В работе автор кратко рассматривает историю домовой росписи в России и в своём посёлке, где живёт
Вложение | Размер |
---|---|
domovaya_rospis_dashinimaev_vladislav.doc | 504.5 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция младших школьников
«Я- исследователь»
Россия, Забайкальский край, Могойтуйский район, поселок Могойтуй
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Р.Гласко»
Исследовательская работа
по теме
«Домовая роспись как вид народного искусства»
Выполнил: Дашинимаев Владислав,
ученик 4-а класса МАОУ МСОШ №1
Руководитель: Баранова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ МСОШ №1
пгт. Могойтуй
2022 год
«Домовая роспись как вид народного искусства»
Дашинимаев Владислав, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Аннотация
Цель работы: познакомиться и изучить домовую роспись как один из видов народного искусства Забайкалья.
Задачи:
Методы: теоретические, эмпирические.
Новизна исследования: Хотя тема нашей работы в целом не является новой, знакомство с домовой росписью может способствовать более глубокому изучению культурно – исторического наследия народов, не только населяющих Забайкальский край, но и России в целом. А также мною предпринята попытка изучить состояние домовой росписи на территории посёлка Могойтуй.
Вывод: Я считаю значение исследования традиционного творчества ( в частности домовой росписи) того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь декоративно – прикладное творчество, наряду с языком, обычаями , традициями, народными промыслами, устным народным творчеством, образовывал культурную систему того или иного народа, сохранявшими историю и культуру страны..
«Домовая роспись как вид народного искусства»
Дашинимаев Владислав, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
План исследования
Проблема:
Объект исследования: народное декоративно-прикладное творчество как культурное наследие народа.
Предмет исследования: изучение домовой росписи.
Методы:1.Теоретические: изучение литературы и источников в сети Интернет;
2. Эмпирические: фотографирование.
3.Анализ результата исследования.
Библиография:
«Домовая роспись как вид народного искусства»
Дашинимаев Владислав, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...5
Приложение
«Домовая роспись как вид народного искусства»
Дашинимаев Владислав, 4 класс, Россия, Забайкальский край, пгт. Могойтуй
МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Р.Гласко»
Научная статья
Введение
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы т народное творчество многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.
Актуальность исследования
Определяется тем, что в условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания, уважение к вековым культурным традициям сохранившихся в памяти людей, в произведениях искусства, представляется вполне закономерным.
Декоративно – прикладное творчество, из всех видов искусства обладает наибольшей ценностью как неотъемлемая часть культуры, хранящая и выражающая духовную энергию народа и его нравственный потенциал. То, что живо и поныне, необходимо беречь, изучать и приумножать. Только так можно унаследовать и передать в будущее наше самое большое богатство – многовековой опыт духовной жизни народа, его мудрость, доброту, любовь к родной земле.
Практическая значимость исследования
Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, викторинах, а также для детей и взрослых, интересующихся историей культуры Забайкалья.
Явление домовых росписей как способа украшения своего жилища уходит корнями вглубь мировой истории искусства. Росписи создавались с древнейших времен, создаются они и сегодня.
Традиция домовых росписей имеет давнюю историю. Известно, что в XVII веке были расписаны красками Теремной дворец (Рис.1) и царский дворец в Кремле. Некоторые историки относят появление росписей в светских постройках к XI-XII векам, то есть связывают их с началом распространения христианства и, как следствие, строительства церквей (Рис. 2) и украшения их росписями. [3]
Рис. 1 Теремной дворец Московского Кремля
Рис. 2 Донской монастырь, г. Москва.
Расписывались не только царские хоромы, но и дома зажиточных людей (Рис.3). Росписи, как признак богатства, использовали традиции церковной живописи, указывали на избранность украшенных жилых построек и, соответственно, на значимость проживающих в них.
Рис. 3. Хоромы бояр Романовых
Подражание царскому быту и у боярского сословия, и у крестьян было вызвано общим представлением о важности личности царя и, соответственно, его быта. Это явление, хотя и с изменениями, трансформировавшись в моду, пришло и в XIX, и в XX век, и выразилось, в частности, в подражании украшений крестьянских домов домам горожан. Роспись дома стоила дорого, поэтому оплатить ее, как пишут многие исследователи, удавалось только зажиточным крестьянам (Рис.4).
Рис. 4. Роспись горницы зажиточного крестьянина, г. Самара
Чаще всего мастера- художники уходили на промысел росписи с весны до осени, переходя из деревни деревню, передвигаясь по рекам. Работали мастера как бригадой, так и поодиночке, или вдвоем с подмастерьем.
В княжеских и боярских хоромах XVI–XVII веков стены расписывались «травами- цветами», картинами религиозного содержания, а резные фигуры покрывались золотом и красками.
Рисунки наносили на плоскую поверхность стен дома. Рисунки были выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. Роспись крестьянских домов поражает красочностью и неожиданностью цветовых сочетаний. В интерьере декоративная живопись располагалась на дверях, шкафах-заборках, печках, припечных досках, посуде, потолках, мебели. [7]
Истоки праздничного восприятия мира, характерные для русского народного искусства, отразившиеся в декоративном убранстве северного дома, уходят в глубины славянской культуры. Позже в домовой росписи появились изображения льва, птицы Сирин и единорога. Это были обереги, отпугивающие своим видом зло, его стражи.(Рис. 5)
Рис. 5 Изображение льва
«Доброму человеку что день, то праздник»,– говорит русская пословица. Большое внимание уделялось внутренней отделке дома, чтобы человека окружали тепло, уют, красота.
Таким образом, можно сделать вывод, что домовая роспись на Руси имеет давнюю историю. Роспись имела значение праздника, богатства, оберега для обитателей дома.
В XVII веке в русской церкви возникли разногласия по поводу веры. Появилась «новая вера» и «старая вера». Так на Руси появились староверы, которые массово стали заселять Сибирь и Забайкалье в XVIII веке. Староверов (верующих в «старую веру») по приказу императрицы Екатерины II стали целыми семьями отправлять в Сибирь и попутно в Забайкалье для освоения новых земель. Расселились староверы от реки Селенга до Амура. Они –то и принесли в Забайкалье искусство «домовой росписи» из центральной и северной России. Сейчас староверы проживают в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае, Приморье, Амурской области. Они бережно сохраняют и чтут свою культуру.
Яркими представителями староверов, укладом жизни, культуры являются известные на весь мир жители Бурятии. Наиболее часто встречаемыми и описываемыми являются село Тарбагатай, Большой Куналей, Десятниково. (Рис. 6).
Рис. 6. Расписной дом в Тарбагатае
Домовой росписью, в-основном, занимались женщины, так мужчины работали, содержали семью. Сейчас в селе Тарбагатай создан музей «Домовой росписи», где мы можем увидеть примеры «домовой росписи»: интерьер, посуда, стены дома, домовую утварь.(Рис.7)
Рис. 7 Музей в Тарбагатае
Ярким примером староверов в Забайкальском крае является Красночикойский район. Здесь что ни село — то свой особый мир, свои особенности обычаев, быта, одежды, речи. В среднем течении реки Чикой раскинулось старинное Забайкальское село Архангельское, основанное в 1768 году. В прошлом — это переселенцы из Польши, проживали по реке Сожи. Необычный говор местных жителей, красочные сарафаны, которые пожилые женщины носят по сей день, расписные дома. (Рис. 8) Здесь бережно хранят старину, обычаи и обряды. [9]
Рис. 8 Один из домов в селе Красный Чикой
Со временем искусство «домовой росписи» распространилось и по всему Забайкальскому краю (Читинской области). Роспись стали смешивать с резьбой по дереву, использовать при изготовлении мебели, домашней утвари. Край «каторжан» и «острогов», так раньше называли наш край, стал казаться ярким, весёлым. (Рис. 9, 10)
Рис. 9. Дом в г. Сретенске
Рис. 10 Сохранившиеся ставни в селе Мирсаново
Домовую роспись можно разделить на наружную и внутреннюю роспись интерьера. Роспись интерьеров была женским занятием. Хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, пользовалась большим уважением у староверов. Заимствуя друг у друга определенный круг элементов, мастерицы вносили много выдумки не только в изображение новых узоров, новых сочетаний, но и в подбор красок. Мужчины тоже занимались домовой росписью. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое.
Традиция украшать росписью жилище, мебель, предметы быта повсеместно сохранялась в Забайкалье в первой половине XX в., постепенно затухая в 1940 -1950-х гг. Женщины-домохозяйки и в наше время нередко украшают свое жилище и предметы быта излюбленными мотивами. С настенными росписями связаны представления о красоте, особенно в среде старшего поколения, и потому росписи в некоторых домах бережно сохраняются.
Из вышесказанного следует, что домовая роспись в Забайкалье прошла длинный путь исторического развития. Также можно сделать вывод о том, что домовая роспись в Забайкалье - важный элемент духовной и материальной культуры, явление богатейших традиций в декоративно – прикладном творчестве.
Для полноты своего исследования я решил изучить домовую роспись в посёлке Могойтуй.
Наш посёлок Могойтуй является районным центром одного из трёх районов Агинского Бурятского округа. Здесь переплетаются культура русского и бурятского народов, их культурного наследия. Начал я своё исследования с Могойтуйского дугана. (Рис. 11)
Рис. 11 Могойтуйский дуган
Пройдясь по территории дугана, я заметил, что, в большинстве своём, здесь используется смесь резьбы по дереву, кованые украшения и рисунки на здании храма на религиозную тему. Внутри храма мы заметили роспись на ритуальном барабане. (Рис. 12, 13, 14, 15)
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 14 Роспись на воротах дугана Рис. 15 Роспись на ритуальном барабане
Дальше мой путь лежал по улицам посёлка. Пройдясь по улицам, спросив у водителей такси, я выяснил, что на территории посёлка практически отсутствует домовая наружная роспись. Удалось найти роспись на одном магазине и на ставнях одного из домов. (Рис 16, 17)
Рис. 16 Магазин «Весна» Рис. 17. Дом по ул. Нагорной
Из беседы со своей учительницей я узнал, что этот дом раньше был расписным. Но со временем хозяева убрали роспись на стенах дома. Со слов моей бабушки, которая раньше работала почтальоном, домовой росписи раньше на домах посёлка было больше. Сейчас же, в-основном, украшают ворота, наличники, крыльцо дома деревянной резьбой или ковкой по металлу.
Тогда было решено попросить помощи у родителей моих одноклассников и выяснить, может быть, у кого-то в семьях сохранились предметы внутренней домовой росписи. Здесь уже больше появилось предметов. Одноклассники сделали фото картины на стене (Рис. 18), расписных досок (Рис. 19), сундуков (Рис. 20), шкафчика для принадлежностей (рис. 21).
А двое одноклассников принёсли фото стилизованной росписи стен в доме (на современный лад) и в детской комнате. (Рис. 22, 23) На жидких обоях акриловыми красками нарисован «травяной» орнамент. (Рис. 22)
Таким образом, делаем вывод, как и раньше, предметы интерьера расписываются цветами, геометрическими узорами, национальным бурятским орнаментом.
Рис. 18 Нарисованная картина Рис. 19 Разделочная доска
Рис. 20 Сундук с бурятской росписью Рис. 21. Шкафчик
Рис. 22 Детская комната Рис. 23 Роспись акриловыми красками
Домовая роспись в культуре Забайкалья - важный элемент духовной и материальной культуры, явление богатейших традиций декоративно – прикладного творчества. Искусство росписи, раскрашивание, сохранявшее традиционную форму вплоть до 40-50 гг. ХХ века, нельзя считать явлением прошлого, так, как и в настоящее время, оно продолжает жить в творчестве народа. Рассматривая элементы, сюжетные мотивы, не перестаешь удивляться необыкновенной красоте, исходящей от этих вещей. Можно составить представление об истории и культуре своего народа.
В ходе моего исследования я познакомился с новым для меня видом народного творчества - домовой росписью, узнал историю её появления и развития. Также удалось выяснить, что в некоторых районах Забайкалья до сих пор бережно хранят историю домовой росписи. Изучая информацию в Интернете, я пришёл к выводу, что в наше время возрастает интерес к домовой росписи. В доме появляется красота, уют.
Но в тоже время, наружную домовую роспись заменяет новый вид искусства – граффити. Росписи наружные зданий оживляют серые дома, добавляют красок, восхищают, радуют. В- дальнейшем, я думаю провести исследование о граффити как одном из видов искусства.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Загадочная система из шести экзопланет
Хризантема и Луковица
Новый снимок Юпитера