должна выглядеть? Ведь куклы бывают разные: авторские, современные, народные, игровые, обрядовые, обереговые.
Мы запланировали изготовить такую куклу, чтобы она стала дизайнерским украшением интерьера – интерьерную.
Дальше, мы решили, что изготовим куклу, в образе которой бы узнавались элементы русского народного костюма. Удастся ли нам реализовать нашу задумку, мы не были уверены. Каждый этап работы превращался в поиск технологий приемов материалов.
Бумагу для изготовления трубочек решили использовали не газетную, а странички из старых не нужных журналов для кружков. Эта бумага нам больше понравилась тем, что из нее трубочки получались не рыхлые, а гладкие, более аккуратные и прочнее и крутить их было легче, и плести тоже легче, так как бумага тоньше, плотнее и крепче чем газетная.
С этого наблюдения можно сделать вывод, что качество трубочек напрямую зависит от вида бумаги. И для плетения декоративных изделий можно использовать не только газетные трубочки.
Приступили к изготовлению куклы.
Чтобы передать особенности русского народного костюма нам необходимо при помощи бумажных трубочек сымитировать главный элемент одежды – это русский сарафан.
Начали мы с нижней части сарафана. При помощи картона круглой формы и трубочек, сформировали конусообразную заготовку (Приложение рис.8).
Дальше нам нужны пышные рукава. Для этого мы применили такой вид плетения как спиральное, изучив его последовательность по схеме (Приложение рис.9, 10). Данный вид плетения используется в таких народных промыслах как плетение из лозы и плетение из соломки.
Следующим этапом мы решили сплести объемную голову. Применили ситцевое круговое плетение. Начало (Приложение рис. 11). Далее расширила форму, а затем сузила и получилась очередная заготовка (Приложение рис. 12). Правда она получилась после второй попытки. Первая форма головы показалась нам не слишком изящной для имеющейся «фигуры». Данный вид плетения чаще всего применяется в таком народном промысле как в плетении из лозы.
Для косы использовали вид плетения, который называется плетенка-трехконцовка и такой вид плетения используется в плетении из соломки. Для этого трубочки прокатали, чтобы они были плоскими, как проглаженная соломка, прикрепили к голове и сплели косу (Приложение рис.13).
Из отдельных деталей (юбка, руки, голова) собираю куклу. По необходимости скрепляю соединения клеем ПВА (Приложение рис. 14). На данном этапе уже вырисовался силуэт куклы: пышный подол и рукава, объемная голова с косой (Приложение рис. 15).
Долго мы решали:
- оставить куклу, не раскрашенную ни в какой цвет (она уже была красивой);
- покрыть её морилкой для дерева и получить имитацию плетения из лозы;
- сделать её разноцветной при помощи гуаши или акриловой краски.
Вспомнила я, что у нас дома осталась в баллончике золотая краска. А что если сделать золотую куклу? Проанализировали, порассуждали, представили. Золотая, скорее всего, будет самая красивая, но что-то не хочется, чтоб в нашей кукле присутствовал металлический блеск. И тут вспомнилось словосочетание: золотая – золотая соломка. И мы начали искать краску и подбирать цвет, чтобы добиться желаемого результата.
Что же мы хотим достичь? Мы хотим сохранить текстуру бумажных трубочек, подчеркнуть фактуру плетения, придать легкий природный оттенок нашему изделию.
Отсюда, я могу сделать вывод, что мне нужна прозрачная краска, лучше, если она будет впитываться в бумагу. Значит, непрозрачная гуашь и плотно покрывающая акриловая не подходят. Есть у нас прозрачная акварель и прозрачная краска для батика. Остановились на краске для батика, так как она лучше и равномернее чем акварельная покрывает трубочки, хорошо впитывается в бумагу, при высыхании сохраняется текстура бумажных трубочек и подчеркивается фактура плетения. Цвет подбирали путем смешивания желтой, красной, синей, а до нужной насыщенности разбавляли водой. Пробовала на форме головы, которая у нас осталась не использована (Приложение рис. 16).
Подобрав цвет, решили нашу куклу дополнительно декорировать, для этого покрасили готовые трубочки, выбранным цветом, после высыхания их прокатали, чтобы они были плоскими и изготовили декоративные украшения в виде плетенки-зубатки (Приложение рис. 17, 18). Данный вид плетения применяется в таком народном промысле как плетении из соломки. Таким образом, я думаю, мы усилим имитацию под соломку не только цветом, но и декоративным оформлением.
Покрасила куклу (Приложение рис. 19). Прикрепила декоративное украшение плетенку-зубатку (Приложение рис. 20), из-за чего не только усилилась имитация под соломку, но и выразительней стали очертания русского народного костюма - сарафана. На этом этапе думали покрыть акриловым лаком и закончить работу.
А потом еще решили попробовать изготовить кокошник. Для этого познакомились с самым новым видом плетения из бумажных трубочек торсион-папье (torsion-pape – перевод с французского, дословно - кручение бумаги).
15 лет назад мастера из Самары Светлана и Валерий Скорняковы изобрели эту технологию. Они первые ювелирные навыки применили используя вместо металла бумагу.
При изготовлении бумажных трубочек для этого плетения, полоска бумаги покрывается клеем ПВА по всей длине, сразу же прокатывается скалкой для приобретения плоской формы и, не дожидаясь, чтобы она высохла, формируются декоративные элементы, при помощи разных подручных приспособлений. После высыхания у них сохраняется приобретенная форма и из них собирается изделие. Изделия изготовленные таким способом можно украшаться искусственными камушками. (Пр. рис.21, 22, 23, 24).
Интерьерная кукла, которую мы решили назвать Русская красавица – готова. Я ее покрыла акриловым лаком, который пропитывает бумагу, зафиксировала ниткой движение руки (Приложение рис.25). Буду надеяться, что после высыхания лака эта форма останется.
На следующий день сняла нитку, рука осталась в таком же положении (Приложение рис.26). Отсюда делаю вывод, что акриловый лак пропитал бумажные трубочки, сделал их глянцевыми и зафиксировал форму.
Итак, из самого доступного материала ненужных газет и журналов, который можно назвать бросовым, я по определенной технологии изготовила бумажные трубочки – бумажную лозу. С их помощью я смогла освоить некоторые приемы плетения, используемые в народных промыслах, и ознакомилась с новым видом плетения – торсион-папье.
Заключение.
С помощью техники плетения, основанной на скручивании бумажных трубочек и переплетении между собой полученных заготовок, мне удалось освоить новый вид рукоделия, некоторые его приемы, используемые в народных промыслах лозоплетения и плетение из соломки, а также применить в своей работе современный вид плетения – торсион-папье. Использовав приобретенные навыки, изготовила дизайнерское изделие – интерьерную куклу (Приложение рис.27).
Новизна работы заключается в том, что сделанная своими руками кукла – это единичный экземпляр. Повторить в точности такое же изделие практически не возможно.
Добыть природный материал для плетения это очень сложная задача в наших городских условиях, а плетение из бумаги является хорошей альтернативой, которая возрождает этот вид рукоделия.
Анализируя результаты своих исследований, я могу сделать для себя вывод об определенных положительных перспективах плетения из бумажных трубочек и, прежде всего, его декоративно-прикладного направления. Тем более, что повышается интерес общества к изделиям из экологически чистых натуральных материалов, каким бумага и является. Общество все более заинтересованно в возрождении народных промыслов. Творческой утилизацией макулатуры решается и экологическая проблема. Создание поделок своими руками это очень современно, интересно и красиво. Технология плетения такая занимательная, что в будущем мы планируем продолжить работу в данном направлении, изучить техники, которые мы ещё не пробовали и выполнить более сложные и интересные работы.
Информационные источники:
Федотов Г. «Сухие травы», М. «АСТ - ПРЕСС» 1997.
http://www.kefa.ru/article/oloze/loza/hi.htm - история лозоплетения
https://www.liveinternet.ru/users/5220935/post290847068/ - спиральное плетение.
https://www.liveinternet.ru/users/nina62/post368038838 - ситцевое плетение
stranamasterov.ru› - Страна Мастеров
https://rukodelkino.com/solomka/solomopletenie/ploskie-pletenki/644-pletenki-iz-4-solomin.html - плетенка-зубатка.
http://modnica.info/?p=32208 - особенности женского русского народного костюма
https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43862196525/Torsion-pape---chto-eto-takoe - торсион-папье.
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Знакомимся с плотностью жидкостей
3 загадки Солнечной системы
Мальчик и колокольчики ландышей
Что есть на свете красота?