Цель: Дать детям представление о разнообразии подводного мира, познакомить с самым большим представителем – китом, развивать вображение, любовь к природе.
Материал: шаблон из альбомного листа, гуашевые краски, кисть №5, стаканы-непроливайки,подставки под кисти,клеенки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое самое большое морское животное?
Ответы детей.
В. А теперь отгадайте загадку:
В синем море бьёт фонтан!
Чудо - юдо великан
Наберёт водички в рот -
И - фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит,
Обитает в море ... .
Дети: Кит!
Воспитатель. Правильно кит. Показывает иллюстрацию. Киты – самые крупные животные на Земле. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и веса 150 тонн. Дышит он не жабрами, как многие морские обитатели, а легкими. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха-выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды. Легкие у китов имеют большой объем, и киты могут длительное время находиться под водой, не дыша, и даже погружаться глубоко под воду, но время от времени ему необходимо подниматься на поверхность, что бы вдохнуть воздух. Именно в этот момент можно увидеть фонтан брызг. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира. Для ориентировки в воде и для общения между собой киты издают звуки, которые не способно уловить ухо человека. Питаются киты в основном рыбой или мелкими рачками. Они плавают с открытым ртом, процеживая воду сквозь специальные пластины – китовый ус. Люди издавна охотились на китов. В наши дни этих гигантов осталось мало, и они взяты под охрану.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем!
Выбирается двое дельфинов, они встают в круг, остальные дети – рыбки.
Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения руками.
В море бурном, в море синем
(пальцы в замок, волнообразные движения руками)
Быстро плавают дельфины
(ладони вместе, волнообразные движения вперед)
Не пугает их волна, рядом плещется она.
(пальцы в замок, волнообразные движения руками)
Вот плывет по морю кит, он дельфинам говорит:
(ладони вместе, волнообразные движения вперед)
- Вы, дельфины, не шумите, рыбок вы скорей ловите!
(ладони вместе, раскрываются пальцы , имитируя рот говорящего кита)
Раз, два, три, четыре, пять, рыбка может уплывать!
(по очереди отставляя пальцы, раскрываем ладони)
«Рыбки» убегают, «дельфины» их ловят.
Воспитатель: Мы с вами вернулись из морского путешествия. Садитесь на свои места. Давайте с вами раскрасим китов, которые живут в море.
Разминка для рук во время работы:
Пальчиковая игра «Осьминоги»:
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать) .
Могут плавать вверх и вниз,
Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.
Сальто сделают на бис,
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.
Заключительная часть:
Мы повесим наши работы на доску и теперь наши киты подружатся, они будут смотреть друг на друга и играть в догонялки. И мы с вами поиграем.
Композитор Алексей Рыбников
Мост из бумаги для Киры и Вики
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Что есть на свете красота?
Медведь и солнце