Творческий проект Тема: Традиции и обычаи народов мира. Узбекистан
Данный проект является творческим. Он знакомит нас с обычаями и традициями узбекского народа, раскрывает нам тайны государства с многовековой историей и самобытной культурой, которая сложилась еще на заре цивилизации.
Цель:
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
saitova_titulnyy_i_soderzhanie.docx | 19.81 КБ |
saitova_traditsii_i_obychai_narodov_mira.docx | 52.31 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24
Творческий проект
Тема: Традиции и обычаи народов мира
Узбекистан
Автор проекта:
Саитова Ксения,
обучающаяся 7 «А» класса
Наставник проекта:
Тягушева Светлана Геннадьевна,
Учитель ИЗО и черчения
Озерск
2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть
1.1. Узбекские обычаи……………..................................................................4
1.2. Традиционные ремесла Узбекистана...……… ………………………...6
1.2.1. Резьба по ганчу……………………….……………………….………...7
1.2.2. Ткани и тюбетейки……..……………….................................................9
1.2.3. Керамика……………………………………………………………….12
Заключение...………………………………………………………………....14
Список литературы...………………………………………………………...15
Практическая часть
Приложение: фотоальбом предметы быта, пластилиновые фигурки
Введение
Темой своего проекта я выбрала Традиции и обычаи народов мира, и решила рассказать об Узбекистане. Изложение материала построено как путешествие по этой стране. Больше всего меня привлек рассказ о том, как узбеки принимают гостей. Ещё показался интересным обычай празднования рождения ребенка. Также мое внимание привлекли традиционные ремесла, сохранившиеся до наших дней.
Цель:
Задачи:
1.Теоретическая часть
1.1 Узбекские обычаи
Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью.
Обряды и обычаи узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии предков, пришли в современную жизнь, сохранив свою самобытность и многообразие.
Одним из прекрасных национальных обычаев является гостеприимство узбекского народа. С древних времен принять гостя за богатым дастарханом считается большим искусством. Не только дома, но и во время больших торжеств необходимо красиво подавать различные блюда, проявляя одинаковое уважение ко всем гостям, богато украшать дастархан разнообразными сладостями, фруктами и блюдами. По древней традиции, если в гости придет знакомый или даже незнакомый, его обязательно приглашают войти в дом, подают хлеб и чай.
Восточное гостеприимство – это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший из глубины веков. Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Принято снимать обувь при входе в дом. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа.
Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая.
Самый уважаемый человек занимает почетное место. После того как гости рассаживаются, делят лепешку и раскладывают ее по столу. Горячее блюдо подают после чаепития, начиная со старших почетных гостей. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к еде.
Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в небольших чайниках и разливают в маленькие пиалы.
И не надо удивляться, если хозяин нальет гостю неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.
Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто – гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, эти неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству.
Традиционным местом чаепития в Узбекистане является чайхана . Традиционный интерьер чайханы состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких же низких столиков. Главное место интерьера отведено очагу, над которым кипятят воду и готовят пищу. Возле очага располагаются чайники.
Обстановка чайханы уютна и своеобразна. Здесь посетители не просто пьют чай, принимают пищу и отдыхают, но также делятся между собой последними новостями. Узбекские семьи – как правило, большие, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших – вот еще одна главная традиция узбекского народа. В узбекских семьях исторически культивируются вежливость и уважение к старшим по возрасту.
В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством Бешик тўйи – Колыбельная свадьба. Этот обряд проводится обычно на третий, седьмой, девятый или сороковой день со дня рождения ребенка.
В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель «бешик» и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда.
В доме собирается много гостей, которых приглашают за праздничный стол, заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка.
1.2. Традиционные ремесла Узбекистана
В повседневной жизни узбеков большую роль играют вещи, которые их окружают: посуда, ковры, одежда. Во многих семьях хранятся вещи, которые передаются по наследству, в основном это украшения, ковры, деревянные резные сундуки.
Традиционные ремесла насчитывают не один век, они выросли из занятий древних людей. Когда – то человек пытался делать всё сам, но постепенно останавливался на том, что получалось у него наиболее хорошо.
Так появились ткачи, гончары, медники, изготовлявшие металлическую посуду, мастера ковров, резчики по дереву и ганчу.
Впоследствии эти ремесла превратились в профессии и стали условием объединения в цеха.
Эти ремесла сохранились до наших дней, многие мастера используют те же приемы и инструменты, что и их далекие предки. Так же кропотливо, вдумчиво, не спеша они создают свои шедевры.
1.2.1. Резьба по ганчу
Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана.
История этого ремесла берет начало в III-IV веках нашей эры. До настоящего времени сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары».
Ганч — известный в Центральной Азии вяжущий материал, его получают обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей.
Безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей. За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, податливый, быстро сохнущий, и в то же время необычайно твердый после обработки, он имеет приятную бархатистую поверхность и мягкий белый цвет.
Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественное применение.
В арсенале резчика - ганчкора было более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры - пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь. Того, кто достигал вершин мастерства, называли усто. Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца к сыну. У настоящего усто (мастера) всегда были ученики, которыми становились дети самого резчика и его односельчан. Таким образом в течение веков складывались династии, и целые села, а иногда и города становились известными благодаря искусству местных умельцев.
Настоящий расцвет этого искусства наступил в XVIII-XIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа. В этот период совершенствуется методы, техника, разновидности резьбы.
В конце XIX — начале XX вв. на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.
Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы, различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла. Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции.
В начале XX века был создан художественный прием резьбы по ганчу на зеркальной поверхности, придающий эффектность и легкость декору.
Поколения узбекских мастеров сумели сохранить и донести до наших дней секреты своего удивительного ремесла. Большая заслуга в этом принадлежала замечательному ташкентскому потомственному усто Махмуду Усманову, который применял традиционные виды художественного оформления в современной архитектуре.
В крупных городах современного Узбекистана Бухаре, Самарканде, Фергане изучают древнее ремесло мастеров - ганчкоров. Так, ими сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.
Сегодня, это ремесло, как и много веков назад, стало семейным делом.
1.2.2. Ткани и тюбетейки
Сырьё для производства тканей выращивают в самом Узбекистане. Узбекские мастера издавна ткут вручную разнообразные ткани. Одним из способов украшения ткани, стала окраска в технике ИКАТ. Она заключается в частичном окрашивании нитей до ткачества, впоследствии из сотканных нитей образуется узор.Этот способ изготовления ткани требует мастерства и красильщика, и ткача.
Техника икат известна у разных народов: в Узбекистане, в Таджикистане, в Афганистане, в Индонезии, на Ближнем Востоке, у народов Африки. В Узбекистане икатовые узоры образуются только продольными нитями, поперечные нити всегда окрашены однотонно.
Традиционно ткани ткут из того сырья, которое производят в определенной местности. В Узбекистане это шелк, хлопок, иногда вместо шелка используют вискозу.
В первую очередь, икат – это технология окрашивания нитей и название ткани с таким узором. Выполненная из хлопка ткань называется бязь, или по - узбекски боз.
Смешанная из хлопка и шелка ткань называется адрас. В нем шелковая нить идет вдоль полотна и образует узор, а хлопковая нить расположена поперек ткани.
Самая дорогая ткань называется шелковый икат, она изготовлена из натурального шелка.
Ещё мастера ткут шелковый ала - бахмаль, или вельвет, шелковую ворсовую ткань с икатовым узором. Этот вид ткани был распространен в Узбекистане в 1900-1907 годах, использовался только богатыми особами. Ала - бахмаль был очень дорог и редок из – за большой доли ручной работы и высокого расхода шелка для изготовления ворса. В настоящее время такую ткань выпускают по индивидуальным заказам для пошива одежды для торжественных случаев.
Современные ткани используются не только для пошива одежды. Многие виды тканей хорошо драпируются, поэтому годятся для штор, для обивки мебели, для дастарханов – знаменитых узбекских скатертей - ковров.
Тюбетейка – национальный головной убор народов Востока. Имея острую или округлую форму, украшается вышивкой или вытканными узорами. В Узбекистане это убранство носят все, от мала до велика, как женщины, так и мужчины. Для каждого случая есть отдельный вид головного убора. Скорее всего, тюбетейку начали носить с того времени, как в Узбекистан пришла религия ислам.
Согласно религиозным канонам, считалось недопустимым взрослым людям покидать стены своего жилища без головного убора. Так тюбетейка стала частью национального костюма .Её стали украшать разными способами, простегивать и укреплять шелковой или хлопчатобумажной нитью, вставлять облегченную бумагу между лицевой и изнаночной стороной для поддержания формы. Постепенно обычное ремесло превратилось в национальное прикладное искусство.
Само слово Тюбетейка имеет татарские корни, произошло оно от слово «тюбете», что в переводе значит – верхняя часть, вершина. В Узбекистане же принято называть этот головной убор «калпок» или «дуппи». К концу 18 – началу 19 века, тюбетейки набрали большую популярность в Средней Азии.
К самым распространенным орнаментом вышивки, относятся цветочный мотив и миндалевидный мотив «бодом» – символ жизни и плодородия. «Илон Изи» (тропа змей) — широко распространенный узор в орнаменте тюбетейки. Ходят поверье, что он действует как талисман.
Для каждой области Узбекистана характерны свои узоры, техника вышивания и ткани, из которых делают тюбетейки.
Узбекские тюбетейки различаются по возрасту: женские, мужские, детские, а также для пожилых людей. Пожилые женщины их не носят.
Мужские тюбетейки изготавливают из сатина или бархата тёмных оттенков, близких к чёрному.
Женские тюбетейки шьют из бархата, шёлка или парчи светлых тонов. Также их украшаются бисером, яркими камнями и блёстками.
Для детских тюбетеек берут красочные ткани, украшают бисером, разноцветной вышивкой, блестками, кисточками.
Разделяют шесть видов узбекских тюбетеек по регионам: Бухарская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская и Ташкентская. Все виды отличаются не только формой, но и орнаментами, украшающими головной убор. Узоры оттачивались мастерами в течении многих веков, а теперь передаются от мастера к ученику. Многообразие узбекских узоров поражает. Они могут быть выкроены в виде очертаний животных или птиц, растений или просто сложных узоров. Самые распространенные орнаменты на тюбетейках это:
Способы вышивки также самые разные, гладью, мелкими крестиками, бисерным плетением. Часто рисунок предварительно наносится на поверхность, а уже потом по нему вышивается узор. Но профессиональные вышивальщицы способны обходиться без предварительных набросков и вышивать узоры сразу. Таким образом, тюбетейка для узбека действительно, неотъемлемая часть его жизни.
1.2.3. Керамика
Изготовление керамики, как и другие художественные промыслы, появилось в Узбекистане много веков назад. Одним из самых древних городов, где зародилось керамическое производство, является Риштан, расположенный в Ферганской долине. Он возник на Великом шёлковом пути. С давних времён известен как крупнейший в Средней Азии центр по производству уникальной глазурованной керамики.
Само название города образовывалось от древнего согдийского слова «Раш» («Руш», «Руши») — «красная земля»: по месторождению гончарной глины хоки - сурх, имеющей красноватый оттенок.
Археологами ещё в 1939 году были обнаружены свидетельства того, что на этом месте непрерывно сосуществовало поселение городского типа, основанное ещё до нашей эры. В частности, были найдены жилые и ремесленные кварталы городской застройки; производственные здания и сооружения, в том числе печи для обжига керамики. В 1998—1999 годах под двухметровым культурным слоем снова обнаружены остатки жилых и производственных построек, в том числе печи для обжига керамики; запасы железа, меди и стекла, множество керамических, бронзовых и стеклянных предметов. А также — система арыков и канализационных ходов, облицованных керамикой IX—XII столетий.
Гончарное производство было популярно ещё на заре цивилизаций и одно из достойнейших мест в мире керамики принадлежит мастерам Риштана. Этот промысел возник в Риштане с появлением поселения. Риштан, находившийся на пересечении караванных путей между Китаем и Индией, с одной стороны, Персией и Ближним Востоком с другой, быстро развивается и становится важным центром торговли, перевалочным пунктом на Великом шёлковом пути. Здесь была построена соборная мечеть. В городе располагались гончарные кварталы.
Крупнейшими центрами художественной керамики в Средней Азии IX—XIII веков были Самарканд, Бухара, Чач, Фергана, Хорезм. Именно в это время Ферганская долина переживала период подъема экономического развития, который отразился и на производстве керамической посуды.
В Риштане с древнейших времен была разработана уникальная технология создания керамических изделий. Риштанские керамисты — кузагары считают себя потомками основоположников гончарства и хранителями старых традиций. Риштанская керамика отличалась высокими технологическими и художественными качествами.
Традиции искусства керамики многих соседних керамических центров, к концу XX столетия были почти полностью утрачены, и только в Риштане (в этом его феномен) промысел развивался стабильно, на протяжении столетий сохранив свою стилистическую целостность.
В Средней Азии есть немало замечательных, очень самобытных центров керамики, это Самарканд, Бухара, Хива, Худжанд, Гиждуван, Андижан, Канибадам, Шахрисабз, Куляб, Гурумсарай, однако, издревле почетное звание «Главной гончарной мастерской» Средней Азии носит древний Риштан.
Ни в одном из керамических центров Средней Азии нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы — блюда для плова, косы и шокосы — миски для супа-шурпы, огромные кувшины - хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока - кошкулок, кувшины - офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины - кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы — урдак — полет фантазии мастера не знает предела. Сохранились также формы посуды, характерные только для Риштана. Это ритуальные сосуды для омовения рук — даст шу, в виде развернутой пологой чаши на невысоком пустотелом поддоне-резервуаре для слива воды.
Произведения риштанских мастеров входят в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея, Музея искусств народов Востока в Москве, Музея этнографии в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа, Музея керамики Асакура - сан в Комацу (Япония) и другие зарубежные собрания.
Заключение
При выборе темы я не представляла себе, с каким объёмом информации я столкнусь. Мне стоило большого труда выбрать и изложить интересные факты об этой стране.
Узбекистан – это государство с многовековой историей, его самобытная культура сложилась еще на заре цивилизации. Традиции народа – это неоценимый опыт предков, дошедший из глубины веков. Соблюдение их всегда было долгом каждого узбека, независимо от пола, возраста и социального положения. Только ценя прошлое, человек может быть уверен в настоящем и спокойно смотреть в будущее.
Несмотря на обширность исследуемого материала, мне кажется, что цель проекта достигнута. Он получился разнообразным и информационно насыщенным.
Список литературы:
Рисуем крокусы акварелью
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Усатый нянь
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?